Принципы организации внеурочной деятельности





Скачать 192.41 Kb.
НазваниеПринципы организации внеурочной деятельности
Дата публикации24.07.2014
Размер192.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Эффективные формы внеурочной деятельности

В.М. Ходарева, учитель начальных классов МКОУ Солнцевской СОШ Исилькульского муниципального района

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, создание условий для удовлетворения и развития познавательных способностей ребенка, создания устойчивой мотивации к новым видам деятельности, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

включение в активную жизненную позицию.

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности в разных аспектах.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.

При организации внеурочной деятельности обучающихся в нашей школе использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов,   учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Коллектив начальной школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для ребенка создано особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Начальная школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, в игровой комнате имеется медиапроектор , 1 экран, телевизор, DVD-проигрыватель. Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний.

Одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является отсутствие вариативности учреждений дополнительного образования. Первоначально программы по организации внеурочной деятельности были разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности. Некоторые курсы взяты в сети Интернет, модифицированы, рассмотрены на заседании МО и адаптированы к условиям нашей школы. Но теперь все программы, которые учителя используют в своей работе, рекомендованы Министерством образования Российской Федерации. Занятия проводятся учителями школы, а также привлекаются специалисты Солнцевского дома культуры.

Программа организации внеурочной деятельности состоит из образовательных курсов, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

1. Спортивно-оздоровительное направление

2. Общекультурное направление

3. Интеллектуально-познавательное направление

4. Духовно-нравственное направление

5. Социальное направление

Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, конкурсы, соревнования, поисковые и проектные исследования, общественно-полезная практика. Занятия, протарифицированные в учебном плане, посещают все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами:

- дети еще маленькие, интересы разбросаны – по опросу, хотят ходить во все кружки;

- тсутствие центров дополнительного образования;

- большинство семей – малообеспеченные, безработные, как правило, детей не развивают и школе не помощники.

Внеурочную деятельность в 1-2 классах осуществляют учителя начальных классов и учитель физкультуры. Представлена она следующим образом:


Направления

Название кружка (секции)

Количество часов по программе

Форма организации занятий

всего

в год:

в неделю:




Спортивно-оздоровительное

«Путешествие по тропе здоровья»

33

33

1

Разучивание игр - познавательная деятельность

Игровая деятельность – игры на перемене, часы активного отдыха, Дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, школьные спортивные соревнования, эстафеты, совместные с родителями спортивные праздники состязания.

Интеллектуально-познавательное

«Информатика в играх и задачах»

33

33

1

Выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые и индивидуальные формы работы, игры, кроссворды, занимательные игры и упражнения на описание предметов, состав предметов, симметрию и т.д.

Социальное. Проектная деятельность

«Что? Где? Когда?

33

33

1

Проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний. Олимпиады, викторины, встречи с интересными людьми, соревнования, реализация проектов, индивидуальная творческая работа, работа с информационными справочниками, выставки творческих работ и т д.

Духовно-нравственное

«Моя родословная»

33

33

1

Беседы, посещение памятных мест села и г. Исилькуля, краеведческого музея, участие в традиционных мероприятиях школы, деловые игры, классные часы, диспуты, исследовательская деятельность, трудовые дела, коллективные творческие дела, экскурсии в сельскую библиотеку, просмотр фильмов, совместные праздники с семьей («Папа, мама, я – спортивная семья, «Папа, мама, я – дружная семья и т д.)

Общекультурное

Риторика. «Этикет поведения и общения с элементами театральной деятельности»

33

33

1

Занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы), индивидуальное моделирование и конструирование, решение проблемных ситуаций по речевому этикету, подготовка и защита творческих работ и т.д.


Направления

Название кружка

(секции)

Количество часов по программе

Виды и формы

организации

занятий

Всего

За год:

В неделю:




Общекультурное

«Театральные ступеньки»

33

33

1

Игровые упражнения, театральные игры, инсценировки сказок, эмоционально-сенсорные игры, креативные игры, подвижные игры, тренинги, постановки мини спектаклей т .д.

Духовно-нравственное

(проектная деятельность)

«Что? Где? Когда?

33

33

1

Встречи с интересными людьми, соревнования, реализация проектов, индивидуальная творческая работа, работа с информационными справочниками, выставки творческих работ, беседы, различные игры, театральные постановки, мини-проекты, конкурсы рисунков , плакатов, сочинений, фотовыстаки, трудовые дела, выставки прикладного творчества и т д.

