Скачать 60.13 Kb.
|
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова © 2006 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ» HTTP://JOURNREF.NAROD.RU Факультет журналистики. Работа №2 Применение социологических данных и подходов в журналистике. Преподаватель: Фомичева И.Д. Работу выполнила студентка III курса P4ela Москва 2006 ВВЕДЕНИЕ. Что общего меду журналистикой и социологией? В первой своей работе мы действительно убедились, что социологические методы интересны и важны для журналистики. При том, что журналистика и социология обладают своими собственными уникальными чертами, социология – как область научного знания – и журналистика – как практическая деятельность по выявлении информации - имеют и много общего. Что важно? Они отражают аспекты жизни современного общества. Социология познает и исследует, для журналистики важна информационная и социально-ориентирующая функции. Впрочем, для социологов также важно информировать общество, ведь она тоже относится к обществоведческой сфере. Само общество – предмет анализа и отражения журналистики и социологии. Таким образом, журналистика и социология могут быть полезны друг другу. Основанная часть. «Социолога по преимуществу интересуют массово-статистические факты, объекты, процессы, то общее и особенное, что присуще интересам, ориентациям, образу жизни, другим характеристикам социальных общностей1». Именно поэтому в социологии используются так называемые массово-статистические методы сбора информации –массовые опросы по определенному стандарту, бюджетные исследования, формализованный анализ документов и т.д. Журналист в ходе работы также не может работать только по «индивидуальному подходу», он часто вынужден (и это удобно) работать социально-типическим, т.е. обращаться к тем данным, которые предоставляет социология. Зачем? Чтобы было что сопоставить, чтобы можно было провести анализ по объективным данным, обобщающим данным. «Проблема, с которой сталкиваются журналисты – это обилие цифр, а журналисты обожают цифры. Цифры солидны, надежны и реальны. В них не содержится подвохов, пристрастий или скрытого смысла. По крайней мере, так их воспринимают некоторые журналисты2». Хотя, безусловно, для цельной картинки недостаточно одного исследования – цифры могу говорить дельное – в сравнении с чем-то и при наличии и других данных. Кроме индивидуальных подходов для журналиста, социология может также предложить нечто и для журналистики в целом. Так, социологический подход может быть использован в различных аспектах организации работы редакции, например: -маркетинговые исследования, поиск и установление информационной ниши -определение своей целевой аудитории, ее характеристика -разработка программы деятельности, структуры и т.д.3 Таким образом, на всех этих и подобных уровнях используются как социологи, так и работники редакции. В зависимости от масштабов задания может ограничиться редакция своим социологом или социологом «со стороны», или привлечь крупную, квалифицированную социологическую службу. Итак, в чем же могут быть полезны социологические данные для редакции в целом? Во-первых, для понимания тематического направления. Безусловно, для выработки направления полезно ознакомиться с теми данными, которые зафиксировали службы, проводящие опросы. Наиболее горячие точки общественной жизни –вот что могут наглядно показать такие опросы. Другой аспект – проведение общественных обсуждений и дискуссий. Здесь социология также может помочь с рядом методов. В данной ситуации компетентность суждений массовой аудитории зависима от уровня ее информированности. Таким образом, существуют разные способы информирования. Редакции нужно следить, чтобы вовлечены были все слои и группы населения, которые как-то относятся к заданному вопросу. « В начале обсуждения целесообразно опубликовать обращение к аудитории или специальную анкету4». В отношении писем в редакцию также важно следующее: с помощью качественно-количественного метода (контент-анализа) редакция сможет следить за меняющимся характером почты, т.е. откликами читателей. Другой аспект – социально-организаторская работа редакции. Так, например, подразумевается ввод рубрик с целью прессового анкетирования различных групп населения. Далее мы переходим к социологическим подходам, которые использует непосредственно журналист. Так, можно разделить условно на два варианта: использование социологический источников и социологические методы сбора информации. 1)Итак, социологические источники. Журналист может брать их за основу своего исследования, использовать как иллюстрационный материал для более полного раскрытия своей темы, или использовать разные данные исследований для сравнения. Также стоит отметить, что в каком-либо социологическом исследовании журналист может увидеть свою тему. Именно поэтому ему важно просматривать данные по интересующей его тематике. Его могут удивить цифры, натолкнуть на мысль приведенная статистика и т.д. «Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом5». Журналист может и использовать свои наблюдения, накладывая их на данные социологов. Журналист не только ищет тему, но и корректирует ее интересность под аудиторию на основе опросов общественного мнения. «Сегодня опросы общественного мнения – важный инструмент на верстаке журналиста. Многие сообщения строятся вокруг результатов опросов по самым разнообразным вопросам, получаемых из не менее разнообразных источников. Редакторы газет и теленовостей часто спрашивают репортеров, есть ли у них результаты опросов, для того, чтобы расширить тему или подтвердить выводы, которые они делают в своих сообщениях»6. Почему важны опросы? Потому что опросы – это замер общественного мнения, индикатор для журналиста. В то же время общественное мнение во многом формируется за счет того, что люди узнают от прессы. Так и получается замкнутый цикл: общественность – пресса – опросы – общественность. Теперь рассмотрим непосредственно социологические методы сбора и анализа информации, которые могут быть в арсенале журналиста. Журналисты также могут использовать опросный метод для изучения различных проблем, ситуаций. Впрочем, для объективной подборки представляется это сложным для одного журналиста. Именно поэтому возможно, что в таком опросе кто-то ему должен помогать. Экспресс-опросы по случайной выборке (телефонные, уличные и т.д.) сейчас часто применяют радиожурналисты, часто мы их можем увидеть как подтверждающие какую-то мысль журналиста в ТВ-репортаже, в газете они встречаются реже. В журналистике также может использоваться методика структурализованного наблюдения. В случае с социальным экспериментом журналист обращается к экспериментальному методу. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Так, мы увидели, что журналистика и социология друг другу и полезны и во многом схожи. Некоторые методы социологии уже настолько прочно вошли в журналистику, что уже и не мыслятся без них. Также важны для журналистики и объективные социологические данные, которые помогают журналисту быть объективным. Список использованной литературы. Журналистика и социология. Под ред. Фомичевой. – М.: Изд-во МГУ, 1995 Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. Ш.Гоуайзер,Э. Уитт. –М.: Вагриус, 1997 1 Журналистика и социология. Под ред. Фомичевой. – М.: изд-во МГУ, 1995 2 Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. Ш.Гоуайзер,Э. Уитт. –М.: Вагриус, 1997 3 По кн. Журналистика и социология. Под ред. Фомичевой. – М.: изд-во МГУ, 1995 4 Журналистика и социология. Под ред. Фомичевой. – М.: изд-во МГУ, 1995 5 Журналистика и социология. Под ред. Фомичевой. – М.: изд-во МГУ, 1995 6 Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. Ш.Гоуайзер,Э. Уитт. –М.: Вагриус, 1997 |
© 2006 «рефераты для журфаковцев» http :// journref. Narod. Ru факультет... Результаты одного из массовых исследований свидетельствуют о том, что в среднем современный японец в день тратит на чтение газет... | © 2006 «рефераты для журфаковцев» http :// journref. Narod. Ru факультет... Однако чтобы иметь полное представление об этом, определить, что изменилось в послевоенное время, и как повлияла технологическая... | ||
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова © 2006... Переосмысление античного мифа в романтической концепции поэмы Шелли «Прометей освобожденный» | Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова © 2006... Главное в нем – это «эмоциональный пантеизм», стремление героя осуществить хотя бы в своем «сердце» естественное состояние. Невозможность... | ||
© 2007 «рефераты для журфаковцев» http :// journref. Narod. Ru газета «Британский союзник» Британии. Газета начала выходить в Куйбышеве, куда осенью 1941 года были эвакуированы из Москвы некоторые наши наркоматы, в том числе... | Биография факультета журналистики 2006 год С 1 октября в Южно-Уральском государственном университете путём реорганизации социально-гуманитарного факультета появились: факультет... | ||
Http :// journref. Narod. Ru газета «Известия» в период с 1917 по 1930-е годы Сталина, целина, космическая эпопея, когда русский человек первым проложил дорогу к звездам, перестройка, демократизация общества.... | Http :// journref. Narod. Ru анализ правки А. П. Чеховым рассказа Е. М. Шавровой «Софка» «Софка» принадлежит перу пятнадцатилетней девочки Елены Шавровой, познакомившейся с Чеховым в Ялте в 1889 году. Этот рассказ, тщательно... | ||
Учебно-методический совет по журналистике Московский государственный... Курс «История зарубежной журналистики» призван рассмотреть историю журналистики зарубежных стран и на этой базе сформировать у студентов... | Факультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности Изучение истории зарубежной журналистики – важная составляющая в подготовке будущего журналиста. Знание истории зарубежной журналистики... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»... Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности... | Факультет журналистики и социологии кафедра теории и практики электронных... Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика | ||
Учебно-методическое пособие федеральное государственное автономное... Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика.... | Учебно-методический комплекс Автор-составитель : Л. Д. Иванова, доцент... Автор-составитель: Л. Д. Иванова, доцент кафедры истории журналистики департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального... |