Скачать 253.45 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского Н.О. Автаева Социология журналистики Учебная программа Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 031300«Журналистика» Нижний Новгород2012Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ, к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин Рецензент: к.с.н., доцент М.Л. Максимова Автаева Н.О. Социология журналистики: Учебная программа. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 19 с. Программа курса «Социология журналистики» предназначена для студентов третьего курса дневного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика». Программа включает обоснование цели и задач дисциплины, требования к результатам ее освоения, содержание дисциплины, виды учебных работ, вопросы к зачету, примерную тематику курсовых и реферативных работ. Представлены примеры практических заданий, как для аудиторной, так и для самостоятельной работы, приведен список литературы по курсу. © Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И.Лобачевского, 20121. Цель и задачи дисциплины Цель курса - дать студентам общее представление о социологии журналистики как научной дисциплине и обозначить ее место среди других наук, изучающих массовую коммуникацию. Курс «Социология журналистики» призван сформировать системные представления о современном состоянии данной научной дисциплины, а также привить студентам первичные навыки проведения социологических исследований, которые можно использовать, как в научно-исследовательской деятельности, так и в работе по профессии. Задачи курса:
2. Место дисциплины в структуре ООП Курс «Социология журналистики» относится к дисциплинам профессионального цикла Б.3 (базовая часть), предназначенным для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика». Курс изучается в течение шестого семестра. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика». Курс «Социология журналистики» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, при этом самая тесная связь обнаруживается с курсом социологии, а с другой – с прикладными профессиональными дисциплинами. Для успешного освоения данного курса студентам необходим комплекс знаний, полученных во время обучения в предшествующих семестрах, а также обеспечиваемых параллельно читаемыми дисциплинами, с которыми он корреспондируется. Это сведения о природе и специфике журналистской профессии («Введение в специальность»), о характере функционирования СМИ в современном обществе, функциях и роли масс-медиа («Основы теории журналистики»), о типах, видах и особенностях современных СМИ («Система СМИ»). Важно, чтобы студент имел представление о процессах массовой коммуникации и о факторах, которые оказывают влияние на эффективность ее функционирования («Основы теории коммуникации»). Особая связь проявляется с дисциплиной общенаучного цикла – «Социологией», поскольку многие определения и методы являются для нее базовыми. Знания и навыки, полученные студентами в процессе изучения курса «Социология журналистики» могут выступать в качестве теоретико-методологических предпосылок для освоения дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана: «Социальная журналистика», «Расследовательская журналистика», «Основы творческой деятельности журналиста», «Журналистское мастерство» и др., для производственной практики, написания научно-исследовательских и творческих работ. 3. Требования к результатам освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций – по ФГОС ОК-8, 14, ПК-14-16, 43-45, 50, 52, 53, 55: - Владеть общесоциологической культурой, иметь представление об основных источниках и методах получения социологической информации, уметь использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности; - Понимать социальную природу журналистики, знать комплекс социальных функций СМИ; - Понимать роль аудитории СМИ, ее потребностей, интересов и мотивов в процессе потребления и производства массовой информации, ориентироваться в особенностях ее информационного поведения, иметь представление об основных ее характеристиках и методах изучения; - Понимать социальный смысл участия представителей различных сегментов общества (социальных слоев и групп, гражданских объединений) в функционировании СМИ, важность выражения общественного мнения в СМИ, знать основные методы его изучения, владеть способами его представления в СМИ и организации общественного диалога; - Владеть основами знаний о методах социологических исследований в сфере СМИ, быть способным анализировать и использовать медиаметрические и другие данные об аудитории, знать аудиторию своего СМИ; - Быть способным участвовать в локальных медиаопросах, работать с социологической информацией, использовать ее в профессиональных целях. В результате изучения курса студент должен: знать: понятийный аппарат социологии журналистики, историю становления данной научной дисциплины в стране и за рубежом, основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики; о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе; принципы, функции и методы современной социологии журналистики. уметь: анализировать явления журналистской практики; владеть навыками работы с источниками информации в аспекте своей специальности; применять социологические методы исследования, как в профессиональной деятельности, так и в научно-исследовательской работе; владеть: базовыми навыками восприятия и работы с социологической информацией; алгоритмом проведения социологического исследования, в том числе техникой составления кодировочных таблиц, анкет и опросных листов, карточек эксперимента и наблюдения. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами.
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Вопросы к зачету.1. Социологическое знание и социологическая теория как предпосылки становления социологии журналистики. 2. Становление социологии журналистики как науки. 3. Развитие отечественной социологии журналистики. 4. Структура социологии журналистики. Взаимосвязь с другими науками. 5. Социальные коммуникации в социологии журналистики. 6. Функции социологии журналистики и социальные функции СМИ. 7. Социожурналистика: разница подходов к определению. 8. Специфика опроса как социологического метода. 9.Предмет аудиторных исследований в социологии журналистики. 10. Аудитория СМИ: основные характеристики. 11. Потребление СМИ или аудиторное поведение. 12. Методы изучения аудитории СМИ. 13. Принципы и приемы использования социологических данных в журналистском тексте. 14. Специфика медиаметрических исследований. 15. Правовые формы взаимодействия редакции и социологической службы. 16. Рейтинговые измерения и вопросы эффективности СМИ. 17. Понятия «эффективность СМИ» и «влияние СМИ» в социологии журналистики. 18. Техника и особенности проведения социологического интервью. 19. Структура и правила составления анкеты для письменного социологического опроса. 20. Анкетирование как разновидность социологического опроса. 21. Интервьюирование как разновидность социологического опроса. 22. Специфика осуществления выборки в экспертном опросе. 23. Экспертный опрос как разновидность социологического опроса. 24. Групповые фокусированные интервью как устная разновидность социологического опроса. 25. Метод контент-анализа и его применение в социологии журналистики. 26. Анализ документов в социологии журналистики. 27. Генеральная совокупность, выборка и единицы анализа в контент-анализе. 28. Метод Q-сортировки и методика парного шкалирования. 29. Наблюдение как неопросный метод в социологии журналистики. 30. Особенности эксперимента как социологического метода. 7. Примерная тематика реферативных и курсовых работ1. Использование социологической информации и социологических методов в практике СМИ (на примере конкретного СМИ). 2. Актуальность «повестки дня» СМИ в контексте опросов общественного мнения. 3. Современная аудитория СМИ: социологические методы изучения. 4. Роль информационных технологий в получении информации об аудитории. 5. Контент-анализ в социологии журналистики и редакционной практике. 6. Социологический портрет современного российского журналиста. 7. Социология журналистики в России и за рубежом: общее и частное. 8. Традиции и опыт социологии журналистики в России. 9. Повышение эффективности журналистской деятельности: методы социологического обеспечения. 10. Эффективность журналистской деятельности и ее зависимость от внешних и внутренних факторов функционирования СМИ. 11. Социологический эксперимент в творчестве журналиста. 12. Прессовое анкетирование в редакционной практике. 13. Интервью и наблюдение в труде журналиста: методы обеспечения точности и достоверности. 13. Публикация в прессе результатов социологического исследования: основные требования, принципы и методы подачи. 14. Правовые и этические механизмы использования социологической информации работниками СМИ. 15. Социологические методы в контексте анализа содержания материалов печати, радио и телевидения. 16. Социологический подход к содержанию материалов Интернета. 17. Авторитет и надежность рейтинговых замеров как проблема современной журналистики. 18. Особенности выявления общественного мнения в журналистике. 19. Опыт изучения журналистов и редакционных коллективов в России и за рубежом. 20. Использование данных экспертного опроса в творческой деятельности журналиста. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Сайты ведущих социологических организаций
8.4. Программное обеспечение Необходимы стандартные пакеты программ Microsoft Office, Adobe Photoshop, Power Point для демонстрации электронных презентаций по тематике лекций. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для демонстрации электронных презентаций по тематике данного курса необходимы мультимедийный проектор, экран и ноутбук. Для самостоятельной работы студентов на лабораторно-практических занятиях необходимо обеспечение студентов компьютерами с доступом к сети Интернет. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Преподавание данного курса предполагает сочетание лекционного блока с лабораторно-практическими занятиями. Для контроля освоения дисциплины проводятся тестирование и письменные работы. Формой отчетности по курсу является зачет. Допуском к зачету являются успешно выполненные практические задания. Пример практического задания (по вариантам):Вариант 1. Подготовьте бланк раздаточной анкеты для проведения социологического опроса на тему: «Почему я выбрал направление «Журналистика»?», рассчитанного на студентов-первокурсников. Важно: - Соблюдайте правила составления анкеты (легенда, основная часть, паспортичка); - в анкете должно быть четыре закрытых и три полузакрытых вопроса; - один вопрос должен быть фильтрующим. Вариант 2. Вам предстоит стандартизированное индивидуальное интервью. Подготовьте бланк с вопросами. Респондент – профессор, д.ф.н., русист. Важно: - интервью должно быть фокусированным; - два вопроса по форме должны быть косвенными; - два вопроса должны быть аналитическими, и два – конструктивными. Вариант 3. Вам необходимо провести экспертный опрос в форме заочного почтового анкетирования. Подготовьте бланк анкеты, тема опроса: «Специфика преподавания курса «Социология журналистики»». Важно: - Соблюдайте правила составления анкеты (легенда, основная часть, паспортичка); - в анкете должно быть три открытых вопроса; - три вопроса должны быть дефинитивные, два - прожективные. Вариант 4. Подготовьте прессовую анкету для аудитории студенческого печатного СМИ. Тема: «Как сделать наше издание еще интереснее и содержательнее?» Важно: - Соблюдайте правила составления анкеты для размещения в СМИ; - в анкете должно быть четыре полузакрытых вопроса; - два вопроса по характеру должны быть альтернативные, два - оценочные. 11. Критерии оценок
|
Факультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»... Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности... | ||
Российской федерации Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология»... Экономическая социология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Социология молодой семьи»... Социология молодой семьи [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с | Учебная программа по курсу «Социология физической культуры и спорта» Очное отделение «Социология физической культуры и спорта» имеет важное значение для подготовки будущих учителей физкультуры | ||
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | ||
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Программа по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» Учебная программа по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта... | ||
© 2006 «рефераты для журфаковцев» http :// journref. Narod. Ru факультет... При том, что журналистика и социология обладают своими собственными уникальными чертами, социология – как область научного знания... | Учебно-методический совет по журналистике Московский государственный... Курс «История зарубежной журналистики» призван рассмотреть историю журналистики зарубежных стран и на этой базе сформировать у студентов... | ||
Программа собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа... Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской... | Примерная программа дисциплины основы журналистики федерального компонента... Прохоров Евгений Павлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии журналистики факультета журналистики... | ||
Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | Рабочая программа по дисциплине «Социология журналистики» для студентов... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г |