МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»
Автор: Сидорова М.И., к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» - формирование у студентов профессиональных знаний в области технологии работы с молодежью в условиях городских и сельских поселений.
Основные задачи курса «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах»:
раскрыть базовые теоретические подходы к работе с молодежью в сельском и городском социумах;
сформировать научные представления о технологиях работы с молодежью в условиях разных типов поселений;
представить содержание социальных технологий работы с городской и сельской молодежью;
определить специфику деятельности организатора работы с молодежью в современных социально-экономических условиях города и деревни.
Данный курс является одним из важных к пониманию специфики организации работы с молодежью. Полученные в рамках дисциплины знания во многом способствуют формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в области реализации социальных технологий работы с молодежью.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
особенности и тенденции развития городского и сельского социумов;
сущность и специфику городского и сельского образа жизни;
содержание социальных проблем городской и сельской молодежи;
технологии работы с молодежью в условиях разных типов поселений;
владеть умениями и навыками:
поиска необходимой информации в рамках изучаемого курса;
реализации технологий работы с молодежью в городском и сельском социумах;
рефлексии и самооценки.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| всего
ауд.
| Лк
| Пр/
СМ
| ЛБ
| СР
| 1.
| Формы расселения людей как условие их жизнедеятельности
| 6
| 4
| 2
| -
| 10
| 2.
| Городской социум и его влияние на социализацию молодежи
| 12
| 6
| 6
| -
| 12
| 3.
| Специфика сельского образа жизни
| 12
| 6
| 6
| -
| 12
| 4.
| Технологии работы с молодежью в городском и сельском социуме
| 14
| 8
| 6
| -
| 16
| Итого:
| 44
| 24
| 20
| -
| 50
|
Содержание практических занятий Практическое занятие №1 (2 часа)
Тема: Формы расселения людей как условие их жизнедеятельности
План:
Понятия «поселение» и «расселение».
Город как вид поселения.
Сельские поселения.
Пути сближения города и деревни как технологии решения социальных проблем.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Назовите основные формы расселения людей в современных условиях с учетом их эволюции.
Каковы особенности городского поселения?
По каким критериям могут быть типологизированы города?
Определите особенности сельского поселения.
Назовите основные виды сельских поселений.
Проанализируйте пути решения социальных проблем города и деревни.
Задания для самостоятельной работы:
Используя свои наблюдения по месту проживания и учебы, определите основные черты сходства и различия между городом и деревней.
Покажите это на примерах различных типов (и видов) городов и деревень.
Назовите различия и сходства между городом и деревней в различных регионах страны, в разных странах.
Каково положение городов и деревень (сел) в современной России? Как сложились отношения между ними?
Охарактеризуйте процесс преодоления различий между разными формами расселения людей как магистральный путь сближения условия их жизнедеятельности.
В чем состоит роль социальной работы в этом процессе?
Основная литература:
Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2006.
Дополнительная литература:
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы. - М.: КноРус, 2011.
Павленок П.Д. Социология. - М.: Дашков и К, 2007. - 580 с.
Холостова Е.И. Социальная работа.- М.: Дашков и К, 2006. - 668 с.
Практическое занятие №2 (6 часов)
Тема: Городской социум и его влияние на социализацию молодежи
План:
Город как феномен социокультурного развития.
Городской образ жизни и его особенности.
Социальные проблемы города.
Специфика социализации молодежи в городском социуме.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Назовите основные особенности дефиниции «город».
В чем заключается территориально-демографические, политико-административные, экономические и социокультурные основание дефиниции «город»?
Охарактеризуйте социальные проблемы города.
Назовите особенности городского образа жизни.
Каким образом городской социум влияет на социализацию молодого поколения?
Задания для самостоятельной работы:
Дайте определения основным понятиям темы: город, городской образ жизни, городской социум.
Выпишите из учебника А.В. Мудрика «Социализация человека» особенности влияния города на социализацию человека (С. 110-115).
Охарактеризуйте влияние городского образа жизни на молодежь.
Основная литература:
Жигунова Г.В. Социальные проблемы города. - Мурманск: МГТУ, 2009. - 108 с.
Мудрик А.В. Социализация человека.- М.: Академия, 2004. - 304 с.
Пирогов С.В. Социология города. - М.: Новый учебник, 2004. - 208 с.
Дополнительная литература:
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы. - М.: КноРус, 2011.
Обедков А. П. Эволюция сети городских поселений и особенности урбанизации северного региона // Экология урбанизированных территорий. - 2009. - № 1. - С. 19-26.
Павленок П.Д. Социология. - М.: Дашков и К, 2007. - 580 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. - М.: Дашков и К, 2006. - 596 с.
Практическое занятие №3 (6 часов)
Тема: Специфика сельского образа жизни
План:
Село как предмет изучения социологии.
Черты сельского образа жизни.
Социальные проблемы молодежи на селе.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Определите предмет социологии деревни (села).
Назовите специфические черты сельского образа жизни.
В чем отличие городского и сельского образа жизни?
Охарактеризуйте социальные проблемы молодежи на селе.
Задания для самостоятельной работы:
Составьте таблицу, характеризующую особенности городского и сельского образа жизни по критериям: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни и др.
Выпишите основные особенности сельской культуры из учебника «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» под ред. П. Д. Павленка. - М., 2006. – С. 281. Проследите их влияние на социализацию молодежи на селе.
Основная литература:
Мудрик А.В. Социализация человека.- М.: Академия, 2004. - 304 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. - М.: Дашков и К, 2006. - 596 с.
Холостова Е.И., Черняк Е.М., Чупина Г.Н. Сельская семья и социальная работа. – М., 2005. – 242с.
Дополнительная литература:
Григорьев С. И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 39-44.
Гурьянова М. П. Формирование у детей ценностного отношения к сельскому образу жизни // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 17-25.
Нечипоренко О. В. Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация? // СОЦИС. - 2009. - № 6. - С. 57-66.
Практическое занятие №4 (6 часов)
Тема: Технологии работы с молодежью в городском и сельском социуме
План:
Особенности технологий социальной работы с городской молодежью.
Технологии работы с молодежью в сельском социуме.
Основные пути совершенствования технологий социальной работы в городе и сельской местности.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Назовите факторы, определяющие специфику технологий работы с молодежью в городе.
Охарактеризуйте основные направления социальной работы с молодежью в сельской местности.
Каковы методы социально-коммуникативной деятельности в городе и деревне?
Определите пути совершенствования технологий социальной работы с молодежью в городе и сельской местности.
Задания для самостоятельной работы:
Охарактеризуйте особенности применяемых технологий социальной работы в городе и сельской местности (с учетом вашего места жительства, ваших родителей, знакомых).
Составьте сравнительную таблицу:
-
Технология
| Специфика применения в городе
| Специфика применения на селе
|
|
|
|
Основная литература:
Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью. - М. : Гардарики, 2008. - 204 с.
Методики и технологии социальной работы.- М.: СОЦИОНОМИЯ, 2004. - 95 с.
Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
Технологии социальной работы: учебник / общ. ред. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 398 с.
Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2007. - 432 с.
Дополнительная литература:
Камышникова Л.Л. Деятельность участковой социальной службы // Работник социальной службы. - 2006. - №3. - С. 35 - 51.
Мухаметзянова Г. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе // Социальная работа. - 2006. - №4. - С. 8 - 12.
Пыхтин С.И. Социальная работа на селе - важнейший аспект социального развития регионов России // Социальная работа. - 2007. - №3. - С. 5 - 7.
Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Технология социальной работы: учебник / под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 400 с.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература (основная)
Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы. - М.: КноРус, 2011.
Методики и технологии социальной работы.- М.: СОЦИОНОМИЯ, 2004. - 95 с.
Мудрик А.В. Социализация человека.- М.: Академия, 2004. - 304 с.
Павленок П.Д. Социология. - М.: Дашков и К, 2007. - 580 с.
Пирогов С.В. Социология города. - М.: Новый учебник, 2004. - 208 с.
Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2006.
Технологии социальной работы: учебник / общ. ред. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 398 с.
Холостова Е.И., Черняк Е.М., Чупина Г.Н. Сельская семья и социальная работа. – М., 2005. – 242с.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Григорьев С. И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 39-44.
Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. – Минск, 2000. – 448 с.
Гурьянова М.П. Формирование у детей ценностного отношения к сельскому образу жизни // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 17-25.
Жигунова Г.В. Социальные проблемы города. - Мурманск: МГТУ, 2009. - 108 с.
Камышникова Л.Л. Деятельность участковой социальной службы // Работник социальной службы. - 2006. - №3. - С. 35 - 51.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
Мухаметзянова Г. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе // Социальная работа. - 2006. - №4. - С. 8 - 12.
Нечипоренко О. В. Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация? // СОЦИС. - 2009. - № 6. - С. 57-66.
Обедков А. П. Эволюция сети городских поселений и особенности урбанизации северного региона // Экология урбанизированных территорий. - 2009. - № 1. - С. 19-26.
Пыхтин С.И. Социальная работа на селе - важнейший аспект социального развития регионов России // Социальная работа. - 2007. - №3. - С. 5 - 7.
Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М., 2005.
Технология социальной работы : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Технология социальной работы : учебник / под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 400 с.
Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2007. - 432 с.
Холостова Е.И. Социальная работа.- М.: Дашков и К, 2006. - 668 с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- оборудованные аудитории;
- стенды;
- схемы;
- сравнительные таблицы. Примерные зачетные тестовые задания:
Молодежь – это часть населения в возрасте:
а) от 14 до 30 лет;
б) от 18 до 30 лет;
в) от 15 до 25 лет.
Процесс исторически складывающегося размещения людей на территории региона, страны, мира называется:
а)расселение;
б)поселение.
К технологиям, применяемым в работе с молодежью в сельской общине относятся:
а) социальная диагностика;
б)социальная профилактика;
в)социальная терапия;
г)социальная помощь и защита;
д)информационные технологии;
е)коммуникативные технологии;
ж)все вышеперечисленное.
Город – вид поселения, для которого не характерны:
а)концентрация большого количества жителей;
б)высокая плотность населения;
в)моноэтнический состав населения;
г)дифференцированная социально-профессиональная структура населения.
Неустойчивость социального статуса, небольшая значимость территориальных общностей жителей, слабый социальный контроль поведения человека характерны для:
а)городского образа жизни;
б)сельского образа жизни.
Влияние типа поселения определяют специфику:
а)стихийной социализации человека;
б)относительно направляемой социализации;
в)относительно социально контролируемой социализации.
К числу социальных проблем городов не относятся:
а)миграционно-демографические проблемы;
б)проблемы мобильности населения;
в)проблемы социальной структуры занятости.
Отток городского населения в пригороды называется:
а)субурбанизация;
б)сегрегация;
в)ассимиляция.
Понятие «образ жизни» - общесоциологическая категория, применяемая для характеристики:
а)совокупности конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни, складывающейся в качественно определенный, упорядоченный способ жизни;
б)совокупности социальных условий и способов реализации потребности людей;
в)всего вышеназванного.
Совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни носит название:
а)уровень жизни;
б)качество жизни;
в)стиль жизни.
Социокультурная гетерогенность – одна из черт:
а)городского образа жизни;
б)сельского образа жизни.
Компактная пространственная группировка поселений, главным образом городских, объединенных в сложную систему многообразными интенсивными связями –
а)агломерация;
б)конгломерация;
в)ингломерация
Деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, носит название:
а)социальная защита;
б)социальное обслуживание;
в)социальная помощь.
Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования, проявляющаяся в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях:
а)социальная защита;
б)социальное обслуживание;
в)социальная помощь.
Процесс экстенсивного роста численности населения и размеров городов -
а)урбанизация
б)пауперизация
в)антиномизация.
Примерный перечень вопросов к экзамену
Понятия «поселение» и «расселение». Основные формы расселения людей в современных условиях.
Город как вид поселения. Типология городов.
Типологизация сельских поселений.
Город как феномен социокультурного развития.
Понятие и виды социального пространства города.
Социальные проблемы города.
Специфика городского образа жизни.
Особенности социализации молодежи в городе.
Село как предмет изучения социологии.
Черты сельского образа жизни.
Социальные проблемы молодежи на селе.
Особенности технологий социальной работы с городской молодежью.
Характеристика технологий социальной работы с сельской молодежью.
Специфика реализации социальной работы на селе.
Методы социально-коммуникативной деятельности в сельской среде.
Система социальных служб помощи населению в городе и на селе.
Социальная работа с молодой семьей в городском и сельском поселении.
Работа с безработной молодежью в городе и деревне.
Требования к организатору работы с молодежью при реализации социальных технологий с молодежью в городском и сельском социумах.
Основные пути совершенствования технологий социальной работы в городе и сельской местности.
Примерная тематика рефератов
Социальные проблемы городов.
Город и здоровье: медицинские аспекты городской жизни.
Экология городской среды.
Религиозная терпимость как черта городской жизни.
Уникальность и специфичность города как объекта изучения.
Город как коммуникативная среда: особенности и проблемы.
Маргинальность как характеристика городской среды обитания.
Социокультурная динамика городской жизни.
Городской образ жизни: понятие, сущностные характеристики, концепции.
Вид поселения как мезофактор социализации.
Социализация молодежи в городе.
Особенности социализации молодежи на селе.
Сельский социум как объект системного исследования.
Сельская социальная среда как педагогический фактор.
Сельская школа как открытый социальный институт.
Сельская школа в системе социальных служб помощи населению.
Социальная работа на селе как специализированный вид практики.
Система допрофессиональной и профессиональной подготовки молодежи на селе.
Социальное обслуживание в малых и отдаленных сельских поселениях.
Аграрная структура общества и семья.
Адаптационный потенциал сельской семьи.
Ролевое взаимодействие в сельской семье.
Воспитание детей в сельской семье.
Социальные технологии работы с сельской молодежью.
Решение проблемы безработицы в городе и деревни.
Работа с семьями «группы риска» в городском и сельском социумах.
Пути оптимизации социальной работы сельской молодежью.
Особенности социальной работы с молодежью в городе и деревне.
Истоки социальной работы на селе.
Социальные проблемы молодежи в городе и в сельских поселениях: сравнительный анализ.
|