Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта





Скачать 74.67 Kb.
НазваниеОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
Дата публикации29.08.2014
Размер74.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта.
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта работы можно подвести итог по следующим направлениям:

  1. Использование компьютерных технологий;

  2. Применение литературных произведений на уроках истории и географии;

  3. Воспитание гражданской позиции и патриотизма.

  4. Индивидуальный подход и педагогика сотрудничества.

У педагогики всегда было много задач: воспитание норм нравственности и морали, общечеловеческих ценностей. Учитель в своей работе должен выполнить требования основного базиса образования. На уроках необходимо уделить внимание развитию творческих, коммуникативных и физических качеств. Но работа с подрастающим поколением ставит преподавателя перед необходимостью учитывать особенности современного общества, которое тоже изменяет свои требования к содержанию образовательного процесса.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это направление соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения. Они требуют от учителя осознания роли, которую могут сыграть информационные технологии в организации учебного процесса. Компьютерная технология открывает совершенно новые обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Владение работой на компьютере входит в разряд неотъемлемых навыков. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – часть современного человека. После школы ученики столкнутся с необходимостью реального использования компьютеров для практически любой производительной деятельности. Поэтому важно дать им устойчивые навыки использования различного программированного обучения при выполнении заданий по другим предметам, На сегодняшний день учителю (не важно какой дисциплины) невозможно обойтись без межпредметных связей с информатикой.

В настоящее время существуют такие виды компьютерных программ: тренажерные, учебные, контролирующие, демонстрационные, справочные, мультимедиа-учебники. Использовать их можно, в зависимости от дидактических целей, по отдельности или в комплексе. В своей работе я использовала несколько видов программ:

  1. Контролирующие программы – предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Они представлены разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме.

  2. Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу можно отнести также и презентационные программы, которые наиболее популярны и распространены среди педагогов.

  3. Мультимедиа учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

В процессе работы с этими информационными технологиями выявлено несколько несомненных достоинств:

  • Уроки за компьютерами или с применением презентационного материала вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

  • Сочетание цвета, музыки, динамических моделей и т. д. расширяет возможности представления учебной информации.

  • Экономит время

  • Дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.

  • Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы.

Однако, несмотря на вышеназванные плюсы использования программ, тестов, презентаций, нельзя забывать традиционные средства и методы обучения. Нет идеального «информационно–медиа–компьютерного» продукта, который подойдет всем учителям и будет доступен для восприятия каждого ученика. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. Живой голос учителя, эмоциональное декламирование, пример из жизни, шутливое замечание – все это не только влияет на психологическую обстановку в классе, но и способствует налаживанию диалога с учениками.

На уроках географии или истории неожиданный вопрос по литературному произведению, которое учащиеся изучают (или «проходят»), способен не только активизировать знания, соотнести события. Часто это вызывает удивление и любопытство, так как зачастую знания, получаемые на разных уроках, остаются разрозненными. Вопрос озадачивает. Заставляет думать, сравнивать, искать новые сравнения и, что особенно приятно – читать (перечитывать). Отрывки из рассказов Джека Лондона на уроках по Северной Америке, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле на уроке истории в 7 классе. Чарльз Диккенс и его «Приключения Оливера Твиста» в котором ярко описывается положение в работных домах Англии Нового времени. Безусловно, Л. Н. Толстой просто кладезь, отрывки, из произведения которого пригодятся для использования при изучении Крымской войны (Севастопольские рассказы), войны 1812 года (Война и мир), образовании и науки в XIX веке (Филиппок). Описание природы из произведений Н. Лескова, М. Пришвина, И. Тургенева на уроках географии помогают создать более яркий и четкий образ, нежели текст учебника.

Уроки географии и истории это еще и прекрасная возможность повлиять на формирование гражданских позиций растущего поколения. Красота, богатство, просторы страны – не все к сожалению могут увидеть это своими глазами из-за материального неблагополучия. Уроки географии с применением наглядности, демонстрацией видеофильмов помогают восполнить этот недостаток, дают возможность сформировать представление об изучаемом регионе, его особенностях.

Нельзя понять, если не знаешь где и почему, расположен, как образован природный объект. Нельзя полюбить, то, что незнакомо. Если не знаешь, какая она, твоя Родина, невозможно оценить ее, а тем более полюбить. Эти мысли хочется донести до детей в своей работе с ними.

В истории нашей страны есть разные страницы. За одни стыдно, другими нужно гордиться. Учить нужно и тем и другим. При изучении таких тем, как битва на Калке, крепостное право, репрессии в 30-е годы XX века – стараешься обратить внимание на причины и обстоятельства, которые привели к печальным последствиям. Полезно, а главное интересно провести по этим темам аналогии с настоящим временем – возможно ли сейчас что–то подобное? Такие рассуждения помогают заинтересовать современной политической жизнью, сравнить, задуматься о будущем.

На уроках, затрагивающие темы героических событий и поступков полезно обратить внимание на то, что все мы родом из прошлого. Изучаемые события касаются конкретных людей – предков тех, кто сидит за учебниками. Возможно они, их потомки невероятно похожи на кого-то из прапрадедов. Такое сравнение часто имеет большое воздействие: во время рассказа о защитниках Бреста, декабристах, обороне Козельска от татар, упоминание о том, что в каждом из нас есть капля крови этих героев, будьте достойны их – вызывает некоторый шок и удивление. Оказывается история это не просто наука о прошлом – это рассказ о каждом из нас.

История педагогики сотрудничества в нашей стране относительно не большая: её основатели заявили о себе во второй половине 20-го века (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова и др.). В целом эта методика представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма, творческого подхода к развитию личности.

Многие авторы этого направления в педагогике признают, что она не всегда реализуема в традиционной классно – урочной системе.

Возможно, это действительно так, если под педагогикой сотрудничества имеют ввиду школу монтессори или вальдорфскую школу. Но все же некоторые элементы, приемы и направления просто необходимо использовать, т. к. практика показала, что они способны активизировать познавательную деятельность, помогают не только усвоить материал, но и почувствовать себя соратником учителя. Учитель, на мой взгляд, должен не столько учить, сколько помогать учиться ученикам.

Разный уровень учеников классах, в которых приходиться работать учителям сельских (не редко и городских) школ заставляет придумывать задания с разной категорией сложности, применять нетрадиционные формы урока. Тесты, для одних, наиболее слабых учащихся, и задания, требующие рассуждений и проведения аналогий для сильной части учеников помогают распределить равномерно учебную нагрузку. Сильным не скучно на уроке (дожидаться отстающих). Слабые получают возможность почувствовать себя успешными, так как они тоже справились с заданием.

Единственный, но очень существенный недостаток при таком подходе составляет норма оценивания: как поставить оценку за правильность выполнения работы или с одинаковым количеством ошибок, если уровень заданий совершенно разный? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, мало, кто сможет дать. Конечно, оценивать нужно согласно «требованиям образовательного ГОСТА», с эти никто не спорит. И все же, на мой взгляд, равная с сильным учеником оценка помогает поверить в свои силы, по другому оценить свои способности. Похвала перед всем классом придает уверенность, такому ученику, как правило, хочется повторить свой успех, появляется стимул для занятия.

Оценка и отметка всегда должны идти рядом в работе учителя: объяснить что получилось, на что нужно обратить внимание дополнительно. В повседневности мы часто употребляем термин: «человеческий фактор». Мы объясняем этим свои ошибки, забывчивость и многое другое. Прощаем себе, но забываем об этом факторе, когда работаем с детьми – маленькими «человеками»: забыл сделать домашнюю работу – «2», не принес вовремя карту – «2», и т. д. Строгий, правильный учитель, как он часто похож на карателя…

Кому хорошо при таком подходе? Родителям – постоянное упоминание о том, что их чадо лентяй и бездарь вызывает раздражение, которое уставший родитель срывает на ребенке. Детям – от кого ждать пощады? Может учителю? Нет, рано или поздно такой подход и у него развивает неудовлетворение своей работой (как строго не относись к детям, но, все-таки «человеческий фактор» будет присутствовать). Карательная педагогика не приносит удовлетворения никому: ни детям, ни родителям, ни учителям

Многие ученики уже разучились понимать доброе человеческое

слово и признают только силу и насилие. Что важнее: угроза наказания, или уверенность в успехе? «Что посеешь, то и пожнешь» – гласит русская пословица, о значении которой нельзя забывать в работе с детьми. Задачей педагога должно стать не только стремление научить основам своего предмета, но и поверить в свои силы слабого,

Мы пробуем различные методы, используем всевозможные технические средства, отбирая то свое, что становится неотъемлемой частью не работы, но творчества…
Использованная литература :
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр.

и доп. - М.: Просвещение, 1985.

2.Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.:

Педагогика, 1988.

3. Таможня Е. А «Компьютерные технологии: возможности использования». Журнал География в школе № 4 2004 год издательство «Школа Пресс»

4. Золотова С. И. Методические подходы к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в курсе «География для общеобразовательных средних школ» Журнал География в школе № 3 2005 год издательство « Школа Пресс»
5. www.ug.ru Материалы сайта «Учительской Газеты» 1996-2003 гг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconОбобщение педагогического опыта работы
Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования...
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconОсновные методы работы, технологии реализации проекта 19 Система...

Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconГоловчанская Татьяна Вячеславовна
Актуальность представленного педагогического опыта востребованность в практике
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconАнализ работы учителей кафедры «естествознания» мбоу гимназии №111 2012-2013 учебный год
Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconМониторинг учебно-методической работы педагога (обобщение и представление...
Всероссийский открытый онлайн-педсовет «Сетевое взаимодействие, проекты: проблемы и решения»
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта icon265-151-902 «Профи»: обобщение опыта работы по обучению дополнительной...
Целью данного проекта является обобщение опыта работы по обучению дополнительной профессии «Секретарь-референт»
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconV обобщение и распространение собственного педагогического опыта...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном и республиканском уровнях
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconПубличный отчёт «сош д. Звягино» в 2010-11 учебном году Основные направления
Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентировались нормативными документами
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconВыявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М., Arademia. 2001 г
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconОбобщение и распространение собственного педагогического опыта
С 2005 года – руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconОбобщение и распространение педагогического опыта
Республиканский семинар для учителей химии, биологии, географии по теме «Межпредметная интеграция естественнонаучных дисциплин»
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconС. П. Сазонов СостояниЕ и основные направления Научной деятельности...
Представлены направления научных исследований в университете и их основные результаты за последние годы. Приведены данные по публикациям...
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта iconОбобщение педагогического опыта
Акманова Фархана Рамазановна – учитель башкирского языка и литературы Сунарчинской основной общеобразовательной школы. Педагогический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск