Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика





Скачать 134.45 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика
Дата публикации01.09.2013
Размер134.45 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Журналистика > Курсовая


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

_________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Основы журналистики»

для студентов по направлению 030600.62 – Журналистика

Курс I

Семестр II

Зачет II семестр

Экзамен -

Аудиторные занятия всего 54 ч

Из них:

Лекции 36 ч

Практические (семинарски) занятия 18 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 12 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 66 ч

Омск 2010

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 – «ЖУРНАЛИСТИКА» (квалификация - бакалавр).

Составители рабочей программы:

Преподаватель кафедры СО ________________ Мутовкин Л.А.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 20__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

Программа дисциплины «Основы журналистики» составлена в соответствии с требованиями ГОСТ ВПО для направления 030600.62 – «ЖУРНАЛИСТИКА» (квалификация - бакалавр).
Целью изучения учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности» является ознакомить студентов с азами теории журналистики, основными регуляторами журналистской деятельности; привить начальные навыки структурного, функционального, содержательного анализа печатных, электронных, сетевых СМИ.

Сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого

Задачи дисциплины:

  • формирование компетенций, необходимых для подготовки журналистских материалов в самых различных жанрах: информационных, публицистических, художественных, с учётом специфики как печатных, так и электронных средств массовой информации;

  • приобретение профессиональных навыков в процессе коммуникационных контактов с представителями самых различных социальных групп;

  • умение в случае необходимости организовать в различных структурах «Пресс-центр», набрать штат специалистов из числа профессионалов. Организовать работу этого коллектива на формирование позитивного имиджа компании, предприятия или организации, в которой создан и функционирует пресс-центр;

  • рассмотреть основные положения теории журналистики;

  • создать у студентов представление о правовых и этических нормах журналистики;

  • соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины.

Студент должен владеть основными теоретическими и практическими принципами работы журналиста.

Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования.

Курс ставит своей задачей изучение новейших тенденций развития ТИПСО в России и в мире и достижение понимания того, каким образом различные теоретические подходы и идеи могут быть использованы в конкретных мероприятиях, организованных для СМИ.

Курс является базовым. Выпускникам, планирующим заниматься практической деятельностью, курс поможет понимать внутренние механизмы функционирования отдела по работе СО и использовать это знание в своей работе, особенно если эта работа будет связана с медиаизмерениями, медиапланированием, мониторингом СМК, рекламой, связями с общественностью, маркетингом и организацией предвыборных кампаний.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- свободно ориентироваться в основных теоретических подходах к деятельности журналиста;

- применять изученные модули на практике.
Формы работы студентов:

- прослушивание лекций;

- участие в дискуссиях на семинарах;

- чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару;

- доклады на семинарах;

- работа в малых группах на семинарах;

- домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий;

- домашнее задание в виде эссе;

- формализованный тест.

Виды контроля.

Текущий:

- ответы на вопросы преподавателя на семинарах;

- два письменных опроса.

Промежуточный:

- контрольная работа;

Итоговый: - формализованный тест.

Методика формирования результирующей оценки.

  • тест - 20%

  • домашнее задание (реферат объемом 8-12 стр.) - 40%

  • эссе объёмом 1-2 стр. – 10%

  • творческое задание объёмом 3-5 стр. – 10%

  • контрольная работа объемом 1-2 стр. - 20%


Тематический план


N2

Наименование

ВСЕГО

Аудиторные занятия

п/п

тем и разделов

(часов)

(час)












в том числе












Лекции

Семинары

1

Тема 1




4

2

2

Тема 2




4

2

3

Тема 3




4

2

4

Тема 4




4

2

5

Тема 5




4

2

6

Тема 6




4

2

7

Тема 7




4

2

8

Тема 8




4

2

9

Тема 9




4

2



ИТОГО:

54

36

18



Темы и краткое содержание
Тема 1. Массовая информация как средство удовлетворения жизненно важных потребностей общества.

Основные типы массовых информационных продуктов (общественно-политические документы, журналистские материалы, выступления представителей общественных организаций и профессиональных групп, тексты от населения, произведения литературы и искусства, справочно-рекламные материалы, продукты игротехники и т.п.), пути распространения массовых информационных продуктов (стихийные и специально организованные коммуникационные каналы).

Тема 2. Массовые информационные потоки как совокупный медиапродукт.

Журналистика как коммуникационная деятельность и организатор сотрудничества различных производителей и распространителей массовых информационных продуктов. Медиаиндустрия как результат такого сотрудничества. Массовые информационные потоки – совокупный медиапродукт. Интегральный характер массовых информационных потоков, их основные свойства, зависимость от канала распространения (печать, радио, телевидение, Интернет). Особенности реализации функций журналистики (информирование, социальное ориентирование, просвещение, развлечение) и структура массовых информационных потоков разных медийных каналов.
Тема 3. СМИ в структуре массовых коммуникаций.

Рынок современной прессы и электронных СМИ. Позиционированные издания. Пресс-центр. Структура и организация работы. Журналистское расследование. Экстрим в работе журналиста. Профессионально-этические и нравственные нормы. Журналистская этика и Закон о СМИ (от 17 декабря 1991 г.). Роль СМИ при формировании общественного мнения в процессе предвыборных технологий.
Тема 4. Участие журналиста в установлении и поддержании «обратной связи» с аудиторией.

Аудитория как определяющий фактор функционирования СМИ. Маркетинговые исследования потенциальной аудитории. Формы работы редакций СМИ с реальной аудиторией СМИ.
Тема 5. Профессиональные обязанности журналиста.

Круг основных обязанностей: авторское журналистское творчество, работа с привлекаемыми авторами, редактирование медиатекста (рерайтинг, копирайтинг), организационные дела (участие в производственных совещаниях, в конструировании и выпуске массовых информационных потоков – номеров газет, программ радио и телевидения; дежурства по выпуску). Специфические обязанности журналистов, связанные с типом СМИ.
Тема 6. Авторское журналистское творчество как профессиональная деятельность.

Причины, вызывающие к жизни авторское журналистское творчество. Функциональная предназначенность журналистских текстов (мониторинг очевидных и неочевидных изменений действительности, содействие самоопределению общественного мнения, ознакомление с групповыми нормами и ценностями и помощь населению в решении общественных и личных проблем, т.д.).
Тема 7. Способ авторского журналистского творчества.

Способ авторского журналистского творчества как совокупность реальных составляющих деятельности, определяющих специфику ее продукта. Основные компоненты способа авторского журналистского творчества: последовательность задач творческого процесса (стадии и этапы деятельности); методы и приемы деятельности, используемые для получения сведений (наблюдение, интервью, проработка документов), постижения сути происходящего (на основе гносеологических и специальных знаний) и предъявления информации в тексте; технические средства деятельности; правовые и этические регуляторы творческого поведения журналиста.
Тема 8. Характеристика основных жанровых групп авторского журналистского творчества.

Новостная журналистика, ее жанровые модели и форматы. Проблемно-аналитическая журналистика, ее жанровые модели и форматы. Очерковая журналистика, ее жанровые модели и форматы. Смеховая журналистика, ее жанровые модели и форматы. Культурно-просветительская журналистика, ее жанровые модели и форматы. Интерактивные жанры авторского журналистского творчества. Специфика технологии работы над материалами разных жанров в различных видах СМИ (радио, ТВ, интернет-СМИ).
Тема 9. Специализация авторского творчества журналиста в условиях конвергенции медиапроизводства.

Конвергенция как процесс сближения медиаплатформ разных коммуникационных каналов. Универсализм журналистской профессии как предпосылка конвергенции. Специализация авторского журналистского творчества в условиях конвергенции как средство улучшения качества и надежности журналистского текста.
Самостоятельная работа

Рекомендуемые темы к рефератам


  1. Информационное общество: понятие, сущность.

  2. Глобализация информационных процессов.

  3. Массовая информация, её роль в современном мире.

  4. Понятие «четвёртая власть».

  5. Этика, этикет, закон о СМИ.

  6. Древнейшие и современные носители информации. Пиктография. Идеография. Процесс появления алфавита, роль финикийцев в этом процессе. Латиница и кириллица.

  7. Развитие информационной деятельности и массовой информации в эпоху Древнего мира и в период раннего средневековья.

  8. Развитие информационной деятельности в странах Европы и Азии в период позднего средневековья. Роль философов-публицистов в процессе подготовки реформ в странах Европы. Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Мартин Лютер.

  9. Повесть временных лет. Характеристика эпохи Киевской Руси. Носители информации во времена Киевской Руси. Первые художественные произведения у восточных славян.

  10. Появление новых средств массовой информации в девяностые годы. Появление новых видов связи для передачи информации. Характеристика эпохи.

  11. Автор публицистического текста как субъект высказывания.

  12. Выразительность текста и манипуляция эмоциями и сознанием читателя.

  13. Индивидуально-психологические факторы аналитического творчества.

  14. Индивидуальный творческий стиль журналиста-аналитика.

  15. Особенности кратких сообщений определенной тематики (спортивной, светской,

  16. криминальной хроники, деловой, научно-популярной и другой информации).

  17. Отражение стереотипов массового сознания в российских СМИ.

  18. Полемическое выступление в СМИ.

  19. Приемы выражения авторской оценки в современном публицистическом тексте.

  20. Применение исторического метода при подготовке журналистского материала.

  21. Работа с письмами читателей как средство «обратной связи».

  22. Современные тенденции аналитических жанров.

  23. Современные тенденции информационных жанров.

  24. Современные тенденции сатирических жанров.

  25. Современные тенденции художественно-публицистических жанров.

  26. Тематика и проблематика статей в современных печатных СМИ

  27. «Новость для прессы»: трансформация понятия.

  28. Медиапланирование. Основные понятия.

  29. Наиболее типичные ошибки во взаимоотношениях с журналистами.

  30. Формы и методы подачи информации для СМИ. Новостная ценность информации и способы ее конструирования.

Форма итогового контроля
зачет
Учебно-методическое обеспечение курса


  1. Рекомендуемая литература (основная)

  2. Рекомендуемая литература (дополнительная)



Основная литература


    1. Амзин А. А. Новостная интернет - журналистика : учебное пособие для вузов по направлению подготовки ВПО 030600 "Журналистика" с спец. 030601 "Журналистика" для ГОС-2 и направлению подготовки ВПО 031300 "Журналистика" для ФГОС : допущено УМО/ А. А. Амзин. -1-е изд., испр. и доп.. -М.: Аспект Пресс, 2010

    2. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики: учебное пособие. М.; Ростов н/Д : МарТ, 2006

  1. Бакшин В. В. Основы журналистики : учебное пособие/ В. В. Бакшин. -М.: Флинта, 2009

  2. Ворошилов В. В. Журналистика: Базовый курс: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004

  3. Журналистика. Конспект лекций : учебное пособие для студентов вузов. -М.: А-Приор, 2010

  4. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова А. В., 2004

  5. Кихтан В. В.; ред. Коханова Л. А. Информационные технологии в журналистике: учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2004

  6. Мутовкин Л.А. Пресс - центр (структура и организация работы): конспект лекций. Омск : ОмГУПС, 2004

  7. Мутовкин Л.А. Интернет в России (история и развитие): конспект лекций. Омск : ОмГУПС, 2005

  8. Мутовкин Л.А. Жанры в арсенале журналистики: конспект лекций : в 2 ч. Омск : ОмГУПС, 2006

  9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник. М. : Аспект Пресс : Изд-во МГУ, 2003

  10. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2008


Дополнительная литература


  1. Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие для студентов вузов : рекомендовано Учебно-методическим объединением/ Н.В. Кодола. -2-е изд., испр., перераб. и доп.. -М.: Аспект Пресс, 2010

  2. Коновалова О. В. Основы журналистики : учебное пособие по современной практической журналистике/ О. В. Коновалова. -М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005.

  3. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 - 2000): : учебный комплект: учебное пособие, хрестоматия/ И. В. Кузнецов. -2-е изд.. -М.: Флинта; М.: Наука, 2003.

  4. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 030600 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика" : допущено УМО по классическому университетскому образованию РФ/ Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. -М.: Аспект Пресс, 2010

  5. Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики : учебное пособие для студентов вузов/ В. В. Прозоров. -1-е изд., перераб. и доп.. -М.: Флинта, 2010

  6. Система средств массовой информации России : учеб. пособие/ ред. Я. Н. Засурский. -М.: Аспект Пресс, 2003.

  7. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 030600 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика" : допущено УМО по классическому университетскому образованию РФ/ А. А. Тертычный. -М.: Аспект Пресс, 2010


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Основы рекламы и паблик рилейшинз»...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Организационная культура сми» для...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Психология» для студентов по направлению...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Современная пресс-служба» для студентов...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Техника магнитной видеозаписи. Цифровые...
...
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Психология журналистики» для студентов...
...
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Современный русский язык» для студентов...
...
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Журналистика в Интернет» для студентов...
...
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Реклама в сми» для студентов по...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600– «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Драматургия массовых мероприятий...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600 – «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Социология журналистики» для студентов...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Религиоведение» для студентов по...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «Журналистика»
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Общественное мнение и способы его...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «Журналистика» (квалификация бакалавр)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Основы информационного маркетинга»...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист)
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «сми в связях с общественностью»...
Целью изучения дисциплины «сми в со» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по журналистики
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Реклама в сми» для студентов по...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «журнналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск