МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
для студентов 1 и 3 курсов специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»
Автор: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» - формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью, содействие разработке индивидуального технологического багажа специалиста для его активного использования в практике организации работы с молодежью.
Основные задачи курса «Социальные технологии работы с молодежью»:
дать общее представление о содержании и характере социальных технологий;
изучить особенности социальных технологий работы с молодежью;
сформировать научные представления о видах социальных технологий работы с молодежью и их специфике;
изучить индивидуальные и групповые методы работы с молодежью;
содействовать развитию у студентов навыков анализа и оценивания социальных ситуаций, затрудняющих жизнедеятельность молодых людей;
формировать у студентов на основе полученных знаний практические навыки и умения применения социальных технологий в работе с молодежью.
Данный курс является одним из ключевых к пониманию теоретико-методологических оснований организации работы с молодежью. Особое внимание при изучении дисциплины уделяется социальной работе с молодежью: подходам, методам, практическим моделям работы, технологиям. В основе технологий социальной работы с молодежью лежат помогающие отношения субъектов взаимодействия, что определяет гуманистический характер работы с молодежью.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы с молодежью;
сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению трудных жизненных ситуаций и решению социальных проблем молодых людей;
основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами молодежи;
уметь:
технологически организовывать процессы работы с молодежью на разных уровнях;
создавать индивидуальные технологические разработки в сфере организации работы с молодежью;
применять индивидуальные технологические разработки для работы с различными категориями и группами молодежи, в том числе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
поддерживать инициативы молодежи на уровне местного самоуправления, вовлекать молодежь в добровольческую деятельность, способствовать созданию качественных культурно-досуговых программ для молодежи и клубных сообществ по месту жительства, организовывать мобильную социальную работу с молодежью;
определять эффективность проведенных мер в процессе оказания помощи клиентам.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| всего
ауд.
| Лк
| Пр/
СМ
| ЛБ
| СР
| Раздел I. Социальная работа с молодежью как технологический процесс
| 1.1
| Технология социальной работы с молодежью как отрасль научного знания и учебная дисциплина
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| 1.2
| Технологический процесс в работе с молодежью: сущность, содержание и особенности
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| 1.3
| Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| 1.4
| Типология социальных технологий работы с молодежью
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| Раздел 2. Общие технологии и методы социальной работы с молодежью
| 2.1
| Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
| 2.2
| Индивидуальная социальная работа с молодежью. Основные этапы технологического процесса решения проблем клиента
| 3
| 1
| 2
| -
| 4
| 2.3
| Метод групповой работы
| 3
| 1
| 2
| -
| 2
| 2.4
| Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения
| 3
| 1
| 4
| -
| 2
| 2.5.
| Социальная экспертиза в системе социальной работы с молодежью
| 3
| 1
| -
| 4
| 2.6.
| Адаптационные технологии в работе с молодежью
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 2.7.
| Сущность и содержание технологии социальной реабилитации в молодежной среде
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 2.8.
| Социальная терапия и социальная профилактика: особенности и методы осуществления
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 2.9.
| Социальное консультирование и посредничество
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 2.10.
| Социальное обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование как виды традиционных технологий социальной защиты и поддержки населения
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 2.11.
| Опека и попечительство как социальная технология
| 1
| 1
| -
| -
| 4
| 2.12.
| Социальные инновации в социальной работе с молодежью
| 1
| 1
| -
| -
| 4
| Раздел 3. Социальные технологии работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности. Частные технологии социальной работы с молодежью
| 3.1
| Технологии социальной работы с молодежью в сфере производства
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 3.2
| Технологии работы с молодежными общественными организациями. Роль некоммерческих организаций в решении социальных проблем молодых людей
| 6
| 2
| 4
| -
| 4
| 3.3
| Технологии социальной работы с молодежью в сфере образования
| 6
| 2
| 4
| -
| 4
| 3.4
| Технологии социальной работы с молодежью в системе здравоохранения
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 3.5
| Технологии социальной работы с молодыми инвалидами
| 6
| 2
| 4
| -
| 4
| 3.6
| Технологии социальной работы с молодыми людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими средствами
| 6
| 2
| 4
| -
| 4
| 3.7
| Технологии социальной работы с молодежью в системе пенитенциарных учреждений
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 3.8
| Технологии социальной работы с молодежью в армии
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 3.9
| Социальные технологии работы с молодежью в семье
| 6
| 2
| 4
| -
| 4
| 3.10.
| Технологии социальной работы с молодыми безработными
| 6
| 2
| 4
| -
| 2
| 3.11.
| Социальные технологии работы с молодежью в сфере досуга
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| Итого:
| 90
| 44
| 46
| -
| 90
|
Содержание практических занятий Практическое занятие №1 (2 часа)
Тема : Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов
План:
Понятие о методах, классификация методов, используемых в социальной работе с молодежью.
Общенаучные теоретические методы.
Методы социальной работы, классифицируемые по направлениям деятельности: социологические методы, педагогические и социально-педагогические методы, психологические и социально-психологические методы, социально-экономические методы, организационно-распорядительные методы (регламентирование, нормирование, инструктирование).
Методы социальной работы, классифицируемые по объектам: индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Каковы основные характеристики инструментария технологии социальной работы с молодежью?
Что такое метод и в чем заключается его роль в социальной работе?
Каково место в социальной работе всеобщего метода познания и в чем его сущность?
Какие общенаучные методы используются в социальной работе с молодыми людьми?
Какие основные частные методы применяются в практике социальной работы с молодежью?
Задания для самостоятельной работы:
Ответьте на вопросы плана, используя предложенную литературу.
Подготовьте доклады к практическому занятию об основных методах, используемых в социальной работе с молодежью. Выделите традиционные и инновационные методы, обсудите их «плюсы» и «минусы».
Основная литература:
Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Дополнительная литература:
Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. —2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992.
Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами — М. — Белгород, 1993.
Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Практическое занятие №2 (2 часа)
|