Скачать 257.54 Kb.
|
Муниципальная общеобразовательная школа № 31 Самоанализ опыта работы Учителя математики Кайдаловой Е.В. Белгород 2009 г. Стаж моей педагогической работы насчитывает 19 лет. С первых дней преподавательской работы я преподаю математику. Вовремя работы я уделяю особое внимание методике. Это не значит, что я как-то по особенному обучаю детей. Просто хочется испробовать всё лучшее, что вижу, что узнаю из методической литературы, из опыта старших коллег. В своей работе осуществляю дифференцированный подход, использую разноуровневые дидактические материалы, использую разнообразные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, много времени отвожу для индивидуальной работы. В основу своей учительской деятельности ставлю знание индивидуальных способностей учащихся, использую для этого наряду с репродуктивными методами обучения частично-поисковый, исследовательский метод изложения нового материала. На уроках применяю математические диктанты, тесты, зачёты. Провожу уроки-лекции, уроки-практикумы. Все самостоятельные и контрольные работы дифференцированы по 3 уровням.. Закрепление изученного материала провожу в форме дифференцированного опроса, решения с комментариями Уделяю особое внимание поддержанию интереса к изучаемому предмету и активности у учащихся на протяжении всего урока. Изучение учебного материала организую посредством решения лабораторно-практических задач. Изучение теории – один из наиболее сложных вопросов преподавания математики. Обычная методика объяснения нового теоретического имеет свои недостатки, связанные прежде всего с пассивностью обучаемых, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписывания с доски. Для устранения этих недостатков, повышения активности учащихся при изучении теории я направляю деятельность учащихся постановкой соответствующих заданий для самостоятельной работы, провожу контроль за этой деятельностью и даю необходимые консультации. Постоянно работаю над формированием интеллектуальных способностей учащихся, использую для этого наряду с репродуктивными методами обучения частично поисковый, исследовательский метод изложения нового материала. Например, рассмотрим доказательство теоремы Пифагора. Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Я предлагаю провести доказательство этой теоремы на основе следующих вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся:
Подставьте полученные формулы в равенство для площадей. Какое равенство при этом поучается? Раскрывая квадрат и приводя подобные члены окончательно получаем равенство с2 = а2 + b2. В процессе доказательства теоремы я могу не делать на доске никаких записей, а использую это время для индивидуальной работы с учащимися, проверяя правильность выполнения заданий. Но далеко не весь теоретический материал можно изучить таким приёмом. Поэтому если доказательство проводится мною на доске, то в преобразованиях , вычислениях и рассуждениях, доступных учащимся , я могу допустить ошибки. Тем самым, убеждаясь в том, насколько внимательно ребята следят за ходом мыслей и участвуют в работе. Иногда могу прервать ход доказательства и предложить ученику продолжить работу у доски самостоятельно. Зная о такого рода приёмах, учащиеся с большим вниманием слушают учителя и следят за ходом рассуждений. В этом году при изучении нового материала я постепенно начала вводить элементы модульной технологии сочетая с традиционной системой обучения. При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно – познавательную деятельность. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции знаний, консультирования, степени самостоятельности. Ученик при этом имеет возможность самореализоваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируется такие качества как самостоятельность и коллективизм. Затрудняет работу с модулями целиком отсутствие компьютерной и копировальной техники в кабинете. Приведу пример объяснения темы «Вычисление углов между прямыми и плоскостями» : А. Алгоритм нахождения угла между векторами заданными своими координатами.
В. Нахождение угла между прямы
Эффективным методом при дифференцированном обучении является работа в группах. Я строю свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск. С этой целью я использую два основных приёма:
Эти два приёма в моей работе тесно связаны между собой и их сочетание даёт хороший результат. Для организации групповой работы я исхожу из наличия в классе трёх основных типологических групп учащихся: слабоуспевающих учащихся (1 группа), среднеуспевающих учащихся (2 группа), хорошо и отлично успевающих учащихся (3 группа). Многие педагогические исследования показывают, что групповая форма работы – наиболее эффективна и оптимальна для достижения целей обучения. Я практикую проведение групповой работы двух видов – единой и дифференцируемой. При единой форме работы группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной – разные группы выполняют задания различной степени сложности. Групповые задания учащихся являются промежуточными между коллективным (фронтальным) и индивидуальным видами организации изучения нового материала. Работа в группах – это новое – хорошо забытое старое. Группа может быть от 2 до 12 человек. Но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся. Схема 1: группы получают одно тоже задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Пример: Физика. Ученики ещё не знакомы с понятием «плотность». Группам раздаются куски пластилина с указанием измерить массу и объём как можно точнее. У каждой группы свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнение работы группы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, которые допустят ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:
Учитель: - Вот общая таблица результатов. Посмотрите на неё внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся? В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя ли найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят… Наконец, возникает смутная догадка: масса, делённая на объём, даёт число, примерно, одинаковое почти у всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт повторно и убеждаются, что и их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие «плотность». Теперь оно будет осознано как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками… Математика: Таким же образом можно рассмотреть изучение темы «Длина окружности и площадь круга». При различных значениях длины и радиуса окружностей найти число . Cхема 2: Группы получают различные задания. В этом случае группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочерёдно меняясь, спикеры обходят по кругу все группы и работают с каждой. Математика: Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая делает разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвёртая заняты таким же образом, но по другой теме. По завершению работы спикеры каждой группы обходят по очереди остальные группы с докладами. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами. Схема3: Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Схема4: Ищи ошибку; Учитель даёт серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы – найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными. Ребята ищут ошибки группой, спорят, совещаются… Придя к единому мнению, группа выбирает спикера. Спикер передаёт результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Мы пришли к заключению, что эффективная помощь всем средним и слабоуспевающим учащимся может быть организованна в учебных группах из 4 человек, состоящих из различных типологических групп учащихся класса. I группа II группа III группа 1 2 3 4 5 6 Эти группы нужно посадить так, чтобы одна пара учащихся сидела за другой (во время работы группы передняя пара поворачивается к сидящей сзади). Когда группы сформированы, мы проводим специальную беседу с классом, разъясняя учащимся задачи учебных групп, подчёркивая ответственность членов группы друг за друга. Такая беседа благоприятно сказывается на выработке сознательного отношения учащихся к работе в группе, а значит, и к учёбе в целом. В каждой учебной группе я назначаю ответственного консультанта. Как правило, это ученик с отличными или хорошими учебными возможностями, однако иногда целесообразно групповым консультантом назначить не самого сильного, а самого организованного, который может наладить работу всей группы. Групповые консультанты – это тот актив на который опирается учитель при работе с классом; без помощи такого актива трудно должным образом использовать и совершенствовать познавательные возможности учащихся. В случае традиционной формы обучения работа с активом заключается только в том, что я даю этим учащимся дополнительные задачи. В случае же если ученики являются групповыми консультантами, они становятся проводниками учебной линии учителя . Групповые консультанты оценивают работу членов учебной группы и в конце урока кладут на стол учителя рапортичку с оценками. Знания групповых консультантов я оцениваю сама. Деятельность учебной группы организую во время изучения нового материала и сочетается с фронтальной работой класса. В одном случае фронтальная работа предшествует групповой, а в другом наоборот, возможно и чередование этих форм учебной работы. Учитель при этом должен руководить познавательной деятельностью и всего класса, и каждой типологической группой, и каждого отдельно взятого ученика. Индивидуальные задания составляю с учётом психологических особенностей и подготовленности каждого ученика для каждого этапа учебного процесса. В групповой работе я выделяю четыре этапа: На первом этапе организацию учебного процесса осуществляется систематизация знаний и умений учащихся, предполагающая сведение всего изученного в единое целое, выделение в нём главного и второстепенного. Это необходимо каждому ученику, поэтому я работаю со всем классом, используя фронтальные (коллективные) формы работы, а также учебные занятия, выполнение которых сопряжено с актуализацией всего комплекса знаний и умений. К учебным занятиям такого рода относятся: работа с таблицами; задания на составление схем и конспектов; задания на классификацию понятий; на выявление места понятия или теоремы в системе изученных понятий или теорем. На втором этапе процесса обучения происходит расширение области применения знаний учащихся III и II групп, и работа дифференцируется по основным типологическим группам. Работу на этом этапе провожу с группами II и III, слабоуспевающие учащиеся выполняют в это время самостоятельную работу по комплексному использованию знаний и умений в различных ситуациях по специально составленной для данной типологической группе программе. На третьем этапе организации учебного процесса проводится углубление знаний учащихся III группы. На этом этапе работа и дёт с успевающими, а среднеуспевающие учащиеся выполняют на этом этапе самостоятельную работу, направленную на совершенствование систематизированных и расширенных знаний по специально составленной программе. На четвёртом этапе организации учебного процесса хорошо и отлично успевающие ученики приступают к самостоятельной работе по закреплению вновь приобретённых знаний и умений.. Остальные школьники продолжают начатую ранее работу. Все учащиеся работают самостоятельно и индивидуально. В старших классах я применяю лекционно-семинарскую систему проведения уроков с групповыми занятиями. Это уроки-лекции, уроки практических занятий; уроки семинарских занятий; урок – «марафон», зачёт, контрольная работа. Применение этой системы занятий помогает мне изложить материал укрупнёнными порциями, при этом освобождается время для повторения вопросов теории и решения задач.. Так, например, я строю работу в 10-м классе по теме дифференцирования, включая сразу и производную сложной функции, и производную тригонометрических функций, в 11-м классе – изучение логарифмической функции, включая решение логарифмических уравнений и неравенств, а также дифференцирование показательной, логарифмической и степенной функции.
Опрашиваю каждого. Любой урок начинается с устного (громкого) опроса учащихся. На первом после лекции уроке. На первом после лекции уроке к доске выходят 3-4 ученика, которые отвечают на соответствующие вопросы теоретического блока. Это команда из лучших учащихся.Они знают, что будут отвечать на уроке, поэтому хорошо готовятся к ответу. При ответе учитывается всё: и как выучил материал, и как ученик стоит у доски ; речь его должна быть отчётливой, локаничной, строгой, а главное – быстрой. На втором уроке после лекции также для ответа к доске выходят следующие четыре ученика, готовые пересказать выученное. На третьем уроке картина повторяется. Таким образом, за три урока ответят 9 -12 человек.Другие же учащиеся внимательно слушают ответы, запоминают и «учатся» отвечать. После трёх уроковначинается тихий опрос. При тихом опросе ребята отвечают только учителю. Остальные учащиеся в это время пишут мини – проверочные работы на «стандарты»- обязательные програмные упражнения. Отработка теоретического блока в форме устного опроса учащихся на каждом из первых уроков вполне достаточна для того, чтобы каждый ученик овладел необходимыми теоретическими знаниями, предусмотренными школьной программой.
Урок «марафон» преследует две цели: 1)проверку знаний и навыков в решении программных упражнений; 2)скорость выполнения упражнений – стандартов. Учащиеся знают о таком уроке и серьёзно готовятся к нему.Упражнения подобранные для урока делятся на прт дистанции: Первая дистанция оценивается «тройкой», вторая – «четвёркой», Третья дистанция - «пятёркой». Ученики, которые не выполнили ни одного упражнения или выполнили хотя бы одно, считаются «сошедшими» с дистанции. Им выдаётся «белый билет» - карточка с заданиями, при выполнении которых ученик полкчает оценку, соответствующую данной дистанции. Каждая дистанция содержит 10-12 заданий. За урок выполняется до 36 заданий.Это позволяет учащимся довести навык выполнения таких «стандартов» до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных нестандартных упражнений, когда мыслительная деятельноять нацелена на процесс других – «более серьёзных», логических связей.Приведу пример одного урока-«марафона» по теме «Производная» 10 класс. |