Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.02.2014
Размер95.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Специфика использования приемов здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного на уроках русского языка, реализуемых в рамках ФГОС основного образования

Ильина А.В.

МБОУ СОШ №6 г. Шебекино

Белгородской области

Целью образовательного процесса современной школы помимо вооружения обучения прочными предметными навыками продолжает оставаться сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Данная проблема существовала изначально, не только с внедрением ФГОС. Так для ее реализации педагоги использовали разнообразные приемы в своей работе:

– соблюдение светового и теплового режимов в ходе образовательного процесса (проветривание, свет, доска и т.д.);
– смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого 7–10 мин.);
– количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;
– чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. - наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;
– правильное применение ТСО;
– поза учащихся за партой;

– наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек;

– наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
– психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;
– наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
– плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);
– спокойное завершение урока. [8,с.1]

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Так основными требованиями к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС являются следующие:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами обучающиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Как видно из вышеперечисленного, среди основных требований выделяются времясбережение и здоровьесбережение. И это не случайно: в современном мире вне школы большинство ребят ведут малоподвижный образ жизни (что связано с чрезмерным увлечением разнообразными гаджитами).

Таким образом, задачи, определяющие новую структуру урока, должны быть, на мой взгляд, следующими:

  1. создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

  2. вооружение навыками ведения здорового образа жизни.

Одним из решением заявленных задач является систематическое использование в учебном процессе технологии В.Ф. Базарного–знаменитого хирурга–офтальмолога, доктора медицинских наук, профессора, ранее руководившего лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в городе Красноярске, или её приёмов.

Владимир Филиппович Базарный двадцать лет занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной  научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в городе Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.
По мнению В.Ф.Базарного,  сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка, так как учебный процесс с его пассивностью и чрезмерной усидчивостью пагубно сказывается на его здоровье. Вывод  учёного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении - ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской  службе. Чего же мы ещё ждём?»
Пытаясь решить возникшую проблему, доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного.
Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах? Рассмотрим некоторые из них:
Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции автор предлагает использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный “Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически “бескнижного” обучения в начальной школе, что исключает формирование у детей «шизоидной психической конституции» и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.
В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее.

К сожалению, не все современные школы полноценно оснащены необходимым оборудованием для реализации приемов технологии В.Ф Базарного. Так школа, в которой я работаю на протяжении восьми лет, не оснащена специальным оборудованием для проведения уроков по ФГОС. Несмотря на это в собственной практике ежеурочно использую авторские приемы. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, при проведении разминок на уроках русского языка (повторение изученного ранее) использую зрительные метки и пальчиковую гимнастику на расслабление мышц пальцев, так как на уроке обучающиеся много пишут.

Приведу пример использования приёмов технологии В.Ф.Базарного на отдельных этапах урока русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи» в 7 классе:

Этап «Разминка»

А) Словарная работа (повторить написание ранее изученных слов)

На доске:

Колонна

Поразительный

Желанная

Бассейн

Дистанция

Мяч

  • Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

  • Проанализировать с точки зрения фонетики совпадает или не совпадает количество звуков и букв в словах. Почему?

  • Назвать 3 позиции, когда буквы е, ё, ю, я дают два звука.

  • Назвать части речи, встретившиеся в словарной работе

Б) Синтаксическая пятиминутка

  • Составьте словосочетания, используя в своей работе словарные слова и слова на стене в классе, напечатанные на цветном формате (Методика В.Ф. Базарного. Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции)

Спортсмены

Результат

Победа

Плавательная

Короткая

Кожаный

  • Определите вид словосочетаний (именные, глагольные)

  • Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях

(согласование, управление):

Спортивная колонна - именное, согласование

Поразительный результат - именное, согласование

Желанная победа - именное, согласование

Плавательный бассейн - именное, согласование

Короткая дистанция - именное, согласование

Кожаный мяч-именное, согласование

(мяч из кожи - именное, управление)

  • Составьте с одним из словосочетаний сложное предложение, определите тип предложения и запишите в тетрадь.

В) Физкультминутка по методике Базарного. (Визуальный тренажер. Гимнастика для глаз)

Далее необходимо отметить, что важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любом месте класса. Следующий этап урока:

Этап «Работа по теме урока»

А) Слово учителя

  1. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Чем мы можем объединить два этапа нашей работы (проверку домашнего задания и разминку)

(Определение частей речи.)

  1. Вспомните из курса 5 класса, на какие группы можно разделить части речи. (Самостоятельные и служебные). Обращение к сенсорному кресту.

  2. Назовите части речи, которые отнесем к самостоятельным (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол и его формы (причастие и деепричастие, наречие)

  3. Какие части речи антонимичны самостоятельным частям речи?

(Служебные части речи)

  1. Какие слова мы можем отнести к служебным частям речи?

(союз, предлог, частица)

  1. Можем ли мы теперь определить тему нашего урока?

  2. Исходя из темы урока, можно ли определить цель нашего урока?

Б) Работа с учебником и грамматическими тетрадями

  1. Можем ли мы определить отличительные признаки служебных частей речи от самостоятельных? Обратимся к учебнику на стр. 131, параграф 47.

  2. Читает подготовленный обучающийся.

  3. Выделите важную информацию из прочитанного об отличительных признаках служебных частей речи от самостоятельных.

На стене в классе есть подсказка, давайте прочтем и запишем в грамматические тетради (методика В.Ф. Базарного. Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции).

В) Физкультминутка по методике Базарного. Пальчиковая гимнастика на расслабление мышц пальцев.

Таким образом, в моей практике систематически применяются приёмы технологии доктора В.Ф.Базарного. И могу заверить, что на моих уроках не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Отношения между всеми участниками образовательного процесса стали более благожелательными, на что повлияла общность благого дела – сохранения здоровья.

Итак, несмотря на то, что большинство школ основного звена еще не перешли на реализацию данного стандарта, осознавая особую важность процесса здоровьесбережения, я структурирую собственную образовательную деятельность, соблюдая требования нового стандарта, и считаю, что деятельность в данном направлении окажется плодотворной. Надеюсь, что обучающиеся не только полноценно овладеют знаниями о собственном здоровье, но и будут их систематически применять в собственной жизни.

Информационные источники:



  1. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 1995 г.

  2. Яготкина Е.Б. «Приемы здоровьесбережения на уроках» http://festival.1september.ru/articles/627448/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск