Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А





НазваниеБиблиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А
страница1/7
Дата публикации30.03.2015
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Предисловие

3

Тюрми Е.С. Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто

5

Иванова Т.А. Видеопродукция библиотек по продвижению чтения

15

Кузьмичева Л.А. Организация молодежной зоны и ее региональная интерпретация в МУ «ЦБС г. Гатчина»

18

Соловьева Т.А. Шаг в будущее с библиотекой: Молодежный центр чтения муниципальной библиотеки

22

Байкова Е.С. Удивляюсь себе и удивляю других: молодежные социально-культурные акции как маркетинговый ход библиотеки

25

Черкашина Л.А. Волонтеры книжной культуры: социальное партнерство ЦРБ им. Мордвинова и Педагогического университета

28

Маркова Н.Б. Через чтение - к развитию личности

33

Андреева Ю.Ф. Основы развития интереса к поэзии у подростков и молодежи: опыт Отрадненской городской библиотеки

36

Дымбу Л.Н. Работа с молодыми авторами

43

Гасилова С.А. Этические диалоги с молодежью

50

Сведения об авторах

52
Содержание

Предисловие

Мировые и российские тенденции динамики чтения в современном обществе свидетельствуют о потере интереса к чтению, как важному источнику получения новых жизненных идей и духовного развития. Не секрет, что бурное развитие компьютерных технологий, доступность сети Интернет позволяют молодым людям получать необходимую информацию там, а не в стенах библиотеки. Нацеленность на быстрое получение конкретной информации, снижение интереса к чте­нию, вызывает кризис читательской культуры, что не способствуют формированию активного гражданского поведения молодёжи, гармоничной адаптации во взрослой жизни. Вместе с тем, именно библиотека является важным средством социализации личности, оказывая помощь в становлении взглядов и убеждений. Молодой читатель ХХI века значительно отличается от читателя 80-х – 90-х годов ХХ века – не только более современным мировоззрением, но и возможностями выбора получения нужной информации, способов проведения своего досуга. Чтобы не потерять молодежную аудиторию, должна измениться и современная библиотека. Работа с этой категорией читателей должна быть нацелена на поиск новых форм и методов библиотечного обслуживания молодежи.

Именно эти проблемы обсуждались на Областном семинаре «Молодежь и библиотечное пространство XXI века», который проходил 11 – 13 ноября 2010 года в Центральной городской библиотеке Алвара Аалто города Выборга.  Семинар проводила Ленинградская областная универсальная научная библиотека, при участии Центральной городской библиотеки им. А. Аалто г. Выборга, для городских библиотек Ленинградской области, в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Ленинградской области». Это событие продолжило реализацию социально – культурного проекта «Центральной городской библиотеки А. Аалто», «Познавая мир и себя»: библиотеки и социализация личности на современном этапе».

В работе семинара приняли участие сотрудники Ленинградской областной универсальной научной библиотеки, представители администрации МО «Город Выборг», сотрудники Центральной городской библиотеки им. А. Аалто г. Выборга, сотрудники межпоселенческой библиотеки Выборгского района, представители городских библиотек всех административных районов Ленинградской области.

Основные вопросы, которые прозвучали в выступлениях участников семинара – это поиск новых подходов к библиотечному обслуживанию молодежи, соответствующих потребностям молодого поколения читателей в условиях современной городской среды; а также обобщение и распространение опыта реализации библиотечных проектов по работе с молодежью в Ленинградском регионе.

В работе семинара приняли участие сотрудники Российской национальной библиотеки и РГПУ им. А.И. Герцена. Участники семинара с большим интересом прослушали их выступления по проблемам навигации молодых читателей в литературном пространстве ХХI века и психологическим аспектам современного обслуживания молодых читателей в библиотеках.

Очень актуальным для сегодняшнего дня прозвучало выступление заведующей отделом ЛОУНБ Ивановой Т.А. «PR и мультимедийные технологии: медиапродукция библиотек по продвижению чтения». Просмотр фильмов - победителей Всероссийского конкурса «Продвижение книг и чтения средствами визуальной культуры» вызвал оживленный интерес библиотекарей.

В данном сборнике материалов семинара нашли отражение выступления работников городских библиотек Ленинградской области, участников Круглого стола «Библиотека и молодежь: поиск современной модели обслуживания», представленные в ЛОГУК «Ленинградская областная универсальная научная библиотека».

Тюрми Елена Сергеевна

Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто

1. О проекте в целом. «Познавая мир и себя: библиотека и социализация личности на современном этапе».

Сегодня мы подводим итоги социально-культурного проекта «Познавая мир и себя: библиотека и социализация личности на современном этапе». Этот проект в 2009 году стал победителем областного конкурса профессионального мастерства «Звезда культуры» и получил финансовую поддержку из регионального бюджета. Целью проекта было: способствовать гармоничному развитию и самореализации молодёжи в библиотечном пространстве.

В 2010 году реализация проекта осуществляется по четырем программам. Программы «Человечество: события, достижения, ценности», «Российская Федерация: основы государственности», «Любовь к Отечеству питая…», - нацелены на обучение, просвещение молодёжи. Посещая мероприятия этих программ, молодой человек получает информацию об основах конституционного строя в РФ, о своих личных и гражданских правах, о достижениях, ценностях нашего общества, о событиях и личностях отечественной истории. Программа «Библиотека А. Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели» была нацелена на поиск новых подходов к библиотечному обслуживанию молодёжи, развития у них навыков заинтересованного вдумчивого чтения, осмысления прочитанного. Учитывая, что в Выборге планируется строительство новой библиотеки, мы хотели узнать в рамках этого проекта, какой видит молодежь современную библиотеку. Самой главной целью проекта было привлечение молодёжи в библиотеку.

2.Актуальность. Сравнительный анализ читательских предпочтений молодёжи 1990-2010 гг.

В Библиотеке А. Аалто в середине 1990-х - начале 2000-х годов наблюдался «молодёжный бум». В Выборге открылись филиалы вузов, Интернет ещё только начал развиваться, большое количество людей стремились получить новую профессию, переквалифицироваться, чтобы быть востребованными в новых условиях жизни. К нам шли с учебными запросами. Попутно студенты искали книги и для саморазвития, и для досуга. Таким образом, мы могли влиять на читательский выбор. Думали, что так будет всегда.

В настоящее время учебную информацию молодёжь свободно получает из других источников: сформированы вузовские библиотеки, получил развитие Интернет. Библиотечные залы пустели. Вместе с тем, молодой человек 2010 года значительно отличается от молодого читателя 1990-х года. Современная молодёжь более свободна в своём выборе (жизненных ориентиров, досуга, путешествий, читательских предпочтений), ведь ей предоставлены для этого все возможности. Мир стал более открыт и динамичен. 30% читателей Библиотеки А. Аалто – учащаяся молодёжь в возрасте от 15 до 24 лет, информационные интересы которой успешно реализуются. Общаясь с молодыми читателями, разговаривая, мы понимаем, что у современного молодого человека существует целый комплекс проблем, связанных с общением, с самореализацией, с адаптацией во взрослой жизни, условия вхождения во взрослую жизнь стали более жёсткими и динамичными.

Древнее латинское крылатое выражение гласит: «Vitae, non scholae discimus» / «Для жизни, не для школы учимся». Представляется, что оно точно характеризует значение библиотеки для молодежи в настоящее время.

3. Программа «Библиотека А. Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели» являлась основная часть проекта. Перед нами стояла задача: выяснить какое место занимает библиотека в жизни молодых выборжан. Учитывая, что в Выборге планируется строительство новой библиотеки, мы хотели узнать в рамках этого проекта, какой видит молодежь современную библиотеку.

Основные акции Программы: социологическое исследование: «Библиотека Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели»; Конкурс на лучший видеоролик о библиотеке и чтении; Дни стажёра и День дублёра, Программа организации летней занятости молодёжи на базе библиотеки.

4. Установление тесных контактов с молодёжной аудиторией - одна из задач Программы «Библиотека А. Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели. Этому способствовали встречи с молодёжными группами. В результате обсуждения Проекта, выборгская молодёжь нам «подкинула» массу интересных идей, которые мы в дальнейшем обязательно реализуем.

Начиная реализацию проекта, мы встретились с Молодёжным советом г. Выборга, чтобы выяснить мнение активных представителей молодого поколения горожан, поговорить о проблемах молодёжи, посоветоваться: что для них наиболее привлекательно в библиотеке.

Основные дебаты развернулась по поводу рекламы Проекта. Мы получили дельный совет - активнее использовать социальные сети, в том числе – «Контакт» и Сайт библиотеки: «Без Контакта информацию до современной молодёжи не донесёте! Информация должна быть подана в стиле рекламы – слоганы, призывы, картинки! Больше информации о мероприятиях!»

Мы также выяснили, что привлекательность библиотечных мероприятий напрямую зависит от интерактивных и игровых элементов, музыки, цвета, света, – и книг на этом фоне….

Представители молодёжного совета предложили совместить зоны отдыха, общения и информации в библиотеке - в зону молодёжи в Библиотеке Аалто: «Место, где можно передохнуть, выпить кофе, встретиться с друзьями, ознакомиться с информацией о том, что, где, когда в библиотеке, пробежаться по отделам, где-то посидеть подольше, поучаствовать в каких-то интерактивных мероприятиях… И - далее – по своим делам!»

Последнее предложение свидетельствует о том, что молодёжь хотела бы видеть библиотеку центром общения, местом рекреации и интересного досуга, а по итогам социологического опроса, уже сейчас 5% молодых людей рассматривают библиотечное пространство как место общения.

5. В течение 6 месяцев мы проводили социологическое исследование «Библиотека Аалто для молодёжи: поиск идеальной модели», чтобы охватить как можно больше представителей выборгской молодёжи, тех, что не очень социально активны. Приведу некоторые итоги.

Так, почти для 57% молодых горожан в возрасте от 15 до 24 лет библиотека является «источником учебной информации» и для 53% -«источником знаний для расширения кругозора и самообразования»; примерно для 19 % - библиотека – «место досуга и творческой реализации»; для 8% - «источник помощи в реализации карьеры»; для 5% - «центр межличностного общения».

60 % респондентов признались, что читают часто. При этом, книги читают 100% респондентов, журналы и газеты – 20%, Интернет-сайты – 80%.

Читательские предпочтения: учебная литература и беллетристика, интересуются также литературой по философии, психологии, праву, искусству, спорту. Таким образом, интересы современной читающей молодёжи довольно разнообразны.

По мнению 2/3 опрошенных (74%) для интересного досуга в библиотеке необходимы: новые книги, в том числе, на разных носителях информации (аудиокниги, DVD). Досуг в современной библиотеке молодёжь связывает также с наличием: современного музыкального отдела (42%), летнего читального зала на крыше и в парке (55,5%), клубами по интересам (15%), зонами отдыха и релаксации (15%), формами интеллектуального досуга (литературные игры, викторины, конкурсы) (37%), дискуссионными и интерактивными формами досуга (пресс-клуб, ток-шоу) (29%), кинозала и караоке-клуба (26%). Комфорт в библиотеке для современной молодёжи это, прежде всего – удобная система поиска информации (64%), оперативность обслуживания и профессионализм библиотекаря (53%), реклама о мероприятиях, фондах и услугах (38%). Для 43% респондентов необходимы для комфортного времяпровождения в библиотеке киоск канцелярских принадлежностей и кафе.

Интересны мнения читателей по поводу организации зон отдыха и релаксации в библиотеке: от молодёжного кафе до SPA-салонов и ресторана. 80% приветствуют организацию «Летнего читального зала» на террасах и крыше или в парке около библиотеки. Кто-то откровенно признался: «Мне всё хватает в этой библиотеке. Но тут не хватает буфета, который поможет удовлетворить потребности человека» (авторская орфография сохранена).

Согласны, что место, где можно спокойно беседовать за чашкой кофе, привнесёт в наше пространство некую домашнюю, уютную атмосферу. Но установка кофейного аппарата в холле оказалась не рентабельной для предпринимателя. Необходимо искать другой вариант.

Модель идеальной библиотеки и рисовали в анкетах (от замка и «весёлого, подмигивающего домика» до глобуса и НЛО), и писали о ней (так деликатно!): «Красивая траектория библиотеки. Надо только чуть-чуть отремонтировать её внутри. Ну и чуть-чуть добавить современного и одновременно классического стиля». Несмотря на то, что традиционные аалтовские цвета – тёмно-синий, белый и цвет дерева, в интерьере обновлённого Интернет - центра использован ярко-красный цвет для столешниц. Что органично вписалось в пространство вестибюля.

В настоящее время почти для половины респондентов источник информации о библиотечных событиях – Выборгское TV, для 33% - газеты, для 29% Интернет-сайты и информация в учебных заведениях; 37% получают информацию от друзей и знакомых.

Таким образом, для выборгской молодёжи библиотека – это, прежде всего «источник учебной информации», «источник знаний для расширения кругозора и самообразования». Более половины – «читают часто», отдавая предпочтение книгам и интернет-сайтам. По мнению 2/3 опрошенных для интересного досуга в библиотеке необходимы новые книги, в том числе, на разных носителях информации, нетрадиционные виды специализированных отделов (летний читальный зал, кинозал для просмотра фильмов «не формат»). Привлекательны также формы интеллектуального досуга (литературные игры, викторины, конкурсы). Комфорт в библиотеке для современной молодёжи это, прежде всего – удобная система поиска информации, оперативность обслуживания и профессионализм библиотекаря, кафе.

О библиотечной жизни информацию молодые горожане получают из разнообразных источников. Радует, что около 40% - от друзей и знакомых, это свидетельствует о том, что о библиотеке говорят в молодёжной среде.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А icon265-151-902 «Профи»: обобщение опыта работы по обучению дополнительной...
Целью данного проекта является обобщение опыта работы по обучению дополнительной профессии «Секретарь-референт»
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconУправление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconТ Деловые игры в библиотеке
Деловые игры в библиотеке: сборник методических материалов / Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской; нмо;...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Специфика работы...
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» формирование у студентов профессиональных...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconТемы рефератов работ для студентов, обучающихся по направлению 040700...
О понимании светскости государства и светского характера образования в государственной образовательном учреждении
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доме культуры. Основной целью работы специалиста по работе с молодежью было вовлечь молодежь и подростков занятию спортом и ведения...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconПрезентация иллюстрированного журнала «Фотография и жизнь»
Полиграфия. Канцтовары и сувениры». В центральной городской библиотеке им. А. И. Герцена (ул. Чапаева, 5) и в Детской библиотеке...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconМедиакратия в социально-политических процессах Научный А. С. Пую
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» формирование у студентов профессиональных...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconОбобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г
А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью»
Цель курса формирование у студентов педагогических знаний о работе с молодежью
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconСистемно-деятельностный подход «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» формирование у студентов профессиональных...
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто 5 Иванова Т. А iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск