Скачать 134.45 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения ОмГУПС (ОмИИТ) Институт менеджмента и экономики Кафедра «Связи с общественностью» УТВЕРЖДАЮ Директор Института менеджмента и экономики (ИМЭК) _________________С.А. Ветров «__» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Основы журналистики» для студентов по направлению 030600.62 – Журналистика Курс I Семестр II Зачет II семестр Экзамен - Аудиторные занятия всего 54 ч Из них: Лекции 36 ч Практические (семинарски) занятия 18 ч Курсовая работа - Самостоятельная работа студентов всего 12 ч Всего часов трудоемкости по дисциплине 66 ч Омск 2010 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 – «ЖУРНАЛИСТИКА» (квалификация - бакалавр). Составители рабочей программы: Преподаватель кафедры СО ________________ Мутовкин Л.А. Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г. Заведующий кафедрой «___» _______ 20__г. ________________ С.А. Ветров Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС «__» _________________________ 20__ г. Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков Программа дисциплины «Основы журналистики» составлена в соответствии с требованиями ГОСТ ВПО для направления 030600.62 – «ЖУРНАЛИСТИКА» (квалификация - бакалавр). Целью изучения учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности» является ознакомить студентов с азами теории журналистики, основными регуляторами журналистской деятельности; привить начальные навыки структурного, функционального, содержательного анализа печатных, электронных, сетевых СМИ. Сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого Задачи дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины. Студент должен владеть основными теоретическими и практическими принципами работы журналиста. Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования. Курс ставит своей задачей изучение новейших тенденций развития ТИПСО в России и в мире и достижение понимания того, каким образом различные теоретические подходы и идеи могут быть использованы в конкретных мероприятиях, организованных для СМИ. Курс является базовым. Выпускникам, планирующим заниматься практической деятельностью, курс поможет понимать внутренние механизмы функционирования отдела по работе СО и использовать это знание в своей работе, особенно если эта работа будет связана с медиаизмерениями, медиапланированием, мониторингом СМК, рекламой, связями с общественностью, маркетингом и организацией предвыборных кампаний. В результате изучения дисциплины студент должен: - свободно ориентироваться в основных теоретических подходах к деятельности журналиста; - применять изученные модули на практике. Формы работы студентов: - прослушивание лекций; - участие в дискуссиях на семинарах; - чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару; - доклады на семинарах; - работа в малых группах на семинарах; - домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий; - домашнее задание в виде эссе; - формализованный тест. Виды контроля. Текущий: - ответы на вопросы преподавателя на семинарах; - два письменных опроса. Промежуточный: - контрольная работа; Итоговый: - формализованный тест. Методика формирования результирующей оценки.
Тематический план
Темы и краткое содержание Тема 1. Массовая информация как средство удовлетворения жизненно важных потребностей общества. Основные типы массовых информационных продуктов (общественно-политические документы, журналистские материалы, выступления представителей общественных организаций и профессиональных групп, тексты от населения, произведения литературы и искусства, справочно-рекламные материалы, продукты игротехники и т.п.), пути распространения массовых информационных продуктов (стихийные и специально организованные коммуникационные каналы). Тема 2. Массовые информационные потоки как совокупный медиапродукт. Журналистика как коммуникационная деятельность и организатор сотрудничества различных производителей и распространителей массовых информационных продуктов. Медиаиндустрия как результат такого сотрудничества. Массовые информационные потоки – совокупный медиапродукт. Интегральный характер массовых информационных потоков, их основные свойства, зависимость от канала распространения (печать, радио, телевидение, Интернет). Особенности реализации функций журналистики (информирование, социальное ориентирование, просвещение, развлечение) и структура массовых информационных потоков разных медийных каналов. Тема 3. СМИ в структуре массовых коммуникаций. Рынок современной прессы и электронных СМИ. Позиционированные издания. Пресс-центр. Структура и организация работы. Журналистское расследование. Экстрим в работе журналиста. Профессионально-этические и нравственные нормы. Журналистская этика и Закон о СМИ (от 17 декабря 1991 г.). Роль СМИ при формировании общественного мнения в процессе предвыборных технологий. Тема 4. Участие журналиста в установлении и поддержании «обратной связи» с аудиторией. Аудитория как определяющий фактор функционирования СМИ. Маркетинговые исследования потенциальной аудитории. Формы работы редакций СМИ с реальной аудиторией СМИ. Тема 5. Профессиональные обязанности журналиста. Круг основных обязанностей: авторское журналистское творчество, работа с привлекаемыми авторами, редактирование медиатекста (рерайтинг, копирайтинг), организационные дела (участие в производственных совещаниях, в конструировании и выпуске массовых информационных потоков – номеров газет, программ радио и телевидения; дежурства по выпуску). Специфические обязанности журналистов, связанные с типом СМИ. Тема 6. Авторское журналистское творчество как профессиональная деятельность. Причины, вызывающие к жизни авторское журналистское творчество. Функциональная предназначенность журналистских текстов (мониторинг очевидных и неочевидных изменений действительности, содействие самоопределению общественного мнения, ознакомление с групповыми нормами и ценностями и помощь населению в решении общественных и личных проблем, т.д.). Тема 7. Способ авторского журналистского творчества. Способ авторского журналистского творчества как совокупность реальных составляющих деятельности, определяющих специфику ее продукта. Основные компоненты способа авторского журналистского творчества: последовательность задач творческого процесса (стадии и этапы деятельности); методы и приемы деятельности, используемые для получения сведений (наблюдение, интервью, проработка документов), постижения сути происходящего (на основе гносеологических и специальных знаний) и предъявления информации в тексте; технические средства деятельности; правовые и этические регуляторы творческого поведения журналиста. Тема 8. Характеристика основных жанровых групп авторского журналистского творчества. Новостная журналистика, ее жанровые модели и форматы. Проблемно-аналитическая журналистика, ее жанровые модели и форматы. Очерковая журналистика, ее жанровые модели и форматы. Смеховая журналистика, ее жанровые модели и форматы. Культурно-просветительская журналистика, ее жанровые модели и форматы. Интерактивные жанры авторского журналистского творчества. Специфика технологии работы над материалами разных жанров в различных видах СМИ (радио, ТВ, интернет-СМИ). Тема 9. Специализация авторского творчества журналиста в условиях конвергенции медиапроизводства. Конвергенция как процесс сближения медиаплатформ разных коммуникационных каналов. Универсализм журналистской профессии как предпосылка конвергенции. Специализация авторского журналистского творчества в условиях конвергенции как средство улучшения качества и надежности журналистского текста. Самостоятельная работа Рекомендуемые темы к рефератам
Форма итогового контроля зачет Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа по дисциплине «Основы рекламы и паблик рилейшинз»... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | Рабочая программа по дисциплине «Организационная культура сми» для... Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | ||
Рабочая программа по дисциплине «Психология» для студентов по направлению... Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | Рабочая программа по дисциплине «Современная пресс-служба» для студентов... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | ||
Рабочая программа по дисциплине «Техника магнитной видеозаписи. Цифровые... ... | Рабочая программа по дисциплине «Психология журналистики» для студентов... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Современный русский язык» для студентов... ... | Рабочая программа по дисциплине «Журналистика в Интернет» для студентов... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Реклама в сми» для студентов по... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600– «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | Рабочая программа по дисциплине «Драматургия массовых мероприятий... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600 – «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | ||
Рабочая программа по дисциплине «Социология журналистики» для студентов... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Рабочая программа по дисциплине «Религиоведение» для студентов по... Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «Журналистика» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Общественное мнение и способы его... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «Журналистика» (квалификация бакалавр) | Рабочая программа по дисциплине «Основы информационного маркетинга»... Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист) | ||
Рабочая программа по дисциплине «сми в связях с общественностью»... Целью изучения дисциплины «сми в со» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по журналистики | Рабочая программа по дисциплине «Реклама в сми» для студентов по... Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «журнналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) |