Программа курса Контрольные вопросы





Скачать 53.72 Kb.
НазваниеПрограмма курса Контрольные вопросы
Дата публикации01.07.2013
Размер53.72 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
КУЛЬТУРА МАЙЯ

программа курса

Контрольные вопросы:

1. Характеристика источников по изучению культуры майя.

2. Историко-культурные регионы культуры майя.

3. Периодизация истории майя.

4. Классификация языков майя.

5. Отечественная историография по истории и культуре майя.

6. Объекты хозяйственной деятельности майя.

7. Предметы роскоши и обмена в обществе майя.

8. Материальная культура майя.

9. Гендерный аспект в культуре майя.

10. Искусство майя.

11. Архитектура майя.

12. Настенная живопись майя.

13. Научные знания древних майя.

14. Астрономия древних майя.

15. Календарь майя.

16. Духовно-идеологические представления майя.

17. Религиозные представления и практики майя.

18. Письменные памятники раннеколониального времени.

19. Характеристика текстов майя, записанных в колониальный период.

20. Рукописи майя. Письмо.

21. Игра в мяч.

22. Государство у майя.

24. Военное дело майя.

Программа курса

Тема 1. Введение. Истоки и формирование культурного комплекса Мезоамерики.

Введение. Природно-экологические условия региона (Мексика, Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Истоки и формирование культурного комплекса Мезоамерики. Заселение американского континента и формирование американских культурных комплексов. Гипотезы происхождения майя.

Формирование культурного субстрата Мезоамерики. Проблема ольмеков – культурных предшественников майя. Культура Исапы и южных тихоокеанских центров.

Тема 2. Майя: хронологические рамки. Ареал обитания. Культурно-исторические области.

Географические границы. Три культурно-географические области: северная (п-ов Юкатан), центральная (Северная Гватемала, Белиз, Западный Гондурас), южная (Горная Гватемала, ее Тихоокеанское побережье). Ведущая роль Центральной области в развитии цивилизации майя 1 тас. н. э. Хронология и периодизация. Архаический (формативный, преклассический) (III – конец I тысячелетия до н.э.); протоклассический (переходный) - 100 г. до н.э. – 300 г. н.э.; классический 300 – 900 гг н.э.; раннеклассический 300-600); (позднеклассический 600-900); постклассический 900- 1520 гг.; раннеколониальный период XVI-XVII вв.

Тема 3. Историография. Особенности в отборе и использовании источников по культуре майя.

Историография: зарубежная, отечественная. Вклад Ю.В. Кнорозова в изучение культуры майя и формирование новых подходов в майянистике.

Источники можно поделить на: археологические источники, письменные, лингвистические, этнографические. К археологическим источникам относятся: монументальная архитектура, погребения, керамические сосуды, предметы мелкой пластики, тайники, иконография. Письменные источники включают: иероглифические тексты майя, индейские тексты, записанные латиницей, хроники испанские колониальные. Как лингвистические источники рассматриваются: письмо майя, фольклорные тексты, словари языков майя-киче. Этнографические источники составляют обширную группу по всем современным группам майя-киче.

Тема 4. Научные знания и религиозно-идеологические представления.

Формирование модели мира. Мифология как отражение модели мира. Компоненты модели мира: научные знания, духовные представления и интерпретации. Локальные варианты общей модели мира. Модель мира и идеологическое обоснование социальной организации. Общинный характер правовых отношений. Система и термины родства. Реинкарнационный комплекс: формула возрождения. Погребальный обряд как выражение представлений о модели мира. Научные знания майя: астрономия и математика. Система письма майя: происхождение и функционирование.

Тема 5. Архитектурный ансамбль: комплексный подход к пониманию археологического материала.

Проблема изучения архитектурного ансамбля как материального воплощения представлений о модели мира. Формы и структура архитектурных ансамблей городов майя. Переход от горизонтальной к вертикальной модели на примере таких мезоамериканских и майяских городов как Ла-Вента, Теотиуакан, Шочикалько, Тикаль, Паленке, Копан, Чичен-Ица. Особенности архитектурных приемов. Типы архитектурных памятников: пирамиды, платформы, дворцы, Соотношение между археологическим материалом и письменными памятниками в едином комплексном анализе.

Тема 6. Искусство и литература майя.

Особенности изобразительного искусства. Традиция наскальных и пещерных росписей. Настенные росписи (Бонампак, Какаштла, города Юкатана, графитти Тикаля). Роспись предметов мелкой пластики. Сюжеты изображений на керамических сосудах майя. Рукописные кодексы майя. Скульптура майя: монументальная, стелы и алтари, мелкая пластика. Каменные изделия майя.

Литература майя. Тексты рукописей, тексты на керамике. «Пополь-Вух», «Анналы какчикелей», «Титулос из Тотоникапана», «Песнопения из Цитбальче», пророчества Чилам-Балам.

Единственная сохранившаяся театральная драма майя «Рабиналь-Ачи».

Тема 7. Войны и военное искусство майя.

Войны майя носили характер кратковременных набегов – воины тайно выступали в поход, уничтожали посевы противника, захватывали добычу в городах, пленников и возвращались на свою территорию. Роль шпионов выполняли купцы. Отсутствие тягловых животных в обозе и потому небольшое количество провианта вынуждало ограничивать сроки проводимых военных операций. Вооруженные отряды: общинники и дружина. Оборонительные сооружения майя: пирамиды, крепостные стены. Вооружение. Военные приемы. Анализ текстов классического периода, посвященных военным событиям. Изменение характера военных действий в постклассическом периоде.

Тема 8. Города-государства майя. Социальная организация и политическая история.

Мифологические и письменные источники по истории майя. Основные города майя классического периода и их описание: Паленке, Тикаль, Копан, Киригуа, Калакмуль и др. Города юга Кинтана-Роо и Кампече. Проблемы хозяйствования и жизнеобеспечения (системы земледелия). Организация системы власти в городах-государствах майя классического периода. Проблема имен и династий правителей по иероглифическим текстам. Роль женщины в политической жизни городов майя.

Причины гибели классических городов-государств майя и тольтекское завоевание.

Тема 9. Торговля, внутренние и внешние контакты городов-государств майя.

Основные продукты производства и обмена между внутренними регионами. «Денежные» эквиваленты. Формы транспортировки товаров и материалов для строительства. Виды транспорта при отсутствии тягловых животных. Пути коммуникаций (наземные, речные, морские). Системы сак-бе – вымощенных дорог, пересекавших территорию майя. Основные маршруты: вдоль побережья мексиканского залива, карибского моря. Внутренние маршруты по рекам. Контакты с северными регионами. Контакты с южными регионами. Контакты с островами Карибского моря.

Тема10. Цивилизация майя позднеклассического периода.

Основные и второстепенные городские центры. Система землепользования. Формы хозяйствования. Роль жрецов в жизни общества майя. Образ правителя майя. Организация обрядовой практики. Различные аспекты жизни майя, представленные в иероглифических текстах. женщины, прорицания, жертвоприношения)

Тема11. Цивилизация майя постклассического периода (X - XVI вв. н.э.)

Особая роль п-ова Юкатан в истории майя этого периода. Его экологические особенности. Майя-тольтекские царства на Юкатане: Чичен-Ица и Майяпан. Экономическая база. Особенности социально-политического устройства. Основные социальные группы, или классы. Верховная власть. Религия. Архитектура. Искусство. Возникновение государств нового типа, выделение столичных центров.

Испанское завоевание Юкатана в XVIв. Столкновения с испанцами. Манипулирования родовыми группами. Характер отношений с католическими миссионерами.

Тема 12. Заключительная: общее и особенное в развитии цивилизации майя и первичных цивилизаций Старого Света.

Феномен возникновения древних цивилизаций в Старом и Новом Свете. Особенности цивилизационных процессов в Новом Свете: идеологическая модель мира. производящее хозяйство, технологии, социально-политическая организация. Новый свет – как вариант цивилизационного прогрессивного развития человечества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Контрольные вопросы iconВопросы к экзамену по философии для поступающих в аспирантуру Составитель...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература
Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Чернышева, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература
Программа курса Контрольные вопросы iconРефератов по теме «История кикбоксинга»
Контрольные вопросы и практические задания для контроля самостоятельной работы студентов I курса
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Программа курса Контрольные вопросы iconМетодические указания для студентов рекомендации по подготовке к...
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого...
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы для самоподготовки к практическим и лабораторным...
Белок как молекулярная основа живой материи. Роль белков в процессах жизнедеятельности
Программа курса Контрольные вопросы iconМетодические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны»
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» составлены на основе рабочей программы дисциплины...
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы для итоговой аттестации по дисциплине «Философия»
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского...
Программа курса Контрольные вопросы iconМетодические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное...
П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...
Программа курса Контрольные вопросы iconРоссийский государственный гуманитарный университет философский факультет...
Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные...
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы по детским инфекционным болезням для студентов...
...
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы по детским инфекционным болезням для студентов...
...
Программа курса Контрольные вопросы iconКонтрольные вопросы по дисциплине в целом (вопросы к зачету) 26 Цель и задачи дисциплины
А. А. Лекомцева – к экон н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита фгбоу впо пермской гсха
Программа курса Контрольные вопросы iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск