Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 257.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации21.11.2013
Размер257.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2
Муниципальная общеобразовательная школа № 31

Самоанализ опыта работы
Учителя математики

Кайдаловой Е.В.

Белгород 2009 г.

Стаж моей педагогической работы насчитывает 19 лет. С первых дней преподавательской работы я преподаю математику. Вовремя работы я уделяю особое внимание методике. Это не значит, что я как-то по особенному обучаю детей. Просто хочется испробовать всё лучшее, что вижу, что узнаю из методической литературы, из опыта старших коллег.

В своей работе осуществляю дифференцированный подход, использую разноуровневые дидактические материалы, использую разнообразные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, много времени отвожу для индивидуальной работы. В основу своей учительской деятельности ставлю знание индивидуальных способностей учащихся, использую для этого наряду с репродуктивными методами обучения частично-поисковый, исследовательский метод изложения нового материала. На уроках применяю математические диктанты, тесты, зачёты. Провожу уроки-лекции, уроки-практикумы. Все самостоятельные и контрольные работы дифференцированы по 3 уровням.. Закрепление изученного материала провожу в форме дифференцированного опроса, решения с комментариями

Уделяю особое внимание поддержанию интереса к изучаемому предмету и активности у учащихся на протяжении всего урока. Изучение учебного материала организую посредством решения лабораторно-практических задач. Изучение теории – один из наиболее сложных вопросов преподавания математики. Обычная методика объяснения нового теоретического имеет свои недостатки, связанные прежде всего с пассивностью обучаемых, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписывания с доски. Для устранения этих недостатков, повышения активности учащихся при изучении теории я направляю деятельность учащихся постановкой соответствующих заданий для самостоятельной работы, провожу контроль за этой деятельностью и даю необходимые консультации. Постоянно работаю над формированием интеллектуальных способностей учащихся, использую для этого наряду с репродуктивными методами обучения частично поисковый, исследовательский метод изложения нового материала. Например, рассмотрим доказательство теоремы Пифагора.

Теорема Пифагора:

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Я предлагаю провести доказательство этой теоремы на основе следующих вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся:

  1. Нарисуйте в тетрадях прямоугольный треугольник. Обозначьте катеты этого треугольника а и b, и гипотенузу с.

  2. Постройте квадрат, сторона которого равна a+ b.

  3. На сторонах квадрата отметьте по одной точке, делящей эти стороны на отрезки а и b так, чтобы к каждой вершине квадрата примыкали отрезки а и b.

  4. Соединим отрезками точки, расположенные на соседних сторонах квадрата. Посмотрите, на какие фигуры при этом разобьётся исходный квадрат. Покажите, что полученные треугольники равны исходному прямоугольному треугольнику. Укажите признак равенства треугольников.

  5. Чему равны стороны полученного внутреннего четырёхугольника? Чему равны углы этого четырёхугольника? Какой из этого вывод о внутреннем четырёхугольнике можно сделать?

  6. Рассмотрим теперь, как связаны между собой площади полученных треугольников и квадратов. Учитывая, что исходный квадрат составлен из четырех равных треугольников и внутреннего квадрата, установите связь между их площадями и выразите площадь исходного треугольника и площадь внутреннего квадрата.

  7. Зная стороны прямоугольного треугольника и квадратов, напишите формулы их площадей.

Подставьте полученные формулы в равенство для площадей. Какое равенство при этом поучается? Раскрывая квадрат и приводя подобные члены окончательно получаем равенство с2 = а2 + b2.
В процессе доказательства теоремы я могу не делать на доске никаких записей, а использую это время для индивидуальной работы с учащимися, проверяя правильность выполнения заданий.

Но далеко не весь теоретический материал можно изучить таким приёмом. Поэтому если доказательство проводится мною на доске, то в преобразованиях , вычислениях и рассуждениях, доступных учащимся , я могу допустить ошибки. Тем самым, убеждаясь в том, насколько внимательно ребята следят за ходом мыслей и участвуют в работе. Иногда могу прервать ход доказательства и предложить ученику продолжить работу у доски самостоятельно. Зная о такого рода приёмах, учащиеся с большим вниманием слушают учителя и следят за ходом рассуждений.

В этом году при изучении нового материала я постепенно начала вводить элементы модульной технологии сочетая с традиционной системой обучения.

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно – познавательную деятельность. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции знаний, консультирования, степени самостоятельности. Ученик при этом имеет возможность самореализоваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируется такие качества как самостоятельность и коллективизм.

Затрудняет работу с модулями целиком отсутствие компьютерной и копировальной техники в кабинете.

Приведу пример объяснения темы «Вычисление углов между прямыми и плоскостями» :

А. Алгоритм нахождения угла между векторами заданными своими координатами.





Задания

Рекомендации

1

Вычислить длины векторов

Стр 104

2

Найдите скалярное произведение

Стр 110

3

Найдите косинус угла  между векторами по формуле

Стр111

4

Примеры:

1.Выполни №451(д)



Используй получившуюся формулу:

1.Найди

2.Найди

3.Вычисли cos




2.выполни №453

Найди:

1.координаты векторов

2.угол между


В. Нахождение угла между прямы


1

Записать определяющего вектора прямой

Стр 111

2.

Прочитать задачу 1

Стр 111

3

Вывод: Так как угол между прямыми принято считать острым, то , где - направляющие векторы прямых.

Записать в тетрадь.

4

Пример:

Выполни №464(а)

  1. Найди координаты

  2. Найди

  3. Найди координаты

  4. Найди

  5. Вычисли

  6. Вычисли cos


Эффективным методом при дифференцированном обучении является работа в группах. Я строю свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск. С этой целью я использую два основных приёма:

  • Различные формы групповой работы на уроках и во внеурочное время;

  • Лекционно – семинарскую систему обучения в старших классах.

Эти два приёма в моей работе тесно связаны между собой и их сочетание даёт хороший результат.

Для организации групповой работы я исхожу из наличия в классе трёх основных типологических групп учащихся: слабоуспевающих учащихся (1 группа), среднеуспевающих учащихся (2 группа), хорошо и отлично успевающих учащихся (3 группа). Многие педагогические исследования показывают, что групповая форма работы – наиболее эффективна и оптимальна для достижения целей обучения. Я практикую проведение групповой работы двух видов – единой и дифференцируемой. При единой форме работы группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной – разные группы выполняют задания различной степени сложности. Групповые задания учащихся являются промежуточными между коллективным (фронтальным) и индивидуальным видами организации изучения нового материала.

Работа в группах – это новое – хорошо забытое старое.

Группа может быть от 2 до 12 человек. Но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.

Схема 1: группы получают одно тоже задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Пример: Физика.

Ученики ещё не знакомы с понятием «плотность». Группам раздаются куски пластилина с указанием измерить массу и объём как можно точнее. У каждой группы свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнение работы группы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, которые допустят ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:





1

2

3

4

5

6

7

Масса в граммах

22

42

90

50

150

74

55

Объём в миллилитрах

15

30

150

35

100

53

25


Учитель: - Вот общая таблица результатов. Посмотрите на неё внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?

В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя ли найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят…

Наконец, возникает смутная догадка: масса, делённая на объём, даёт число, примерно, одинаковое почти у всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт повторно и убеждаются, что и их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие «плотность». Теперь оно будет осознано как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками…

Математика:

Таким же образом можно рассмотреть изучение темы «Длина окружности и площадь круга». При различных значениях длины и радиуса окружностей найти число .

Cхема 2: Группы получают различные задания.

В этом случае группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочерёдно меняясь, спикеры обходят по кругу все группы и работают с каждой.


Математика:

Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая делает разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвёртая заняты таким же образом, но по другой теме. По завершению работы спикеры каждой группы обходят по очереди остальные группы с докладами. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами.
Схема3:

Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
Схема4: Ищи ошибку;

Учитель даёт серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы – найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными. Ребята ищут ошибки группой, спорят, совещаются… Придя к единому мнению, группа выбирает спикера. Спикер передаёт результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Мы пришли к заключению, что эффективная помощь всем средним и слабоуспевающим учащимся может быть организованна в учебных группах из 4 человек, состоящих из различных типологических групп учащихся класса.
I группа II группа III группа


1

2

3

4

5

6



Эти группы нужно посадить так, чтобы одна пара учащихся сидела за другой (во время работы группы передняя пара поворачивается к сидящей сзади). Когда группы сформированы, мы проводим специальную беседу с классом, разъясняя учащимся задачи учебных групп, подчёркивая ответственность членов группы друг за друга. Такая беседа благоприятно сказывается на выработке сознательного отношения учащихся к работе в группе, а значит, и к учёбе в целом.

В каждой учебной группе я назначаю ответственного консультанта. Как правило, это ученик с отличными или хорошими учебными возможностями, однако иногда целесообразно групповым консультантом назначить не самого сильного, а самого организованного, который может наладить работу всей группы. Групповые консультанты – это тот актив на который опирается учитель при работе с классом; без помощи такого актива трудно должным образом использовать и совершенствовать познавательные возможности учащихся. В случае традиционной формы обучения работа с активом заключается только в том, что я даю этим учащимся дополнительные задачи. В случае же если ученики являются групповыми консультантами, они становятся проводниками учебной линии учителя . Групповые консультанты оценивают работу членов учебной группы и в конце урока кладут на стол учителя рапортичку с оценками. Знания групповых консультантов я оцениваю сама.

Деятельность учебной группы организую во время изучения нового материала и сочетается с фронтальной работой класса. В одном случае фронтальная работа предшествует групповой, а в другом наоборот, возможно и чередование этих форм учебной работы. Учитель при этом должен руководить познавательной деятельностью и всего класса, и каждой типологической группой, и каждого отдельно взятого ученика.

Индивидуальные задания составляю с учётом психологических особенностей и подготовленности каждого ученика для каждого этапа учебного процесса.

В групповой работе я выделяю четыре этапа:

На первом этапе организацию учебного процесса осуществляется систематизация знаний и умений учащихся, предполагающая сведение всего изученного в единое целое, выделение в нём главного и второстепенного. Это необходимо каждому ученику, поэтому я работаю со всем классом, используя фронтальные (коллективные) формы работы, а также учебные занятия, выполнение которых сопряжено с актуализацией всего комплекса знаний и умений. К учебным занятиям такого рода относятся: работа с таблицами; задания на составление схем и конспектов; задания на классификацию понятий; на выявление места понятия или теоремы в системе изученных понятий или теорем.

На втором этапе процесса обучения происходит расширение области применения знаний учащихся III и II групп, и работа дифференцируется по основным типологическим группам. Работу на этом этапе провожу с группами II и III, слабоуспевающие учащиеся выполняют в это время самостоятельную работу по комплексному использованию знаний и умений в различных ситуациях по специально составленной для данной типологической группе программе.

На третьем этапе организации учебного процесса проводится углубление знаний учащихся III группы. На этом этапе работа и дёт с успевающими, а среднеуспевающие учащиеся выполняют на этом этапе самостоятельную работу, направленную на совершенствование систематизированных и расширенных знаний по специально составленной программе.

На четвёртом этапе организации учебного процесса хорошо и отлично успевающие ученики приступают к самостоятельной работе по закреплению вновь приобретённых знаний и умений.. Остальные школьники продолжают начатую ранее работу. Все учащиеся работают самостоятельно и индивидуально.

В старших классах я применяю лекционно-семинарскую систему проведения уроков с групповыми занятиями. Это уроки-лекции, уроки практических занятий; уроки семинарских занятий; урок – «марафон», зачёт, контрольная работа. Применение этой системы занятий помогает мне изложить материал укрупнёнными порциями, при этом освобождается время для повторения вопросов теории и решения задач.. Так, например, я строю работу в 10-м классе по теме дифференцирования, включая сразу и производную сложной функции, и производную тригонометрических функций, в 11-м классе – изучение логарифмической функции, включая решение логарифмических уравнений и неравенств, а также дифференцирование показательной, логарифмической и степенной функции.

  1. Провожу семинары различных типов. Они могут быть посвящены повторению, углублению, систематизации и обобщению пройденного материала, содержать элементы истории, могут проводиться в форме смотра знаний учащихся, как последний этап к зачёту. Так, например, в 8 классе мы проводили научно-практическую конференцию, посвящённую Пифагору. Учащиеся по группам готовили рефераты, составляли устный журнал по истории математики. Проведение семинара требует дополнительной подготовки. Опишу, как я провожу семинар по теме: «Примеры решения тригонометрических уравнений и систем неравенств». Класс разбивается на восемь групп. Причем в каждую группу включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся.Для них я проожу специальную консультацию. Каждой группе даётся задание по одному из видов уравнений (текс учебника, примеры из учебника и подбор одного уравнения из дополнительной литературы для самостоятельной работы класса). На уроке предоставляем каждой из групп слово для подробного разбора упражнения. Затем из предложенных уравнений составляем самостоятельную работу, которую выполняет весь класс.

  2. Урок – лекция. Я отказалась от «модных, экстравагантных» методов введения нового материала и выбрала самый доступный мне и учащимся метод изложения нового материала – лекцию. Лекция должна быть ёмкой, но краткой. Основные моменты записываются на доске. Лекция делится на части (три или четыре). Сразу же после лекции – обобщающая беседа по частям.

Опрашиваю каждого. Любой урок начинается с устного (громкого) опроса учащихся. На первом после лекции уроке. На первом после лекции уроке к доске выходят 3-4 ученика, которые отвечают на соответствующие вопросы теоретического блока. Это команда из лучших учащихся.Они знают, что будут отвечать на уроке, поэтому хорошо готовятся к ответу.

При ответе учитывается всё: и как выучил материал, и как ученик стоит у доски ; речь его должна быть отчётливой, локаничной, строгой, а главное – быстрой.

На втором уроке после лекции также для ответа к доске выходят следующие четыре ученика, готовые пересказать выученное. На третьем уроке картина повторяется. Таким образом, за три урока ответят 9 -12 человек.Другие же учащиеся внимательно слушают ответы, запоминают и «учатся» отвечать. После трёх уроковначинается тихий опрос. При тихом опросе ребята отвечают только учителю. Остальные учащиеся в это время пишут мини – проверочные работы на «стандарты»- обязательные програмные упражнения. Отработка теоретического блока в форме устного опроса учащихся на каждом из первых уроков вполне достаточна для того, чтобы каждый ученик овладел необходимыми теоретическими знаниями, предусмотренными школьной программой.

  1. Урок «марафон». Когда заканчивается опрос всех учащихся по теории данной темы, провожу урок «марафон». Что такое «марафон»? Это урок контрольной работы (в форме диктанта) по «стандартам», которые отрабатываются в первые уроки, когда учащиеся сдают теорию.

Урок «марафон» преследует две цели:

1)проверку знаний и навыков в решении программных упражнений;

2)скорость выполнения упражнений – стандартов.

Учащиеся знают о таком уроке и серьёзно готовятся к нему.Упражнения подобранные для урока делятся на прт дистанции:

Первая дистанция оценивается «тройкой», вторая – «четвёркой», Третья дистанция - «пятёркой». Ученики, которые не выполнили ни одного упражнения или выполнили хотя бы одно, считаются «сошедшими» с дистанции. Им выдаётся «белый билет» - карточка с заданиями, при выполнении которых ученик полкчает оценку, соответствующую данной дистанции. Каждая дистанция содержит 10-12 заданий. За урок выполняется до 36 заданий.Это позволяет учащимся довести навык выполнения таких «стандартов» до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных нестандартных упражнений, когда мыслительная деятельноять нацелена на процесс других – «более серьёзных», логических связей.Приведу пример одного урока-«марафона» по теме «Производная» 10 класс.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск