План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!»





Скачать 52.53 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!»
Дата публикации26.09.2013
Размер52.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» (Республика Коми, г. Сыктывкар)

План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!»

Мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Образ Петра I. (7 класс, программа В. Я. Коровиной)
Цель: в процессе работы над отрывком из поэмы «Полтава» показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы, раскрыть отношение автора к образу Петра I.

Задачи:

образовательная: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; провести анализ фрагмента; вспомнить художественно-изобразительные средства языка, определить их роль в отрывке поэмы;

развивающая: развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, формировать умение составлять цитатный план, умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы;

воспитательная: воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к деятельности великих людей и героическому историческому наследию своей страны.

Оборудование:

- компьютер, экран, колонки;

- электронный учебный модуль «А. С. Пушкин «Полтава:

http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html

Модуль содержит задания для проверки (контроля) знаний по изученной теме.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

  2. Повторение предыдущей темы урока. Ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник». Во вступлении к поэме поэт создаёт величественный образ Петра I-преобразователя. Расскажите об интересе А. С. Пушкина к истории России и эпохе царствования Петра I.

Примерный ответ учащихся:

Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр I вводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра.

Учитель дополняет ответ учащихся.

Демонстрируется портрет Петра I:



Сегодня мы с вами будем говорить о поэме «Полтава». Как и «Медный всадник», эта поэма связана с образом Петра I.

  1. Актуализация знаний. Историческая основа поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

- Какое историческое событие взял А. С. Пушкин за основу поэмы «Полтава»?

(Сражение под городом Полтава в 1709 году.)

Работа по таблице «Полтавская битва»:



- В чём заключается значение Полтавской битвы?

(В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».)

- А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».

4. Работа с текстом художественного произведения.

Чтение отрывка «Полтавский бой», составление цитатного плана фрагмента.

Цитатный план:

1. «И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там».

2. «Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр».

3. «Полки увидели Петра».

4. «Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки».

5. «И грянул бой, Полтавский бой!»

6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».

7. «Пирует Пётр».

Беседа по тексту:

- Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?

- Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:


Петр I

Карл XII


























- Какой приём использует А. С. Пушкин?

Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.

- Соотнесите  термины и их  определения.

ЭПИТЕТ -

форма  поэтической речи, основанная на сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

СРАВНЕНИЕ -

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

МЕТАФОРА -


переносное  значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

АЛЛИТЕРАЦИЯ-


художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или  явления. 

    

- Найдите в описании облика Петра I и боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры: _____________________________________________________

Сравнения: _____________________________________________________

Эпитеты: _______________________________________________________

Аллитерация:

ВЫВОД: изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.

5. Проверка уровня усвоения изученного материала. Работа с ЭОР «А. С. Пушкин. «Полтава»:

http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html







6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя).
Использованные источники:
Ж. Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 г.;

http://i041.radikal.ru/0905/57/08f51f730149.jpg - портрет Петра Великого, работа неизвестного художника, 19 век;

http://mglin-krai.narod.ru/Kazaki/PoltavskoeSragenie.jpg - схема «Полтавская битва»;

http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html – электронный учебный модуль «А. С. Пушкин «Полтава».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconПравила по Саньда Возрастные группы участников
Бой!" начинать бой, по команде "Стоп" прекращать его; боец, пославший соперника в нокдаун, при счете "раз", обязан немедленно отойти...
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconE-mail, звонков, почты,- реальный бой, ключи раппорта пантомимики...
Мастер-Наставник: аборс русбой спецназа, уцзикунгфу, алтанкуль, юсульхведжон, Айлиньмодари – манжушриву
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconКонспект открытого музейного урока «Они первыми приняли бой» для учащихся 6,7 и 8 классов
«Гордится славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оных есть постыдное малодушие»
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconКонспект учебного занятия по теме «Рукопашный бой»
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconПлан мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины разгрома...
Публицистическая программа «Берег Волги, дома Сталинграда, дым пожарищ и бой без конца…»
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconЛетнее чтение Список литературы для 5 класса
Русские народные сказки: Морской царь и Василиса Премудрая. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Финист Ясный Сокол....
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconУрок- игра по математике «Морской бой» 5 класс
С 10-14 февраля в школе неделя математики и естественных наук для учащихся 5-9 классов
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» icon«Бой с тенью или Дао домохозяйки путь к просветлению»
Как содержать свой дом в чистоте. Философия мира вещей
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconУроков внеклассного чтения. Фольклор
Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconУрок памяти по поэзии времён Великой Отечественной войны Тема: «Музы вели в бой»
Активизировать познавательную деятельность, вовлечь в творческую поисковую работу
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconКонкурс капитанов «Ты мне, я тебе»
Проект «Экологический марафон» представляет со­бой комплексную программу — цикл творческой эколо­гически ориентированной деятельности...
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconЕвгений Андреевич Разин разделил московскую битву 1612 г на три фазы
Первая фаза бой на подступах к Земляному городу и захват интервентами Земляного вала
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconПодразделение (управление) Управление по делам культуры мэрии г. Череповца
Традиционный рассказ о картине «Кулачный бой на Москва-реке» художника Б. М. Кустодиева
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconИздательство «Учитель» рукопашный бой обучение технике, приемам
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....
План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» iconКНига первая что такое русский кулачный бой
Провести несколько экспериментов по передаче кадров между узлами, варьируя количество передаваемых кадров и частоту передачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск