Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
БУП-2012, утвержденного приказом МО и Н РТ «Об утверждений базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» № 4154/12 от 9 июля 2012г. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом МО и Н РФ №1089 от 5.03 2004г.
Письма МО и Н РТ №11005/14 от 08/07/2014 «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году. Учебного плана 5-11 классов Муниципального образовательного учреждения Сахаровской средней общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом №99-ОД от 29 августа 2014г.
Положения о рабочей программе педагога ,утвержденного приказом №101-ОД от 29 августа 2014г.
Примерной программы для среднего общего образования .Базовый уровень. Авторской программы по «Изобразительному искусству 5-7 класс» под редакцией В.С. Кузина 5-е издание, М, Просвещение 2009г.
Рабочая программа рассчитана по 35 часов в год в каждом классе ( из расчёта один час в неделю в каждом классе)
«Изобразительное искусство» является целостным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
В данной школе на реализацию программы отводится 1 час в неделю в каждом классе.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Учебно-тематический план.
Содержание
| Кол-во часов
5 класс
| Кол-во часов
6класс
| Кол-во
Часов
7 класс
| Рисование с натуры (по представлению, по памяти)объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.
| 12
| 14
| 10
| Тематическое рисование
| 7
| 8
| 8
| Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники
| 12
| 9
| 11
| Беседы
| 1
| 2
| 4
| Тренировочные упражнения
| 3
| 2
| 2
| Всего
| 35
| 35
| 35
|
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс (35 часов)
№ урока
|
Темы уроков
| Кол-во часов
| Цели урока
| Тип урока
|
Деятельность учеников на уроке
| Вид контроля на уроке
|
Оборудование
|
Домашнее задание
| дата
|
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
| 1 четверть 9 часов
|
|
|
| 1
| Цветовой
круг
| 1
| Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов;
изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета
| Устный опрос
| Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.
| Зарисовка контрастных цветов.
| 5.09
|
|
| 2
| Урок-экскурсия в осенний лес
| 1
| Наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.
| Урок закрепления знаний:
- экскурсия
| Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе
| Устный опрос
| Стихи об осенней природе.
| Подобрать репродукции картин об природе.
| 12.09
|
|
| 3-4
| «Декоратив-ный цветок»
| 2
| У Учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов;
формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков;
развитие художественного вкуса, наблюдательности;
У
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Декоративное рисование, обработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения.
| Письменный опрос
| Альбом, художественные материалы, краски, букеты цветов в разных вазах, в разных местах класса — натурные постановки, открытки.
| Художественные принадлежности.
| 19.09
26.09
|
|
| 5
|
|
|
| Живописные украшения, монотипия «Весёлые кляксы»
| 1
| Совершенствование графических навыков;
развитие воображения, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества;
развитие аналитических способностей.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати.
| Устный опрос
| Акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты, методические пособия «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета».
| Выполнение упражнения 3, 4
| 3.10
|
|
| 6
| Золотая осень
| 1
| Изучение строения деревьев, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определённого колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком»;
обобщение впечатлений учащихся от экскурсии в парк.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа.
| Письменный опрос
| Альбом, акварель, кисти, цветные карандаши, фломастеры;
листья разных деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт»;
| Художественные принадлежности.
| 10.10
|
|
| 7
| Рисование фруктов, овощей.
| 1
| Получение смешанных цветов на палитре;
развитие творческих способностей;
развитие стимулов к учёбе, самоконтроля, дисциплины.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом.
| Устный опрос
| Методические таблицы «Цветовой круг», палитра, краски, трафареты, бумага, кисти;
альбом, краски, палитра, кисти.
| Художественные принадлежности.
| 17.10
|
|
|
|
| 9
| Рисуем отгадки к народным загадкам
| 1
| Знакомство с устным народным творчеством;
грамотное владение композицией, линией, цветом;
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Рисуем по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция)
| Устный опрос
| Методические таблицы, книжки-загадки, альбомы, графические материалы.
| Выполнить иллюстрацию на своё усмотрение.
| 31.10
|
|
| 10-11
| Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.
| 2
| Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;
воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета.
| Письменный опрос
| Бумага, графические материалы, краски, натурный материал, методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета».
| Художественные принадлежности.
| 14.11
21.11
|
|
| 12
| «Рыжий кот»
| 1
| Знакомство с анималистическим жанром в искусстве,
совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомии
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование)
| Устный опрос
| Альбом, карандаш простой, акварель, бумага цветная
| Художественные принадлежности.
| 28.11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13
| Мультгерой
| 1
| Разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильма;
развитие графических умений и навыков;
развитие образного представления.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области.
| Письменный опрос
| Альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с героями мультфильмов.
Художественные принадлежности.
| 5.12
|
|
| 14
15
| «Весёлый Дед Мороз»
Рапорт ткани.
| 1
1
| Овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов;
развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету;
воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, изобразительных навыков.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Аппликация из цветной бумаги и других материалов, Новый год в жизни человека, в искусстве.
Декоративное рисование. Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений.
| Устный опрос
Письменный опрос
| Иллюстрация с изображением Деда Мороза, близкие по теме (Новый год, зима) новогодние открытки, бумага, цветная бумага, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.
Куски ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, клей ПВА, куски белой бумаги или ткани.
| Художественные принадлежности.
Художественные принадлежности.
| 12.12
19.12
|
|
| 16-17
| Гравюра по картону (по аппликации)
| 2
| Знакомство с тиражной графикой;
межпредметные связи (литература, история, естествознание);
развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учёбе.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков.
| Устный опрос
| Альбомные листы (разрозненные) 2-3, тонкий или средний картон, клей (лучше ПВА), кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-паролон (для нанесения краскина заготовку).
| Принести поролон, ножницы, малярный валик, гуашь, типографическая офсетная краска, газеты (подстилать), тряпочки, фартуки, мыло, 2-5 листов плотной бумаги.
| 26.12
16.01
|
|
| 18-19
| Работа в технике «Граттаж»
| 2
| Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;
осуществлять межпредметные связи (литература, история, естествознание);
развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учёбе;
освоение законов изобразительной грамоты;
овладение техникой штриха.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Тематическое рисование, освоение художественной техники, её возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями.
| Устный опрос
| Таблицы, иллюстрации;
желток, чёрная гуашь или гуашь для грунта;
бумага, кисть, банка с водой, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, английские булавки, вязальные спицы..
| Художественные принадлежности.
| 23.01
30.01
|
| 20
21
| Наброски с натуры фигуры человека
Русские богатыри
| 1
1
| Анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, объёмной формы;
тоновая и цветовая
разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы;
формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека.
Воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине;
творческое восприятие мира, творческий подход к работе;
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.
Тематическое рисование + аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков и др.
Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация
| Устный опрос
Письменный опрос
| Методические таблицы;
фотографии спортсменов, людей в лёгкой одежде, куклы объёмные и бумажные, «живая модель» (ученики из класса);
графические материалы.
Картины о богатырях.
| Выполнить наброски с членов семьи в домашней обстановке, используя карандаши, восковые мелки, краски, уголь, тушь, перо, кисть, пастель.
Художественные принадлежности.
| 6.02
13.02
|
|
| 22
| Транспорт
| 1
| Знакомство с техникой, машинами;
рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели;
анализ формы сложного объекта для простейших форм, его составляющих;
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники.
| Устный опрос
| Модели машин (игрушки), по 1-2 на каждой парте, карандаши, акварельные и восковые мелки, чёрная тушь, бумага,
| Подготовить необходимые материалы
| 20.02
|
|
| 23-24
| Натюрморт из двух-трёх геометрических тел.
| 2
| Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью;
рисование с натуры геометрических тел с
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль - как соединение рисунка и живописи.
| Письменный опрос
Устный опрос
| Бумага, карандаш, резинка, модели из бумаги на партах.
| Художественные принадлежности.
| 27.02
6.03
|
|
|
| 25-26
| Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей.
| 2
| Рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, цилиндр);
первоначальные сведения о форме предметов;
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта.
| Устный опрос
| Таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры геометрических тел».
| Художественные принадлежности.
| 13.03
20.03
|
|
| 27-28
| Наброски модели домика с натуры.
| 2
| Формирование пространственных представлений;
изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их форм. Перспектива.
| Устный опрос
| Бумага, карандаш, другие графические материалы, возможно натурный материал на партах (спичечные коробки, игрушечные домики);
| Художественные принадлежности.
| 27.03
10.04
|
| 29
| Буквица.
| 1
| Рассказ об истории книгопечатания, об искусстве каллиграфии,
| Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний:
| Искусство художника книги. История книгопечатания.
| Устный опрос
| Таблицы, доска, мел, бумага? карандаши
| Художественные принадлежности.
| 17.04
|
|
| 30-31
| Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок»
| 2
| Освоение закономерностей композиции, основ цветоведения;
знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка;
ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира .
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный и трудовой практикум
| Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: В.Васнецов, И.Билибин, Ю.Васнецов, Е.Рачев, М.Врубель и др. Книжная графика. Оформление книги.
| Устный опрос
| Альбомы, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, цветные мелки, банка, кисти, тряпка,
репродукции народных лубков, репродукции работ художников,
| Подготовить материал к уроку
| 24.04
8.05
|
|
| 32
| Рисование с натуры ветки сирени
| 1
| развитие графических умений и навыков;
развитие образного представления, фантазии;
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- учебный и трудовой практикум
|
| Устный опрос
| Альбомы, карандаши, акварель или гуашь,
|
| 15.05
|
| 33-34
| Портрет
| 2
| Лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления;
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
- лекция
- учебный практикум
| Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве.
| Устный опрос
Устный опрос
| репродукции работ художников,
Газета или клеёнка, пластилин, стеки, пузырьки или баночки .
| Подготовить необходимые материалы
|
22.05
24.05
|
| 35
| Урок обобщения знаний
| 1
| Обобщение знаний полученных за год
| Закрепление знаний
|
| Устный опрос
| репродукции работ художников
|
| 29.05
|
|
| |