Социальное

«Риторика»

(для четырехлетней нач. школы)



33

33

1

Этикетные диалоги, Занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы), индивидуальное моделироывание и контруирование, решение проблемных ситуаций по речевому этикету, подготовка и защита творческих работ

Интеллектуально-познавательное

«Информатика в играх и задачах» (продолжение курса 1-го класса – логико-алгоритмический компонент)

33

33

1

Выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые и индивидуальные формы работы, игры, кроссворды, занимательные игры, различные виды упражнений, создание рисунков на компьютере и т.д.

Спортивно-оздоровительное

«Путешествие по тропе здоровья» (второй блок программы)

33

33

1

Валеологические беседы, просмотр док. фильмов и мультфильмов, викторины, КВНы – познавательная деятельность

Игровая деятельность – игры на перемене, часы активного отдыха, Дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, школьные спортивные соревнования, эстафеты, игры, совместные с родителями спортивные праздники состязания.

Внеурочную деятельность в 3 – х классах осуществляют только учителя начальных классов.

Направления

Название кружка

(секции)

Количество часов по программе

Виды и формы

организации

занятий

Всего

За год:

В неделю:

Социальное

«Риторика»

(для четырехлетней нач. школы)


34

34

1

Работа с текстом учебника, Этикетные диалоги, Занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы), индивидуальное моделирование и конструирование, решение проблемных ситуаций по речевому этикету, подготовка и защита творческих работ, театральная деятельность (постановка мини спектаклей, инсценировки)

Духовно-нравственное


«Я – гражданин России».

3 класс «Россия – родина моя»

34

34

1

Беседы, предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО), классные часы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериалов, экскурсии, поедки, походы, творческие конкусрсы, коллективные творческие дела, соревнования, показательные выступления, праздники, викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, акции благотворительности, милосердия, творческие проекты, презентации, проведение выставок семейного творчества, музыкальных вечеров, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания и т.д.

Спортивно-оздоровительное

«Дорога к доброму здоровью».

3 класс. «По дорожкам здоровья»

34

34

1

Беседы, игры, тесты и анкетирование, круглые столы, школьные конференции, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, Дни здоровья, спортивные праздники, состязания, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок, решение ситуационных задач, театрализованные представления, кукольный театр, участие в антинаркотических акциях, муниципальных и региональных конкурсах и т.д.

Проектная деятельность

«Я -исследователь»

34

34

1

Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательский работ, мини -конференция, консультация ,конкурсы, выставки и т.д.

Интеллектуально-познавательное

«Информатика в играх и задачах»

34

34

1

Выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые и индивидуальные формы работы, игры, кроссворды, решение простейших типовых задач, решение логических задач, , решение задач с ориентацией на проблему», работа с таблицами и схемами, логические игры, моделирование, конструирование и т.д.


В общей годовой циклограмме предусмотрены общешкольные дела по программе воспитательной системы, т.к. они являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план начальных классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Ожидаемые результаты

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своему селу, школе, чувства гордости, что я – гражданин России; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Успешность реализации основной образовательной программы начального общего образования зависит от четкого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности от эффективного взаимодействии родителей и педагогов.

Поэтому я разработала такой проект, который может объединить наши взгляды и поможет детям развиваться в правильном направлении с учетом физических, психологических, индивидуальных особенностей. Проблема заключается в недостаточной сформированности взаимодействия семьи и школы.

Основная проектная идея - установление партнерских отношений с семьей каждого учащегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Целью проекта является создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

Задачи проекта:

-создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;

-организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

-формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

-формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

Срок реализации проекта 4 года.

Участники проекта.

Родители 19 семей

Педагоги: учитель физического воспитания, музыки.

Учащиеся 19 человек, из них 9 мальчиков и 10 девочек.

Родителям предлагаются различные формы занятости в работе класса.

Для выполнения задач проекта необходимо выделить Основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:

1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей”. Для более детального изучения условий семейного воспитания я использую разнообразные методы: беседа; наблюдение; анкетирование; тестирование. Также важной частью данной деятельности считаю личное посещение семей своих учеников. При этом исключительно важно соблюдать при посещении на дому определенные правила:

- не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;

- проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплементов;

- исключите жалобы на ребенка, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

- беседуйте в присутствии ребенка, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

- не предъявляйте претензий к родителям;

- всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

- советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

- выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;

- не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи”. Данное направление предполагает создание “просвещенной культуры” родительства. Размышляя над тем, как превратить семью в творческого союзника, я столкнулась с парадоксом, сегодня родителям нужна современная, но в чем-то абсолютно традиционная подача информации. Так у меня родилась идея – «Газета для родителей и детей».

Цель: Создание нового информационного поля по схеме:

педагог – родители, родители – дети.

3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” проходит в первую очередь через совместные праздники, которые проводятся у нас в системе.

Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.

Сегодня появляется все больше и больше возможностей интересно и с пользой проводить время в семейном кругу. Такую возможность можно извлечь из нетрадиционной формы – дистанционные викторины. Викторины я разрабатываю сама. Можно разрабатывать викторины по любому предмету. Каждой семье выдаётся бланк с текстом викторины. В течение определённого времени каждая семья должна ответить на вопросы. Победители викторин получают дипломы, а участники – сертификат. Родителям нравится такая форма взаимодействия, и они готовы принимать активное участие. У родителей и детей ещё долго остаются впечатления от совместной работы потому, что участие принимают все члены семьи.

4. Направление. “Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса” началось с выбора родительского комитета. Наиболее трудно организовать взаимодействие с родителями в начале обучения – т. е. в I полугодии I класса. Родители занимают позицию «наблюдателя». В таких случаях мне приходилось индивидуально беседовать с родителями, добиваться взаимопонимания в данном вопросе. Родители в моем классе разделены на группы (по 6 человек): Учебная группа; Воспитательная группа; Административно-хозяйственная группа; Председатель. Хочется отметить, что каждый родитель пробует себя в разных направлениях, так же, как у ребенка в классе меняется поручение.

Для реализации проекта активно используется исследовательская работа учащихся, которая невозможна без помощи родителей. Этому способствует хорошо организованная внеурочная проектная деятельность учащихся и родителей моего класса.

В последнее время актуальными становятся формы общения через Интернет на форумах и сайтах. В своей работе я использую Интернет-проект «Дневник.ру», который позволяет родителям:

• отслеживать успеваемость ребенка, его пропуски, домашние задания, замечания и своевременно принять меры для исправления ситуации с успеваемостью; увидеть динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки;

• напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку; знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни;

• быть информированными в случае пропуска родительского собрания.

В заключении хочется отметить, что по данному проекту я работаю два года. В рамках проекта составлены схемы взаимодействия педагогов, родителей и специалистов различных служб, что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития; вовлечь семьи учащихся в воспитательно-образовательный процесс. Я надеюсь, что к концу реализации данного проекта мне удастся достичь определенных результатов, а именно:

- выстроить систему взаимоотношений: “администрация- педагог – ребенок - родитель”, по принципу “человек - человек”;

- направить родителей на участие в планировании и анализе деятельности учреждения;

- провести работу, направленную на положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;

- совершенствовать существующую практику вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.

- повысить роль семьи в воспитании детей и получении образования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципы организации внеурочной деятельности iconМетодические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Принципы организации внеурочной деятельности iconI. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории...
Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе
Принципы организации внеурочной деятельности iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Принципы организации внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...
Принципы организации внеурочной деятельности iconПояснительная записка к организации внеурочной деятельности в рамках...
Организация внеурочной деятельности в мбоу «Лицей №89» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования...
Принципы организации внеурочной деятельности iconПринципы муниципального избирательного права
«принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав»....
Принципы организации внеурочной деятельности iconРабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного...
Принципы организации внеурочной деятельности iconКонкурс на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях...
Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс...
Принципы организации внеурочной деятельности icon«Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)» Содержание
«Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)»
Принципы организации внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая...
Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,...
Принципы организации внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...
Принципы организации внеурочной деятельности iconПринципы деятельности адвокатуры в России
Основные принципы адвокатской деятельности закреплены в ст. 3 закона об адвокатуре, к ним относятся
Принципы организации внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Принципы организации внеурочной деятельности iconУроки нравственности
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных...
Принципы организации внеурочной деятельности iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Принципы организации внеурочной деятельности iconПрограмм а по внеурочной деятельности пояснительная записка
В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск