Скачать 59.55 Kb.
|
Баландина Екатерина Васильевна, МБОУ г.Иркутска СОШ № 15 Урок литературы в 6 классе Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова. Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися духовно-эстетического идеала писателя, получения знаний по творчеству М.Ю.Лермонтова средствами технологии - метода проектной деятельности. Тип урока: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты. Цели по содержанию:
Ход урока I. Актуализация знаний: 1. Учитель напоминает о знакомстве с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова и вместе с детьми вспоминают материал по следующим вопросам (экспресс-опрос):
2. Действительно, Кавказ сыграл важную роль в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. «Горы кавказские для меня священны», - писал Лермонтов. И сегодня мы поговорим о Кавказе, о том, как этот край «преломился» в творчестве М.Ю.Лермонтова. - Перед вами произведения М.Ю.Лермонтова, посвященные Кавказу (Тексты представлены в раздаточном материале, который лежит на столах у обучающихся): Для успешной работы с этими текстами нам нужно вспомнить следующие термины (словарная работа): Олицетворение - наделение неодушевленных предметов живыми качествами Эпитет - художественное определение. Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Пейзаж – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. (Для работы учащимся предлагается таблица с перепутанными определениями, ребятам необходимо восстановить соответствие между словами и определениями) II. Оргмомент. Мотивация учащихся к работе. Деление на группы. - Мы не случайно с вами коснулись термина «пейзаж». Что в предложенных стихотворениях помогает нам лучше представить картины природы, некогда поразившие поэта? Предлагаю Вам прочитать предложенные стихотворения и ответить на поставленный вопрос. - Произведения М.Ю.Лермонтова ни с чем не перепутаешь. Попробуйте в цвете выразить свое настроение после прочтения этих стихотворений. У каждого из вас на столе есть чистый листок бумаги, закрасьте его тем цветом, с которым у вас ассоциируются эти произведения (учащиеся объясняют, почему они выбрали тот или иной цвет). - Виссарион Григорьевич Белинский писал о творчестве М.Ю.Лермонтова: «Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник». Сегодня мы попробуем выяснить, что значит «рисовать словами» и как рисует Кавказ Лермонтов. III. Целеполагание. Формулировка проблемных вопросов для групп. - А теперь представьте, что нас пригласили создать иллюстрации к сборнику стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Кавказу. Сегодня вам предстоит поработать в группах (ребята заранее разделены на группы). Ваша задача – совместно создать словесную иллюстрацию к определенному стихотворению. Помогут вам при создании «рисунков» подсказки, которые лежат на ваших столах. На столе лежат уже существующие пейзажи Кавказа, вы можете ими пользоваться. Имя автора этих рисунков вы узнаете в конце урока. На данный вид работы отводится 15 минут. Далее каждая группа защищает свою иллюстрацию. В ходе обсуждения учащиеся и учитель задают дополнительные вопросы. В обсуждении участвуют не только учащиеся определенной группы, но и весь класс. Вопросы учителя: К I группе «Тебе, Кавказ, суровый царь земли...»:
Ко II группе «Приветствую тебя, Кавказ седой!...» (отрывок из восточной повести «Измаил-Бей»): 1) Что наиболее подробно описывает поэт? Какой-то одной детали пейзажа он уделяет внимание или нет? Докажите свою точку зрения. (Поэт невероятно подробно описывает все, что касается природы Кавказа: и горы, и пещеры, и небо, и даже цветы, освещенные солнцем). 2) Удастся ли вам все детали описываемого пейзажа «поместить» на одной иллюстрации или придется создавать серию «картин»? 3) Зачем автору понадобилось такое детальное и подробное описание природы Кавказа? Как это помогает нам понять чувства, эмоции, вызываемые этим пейзажем? К III группе «Утро на Кавказе»: 1) Каким в этом стихотворении предстает Кавказ: грозным, таинственным или безмятежным? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста. Какие краски вы будете использовать при создании своей иллюстрации? 2) Как вы думаете, каким чувством проникнуто это стихотворение? Почему? (Герой любуется безмятежным, прекрасным пейзажем Кавказа, эти картины природы дарят ему спокойствие и умиротворенность). IV. Организация деятельности учащихся в группах. Необходимо продумать продукт, который выпустит группа, например, обозначат и охарактеризуют детали пейзажа, которые должны быть на их иллюстрациях, определят, что будет находится на первом плане, что на втором и т.п. V. Ответы учащихся по группам. VII. Рефлексия.
VIII. Итоги урока. Итак, мы познакомились с работой творческих групп, которые собирали материал для иллюстраций к стихотворениям М.Ю.Лермонтова о Кавказе. О Лермонтове, его жизни и творчестве написано огромное количество книг. Наш сегодняшний урок мы завершим словами Юрия Айхенвальда: «Лермонтов глубоко любит это состояние нравственной тревоги и беспокойства, эти молнии души, эти грозы и угрозы, напряженную страстность минуты. Он знает, что такое избыток силы и крови. Все яркое, кипучее, огненное желанно и дорого ему. Он чувствует, что можно отдать целые века за искрометный миг единственного ощущения. И вот почему Кавказ, где все горит и трепещет, где все живет усиленной и роскошной жизнью, где высятся гордые горы, эти «пирамиды природы», — Кавказ является родною страной его жаждущему духу...». IX. Выставление оценок и объяснение домашнего задания. Выучить наизусть любое стихотворение М.Ю.Лермонтова о Кавказе и нарисовать к нему иллюстрацию. |
Конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» «кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе | Пояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу... Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ||
Техническое задание Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Учитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна. Кумертау 2009 год. Краткая аннотация урок Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Анализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 1 полугод Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ||
Конспект мероприятия на английском языке по теме «Food» Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Исследование в 5 классе, Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей» «Волшебник и музыкант» (урок-исследование в 5 классе), Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей» | ||
Анализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 2012-2013 учебном год Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Подготовлен Темлюковой Натальей Владимировной, Учителем русского... Оборудование: тексты стихов Блока и Лермонтова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация | ||
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем... Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Общеобразовательного учреждения ... | ||
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения... Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова | Порядок возникновения, изменения, прекращения и восстановления образовательных... В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, приказом Минобрнауки РФ... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу г. Иркутска Образовательная программа мбоу г. Иркутска сош №22 это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности... | Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «сош №19», учитель русского языка и литературы |