Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности
страница1/5
Дата публикации22.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины
«СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

для студентов 1 и 3 курсов специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»

Автор: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» - формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью, содействие разработке индивидуального технологического багажа специалиста для его активного использования в практике организации работы с молодежью.

Основные задачи курса «Социальные технологии работы с молодежью»:

  • дать общее представление о содержании и характере социальных технологий;

  • изучить особенности социальных технологий работы с молодежью;

  • сформировать научные представления о видах социальных технологий работы с молодежью и их специфике;

  • изучить индивидуальные и групповые методы работы с молодежью;

  • содействовать развитию у студентов навыков анализа и оценивания социальных ситуаций, затрудняющих жизнедеятельность молодых людей;

  • формировать у студентов на основе полученных знаний практические навыки и умения применения социальных технологий в работе с молодежью.

Данный курс является одним из ключевых к пониманию теоретико-методологических оснований организации работы с молодежью. Особое внимание при изучении дисциплины уделяется социальной работе с молодежью: подходам, методам, практическим моделям работы, технологиям. В основе технологий социальной работы с молодежью лежат помогающие отношения субъектов взаимодействия, что определяет гуманистический характер работы с молодежью.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы с молодежью;

  • сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению трудных жизненных ситуаций и решению социальных проблем молодых людей;

  • основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами молодежи;

уметь:

  • технологически организовывать процессы работы с молодежью на разных уровнях;

  • создавать индивидуальные технологические разработки в сфере организации работы с молодежью;

  • применять индивидуальные технологические разработки для работы с различными категориями и группами молодежи, в том числе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

  • поддерживать инициативы молодежи на уровне местного самоуправления, вовлекать молодежь в добровольческую деятельность, способствовать созданию качественных культурно-досуговых программ для молодежи и клубных сообществ по месту жительства, организовывать мобильную социальную работу с молодежью;

  • определять эффективность проведенных мер в процессе оказания помощи клиентам.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

Раздел I. Социальная работа с молодежью как технологический процесс

1.1

Технология социальной работы с молодежью как отрасль научного знания и учебная дисциплина


1

1

-

-

2

1.2

Технологический процесс в работе с молодежью: сущность, содержание и особенности

1

1

-

-

2

1.3

Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости

1

1

-

-

2

1.4

Типология социальных технологий работы с молодежью

1

1

-

-

2

Раздел 2. Общие технологии и методы социальной работы с молодежью

2.1

Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов

4

2

2

-

2

2.2

Индивидуальная социальная работа с молодежью. Основные этапы технологического процесса решения проблем клиента

3

1

2

-

4

2.3

Метод групповой работы

3

1

2

-

2

2.4

Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения

3

1

4

-

2

2.5.

Социальная экспертиза в системе социальной работы с молодежью

3

1

-

4

2.6.

Адаптационные технологии в работе с молодежью

2

2

-

-

4

2.7.

Сущность и содержание технологии социальной реабилитации в молодежной среде

2

2

-

-

4

2.8.

Социальная терапия и социальная профилактика: особенности и методы осуществления

4

2

2

-

4

2.9.

Социальное консультирование и посредничество

4

2

2

-

4

2.10.

Социальное обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование как виды традиционных технологий социальной защиты и поддержки населения

4

2

2

-

4

2.11.

Опека и попечительство как социальная технология

1

1

-

-

4

2.12.

Социальные инновации в социальной работе с молодежью

1

1

-

-

4

Раздел 3. Социальные технологии работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности. Частные технологии социальной работы с молодежью

3.1

Технологии социальной работы с молодежью в сфере производства

2

2

-

-

4

3.2

Технологии работы с молодежными общественными организациями. Роль некоммерческих организаций в решении социальных проблем молодых людей

6

2

4

-

4

3.3

Технологии социальной работы с молодежью в сфере образования

6

2

4

-

4

3.4

Технологии социальной работы с молодежью в системе здравоохранения

4

2

2

-

4

3.5

Технологии социальной работы с молодыми инвалидами

6

2

4

-

4

3.6

Технологии социальной работы с молодыми людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими средствами

6

2

4

-

4

3.7

Технологии социальной работы с молодежью в системе пенитенциарных учреждений

4

2

2

-

4

3.8

Технологии социальной работы с молодежью в армии

4

2

2

-

4

3.9

Социальные технологии работы с молодежью в семье

6

2

4

-

4

3.10.

Технологии социальной работы с молодыми безработными

6

2

4

-

2

3.11.

Социальные технологии работы с молодежью в сфере досуга


2

2

-

-

2

Итого:

90

44

46

-

90



Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема : Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов

План:

  1. Понятие о методах, классификация методов, используемых в социальной работе с молодежью.

  2. Общенаучные теоретические методы.

  3. Методы социальной работы, классифицируемые по направлениям деятельности: социологические методы, педагогические и социально-педагогические методы, психологические и социально-психологические методы, социально-экономические методы, организационно-распорядительные методы (регламентирование, нормирование, инструктирование).

  4. Методы социальной работы, классифицируемые по объектам: индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Каковы основные характеристики инструментария технологии социальной работы с молодежью?

    2. Что такое метод и в чем заключается его роль в социальной работе?

    3. Каково место в социальной работе всеобщего метода познания и в чем его сущность?

    4. Какие общенаучные методы используются в социальной работе с молодыми людьми?

    5. Какие основные частные методы применяются в практике социальной работы с молодежью?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Ответьте на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Подготовьте доклады к практическому занятию об основных методах, используемых в социальной работе с молодежью. Выделите традиционные и инновационные методы, обсудите их «плюсы» и «минусы».


Основная литература:

  1. Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.

  2. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

  4. Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.


Дополнительная литература:

  1. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. —2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

  2. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992.

  3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами — М. — Белгород, 1993.

  4. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001.



Практическое занятие №2 (2 часа)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Специфика работы...
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» формирование у студентов профессиональных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Местное самоуправление...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация работы...
Цель освоения дисциплины «Организация работы с молодежью в трудовых коллективах»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью»
Цель курса формирование у студентов педагогических знаний о работе с молодежью
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития...
Цель освоения дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» формирование...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Дети улиц» для...
Цель освоения дисциплины «Дети улиц» формирование у студентов профессиональных знаний в области социально-педагогической работы с...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Информационное...
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > психологические...
Организация работы с молодежью. Актуальность данного курса как и самого направления обусловлена современной ситуацией развития общества,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных...
Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью» для студентов 1 и 3 курсов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика»...
Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск