Скачать 106.62 Kb.
|
Областная акции «Я – гражданин Российской Федерации» конкурс методических разработок по гражданско-правовому образованию Номинация: Лучший урок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» Конспект интегрированного урока истории и литературы 10 класс МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа» Я хочу поставить памятник не во времени – а в совестиКраснова Татьяна Юрьевна учитель литературы МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа» Зайцева Любовь Сергеевна учитель истории МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа» Ноябрь 2010года Тип урока: интегрированный (литература и история) Форма урока: урок исследование Технология: критического мышления, исследования Место урока: литература - внеклассное чтение, история Цель: осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий. Задачи. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Организация класса: 3 группы Оборудование урока: ветки лиственницы в банках с водой на столах учащихся, компьютер, проектор, мультимедийные презентации «Биография Шаламова» и «Я хочу поставить памятник не во времени – а в совести», тексты исторических источников, тексты рассказов Шаламова. Учитель. Уважаемые коллеги на ваших столах ветки лиственницы. Это дерево живёт много лет. Лиственница, доставленная с Колымы, стала символом музея писателя Варлама Шаламова в Вологде, который открылся в 1991 году. Слайд 1 Лиственница в музее. Об этой лиственнице повествуется в рассказе «Воскрешение лиственницы». На столе в каждой группе отрывок из рассказа Шаламова «Воскрешение лиственницы». Приложение. Послушайте рассказ и ответьте на вопросы. Слайд 2 вопросы 4 мин.
Ответы учащихся на вопросы. Формулирование темы урока. Слайд 4 Видеофрагмент Труд заключённых ГУЛАга 30 сек. Учитель истории. Слайд 4. 2 мин
Учитель истории. Перед вами схемы, диаграммы, документы отражающие эпоху Сталинского режима, проанализируйте их, сформулируйте ответы на данные вопросы. Приложение Работа в группах с источниками. Учащиеся изучают источники и готовят ответы по плану 3-4 мин План ответа группы Слайд 7. 5 мин.
Ответы учащихся
Слайд 11 Учитель истории. 1 мин С 1921 по 1954 год по статье 58 УКРСФСР в стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек. .Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних. Вопрос. Время 30-х гг. 20 века от нас очень далеко. Нужно ли об этом знать, нужно ли сегодня говорить об этом? Это негативная страница истории нашего государства, нужно ли на ней сосредотачивать внимание? Ответ учащихся. Учитель литературы. – В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему. Слайд 12 (Шаламов его книги) 48 сек. Фрагмент документального фильма «Острова» о В Шаламове Сообщение ученицы Некрасовой Т. Биография В. Шаламова сопровождаемое презентацией. 2 мин. Приложение Учитель литературы Вы читали «Колымские рассказы» Шаламова Работа в группах. Задание. Каждая из 3-х групп анализирует один рассказ В.Шаламова («Ночью», «На представку», «Сгущённое молоко» ). Вопросы группам Слайд13 . 20 мин
Авторская позиция: можно понять и простить голодных, измученных людей, но не всегда можно принять как СВОЙ их способ выжить. Является ли позиция автора позицией всепрощения, заранее оправдывающей любые поступки зека? Какие всё таки способы выживания выбирает он для себя? - Есть поступки, которые автор осуждает. Все главари уголовников –севочки, валечки и другие –вызывают у Шаламова гнев, презрение. Автор так рисует преступников, что мы чувствуем: перед нами нелюди, для которых пути к человеческому отрезаны («На представку» - УБИЛИ ИЗ-ЗА СВИТЕРА) Только то годится для Шаламова, что не унижает человеческого достоинства: это попилить дрова, подежурить за кого-нибудь, т.е. добыть кусок хлеба своим трудом. Нет всепрощения у Шаламова. Можно деградировать, можно забыть многие слова, которые люди употребляют в нормаьной жизни, можно ругаться: ко многому вынуждают нечеловеческие условия, но нельзя быть подлым, нельзя шагать по трупам, нельзя зарабатывать себе блага на чужих несчастьях. Сам автор верен законам товарищества. Бессмысленная гибель миллионов людей не должна повториться (рассказ «Поезд»). Забыть нельзя. Знать необходимо Учитель литературы. Вывод 3 мин Мы познакомились с биографией Шаламова его прозой, подробно анализировали три рассказа из книги “Колымские рассказы”. В этих произведениях отражена СУДЬБА, вобравшая в себя беды и мучения всего поколения. Слайд 14 Учитель истории. Кто они - безвинные жертвы тоталитарного режима, лагерные мученики? Люди разных возрастов. Мужчины и женщины. Простые крестьяне, студент, поэт, музыкант, офицер, ученый, рабочий, священник… Это модель государства, только за колючей проволокой. Учитель литературы. Их, людей разных судеб и характеров, объединяло одно – то, что независимо от обстоятельств они сохраняли душу, оставались людьми и несли через мрачные годы не- свободы и насилия как негасимую свечу свою честь , порядочность. Читать рассказы тяжело… Может быть тогда не стоит ворошить старое, всё это было в прошлом? Нужно ли вашему поколению знать эту страницу истории? Ответ учеников Учитель литературы. Ответом на этот вопрос служит вся жизнь и творчество Шаламова. Наша лиственница не с Колымы, Слайд 15 но она как символ Колымы хранит память о лагерных мучениках. Она может засохнуть, а может воскреснуть. Всё будет зависеть от того, насколько мы с вами были сегодня искренни, и будем ли действительно помнить о тех страшных событиях, о людях, сохранивших в себе ЧЕЛОВЕКА. Слайд 16 Учитель истории. Правовое государство, гражданское общество Рефлексия. 5 мин Составление синквея. Слайд 17 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола 1 существительное Домашнее задание. 2 мин Слайд 18 Эссе Тема: Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого - это спасение будущего, его гарант. Е. Евтушенко Слайд 18 Выставление оценок за работу на уроке |
Конкурсе «Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова (г. Москва), Общественно-гуманитарной организацией... | Положение о региональном этапе IX конкурса учителей истории, обществознания... Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» Ссср. Разрабатывая урок, я ставила своей целью подвести учащихся к пониманию правовой и исторической ответственности государственной... | Реферат «История репрессий в СССР на примере жителей села Ношено» В январе 2006 года из Управления образования Абанского района пришло положение о сборе краеведческой информации на тему «Наше село... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В моу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» традиционно проводится Неделя Памяти жертв политических репрессий, посвященная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приглашаем Вас на III методологический семинар «История политических репрессий в СССР в научном и учебном дискурсе», который состоится... | ||
Урок по теме: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление» Образовательные: – путем анализа опытных данных, сделать вывод о зависимости сопротивления от длины проводника, площади поперечного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок памяти «1937-е «годы роковые» «Сталин и террор» ко Дню жертв политических репрессий | ||
Урок истории в 11 классе по теме «Восстановление экономики ссср: от войны к миру» ... | Я выбрал эту тему реферата не добровольно, но ничуть не жалею об... Ленин" и наш вождь товарищ Сталин заботились о них и о всех остальных советских людях, падали в обморок, узнавая с экранов телевизоров... | ||
Конкурсе учителей истории, географии обществознания и литературы Ссср, к необходимости сохранения памяти о жертвах репрессий и разоблачения мифологических представлений об СССР как государстве социальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Провести в Большом Селе декадник, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербурге в 2013 году общегородских мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий | Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплинудля направления030600. 62 «История» для подготовки студентов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроках Памяти и классных часах, посвященных дню памяти жертв политических репрессий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Об утверждении плана мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий в городе Губкинском в 2013 году |