Скачать 192.11 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по эрзянскому языку составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО, к.п.н., Дмитриева С.Ю., зав. Лабораторией этнокультурного образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ имени Н.П.Огарёва, к.филол.н., Кубасова О.И., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей №43» г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006 г. Курс рассчитан на 68 часов (2 часов в неделю). Цели и задачи обучения. Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур. Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического. Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность. Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа. Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно – коммуникативные потребности учащихся. Общая характеристика учебного предмета: -краткая характеристика предмета Настоящая программа организует процесс изучения эрзянского языка в среднем звене школы. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов). Предлагаемая в программе поочередность прохождения тем, а также задач обучения не означает строгую последовательность их решения в учебном процессе. Взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения, учитель может применять собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения. Характеристика этапов обучения Весь курс начального обучения эрзянскому языку как государственному условно делится на 3 этапа: I этап – 2 класс; II этап – 3 класс; III этап – 4 класс. Каждый выделенный этап имеет свои задачи и является очередной ступенькой в процессе овладения учащимися основами коммуникативной компетенции. На первом этапе ведущими являются воспитательно – образовательно – развивающие задачи, связанные с:
В первый год обучения у детей формируются первичные навыки и умения общения на эрзянском языке, составляющие основу коммуникативной компетенции в устной речи (говорение и аудирование), при этом рецептивное усвоение второго языка превышает объем продуктивного, что означает приоритет формирования умений понимать иноязычную речь на слух. На первом этапе осуществляется целенаправленная работа по развитию основных механизмов аудирования (оперативной памяти, слухового внимания, речевого слуха и др.), а также по формированию умений аудирования как компонента устно-речевого общения (в условиях диалогического общения на элементарном уровне) и как самостоятельного вида деятельности с разным уровнем проникновения в содержание высказывания. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Изменения В примерную программу нами внесены следующие изменения: 1)разъединение темы «Рунгось» на 2 часа для углубленного изучения; 2)в раздел «Мир вокруг меня» внесена тема «Чачи мастор», что связано с целостным подходом. Место учебного предмета в базисном учебном плане Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №2» на изучение предмета «Эрзянский язык» во 2 классе отводится 2 учебных часа в неделю, всего 68 уроков. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Одним из результатов обучения языку является присвоение учащимися системы ценностей . Ценность семьи. Формирование эмоционального – позитивного отношения к семье, близким, уважение к старшим. Ценность природы. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественной литературы. Ценность патриотизма Чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка, культуры народа. Результаты освоения учебного предмета. Коммуникативная компетенция. На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами изучения предмета «Мордовский язык» являются следующие умения: –осознавать роль языка и речи в жизни людей; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Мордовский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. ПознавательныеУУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности. КоммуникативныеУУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Мордовский язык» является сформированность следующих умений: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; подробно и выборочно пересказывать текст; правильно называть звуки в слове,делить слова на слоги, ставить ударение; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; писать под диктовку слова, предложения, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Тематическое планирование по дисциплине «Эрзянский язык»
Планируемый уровень владения эрзянским языком
Минимальные требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны научиться: В области говорения:
В области аудирования:
В области чтения:
В области письма:
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методическое обеспечение предмета эрзянский язык во 2 классе школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся В 2013г. издан учебник «Эрзянский язык», автора С.Ю. Дмитриевой, утверждённый Министерством образования РМ. Учебник предполагает постепенное вхождение ребёнка в мир эрзянского языка и мордовской национальной культуры. В 2010г. выпущен мультимедийный электронный учебник для начинающих. В качестве дополнения при проведении занятий по эрзянскому языку служат издания Голенкова Н.Б. «Уроки мокшанского, эрзянского» для первого года обучения. Дополнительный материал к урокам можно также подобрать в учебниках Н.В.Зиновьева, Т.И.Зиновьевой: «Тештине» («Звёздочка») - 1992г., «Цёковне» («Соловей») - 1993, «Чивалдо» («Солнечный свет») - 1995г., «Горниповне» («Бубенчик») - 1996г., изданных Мордовским книжным издательством. Много занимательного материала предложено в хрестоматии для маленьких, составленной А.И.Брыжинским «Лисьмаприне» («Родничок»); в учебном издании «Чипайне» («Солнышко») - книгой для внеклассного чтения во 2-4 классах, составленной В.П.Храмовой, В.С.Ширманкиной Словари и справочная литература
Материально-техническое обеспечение предмета: Компьютер. Наглядность: мультимедийные презентации; комплекты игрушек: ( «Куклы», «Животные», «Посуда».) плакаты («Лето», «Зима», «Весна», «Дикие животные», «Домашние животные», «Деревня». «Город», «Семья», «Овощи», «Профессии», «Герои сказок», картинный словарь, тесты; карточки с заданиями. Образовательные сайты http://www.erzan.ru/erzjan-kel http://www.philology.ru/linguistics3/feoktistov-93b.htm http://lazalyk.narod.ru/business.html http://www.goloserzi.ru/ru/etnos/yazyik/uroki-10-11-12.html |
Пояснительная записка (5 класс, литература) рабочая программа составлена... Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении... | Рабочая программа учебного курса «Литература» Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении... | Программа по истории составлена на основе Программ общеобразовательных... Морф и буп приказ Минобразования России от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка 5 класс Данная рабочая программа ориентирована... Приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных... | Пояснительная записка к учебным программам по географии 6-10 классы... О учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004... | ||
Рабочая программа по географии 10 класс Приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных... | Рабочая программа по русскому языку составлена на основе: федерального... Минобразования Российской Федерации от 09. 03. 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приказ Минобразования России от 09. 03. 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе:... Федерального компонента гос (приказ мо РФ от 09. 03. 04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных... | ||
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... Б утверждений базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих программы начального и основного... | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... Б утверждений базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих программы начального и основного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Минобразования России от 09. 03. 2004г., №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных... | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:... Минобразования Российской Федерации от 09. 03. 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных... |