Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…»





НазваниеТема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…»
Дата публикации24.07.2014
Размер98.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
ГБОУ СО НПО «ПУ № 54»

Преподаватель истории И.К.Бозрикова

Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…»

Группа 11 «А» 1 курс

Цель данного урока:

- углубить знания учащихся об истории политических репрессий в СССР. Разрабатывая урок, я ставила своей целью подвести учащихся к пониманию правовой и исторической ответственности государственной власти в СССР за проведение чудовищных по своим масштабам репрессий против собственного народа, вылившихся неприкрытый геноцид.

- воспитать чувство гражданского патриотизма не только на положительных примерах строительства и защиты советского государства, экономических и культурных достижениях, но и на воспитании неприятия любых проявлений насилия над личностью, героизму участников восстаний в ГУЛАГе, стойкости диссидентов, самопожертвованию заключенных в тюрьмах и лагерях, спасавших своих товарищей.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений

Форма урока

Лабораторный практикум

Цели и задачи урока:

активизировать имеющиеся у учащихся знания о сталинской модернизации СССР, конкретизировать и персонифицировать информацию по истории политических репрессий 30 – 50-х гг., по истории тоталитаризма в нашей стране;

- воспитывать у учащихся неприятие любых форм насилия над основными правами личности, убеждение в первичности и приоритета свободы личности над всеми государственными и общественными интересами;

-развивать умения работы с историческими документами, другими историческими источниками, умения анализировать и делать выводы.

Основные понятия:

1.Политические репрессии - это карательные меры против политических противников.

2. Тоталитарный режим - это система госконтроля над всеми областями общественной жизни.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная и групповая

Методы и технологии урока: объяснительно-иллюстративные, проблемные и познавательные задания, поисково-исследовательские, комментированное чтение

Предварительная работа учащихся

Повторение тем: социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, политическая система СССР в 30-е гг. Одна ученица наизусть учит стихотворение по теме: «Мы живем под собою не чуя страны» О.Мандельштама. Двое учеников готовят сообщения на заданную тему.

Оборудование урока

Пакет документов на каждую группу;

Презентация.

Выставка книг

Буклеты

Технологическая карта урока

Этапы урока

Этапы деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методические рекомендации

1. Организация

( орг. момент)

2. Опрос д/задания


Актуализация знаний. Мотивация

1. Постановка проблемы на уроке при изучении новой темы, предлагает записать её в тетрадь.

2.Предлогает обучающимся разбиться на 3 подгруппы: « Историки», «Правоведы», « Эксперты» для проведения лабораторного практикума.

3.В течение урока преподаватель раздаёт житоны за ответы обучающихся: красный за ответ на оценку «5», зелёный за ответ на оценку «4», жёлтый за ответ на оценку «3» в конце урока по количеству набранных житонов выставляется оценка в журнал.

3 Предлагает вспомнить, что же предшествовало периоду Сталинской модернизации? Показ слайдов. (Ответ оценивается)

1.Записывают тему урока.

1.Предполагаемые ответы обучающихся: с 1929- по 1940 г.рост промышленных предприятий, вторые после США по абсолютному объёму производства, развивалась наука( И.П.Павлов, К.Э.Циолковский, Н.И.Вавилов и др.), в 1937 г.вводиться семилетнее образование.


1.Необходимо максимально уплотнить проверку знаний




Целеполагание

1.Последствия политических репрессий выписать в тетрадь в течение урока







3.Ход рока



Динамическая пауза


1.Поочередное задавание вопросов с сопровождением слайдов для групп.

Вопрос « Правоведам»

Каким образом властям удавалось получать всё возрастающий поток заключённых? Анализ статьи 58-й Уголовного кодекса РСФСР.

Вопрос « Историкам» Что такое культ личности? Как он сложился? Анализ стихотворения О. Мандельштама « Мы живём , под собою не чуя страны»

2.Викторина о Сталине И.В.( сопровождается показом слайдов)

Упражнения для глаз:

  1. 1.Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.

  2. 2.Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

  3. 3.Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

Вопрос «Экспертам» Что ждало человека в ГУЛАГе?

Анализ сообщения о генерале Горбатове в произведении писателя Л.Разгона.

Д\материал чтение преподавателем стихотворения А.Ахматовой

« Реквием» Минута молчания…

Вопрос « Правоведам» Почему люди выполняли такие приказы?

Анализ сообщения об истории маленького, рядового палача из автобиографической книги Льва Разгона « Непридуманное»

Вопрос «Экспертам» создайте обобщённый психологический портрет работников карательных учреждений?

Рассказ преподавателя истории.

Вопрос « Историкам» , « Политологам»

Из теста выделите правильные признаки тоталитарного строя?

Ответ проверяют «Эксперты»

Вопрос «Экспертам» Последствия репрессий для советского народа.


1.Выбирают пункты статьи 58-й Уголовного Кодекса РСФСР по которым могли осудить человека( шпионаж, контакты с иностранным государством в«контрреволюционной деятельности», подрыв государственной промышленности, транспорта, недонесение о военных изменниках и др.

2.Записывают в тетрадь определение: Культ личности- это возвеличивание одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития.

3.Культ личности складывался целенаправленно: во-первых самим Сталиным, сжигаемым маниакальной жаждой неограниченной власти, во-вторых партийной малообразованной массой, принесшей вековые царистские иллюзии в новую эпоху.
1.Отвечают на вопросы викторины.

Получают житоны.

1.Предполагаемые ответы обучающихся: пытки, карцер- холодный, сухой, стоячий, побои, давление через родных, унизительное обращение с заключенными

1.Обучающиеся встают и минутой молчания чтят память людей попавших под репрессии.


1.Предполагаемые ответы обучающихся: человек- винтик.

1.Предполагаемые ответы обучающихся: полное пренебрежение

и призрение к человеческой жизни, жестокость, скорее всего она ими не осознавалась как таковая, отсутствие мира в обычном понимании, т.е безнравственность.

1.Предполагаемые ответы обучающихся:

1. Миллионы людей погибли от руки одного единственного человека. Сколько лет калечилось сознание людей огромной страны.

2. Люди переживали времена «чисток» в 1936, 1937 и 1938 гг., принимая многочисленные и в большинстве своём несправедливые аресты «врагов народа» за правду и не все осознавали, как несправедливы сталинские репрессии.

3. Уничтожались прекрасные памятники старины, уникальные сооружения, взрывались храмы и церкви, а в других церквях устраивались склады, гаражи, тюрьмы.

4. Насильно народу навязывались взгляды ярых атеистов.

5. Многие города утратили своё своеобразие, произошло повальное переименование улиц, площадей, городов. Всем этим отсекали уходящие в прошлое корни, лишали страну истории, а значит индивидуальности. 

 6. Главное событие произошло 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталина. 

7.  В нем была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. В докладе была также поднята проблема реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине.

1.Предварительно было задано трём обучающимся подготовить опережающее сообщения.

2.Учитываются полные ответы обучающихся.


4. Закрепление

Деятельность по реализации

( действий)

Предлагает вспомнить:

1. Определение политических репрессии.

2. Культ личности Сталина.

3. Какой режим называют тоталитарным?


Предполагаемые ответы обучающихся:

1.Политические репрессии - это карательные меры против политических противников.

2. Тоталитарный режим - это система госконтроля над всеми областями общественной жизни.

3. Культ личности - это возвышение одного человека, приписывающего влияния на ход исторического развития.




5.Повторение

Рефлексия

Предлагает определить удалось ли реализовать поставленную цель

Предполагаемый ответ обучающихся: на уроке изучена тема» История политических репрессий6 чтобы помнили..»

В течение урока рассмотрены следующие вопросы: предпосылки сталинских репрессий( анализ обстановки в стране во всех сферах жизни общества), сообщения подготовленные обучающимися позволили представить полиную картину того времени, работа групп «Правоведов», «Историков», « экспертов» позволила проанализировать исторические события, разобраться в причинах политических репрессий и достичь цели урока выделить последствия репрессий для советского народа 30- 50- х годов.




6.Контроль

Выставление оценок

1.Преподаватель в журнал выставляет оценки обучающимся ( по результатам набранных житонов). 2.Благодарит обучающихся за работу на уроке.







7. Д\задание




Написать эссе…. на тему: «Возможно ли повторение политических репрессий в нашей стране?»






Список используемой литературы:

1. Разгон Л., Непридуманное. Повесть в рассказах, журнал «Юность» №№ 1-5 1988.

2. Васильев В., Шаламов В.Т., Колымские рассказы, / Русская литература, СПб

РПГУ, 2000.

3. Верт Н., Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии 95 миллионов жертв, М., 1998

4. Учебник «История России XX век» для 9-го кл. А.А.Данилов, Л.ГКосулина,

М., Просвещение, 2005

5. Учебник « История» среднее профессиональное образование В.В.Артёмов,

Ю.Н. Лубченков, М.: Издательский центр «Академия» 2009


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconКонкурсе «Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср»
Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова (г. Москва), Общественно-гуманитарной организацией...
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconУрок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср»
Цель: осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В моу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» традиционно проводится Неделя Памяти жертв политических репрессий, посвященная...
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconРеферат «История репрессий в СССР на примере жителей села Ношено»
В январе 2006 года из Управления образования Абанского района пришло положение о сборе краеведческой информации на тему «Наше село...
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПоложение о региональном этапе IX конкурса учителей истории, обществознания...
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приглашаем Вас на III методологический семинар «История политических репрессий в СССР в научном и учебном дискурсе», который состоится...
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Провести в Большом Селе декадник, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок памяти «1937-е «годы роковые» «Сталин и террор» ко Дню жертв политических репрессий
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» icon«чтобы помнили…»
Цели: воспитывать патриотизм; развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом; прививать уважение...
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconРабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых учений
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербурге в 2013 году общегородских мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплинудля направления030600. 62 «История» для подготовки студентов...
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроках Памяти и классных часах, посвященных дню памяти жертв политических репрессий
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об утверждении плана мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий в городе Губкинском в 2013 году
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Прямая» телефонная линия с населением города по вопросам защиты и восстановлении прав граждан – жертв политических репрессий
Тема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…» iconX городской фестиваль «Осенняя рапсодия» приглашает!
России отмечается День памяти жертв политических репрессий. В тюмени в этот день пройдут митинг, тематические встречи и программы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск