МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17ГОРОДА БЕЛАЯ КАЛИТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РАССМОТРЕНО»
НА ЗАСЕДАНИИ
ШКОЛЬНОГО МО
ПРОТОКОЛ №_____
ОТ «____»_________2012 Г.
РУКОВОЛИТЕЛЬ МО ____________________
| « СОГЛАСОВАННО»
НЕ ЗАСЕДАНИИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА
ПРОТОКОЛ №_____
ОТ «____»_________2012 Г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МБОУ СОШ №17
____________/О.И.ШКОНДИНА
ОТ «____»_________2012 Г.
| УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЮРЧУК М.В 2012-2013 УЧ.ГОД Структура рабочей образовательной программы по курсу «история древнего мира» для 5 класса: 1.Пояснительная записка 2. УМК и дополнительная литература 3. Основное содержание предмета 4. Требования к уровню подготовки учащихся 5. Учебно-тематический план программы 6. Календарно-тематическое планирование Учебно-тематическое планирование. История. 5 А класс.
№
| Тема урока
| Ково
| Тип урока
| Характ-ка деят-сти учащихся или виды учебной деят-сти
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Раздел 1. Введение (пропедевтический модуль) – 5 ч.
1.
| Что и как изучает история
| 1 ч.
| Вводный урок
| История, раскопки, Древний мир, история России, древнейшие люди, исторические источники
| Текущий
| Объяснение смысла терминов урока. Рассказ об истории родного края. Работа с картой
| Рисунки о родном крае
|
| 2.
| Вспомогательные исторические дисциплины
| 1
| Изучение нового материала
| беседа
| вопросы
| Знать назначение и особенности вспомогательных исторических наук
| В тетради
|
| 3.
| Лента времени
| 1 ч.
| Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
| Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э. Рождество Христово, исторический факт
| Текущий
| Объяснение смысла терминов. Объяснение, как велся счет лет в истории. Определение века и подсчета исторического времени
| В тетради
|
| 4.
| Географические названия – свидетели прошлого
| 1 ч.
| Урок-экскурсия
| Практическая работа с картой
| Текущий. Решение исторических задач .
| Уметь определять по карте исторические и географические названия
|
|
| 5.
| История на карте
| 1 ч.
| Урок -путешествие
| Историческая карта, стороны света, условные знаки
| Текущий
| Ориентироваться по карте. Показывать необходимые объекты на карте. Объяснять карту, используя условные знаки
| Общее и различие исторической и географиче-ской карты
|
| Раздел 1. История Древнего мира
Часть 1. Жизнь первобытных людей и их открытия – 6 ч.
6
| Первые люди на земле
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Предки человека. Древние орудия труда. Покорение огня
| Работа с учебником
| Рассказать о расселении древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался
| Учебник, § 1
|
| 7
| Родовые общины охотников и собирателей
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Неандертальцы и кроманьонцы. Родовые общины
| Фронтальный
| Описывать портрет человека разумного
| Учебник, § 2
|
| 8
| Искусство и религия первобытных людей
| 1 ч.
| Урок - путешествие
| Возникновение искусства и религиозных верований
| Рабочая тетрадь зад№1
| Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства
| Учебник, § 3
|
| 9
| Возникновения земледелия и скотоводства. “Неолитическая революция”
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству
| Текущий
| Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Объяснять смысл исторических понятий: оседлый образ, ремесло, гончарный круг, ткацкий станок
| Учебник, § 4
|
| 10
| Появление неравенства и знати
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Древние города. Переход к цивилизации. От бронзового века к железному
| Раб.тетр. зад№2
| Рассказать о древнейших городах. Указывать признаки первых цивилизаций
| Учебник, § 5
|
| 11
| Повторение по разделу 1 “Первобытный мир”
| 1 ч.
| Повторительно-обобщающий урок
| Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации
| Контрольная работа № 1
« Первобытный мир»
| Определять необходимый ответ из ряда предложенных
|
|
| Часть 2. Древний Восток – 17 ч.
12.
| Древний Египет : природные условия, население
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Древний Египет. Местоположение и природные условия, население, труд, быт, письменность
| Работа с учебником
| Описывать природные условия и образ жизни егептян.
| Учебник, §6
|
| 13.
| Как жили земледельцы и ремесленники из Египта
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| В чем отличие жизни земледельцев от горожан, вельмож
| Раб. Тетр. зад №3
| Работать с текстом учебника, анализировать документы.
| Учебник, § 7
|
| 14
| Жизнь египетского вельможи
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Анализ источников
| фронтальный
| Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп
| Учебник, § 8
|
| 15
| Военные походы фараонов
| 1 ч.
| Урок -практикум
| Работа с картой
| Текущий
| Уметь читать историческую карту
| Учебник, § 9, раб.тетр. зад№ 4
|
| 16
| Религия древних египтян
| 1 ч.
| комбинированный
| Анализ источников
| Фронтальный, раб.тетр зад.№ 5
| Пересказ текста учебника, сравнивать религиозные верования первобытных люей и египтян
| Учебник, § 10
|
| 17-18
| Культура Древнего Египта
| 2ч.
| Урок-путешествие
| Достижения культуры и религии
| Сообщения, презентации по теме.
| Назначение пирамид, гробниц. Вера в загробную жизнь.
| Учебник, § 11-12
|
| 19
| Обобщающий урок “ Древний Египет”
| 1ч
| Урок –обобщения
|
| Тестовая работа « Древний Египет»
|
|
|
| 20
| Древнее Двуречье
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Работа с картой
| Работа с учебником
| Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья
| Учебник, §13
|
| 21
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Работа с историческими документами
| Текущий
| Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи
| Учебник, § 14
|
| 22
| Финикийские мореплаватели
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Финикия, население и его занятость; ремесла, торговля, религия
| Работа с учебником , раб.тетр. №9
| Образ жизни и занятия жителей стран Средиземноморья. Знать понятия: колонии, алфавит, буква, пурпур
| Учебник, § 15
|
| 23
| Библейские сказания
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Ознакомить уч-ся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру – создание первой монотеистической религии
| Текущий
| Умение давать развернутый ответ и отзыв на него, работа с разными источникам информации Знать понятия: Библия, Ветхий Завет, Яхве
| Учебник, § 16
|
| 24
| Древнееврейское царство
| 1ч
| Урок усвоения нового материала
| Ознакомить уч-ся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества
| Фронтальный опрос
| Умение составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов
| Учебник, § 17
|
| 25
| Ассирийская военная держава
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Ассирийская армия. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов».
| Раб.тетр. № 10
| Определять хронологические рамки. Знать понятия: империя, таран, деспотия
| Учебник, §18
|
| 26
| Персидская держава
| 1 ч.
| Урок -практикум
| Анализ текста учебника.
| Работа с учебником, раб.тетр № 12
| Умение читать историческую карту
| Учебник, § 19
|
| 27
| Природа и люди Древней Индии
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Работа по карте.
| Текущий
| Называть хронологические рамки, рассказывать об особенностях природных условий Индии. Касты, джуны, веды.
| Учебник, § 20
|
| 28
| Индийские касты
| 1 ч.
| Урок практикум
| Работа в группах с текстом, анализ источников.
| Текущий
| Давать самостоятельную оценку явлениям
| Учебник, § 21, раб.тетр № 13
|
| 29
| Природа и люди Китая. Конфуций
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Работа по карте
| Текущий
Понятийный диктант
| Определять хронологические рамки, показывать по карте
| Учебник, § 22
|
| 30
| Государство в Древнем Китае
| 1ч
| Урок усвоения нового материала
| Самостоятельная работа с текстом учебника
| Текущий
| Делать выводы на основе текста.
| Учебник, § 23, раб.тетр № 14
|
| 31
| Урок повторения и обобщения “ Древние цивилизации Азии”
| 1 ч.
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Контрольная работа № 2
«Древний Восток»
|
|
|
| Древняя Греция – 18 ч.
32
| Греция и Крит
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Страна греков. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите. Ахейская Греция
| Работа с учебником
| Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятиях
| Учебник, § 24
|
| 33
| Микены и троя
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Самостоятельная работа с текстом
| Текущий
| Пересказ текста учебника, уметь читать историческую карту
| Учебник, § 25
|
| 34
| Религия древних греков
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Работа с иллюстрациями, с текстом
| фронтальный
| Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, мифы о них. Осознание закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от природы.
| Учебник, § 28
|
| 35
| Аттика: развитие земледелия, ресмесла, торговли
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Выявить причины возникновения греческих полисов, усвоить понятия полис, демос, ареопаг, архонты
| Текущий
| Умение использовать исторические документы как источник знаний
| Учебник, § 29
|
| 36
| Зарождение демократии в Афинах
| 1 ч.
|
| Подвести уч-ся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, усвоить понятия демократия, реформы
| Текущий
| Умение читать карту, работать с текстом, анализировать иллюстрации
| Учебник, § 30
|
| 37
| Древняя Спарта
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Изучить общественный и государственный строй Спарты по сравнению с Афинами.
| Текущий
| Умение сравнивать, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ
| Учебник, § 31
|
| 38
| Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Р.К
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Ознакомить уч-ся с основными направлениями греческой колонизации
| фронтальный
| Умение читать карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ
| Учебник, § 32подготовить сообщения об олимпийских играх
|
| 39
| Олимпийские игры в древности
О.О
| 1 ч.
| Урок -путешествие
| Проследить историю Олимпийских игр, формирование первых спортивных традиций.
| Сообщения , раб.тетр № 20
| Пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта
| Учебник, § 33
|
| 40
| Победа греков над персами в Марафонской битве.
| 1 ч.
| медиаурок
| Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, выявить причины победы греков в Марафонской битве.
| Текущий
| Умение по плану описывать битву
| Учебник, § 34-35
|
| 41
| В гаванях афинского порта Пирей.
| 1 ч.
| Урок -экскурсия
| Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии
| Текущий
| Формирование умений обобщать отдельные события
| Учебник, § 36
|
| 42
| В городе богини Афины.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Познакомить учащихся с главным городом афинского государства
| Фронтальный опрос
| Умение описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины
| Учебник, § 37,раб
|
| 43.
| В афинских школах и гимназиях
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования
| Текущий
| Воспитывать чувство прекрасного
| Учебник, § 38
|
| 44
| В театре Диониса
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Выявить особенности древнегреческого театра: пьесы, актеры, устройство
| Текущий
| Воспитывать чувство прекрасного
| Учебник, § 39
|
| 45
| Афинская демократия при Перикле
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Углубить знания об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла
| Раб.тетр №22
| Умение анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы
| Учебник, § 40, сообщение об Александре Македонском
|
| 46
| Города Эллады подчиняются Македонии.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Подвести уч-ся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии
| Текущий
| Умение использовать исторические документы как источник знаний
| Учебник, § 41
|
| 47
| Поход Александра Македонского на Восток
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Изучить восточный поход греко-македонских войск, выявить причины гибели персидского царства и образования державы Александра Македонского
| Раб.тетр №24
| Продолжить формирование умения на основе документальных источников и текста документов давать характеристику событиям и их участникам.
| Учебник, § 42
|
| 48
| В Александрии Египетской
| 1ч
| Выявить причины гибели персидского царства и образования державы Александра Македонского
| Умение работать с картой, составлять рассказ
| Исторический диктант
|
| Учебник, § 43
|
| 49
| Урок повторения и обобщения по теме “цивилизация Древней Греции”
| 1 ч.
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Контрольная работа №3 « Древняя Греция»
| Проверка знаний по разделу «Древняя Греция»
|
|
| Древний Рим – 20 ч.
50
| Древнейший Рим.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Легенда об основании Рима. Римские цари. Первые римляне.
| Работа с учебником
| Излагать легенду основания Рима
| Учебник, § 44, раб тетр № 27
|
| 51.
| Завоевание Римом Италии
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Изучить историю завоеваний Рима, сравнить управление Римской республикой и Афинами
| Текущий
| Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп
| Учебник, § 45
|
| 52
| Устройство Римской республики
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Обеспечить усвоение уч-ся понятия «республика», подвести к пониманию управления римской республикой, расширить знания о государстве.
| Фронтальный
| Обобщать отдельные события и делать выводы
| Учебник, § 46
|
| 53
| Вторая война Рима с Карфагеном
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Подвести учащихся к пониманию причин и характера войны Рима с Карфагеном
| Текущий
| Делать отзыв на рассказ одноклассника
| Учебник, § 47
|
| 54
| Установление господства Рима во всем Средиземноморье
| 1
ч.
| Урок усвоения нового материала
| Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, подвести итог по образованию Римской державы
| Исторический диктант
| Умение логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
| Учебник, § 48
|
| 55
| Рабство в Древнем Риме
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Ознакомить уч-ся с положением рабов в Древнем Риме.
| Текущий
| Умение составлять план
| Учебник, § 49
|
| 56
| Земельный закон братьев Гракхов
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Ознакомить уч-ся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов
| Фронтальный опрос
| Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп
| Учебник, § 50
|
| 57
| Восстание Спартака
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Выяснить причины восстания и его поражения. Дать оценку личности Спартака.
| Работа с учебником , раб.тетр стр 60.
| Анализировать изучаемые события
| Учебник, § 51
|
| 58
| Единовластие Цезаря
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Подвести уч-ся пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме
| Текущий
| Умение использовать исторические документы как источник знаний
| Учебник, § 52
|
| 59
| Установление империи
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Выяснить причины падения республиканского строя в Риме, обеспечить усвоение уч-ся понятия «империя»
| Текущий
Диктант с ошибками
| Изменения в римской армии ,Октавиан и Антоний Изучить правление Октавиана Августа, рассказать о деятельности первого императора Рима
| Учебник, § 53
|
| 60
| Соседи Римской империи
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Занятия германцев и славян в нач 1 в.
| Работа с учебником
|
| Учебник, § 54
|
| 61
| В Риме при императоре Нероне
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Показать усиление императорской власти в Риме после правления Октавиана Августа
|
| Умение давать оценку историческому деятелю
| Учебник, § 55
|
| 62
| Первые христиане и их учение
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Рассказать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви
| Текущий
| Умение проводить сравнительный анализ
| Учебник, § 56
|
| 63
| Расцвет империи во 2 в.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Познакомить учащихся с достижениями древних римлян
| Раб.тетр. №33
| Умение работать в группах
| Учебник, §57
|
| 64
| «Вечный город» и его жители
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Совершить виртуальную экскурсию в «Вечный город»
| Текущий
| Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
| Учебник, § 58
|
| 65
| Римская империя при Константине
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Показать изменение характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи.
| Текущий
| Умение анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы
| Учебник, § 59
|
| 66
| Взятие Рима варварами
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Подвести уч-ся к пониманию причин падения Римской империи
| фронтальный раб.тетр № 35
| Умение работать с картой, составлять рассказ
| Учебник, § 60
|
| 67
| Обощающий урок
“ Цивилизация древних Римлян”
| 1 ч.
| Проверка и закрепление изученного материала
|
| Контрольная работа № 4 « цивилизация Древних Римлян»
|
|
|
| 68
| Особенности цивилизации Греции и Рима
| 1 ч.
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Раб тетр. № 38, 39
| Презентации, доклады
|
|
| 69
| Семь чудес света
| 1
| Урок-путешествие
| Рассказать о знаменитых памятниках культуры
|
|
|
|
| 70
| Вклад народов в мировую культуру
| 1 ч.
|
| Систематизация полученной информации в ходе изучения курса « История Древнего мира»
|
|
|
|
|
|