Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г. Твери
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ
Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования межпредметных связей на уроках и внеурочной деятельности.
Учитель биологии высшей категории
МОУ СОШ №14
г. Твери
Шикунова Н.Б.
Тверь, 2006
Педагогическая деятельность Шикуновой Натальи Борисовны осуществляется в соответствии с основными направлениями функционирования и развития МОУ сош №14 г. Твери, включает в себя поиск путей решения назревших проблем через участие в инновационной работе школы.
С 2002 года Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Твери работает над реализацией проекта по осуществлению интеграции основного и дополнительного образования. Под интеграцией мы понимаем согласованную, целостную, взаимосвязанную деятельность всех педагогов школы, направленную на развитие всесторонне развитой, творческой личности обучающегося.
Интеграционные процессы в школе осуществляются сразу в нескольких направлениях: внутрипредметно; межпредметно; межцикловом; между двумя системами образования: основным и дополнительным; в системе воспитательной работы классов и всей школы. Предполагаем, что осуществление интеграции в школе – согласование между учителями принципов, подходов, приемов педагогической деятельности – приведет к новому качеству образовательного процесса. В такой системе ученик не окажется в эпицентре разнонаправленных, порой противоречивых, педагогических воздействий. Работа учителей будет совместно направлена на поддержку ученика, развитие его знаний, умений и навыков, реализацию его способностей, склонностей и интересов.
Различаются разные виды интеграции, прежде всего содержательная и деятельностная. В рамках содержательной интеграцией мы осуществляем:
формирование единого понятийного аппарата школьников разных ступеней обучения;
всестороннее использование межпредметных связей при изучении учебных дисциплин;
проведение интегрированных и бинарных уроков и внеклассных занятий (в том числе факультативов, классных часов и т.п.);
разработка и введение в образовательный процесс различных интегрированных курсов, элективов;
создание авторских предметных образовательных программ.
В рамках деятельностной интеграции осуществляется:
Использование сходных согласованных современных педагогических технологий педагогами разных учебных дисциплин, а также отдельных методик и методов, форм и приемов организации образовательного процесса;
Выработка единых требований к различным формам работ и видам деятельности обучающихся;
Выработка единых критериев оценивания труда учащихся и учителя.
Таким образом, в школе сложилась система интеграционных процессов, каждый из которых может быть как самостоятельным направлением педагогической деятельности учителей школы, так и частью целой образовательной системы.
Перестройка школьной системы образования вносит свои коррективы и в биологическое образование. В соответствии с современной концепцией развития биологического образования в качестве главной цели выступает новая парадигма, в которой образование рассматривается как неотъемлемая часть культуры. Формирование личности ученика осуществляется путем введения его в мир культурного опыта, созданного в ходе исторического развития человечества.
Цели биологического образования:
овладение компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения обучающихся;
осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой, обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
овладение знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, стилей мышления и областей практического применения биологических закономерностей как средства развития плодотворной деятельности и культуры;
разностороннее развитие личности учащихся: памяти, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, творческих способностей, теоретического мышления средствами биологии, стремления к самообразованию и применению знаний биологии на практике.
Несмотря на важность и значимость биологического образования, при организации образовательного процесса в массовой школе, можно выделить ряд проблем, которые отрицательно сказываются на качестве образования.
Современные программы и государственные образовательные стандарты по биологии для общеобразовательных школ очень насыщены специальными понятиями, научными терминами, трудными для понимания и запоминания. Дополнительного времени на их детальную, планомерную проработку этими нормативными документами не предусмотрено. Кроме того, в новых учебных планах сокращается количество часов, отводимое на изучение биологии. Ребенок «тонет» в этом трудном, быстром понятийном потоке, чувствует свою неуспешность, тратит дополнительные силы и время на изучение предмета или теряет интерес к обучению.
В массовой школе образование построено таким образом, что каждый учитель освещает только свою область предметных знаний общенаучной картины мира. Практика интегрированных курсов распространена не широко из-за отсутствия согласованных образовательных программ, мало квалифицированных педагогов, которые в достаточной степени владеют содержанием не одной, а нескольких научных дисциплин. Вместе с тем, важно показать ребенку целостность современной картины мира, взаимосвязанность всех процессов и явлений, происходящих в ней, научность ее познания.
Учителя – биологи, работающие в непрофильных классах, сталкиваются и с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы и ССУЗы являются такие предметы, как математика, русский язык, обществознание. Детей же, собирающихся поступать на биологические специальности немного (2-3 человека в классе). Завоевать интерес немотивированных обучающихся на уроке, активизировать их учебную деятельность становиться довольно сложно.
Решение выше обозначенных проблем позволит:
Повысить мотивацию школьников к изучению предмета;
Активизировать их познавательную деятельность на уроке;
Облегчит понимание учащимися сущности изучаемых явлений и процессов;
Осуществить целостное научное восприятие окружающего мира.
Разрешению данных проблем способствует осуществление содержательной и деятельностной интеграции и системное использование межпредметных связей на уроках биологии и внеклассной деятельности по предмету.
Цель работы:
Повышение качества биологического образования через осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии и других предметных дисциплин посредством системного использования межпредметных связей на уроках. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Согласование с педагогами других предметов возможные темы или вопросы для их совместного изучения.
Определения перечня межпредметных связей биологии с другими научными дисциплинами и учебными предметами.
Внесение изменений в тематическое и поурочное планирование по биологии в соответствии с договоренностью с другими предметниками.
Изучение интересов школьников к предмету. Повышение их активности в познавательной деятельности.
Пополнение педагогического опыта различными технологиями, методиками, формами и методами организации познавательной деятельности на уроке.
Перечислим принципы, необходимые при разработке и организации учебных занятий:
Принцип свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставить ученику право выбора. С одним только важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости: - не только давать знания – но еще и показывать их границы. Ставить перед учениками с проблемы, решения, которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении проблемные вопросы и открытые задачи, задачи, не имеющие однозначного ответа.
Принцип деятельности: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в деятельностной форме. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Принцип обратной связи: обеспечить мониторинг процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принцип идеальности: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся, с целью повышения результативности обучения и уменьшения учителем затрат времени и материалов в процессе образования.
Пути осуществления данных направлений могут быть самыми разнообразными. А выбранные формы и методы организации учебного процесса способствуют разностороннему использованию межпредметных связей. Последние побуждают к поиску новых методик, требующих взаимодействия учителей разных предметов. Учитель не должен действовать в одиночку в предметной системе обучения, а работать в содружестве со своими коллегами.
Биология – это такая научная дисциплина, которая интегрируется со многими предметами школьного курса (смотри схему и таблицу 1).
Опираясь на знания этих наук, учитель сможет в полном объёме представить учащимся объект изучения, достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления. Межпредметные связи, используемые на уроках биологии, помогут доказать взаимосвязь и единство живой и неживой природы. Они позволят провести урок по любой, даже самой удаленной от реальной жизни, теме интересно и актуально, с яркими запоминающимися примерами. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», - рекомендовал ещё Я.А. Коменский. И в наше время К.Д. Ушинский утверждал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности обширный взгляд на мир». После согласования изучаемых тем и вопросов разных предметных дисциплин был составлен примерный перечень межпредметных связей и вопросов интеграции, которые можно использовать на уроках биологии. Однако, считать его полным и окончательным нельзя, так как новые научные факты, данные биологии и других смежных дисциплин ежегодно вносят в него свои коррективы. Схема. Связь биологии с другими науками.Примерный перечень межпредметных связей,используемых в курсе биологии.Таблица 1. Класс
| Предмет
| Содержание
| 6 класс
Ботаника Выращивание растений,
отделы растительного мира
| Сельскохозтруд
| Агротехнические приёмы выращивания растений
| География
| Распределение солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты;
о природных богатствах Мирового океана, их использование и охрана;
о растительности разных природных зон;
о каменном угле.
| Литература
| Басня Крылова «Листы и корни»
| 7 класс
Зоология Простейшие (все водные животные)
| Природоведение
| Значение воды в природе, свойства воды, агрегатные состояния воды;
| География
| гидросфера, её значение для жизни на Земле;
круговорот воды в природе;
Мировой океан: температура и солёность вод океана, движение воды.
| Физика
| Явления диффузии в жидкостях;
три состояния вещества, плотность морской и чистой воды;
давление воды на дне морей и океанов;
Архимедова сила, плавание тел.
| Кишечнополостные
| География
| Коралловые острова, атоллы и их происхождение.
| Черви
| Черви
| Свойства почвы, типы почв, охрана почв.
| Членистоногие
| ОБЖ
| | Сельскохозтруд
| Насекомые – вредители с/х культур, меры борьбы;
| Природоведение
География
| Свойства воздуха, его состав и значение.
Атмосфера: её охрана, атмосферное давление, температура воздуха.
| Физика
| Вес воздуха, атмосферное давление;
Рычаг, правило рычага, применение рычагов в быту и технике.
| Рыбы
| Физика
| Плотность, давление воды. Электрические явления
| Земноводные
| Химия
| | Физика
| Простые механизмы (рычаг), КПД механизма, диффузия
| Пресмыкающиеся
| Физика
| Сила трения, рычаг (простые механизмы), архимедова сила
| ОБЖ
| | Птицы и млекопитающие
| Физика
| Теплопередача. Испарение.
Воздухоплавание, вес тела, скорость, сила трения, плавание тел. Архимедова сила. Давление жидкости и газа.
Простые механизмы. Инерция. Механическое движение,
Электрический ток. Атмосферное давление
Световые явления.
Эхолокация, ультразвуки
| 9 класс
Анатомия Опорно-двигательная система
| Физика
| Простые механизмы, сила трения, диффузия.
Рычаг, механическая работа
| ОБЖ
| Первая медицинская помощь при повреждениях.
| Общее знакомство с организмом.
| Химия
| органические и неорганические вещества
свойства солей
| Дыхание, обмен веществ.
| Физика
| Диффузия, атмосферное давление
| Химия
| Свойства солей.
Газообмен, окисление, восстановление
| Теплорегуляция.
| Физика
| Теплопередача. Испарение.
Теплоемкость, теплопроводность
| Функции
крови.
| Химия
| Окисление веществ клетки, восстановление
Катализаторы.
| Физика
| Диффузия, атмосферное давление, разница давлений.
| Анализаторы.
| Физика
| Теплообмен
Закон сохранения и превращения энергии
Оптика, спектры солнечного света
Звук
Электрический импульс
| 10-11 класс
Общая биология. Возникновение жизни.
| Химия
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,
Свойства растворов
Теория электролитической диссоциации
Получение и свойства предельных углеводородов.
| Физика
| Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения, биологическая защита.
| История
| Развитие естественных наук в разные исторические эпохи
| Возникновение жизни.
| Астрономия
| Организация планетных систем
Солнечная система и её структура, место планеты Земля в Солнечной системе
| Эволюция
| История
| Культура Западной Европы конца 15- первой половины 17 века
Культура первого периода Новой истории
Великие географические открытия
| География
| Горообразование, оледенение
Геологическое летоисчесление
Население мира.
| Обществознание
| Предпосылки возникновения марксизма, социал-дарвинизма
| Химия
| Кислород, его распространение в природе. Оксиды. Горение
| Изменчивость
| Математика
| Построение кривой, определение средней величины признака.
Анализ графиков
| Антропогенез
| География
| История континентов, освоение Земли человеком
Население мира, решение национального вопроса
| Обществознание
| Расизм, несостоятельность расизма
| Цитология
| Химия
| Органогены (кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и т.д.), их основные свойства.
Основные группы органических соединений, принципы их организации (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, амины, аминокислоты).
Вода, растворы, основания, кислоты, соли, химическая связь, строение вещества.
Ионы
Гидролиз, ферменты
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
| Физика
| Свойства жидкостей.
Тепловые явления, законы термодинамики
Отражение света, световые явления
Диффузия.
Удельная теплоемкость вещества, тепловые явления, теплопроводность
Свойства и применение электромагнитного излучения, электромагнитные волны.
Атомы и атомное ядро.
Поглощенная доза излучения и ее биологическое действие. Защита от излучений.
| География
| География мировых и природных ресурсов.
Загрязнение окружающей среды.
Экологические проблемы человечества.
| Размножение и развитие организмов
| Химия
| Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Спирты, фенолы. Ядовитость спиртов, их губительное воздействие на организм человека.
Органические вещества
| Размножение и развитие организмов
| Физика
| Электромагнитное поле
Ионизирующее излучение
Статистический характер законов МКТ
Рентгеновское излучение, понятие о дозе.
| Генетика
| Математика
| Степень многочлена (квадрат суммы)
Выполнение арифметических действий над приближенными значениями.
Использование калькулятора
Понятие о математическом моделировании
Применение производной
| Взаимоотношения организма и среды
| География
| Климат Земли, климатическая зональность
Природные комплексы
| Экология
| География
| Почва и земельные ресурсы
Водные ресурсы
Растительный и животный мир Земли
| Краеведение
| | Физика
| Первый закон термодинамики
Воздействие инфракрасного и ультрафиолетового излучения на организм
Электромагнитные волны.
| Биосфера
| Химия
| Окисление. Охрана воздуха.
Кислород. Оксиды. Горение
| Физика
| Первый закон термодинамики
Тепловые двигатели и охрана природы
Основы термодинамики.
| География
| Взаимосвязи компонентов природы
Население и политическая карта мира
Сравнение природных комплексов материков и океанов
География мировых природных ресурсов
Экологические проблемы человечества
| Селекция
| География
| Материки и океаны
Растительный и животный мир Земли
| Обмен веществ и энергии
| Обществознание
| Законы диалектики в живой природе.
Диалектический материализм
| Химия
| Тепловой эффект химической реакции
Первоначальные химические понятия
Реакции окисления и брожения
Окисление, восстановление, цепь переноса электрона ОВР
| Физика
| Первый закон термодинамики
Необратимость тепловых процессов, КПД теплового двигателя
Основы термодинамики.
Световые кванты. Действие света.
Химическое действие света и его применение.
| |