Обобщение педагогического опыта работы





Скачать 284.4 Kb.
НазваниеОбобщение педагогического опыта работы
страница1/2
Дата публикации06.05.2015
Размер284.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 г. Твери


ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования межпредметных связей на уроках и внеурочной деятельности.


Учитель биологии высшей категории

МОУ СОШ №14

г. Твери

Шикунова Н.Б.

Тверь, 2006

Педагогическая деятельность Шикуновой Натальи Борисовны осуществляется в соответствии с основными направлениями функционирования и развития МОУ сош №14 г. Твери, включает в себя поиск путей решения назревших проблем через участие в инновационной работе школы.

С 2002 года Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Твери работает над реализацией проекта по осуществлению интеграции основного и дополнительного образования. Под интеграцией мы понимаем согласованную, целостную, взаимосвязанную деятельность всех педагогов школы, направленную на развитие всесторонне развитой, творческой личности обучающегося.

Интеграционные процессы в школе осуществляются сразу в нескольких направлениях: внутрипредметно; межпредметно; межцикловом; между двумя системами образования: основным и дополнительным; в системе воспитательной работы классов и всей школы. Предполагаем, что осуществление интеграции в школе – согласование между учителями принципов, подходов, приемов педагогической деятельности – приведет к новому качеству образовательного процесса. В такой системе ученик не окажется в эпицентре разнонаправленных, порой противоречивых, педагогических воздействий. Работа учителей будет совместно направлена на поддержку ученика, развитие его знаний, умений и навыков, реализацию его способностей, склонностей и интересов.

Различаются разные виды интеграции, прежде всего содержательная и деятельностная. В рамках содержательной интеграцией мы осуществляем:

  • формирование единого понятийного аппарата школьников разных ступеней обучения;

  • всестороннее использование межпредметных связей при изучении учебных дисциплин;

  • проведение интегрированных и бинарных уроков и внеклассных занятий (в том числе факультативов, классных часов и т.п.);

  • разработка и введение в образовательный процесс различных интегрированных курсов, элективов;

  • создание авторских предметных образовательных программ.

В рамках деятельностной интеграции осуществляется:

  • Использование сходных согласованных современных педагогических технологий педагогами разных учебных дисциплин, а также отдельных методик и методов, форм и приемов организации образовательного процесса;

  • Выработка единых требований к различным формам работ и видам деятельности обучающихся;

  • Выработка единых критериев оценивания труда учащихся и учителя.

Таким образом, в школе сложилась система интеграционных процессов, каждый из которых может быть как самостоятельным направлением педагогической деятельности учителей школы, так и частью целой образовательной системы.

Перестройка школьной системы образования вносит свои коррективы и в биологическое образование. В соответствии с современной концепцией развития биологического образования в качестве главной цели выступает новая парадигма, в которой образование рассматривается как неотъемлемая часть культуры. Формирование личности ученика осуществляется путем введения его в мир культурного опыта, созданного в ходе исторического развития человечества.

Цели биологического образования:

  • овладение компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения обучающихся;

  • осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой, обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

  • овладение знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, стилей мышления и областей практического применения биологических закономерностей как средства развития плодотворной деятельности и культуры;

  • разностороннее развитие личности учащихся: памяти, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, творческих способностей, теоретического мышления средствами биологии, стремления к самообразованию и применению знаний биологии на практике.

Несмотря на важность и значимость биологического образования, при организации образовательного процесса в массовой школе, можно выделить ряд проблем, которые отрицательно сказываются на качестве образования.

  1. Современные программы и государственные образовательные стандарты по биологии для общеобразовательных школ очень насыщены специальными понятиями, научными терминами, трудными для понимания и запоминания. Дополнительного времени на их детальную, планомерную проработку этими нормативными документами не предусмотрено. Кроме того, в новых учебных планах сокращается количество часов, отводимое на изучение биологии. Ребенок «тонет» в этом трудном, быстром понятийном потоке, чувствует свою неуспешность, тратит дополнительные силы и время на изучение предмета или теряет интерес к обучению.

  2. В массовой школе образование построено таким образом, что каждый учитель освещает только свою область предметных знаний общенаучной картины мира. Практика интегрированных курсов распространена не широко из-за отсутствия согласованных образовательных программ, мало квалифицированных педагогов, которые в достаточной степени владеют содержанием не одной, а нескольких научных дисциплин. Вместе с тем, важно показать ребенку целостность современной картины мира, взаимосвязанность всех процессов и явлений, происходящих в ней, научность ее познания.

  3. Учителя – биологи, работающие в непрофильных классах, сталкиваются и с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы и ССУЗы являются такие предметы, как математика, русский язык, обществознание. Детей же, собирающихся поступать на биологические специальности немного (2-3 человека в классе). Завоевать интерес немотивированных обучающихся на уроке, активизировать их учебную деятельность становиться довольно сложно.

Решение выше обозначенных проблем позволит:

  • Повысить мотивацию школьников к изучению предмета;

  • Активизировать их познавательную деятельность на уроке;

  • Облегчит понимание учащимися сущности изучаемых явлений и процессов;

  • Осуществить целостное научное восприятие окружающего мира.

Разрешению данных проблем способствует осуществление содержательной и деятельностной интеграции и системное использование межпредметных связей на уроках биологии и внеклассной деятельности по предмету.

Цель работы:

Повышение качества биологического образования через осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии и других предметных дисциплин посредством системного использования межпредметных связей на уроках.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Согласование с педагогами других предметов возможные темы или вопросы для их совместного изучения.

  2. Определения перечня межпредметных связей биологии с другими научными дисциплинами и учебными предметами.

  3. Внесение изменений в тематическое и поурочное планирование по биологии в соответствии с договоренностью с другими предметниками.

  4. Изучение интересов школьников к предмету. Повышение их активности в познавательной деятельности.

  5. Пополнение педагогического опыта различными технологиями, методиками, формами и методами организации познавательной деятельности на уроке.


Перечислим принципы, необходимые при разработке и организации учебных занятий:

    • Принцип свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставить ученику право выбора. С одним только важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

    • Принцип открытости: - не только давать знания – но еще и показывать их границы. Ставить перед учениками с проблемы, решения, которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении проблемные вопросы и открытые задачи, задачи, не имеющие однозначного ответа.

    • Принцип деятельности: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в деятельностной форме. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

    • Принцип обратной связи: обеспечить мониторинг процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

    • Принцип идеальности: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся, с целью повышения результативности обучения и уменьшения учителем затрат времени и материалов в процессе образования.


Пути осуществления данных направлений могут быть самыми разнообразными. А выбранные формы и методы организации учебного процесса способствуют разностороннему использованию межпредметных связей. Последние побуждают к поиску новых методик, требующих взаимодействия учителей разных предметов. Учитель не должен действовать в одиночку в предметной системе обучения, а работать в содружестве со своими коллегами.

Биология – это такая научная дисциплина, которая интегрируется со многими предметами школьного курса (смотри схему и таблицу 1).

Опираясь на знания этих наук, учитель сможет в полном объёме представить учащимся объект изучения, достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.

Межпредметные связи, используемые на уроках биологии, помогут доказать взаимосвязь и единство живой и неживой природы. Они позволят провести урок по любой, даже самой удаленной от реальной жизни, теме интересно и актуально, с яркими запоминающимися примерами.

«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», - рекомендовал ещё Я.А. Коменский. И в наше время К.Д. Ушинский утверждал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности обширный взгляд на мир».

После согласования изучаемых тем и вопросов разных предметных дисциплин был составлен примерный перечень межпредметных связей и вопросов интеграции, которые можно использовать на уроках биологии. Однако, считать его полным и окончательным нельзя, так как новые научные факты, данные биологии и других смежных дисциплин ежегодно вносят в него свои коррективы.
Схема. Связь биологии с другими науками.






Примерный перечень межпредметных связей,

используемых в курсе биологии.

Таблица 1.

Класс

Предмет

Содержание

6 класс

Ботаника
Выращивание растений,

отделы растительного мира


Сельскохозтруд


  • Агротехнические приёмы выращивания растений

География


  • Распределение солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты;

  • о природных богатствах Мирового океана, их использование и охрана;

  • о растительности разных природных зон;

  • о каменном угле.

Литература

  • Басня Крылова «Листы и корни»

7 класс

Зоология
Простейшие (все водные животные)


Природоведение

  • Значение воды в природе, свойства воды, агрегатные состояния воды;

География

  • гидросфера, её значение для жизни на Земле;

  • круговорот воды в природе;

  • Мировой океан: температура и солёность вод океана, движение воды.

Физика

  • Явления диффузии в жидкостях;

  • три состояния вещества, плотность морской и чистой воды;

  • давление воды на дне морей и океанов;

  • Архимедова сила, плавание тел.

Кишечнополостные

География

  • Коралловые острова, атоллы и их происхождение.

Черви

Черви

  • Свойства почвы, типы почв, охрана почв.

Членистоногие

ОБЖ

  • Укусы ядовитых насекомых

Сельскохозтруд

  • Насекомые – вредители с/х культур, меры борьбы;

Природоведение

География


  • Свойства воздуха, его состав и значение.

  • Атмосфера: её охрана, атмосферное давление, температура воздуха.

Физика


  • Вес воздуха, атмосферное давление;

  • Рычаг, правило рычага, применение рычагов в быту и технике.

Рыбы

Физика

  • Плотность, давление воды. Электрические явления

Земноводные

Химия

  • Состав воздуха

Физика

  • Простые механизмы (рычаг), КПД механизма, диффузия

Пресмыкающиеся

Физика

  • Сила трения, рычаг (простые механизмы), архимедова сила

ОБЖ

  • Укусы ядовитых животных

Птицы и млекопитающие

Физика

  • Теплопередача. Испарение.

  • Воздухоплавание, вес тела, скорость, сила трения, плавание тел. Архимедова сила. Давление жидкости и газа.

  • Простые механизмы. Инерция. Механическое движение,

  • Электрический ток. Атмосферное давление

  • Световые явления.

  • Эхолокация, ультразвуки

9 класс

Анатомия


Опорно-двигательная система

Физика

  • Простые механизмы, сила трения, диффузия.

  • Рычаг, механическая работа

ОБЖ

  • Первая медицинская помощь при повреждениях.

Общее знакомство с организмом.

Химия

  • органические и неорганические вещества

  • свойства солей

Дыхание, обмен веществ.

Физика

  • Диффузия, атмосферное давление

Химия

  • Свойства солей.

  • Газообмен, окисление, восстановление

Теплорегуляция.

Физика

  • Теплопередача. Испарение.

  • Теплоемкость, теплопроводность

Функции

крови.

Химия

  • Окисление веществ клетки, восстановление

  • Катализаторы.

Физика

  • Диффузия, атмосферное давление, разница давлений.

Анализаторы.

Физика

  • Теплообмен

  • Закон сохранения и превращения энергии

  • Оптика, спектры солнечного света

  • Звук

  • Электрический импульс

10-11 класс

Общая биология.
Возникновение жизни.


Химия

  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,

  • Свойства растворов

  • Теория электролитической диссоциации

  • Получение и свойства предельных углеводородов.

Физика


  • Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения, биологическая защита.

История

  • Развитие естественных наук в разные исторические эпохи

Возникновение жизни.


Астрономия

  • Организация планетных систем

  • Солнечная система и её структура, место планеты Земля в Солнечной системе

Эволюция

История

  • Культура Западной Европы конца 15- первой половины 17 века

  • Культура первого периода Новой истории

  • Великие географические открытия

География

  • Горообразование, оледенение

  • Геологическое летоисчесление

  • Население мира.

Обществознание

  • Предпосылки возникновения марксизма, социал-дарвинизма

Химия

  • Кислород, его распространение в природе. Оксиды. Горение

Изменчивость

Математика

  • Построение кривой, определение средней величины признака.

  • Анализ графиков

Антропогенез

География

  • История континентов, освоение Земли человеком

  • Население мира, решение национального вопроса

Обществознание

  • Расизм, несостоятельность расизма

Цитология

Химия

  • Органогены (кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и т.д.), их основные свойства.

  • Основные группы органических соединений, принципы их организации (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, амины, аминокислоты).

  • Вода, растворы, основания, кислоты, соли, химическая связь, строение вещества.

  • Ионы

  • Гидролиз, ферменты

  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Физика

  • Свойства жидкостей.

  • Тепловые явления, законы термодинамики

  • Отражение света, световые явления

  • Диффузия.

  • Удельная теплоемкость вещества, тепловые явления, теплопроводность

  • Свойства и применение электромагнитного излучения, электромагнитные волны.

  • Атомы и атомное ядро.

  • Поглощенная доза излучения и ее биологическое действие. Защита от излучений.

География

  • География мировых и природных ресурсов.

  • Загрязнение окружающей среды.

  • Экологические проблемы человечества.

Размножение и развитие организмов

Химия

  • Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

  • Спирты, фенолы. Ядовитость спиртов, их губительное воздействие на организм человека.

  • Органические вещества

Размножение и развитие организмов

Физика

  • Электромагнитное поле

  • Ионизирующее излучение

  • Статистический характер законов МКТ

  • Рентгеновское излучение, понятие о дозе.

Генетика

Математика

  • Степень многочлена (квадрат суммы)

  • Выполнение арифметических действий над приближенными значениями.

  • Использование калькулятора

  • Понятие о математическом моделировании

  • Применение производной

Взаимоотношения организма и среды

География

  • Климат Земли, климатическая зональность

  • Природные комплексы

Экология

География

  • Почва и земельные ресурсы

  • Водные ресурсы

  • Растительный и животный мир Земли

Краеведение

  • Природа своей местности

Физика

  • Первый закон термодинамики

  • Воздействие инфракрасного и ультрафиолетового излучения на организм

  • Электромагнитные волны.

Биосфера

Химия

  • Окисление. Охрана воздуха.

  • Кислород. Оксиды. Горение

Физика

  • Первый закон термодинамики

  • Тепловые двигатели и охрана природы

  • Основы термодинамики.

География

  • Взаимосвязи компонентов природы

  • Население и политическая карта мира

  • Сравнение природных комплексов материков и океанов

  • География мировых природных ресурсов

  • Экологические проблемы человечества

Селекция

География

  • Материки и океаны

  • Растительный и животный мир Земли

Обмен веществ и энергии

Обществознание

  • Законы диалектики в живой природе.

  • Диалектический материализм

Химия

  • Тепловой эффект химической реакции

  • Первоначальные химические понятия

  • Реакции окисления и брожения

  • Окисление, восстановление, цепь переноса электрона ОВР

Физика

  • Первый закон термодинамики

  • Необратимость тепловых процессов, КПД теплового двигателя

  • Основы термодинамики.

  • Световые кванты. Действие света.

  • Химическое действие света и его применение.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение педагогического опыта работы iconОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта...
Обобщение педагогического опыта работы iconАнализ работы учителей кафедры «естествознания» мбоу гимназии №111 2012-2013 учебный год
Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей
Обобщение педагогического опыта работы iconМониторинг учебно-методической работы педагога (обобщение и представление...
Всероссийский открытый онлайн-педсовет «Сетевое взаимодействие, проекты: проблемы и решения»
Обобщение педагогического опыта работы icon265-151-902 «Профи»: обобщение опыта работы по обучению дополнительной...
Целью данного проекта является обобщение опыта работы по обучению дополнительной профессии «Секретарь-референт»
Обобщение педагогического опыта работы iconV обобщение и распространение собственного педагогического опыта...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном и республиканском уровнях
Обобщение педагогического опыта работы iconВыявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М., Arademia. 2001 г
Обобщение педагогического опыта работы iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Обобщение педагогического опыта работы iconОбобщение и распространение собственного педагогического опыта
С 2005 года – руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы
Обобщение педагогического опыта работы iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Обобщение педагогического опыта работы iconОбобщение и распространение педагогического опыта
Республиканский семинар для учителей химии, биологии, географии по теме «Межпредметная интеграция естественнонаучных дисциплин»
Обобщение педагогического опыта работы iconОбобщение педагогического опыта
Акманова Фархана Рамазановна – учитель башкирского языка и литературы Сунарчинской основной общеобразовательной школы. Педагогический...
Обобщение педагогического опыта работы icon«Обобщение и систематизация позитивного педагогического опыта как...
Цель: непрерывное совершенствование и обновление педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области преподавания...
Обобщение педагогического опыта работы iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...
Обобщение педагогического опыта работы iconРодионовой татьяны валентиновны г. Видное 2007 г. Обобщение педагогического опыта
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Обобщение педагогического опыта работы iconБиблиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы...
Тюрми Е. С. Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто
Обобщение педагогического опыта работы iconСочинение по картине И. Попова «Первый снег» в форме дневниковой...
Участие педагога в методической работе, обобщение передового педагогического опыта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск