Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств





Скачать 187.85 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств
Дата публикации06.08.2014
Размер187.85 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа

Министерство культуры и кинематографии

Российской Федерации


Федеральное государственное образовательное учреждение

Тюменская государственная академия культуры и искусств

Институт искусств и народного художественного творчества

Рабочая программа по учебной дисциплине
Вокальная подготовка
Специальность 070105 «Дирижирование академическим хором»


Тюмень, 2008

Составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 070105 «Дирижирование академическим хором»
Составитель – Г.З. Зиганшина, преподаватель кафедры хорового дирижирования ТГАКИ
Рецензент – И.Н. Бибеева, профессор, заслуженная артистка РФ

Объем курса –70 часов.

занятия индивидуальные.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа по курсу «Вокальная подготовка» входит в состав профилирующих учебных дисциплин специальности «Дирижирование академическим хором» и может служить основой для разработки рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня музыкальной подготовки студентов.

Примерная программа рассчитана на работу со студентами, имеющими подготовку в объёме музыкальной школы, училища в течение I – V семестров (1 час в неделю).

Целью и результатом занятий в классе вокальной подготовки должно стать технически свободное пение, способность стилистически верно интерпретировать музыкально-поэтическое содержание исполняемого произведения, воспитание правильного представления о вокальном звуке, умение анализировать свое пение и пение других исполнителей.

Приобретение вокальной техники предполагает координацию всех участков голосового аппарата, выработку правильного певческого дыхания, достижения свободного положения гортани, умение пользоваться головным и грудным резонаторами. Правильная работа голосового аппарата обеспечивает овладение кантиленой, высокой позицией звука, точности интонаций, хорошей дикцией и фразировкой. Раскрытие творческих способностей, развитие артистизма и образного мышления в процессе изучения музыкального произведений разных стилей. Эти знания приобретаются в процессе занятий над постановкой голоса одновременно с практической работой и подразумевает обязательный показ и объяснения преподавателем всех необходимых приемов голосообразования и голосоведения.

При составлении индивидуальных планов следует принимать во внимание вокально-технические и исполнительские возможности студента.

В процессе обучения необходимо использовать технические средства обучения: аудио- и видеотехнику для прослушивания.

Знания и практические навыки академического вокала в неразрывной связи с другими дисциплинами (методикой постановки голоса, хороведением)

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



С первых же уроков по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.

Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и особенно на певческое дыхание (костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, не перегруженным вдохом и экономным постепенным расходованием воздуха при фонации.

Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, эластичное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.

Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.

Упражнения



Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски.

Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на легато, рекомендуется следить за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без всякого напряжения: вначале на небольшом ограниченном диапазоне, ведя звук плавно, без портаменто («подъездов»), постепенно удлиняя и разнообразя упражнения с учетом возрастающих возможностей обучаемого.

Важно уделять внимание развитию техники, беглости, постепенно увеличивая трудность упражнений, совершенствуя техническиевозможности голоса. В ряду с вокально-технических задач, стоящих перед учащимися, - выразительное исполнение упражнений.

Вокальное упражнение преподаватель должен подбирать индивидуально для каждого голоса в соответствии с уровнем развития учащегося в процессе обучения с тем, чтобы они постоянно сопутствовали всей певческой деятельности вокалиста.

Вокализы



Вокализы входят в экзаменационные требования на протяжении двух с половиной лет обучения певца. На начальном этапе работа над вокализами должна предшествовать разучиванию произведения с текстом, а на старших курсах эта работа идет параллельно.

Вокализы в профессиональной подготовке певца играют очень важную роль: они являются наряду с упражнениями основной базой для формирования профессионального звучания голоса. С самого начала обучения певцов большое внимание нужно уделять простым по мелодии и ритму вокализам с небольшим диапазоном, в основном охватывающим средний регистр голоса. Исключение может быть допущено в том случае, если ученик достаточно подготовлен – владеет большим диапазоном, верхним и нижним регистрами, чистой интонацией.

Пение различных вокализов необходимо для выработки у певцов: основных певческих навыков, певческого дыхания; ровного, плавного, свободного звучания голоса (кантилены), сглаживания регистров, владения переходными нотами; развития подвижности, гибкости голоса; постепенного расширения диапазона; достижения высокой позиции звучания, выравнивания гласных и т.д. Вокализы являются не только материалом для отработки хорошей техники в пении, но и основой для выявления тембральных особенностей голоса, развития умения использовать динамику звучания. В дальнейшем это подводит певца к художественно-выразительному пению произведений с текстом.

Вокализы полезно петь как сольфеджируя, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Их можно транспонировать в удобную тональность в зависимости от вокальных возможностей учащихся, чтобы не вызвать перенапряжения голоса, тем самым способствуя нахождению наиболее свободного и тембрально красивого звучания.

Изучение произведений с текстом



Работа над произведениями с текстом ставит перед учащимися новые, более сложные задачи. С самого начала обучения надо стремиться к осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Для этого необходимо, чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена художественной. Одна только вокальзация, какой бы хорошей она ни была, сама по себе современного слушателя удовлетворить не может. Даже совершенная техника не должна быть самоцелью, ее следует подчинять творческим задачам.

Раскрытие содержания произведения невозможно без хорошо развитого слуха, чувства ритма и фразировки, поэтому воспитанию этих элементов придается очень большое значение. Упражнения и вокализы, предшествующие работе над произведениями с текстом, являются необходимым материалом для воспитания этих качеств.

Будущего исполнителя надо научить разбираться не только в музыкальной форме произведения, но и в содержании. Большое внимание при этом необходимо уделять работе над текстом, четкой и ясной певческой дикции, художественному и красивому произношению слов, помогающему донести до слушателей точное содержание, идею произведения.

В самом начале обучения исполнительские задачи, стоящие перед учащимся, должны быть ему доступны. По мере совершенствования навыков голосообразования на протяжении всего обучения эти задачи следует постепенно усложнять, но в соответствии с возможностями учащегося.

Индивидуальные планы



Индивидуальный план учащегося является документом перспективного планирования учебного процесса по специальности, обеспечивающим последовательность и

6

систематичность в развитии его профессиональных навыков, с учетом индивидуально-личностных особенностей.

Студентов следует воспитывать на лучших образцах мирового вокально-исполнительского искусства различных исторических эпох, пробуждая у них чувство глубокого уважения к классическому наследию прошлого, настоящего и, прежде всего отечественному.

Основой репертуара являются в первую очередь многообразные, разнохарактерные и доступные начинающим певцам народные песни, а также классические произведения русских и зарубежных композиторов.

Выбор репертуара должен способствовать правильной постановке голоса учащегося. В индивидуальном плане отражены те задачи по овладению вокально-техническими и исполнительскими навыками, которые поставлены преподавателем перед учеником в ближайший период обучения.

Индивидуальный план содержит краткую характеристику студента, определение качества его голоса на данном этапе обучения с указанием основных недостатков в звукообразовании и путей их устранения.

Индивидуальные планы рассматриваются, обсуждаются и утверждаются на кафедре. На итоговом заседании кафедре в конце каждого семестра преподаватель должен отчитаться о выполнении плана каждым студентом, дав характеристику его работы за прошедший период.
Работа концертмейстера
В начале обучения, на протяжении первого курса, не допускаются занятия с концертмейстером без наблюдения педагога. Со второго курса студенты начинают работу с концертмейстером, которая проходит как в классе с преподавателем, так и самостоятельно без него (концертмейстерские уроки).

Концертмейстер – первый помощник преподавателя по специальности, поэтому он всегда должен быть в тесном контакте с преподавателем, внимателен ко всем указаниям, которые даются в классе с тем, чтобы их выполнять в самостоятельной работе с учащимися.

Концертмейстеру необходимо знать индивидуальные требования преподавателя по специальности к каждому студенту. Перед началом изучения произведений концертмейстер должен дать учащемуся несколько упражнений для распеки, соответствующие тем упражнениям, которые преподаватель сольного пения предлагает в классе. Важно следить, чтобы при пении вокализа соблюдались все правила и приемы звукообразования (чистая интонация, четкая дикция, правильное расходование дыхания, точный ритм и т. д.). При разучивании произведения со словами нужно помочь учащемуся разобраться в его характере и форме, следить за логическим ударением в тексте, за правильным пониманием его содержания, соблюдением всех авторских указаний и т.д.

Иногда преподавателю приходится менять тональность произведения, выбирая наиболее удобную для голоса учащегося, поэтому концертмейстеру важно уметь свободно транспонировать.

Совместно с преподавателем концертмейстер прививает учащимся навыки самостоятельной работы над музыкальным материалом.
Учет знаний. Контроль за успеваемостью.

Годовые и экзаменационные требования
Сроки проведения экзаменов по предмету «Вокальная подготовка» определены учебным планом.

Обязательными являются три-четыре выступления в год. В конце первого года по предмету проводится зачет без оценки, а в 4, 5 семестре – экзамен. Оценку ставят члены предметно-цикловой комиссии.

1 курс
В течение учебного года учащийся должен пройти:

2-3 вокализа;

4-5 несложных произведений с текстом.

Преподавателю необходимо всесторонне изучить общие профессиональные данные учащегося: музыкальность (слух, память, ритм), внимание, работоспособность, а также определить состояние его здоровья в связи с индивидуальными возможностями развития голоса; выявить основные недостатки голосообразования (горловое зажатие, напряженная или скованная нижняя челюсть, напряженный язык, носовой призвук, перенапряжение мышц лица, короткое дыхание, плохая дикция и т.д.).

Перед учащимися стоят следующие задачи:

  • овладение навыками правильного певческого голосообразования, обусловленного взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и функции резонаторов, а также навыками округленного звучания голоса (в среднем регистре); развитие умения формировать певческие гласные и согласные, вначале в среднем регистре;

  • приобретение навыков самостоятельного разбора и разучивания вокализов и произведений, а также умения добиваться чистоты интонации.

При подборе соответствующего уровню подготовленности учащегося репертуара преподаватель должен учитывать не только диапазон, тесситуру, интонационный строй, ритмику музыкальных образцов, но также в большой степени особенности их эмоционально-художественного содержания, причем на начальном этапе обучения в репертуар не следует включать эмоционально насыщенные произведения.
Экзаменационные требования

На зачете при переходе на П курс учащийся должен исполнить:

1-2 вокализа;

1 -2 произведение с текстом.
II курс
В течение учебного года учащийся должен пройти:

1-2 вокализов (более сложных, чем на 1 курсе);

6-8 нетрудных вокальных произведений с текстом.

Следует продолжить работу над развитием вокально-технических навыков, что предполагает:

  • расширение диапазона ряда правильно формируемых звуков в следующих пределах:

сопрано до 1 - фа2

меццо-сопрано си-бемоль - ми-бемоль2

тенор до - фа-диез1

баритон си-бемоль - ми 1

бас соль - до-ре1;

- сглаживание регистров, выравнивание звучности гласных; ясное, четкое произношение согласных в сочетании с гласными звуками;

- организацию дыхания, связанного с ощущением опоры звука;

- гибкость, подвижность голоса.

При изучении вокальных произведений с текстом усложняются музыкально-исполнительские задачи, включающие передачу содержания текста, общего настроения произведения; подчеркивание кульминации, логических ударений, акцентов в словах. При этом особое внимание следует уделять правилам орфоэпии, осуществляя связь с предметом «Культура речи».

При выборе вокального репертуара следует избегать широкого диапазона мелодии, слишком высокой или низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущий к форсировке звука.

При переходе на Ш курс учащийся должен показать: «оперный», темброво-оформленный звук в диапазоне не менее указанного, точную атаку звука, владение основами кантилены, чистую интонацию, умение пользоваться оттенками форте и пиано в центре диапазона, музыкальное и выразительное исполнение простых арий, романсов и более сложных вокализов.
Экзаменационные требования
На экзамене при переходе на Ш курс учащийся должен исполнить:

1-2 вокализа;

1 романс;

1 арию или народную песню в обработке композитора

После исполнения экзаменационной программы рекомендуется проводить собеседование, где учащийся должен продемонстрировать знания:

- творчества композиторов – авторов исполненных произведений, ответить на вопросы по тексту и содержанию образцов;

- элементарной теории музыки, в том числе музыкальной терминологии;

умения:

Выявить выразительные основные средства, с помощью которых раскрывается характер и настроение исполняемых произведений;

- быстро ориентироваться в нотной записи образцов, обнаруживая детальное слышание как фортепианной, так и вокальной партий в их взаимосвязи.
III курс
В течение семестра студент должен пройти:

2-3 вокализов (на развитие кантилены и беглости голоса);

1-2 арии;

3-4 романса;

1 песню отечественных композиторов ХХ века;

1-2 народные песни.

Следует продолжить работу над дальнейшим расширением диапазона, развитием подвижности голоса при исполнении мажорных и минорных гамм в ускоренном движении, хроматической гаммы в пределах квинты-октавы, арпеджио в медленном и ускоренном движении, сочетая арпеджио и гаммообразное движения, а также стаккато, группетто, форшлаг и другие элементы вокальной техники. Необходимо освоение филировки звука, добиваясь ясности и четкости дикции и декламационной выразительности с сохранением «опертого» ровного звучания голоса.
Экзаменационные требования
На заключительном экзамене студент должен исполнить:

1 арию;

1 романс или произведение отечественных композиторов ХХ века;

1 народную песню.

Примерные экзаменационные программы

при переходе на II курс
Высокие голоса
Сопрано
I

Упражнения (Б. Лютген, Н.Ваккаи), вокализы (Г.Зейдлер)

Моцарт В.А. “О, цитра ты моя”

П

Упражнения (Б. Лютген, Н. Ваккаи), вокализы (Г. Зейдлер)

Румынская народная песня “Пастушок”(обр. З.Левиной)
Тенор

I

Вокализы (Г. Зейдлер)

Яковлев А. “Зимний вечер”
II

Вокализы (Г. Зейдлер)

Алябьев А. «Я вижу образ твой»
Средние и низкие голоса

Меццо – сопрано
I

IУпражнения (Б. Лютген, Н. Ваккаи), вокализы (Ф.Абт)

Кушелев-Безбородко Т. «Так и рвется душа»
II

Вокализы (Г. Зейдлер, Ф. Абт), упражнения (Б.Лютген)

Русская народная песня «Лучинушка»
Баритон
I

Вокализы (Зейдлер, Ф. Абт, Дж. Конконе)

Бетховен Л. «Дух бардов»
II

Вокализы (Г. Зейдлер, Ф. Абт, ДЖ. Конконе)

Венгерская народная песня «Близ деревни Бенедеки»

(обр.Б.Бартока)
Бас

I

Вокализы (Ф.Абт, Дж. Конконе)

Русская народная песня « не селят Маше за реченьку ходить»

(обр. А.Глазунова)
II

Вокализы (Ф.Абт, Дж. Конконе)

Бетховен Л. ван «Походная песня»
Примерные экзаменационные программы

при переходе на III курс
Высокие голоса

Сопрано
I

Упражнения (Б.Лютген), вокализы (Г. Зейдлер, М. Мирзоева)

Ипполитов-Иванов М.Ариетта Агафьи Тихоновоны из оперы «Женидьба»

Рахманинов С. «Сирень»

II

Упражнения (Б.Лютген), вокализы (Г. Зейдлер, М. Мирзоева)

Пуччини Дж. Ария Лауретты из оперы «Дженни Скикки»

Чайковский П. «Я тебе ничего не скажу»
Тенор

I

Вокализы (Г. Зейдлер, Дж. Конконе)

Римский-Корсаков Н. Песня Садко «Ой, ты темная дубравушка» из

оперы «Садко»

Булахов П. «Колокольчики мои»
II

Вокализы Г. (Зейдлер, Дж. Конконе)

Делиб Л. Серенада Рюи Блаза из музыки к драме В. Гюго «Рюи

Блаз»

Варламов А. «Белеет парус»
Средние и низкие голоса
Меццо-сопрано
I

Вокализы .(Ф.Абт., Г. Зейдлер, Дж. Конконе)

Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» («Как мать

убили…»)

Даргомыжский А. «Расстались гордо мы»
II

Вокализы (Ф. Абт., Г. Зейдлер, Дж. Конконе, М. Бордоньи)

Глюк Х. Строфю Орфея из оперы «Орфей»

Гурилев А. «Сердце-игрушка»
Баритон
I

Вокализы Ф. (Абт., Г. Зейдлер, Дж. Конконе)

Бортнянский Д. Ария Доктора из оперы «Сын-соперник»

Шуберт Ф. « К музыке»
II

Вокализы (Ф. Абт., Г. Зейдлер, Дж. Конконе)

Джордани Г. «Друг милый мой»

Балакирев И. «Слышу ли голос твой»
Бас

I

Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»

Шереметьев А. «Я Вас любил»
II

Вокализы (Ф .Абт., Г. Зейдлер, Дж. Конконе)

Гулак-Артемовский С. Каватина Султана из оперы «Запорожец за Дунаем»

Даргомыжский А. «Титулярный советник»’
Примерные экзаменационные программы
заключительного экзамена


Высокие голоса
Сопрано
I

Гендель Г. Речитатив и ария Эванео из оперы «Родриго»

Григ Э. «Вдвоем в лесу»

Хачатурян А. Романс Нины из музыки к драме М. Лермонтова

«Маскарад»

Русская народная песня «Ванечка, приходи» (обр. В. Гартевальда)
II

Беллини В. Ария Эльвиры из оперы «Пуритане»

Моцарт В. А. «К Хлое»

Кюи Ц. «Коснулась я цветка»

Финская народная песня «По ягоды» (обр. А. Вушкарева)
Тенор
I

Доницетти Г. Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»

Глинка М. «Дивный терем стоит»

Александров А. «Ты со мной»

Русская народная песня «Соловьем залетным» (обр. Н.

Речменского)
П

Римский-Корсаков Н. Ариозо Лыкова из оперы «Царская невеста»

Чайковский П. «Хотел бы в единое слово»

Свиридов Г. «Подъезжая под Ижоры»

Русская народная песня «Солнце красное» (обр. З. Левиной)

Средние и низкие голоса

Меццо-сопрано
I
Гуно Ш. Куплеты Зибеля из оперы «Фауст»

Григ Э. «С водяной лилией»

Гасанов Г. «Я на кровле одна»

Русская народная песня «Зачем сидишь до полуночи» (обр. М. Коваля)
II

Римский-Корсаков Н. 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»

(«Туча со громом…»)

Чайковский П. «Не верь, мой друг»

Животов А. «Посиди, хоть минуточку, рядом со мной»

Испанская народная песня «Астуриана» (обр. М. де Фальи)
Баритон
I

Верди Дж. Ариозо Жермона из оперы «Травиата»

Даргомыжский А. «Влюблен я, дева-красота»

Дунаевский И. «Дорожная песня»

Украинская народная песня «Добрий вечер тобi зелена дiброва»

(обр. Н. Лысенко)
II

Чайковский П. Ариозо Мазепы из оперы «Мазепа» («Мгновенно

сердце молодое»)

Глинка М. «Попутная песня»

Мокроусов М. «Популярная песня»

Русская народная песня «Далеко , далеко степь за Волгу ушла»

(обр. Е. Шендеровича)
Бас
I

Данкевич К. Рассказ Кривоноса из оперы «Богдан Хмельницкий»

Даргомыжский А. «Я помню глубоко»

Мурадели В. «Россия, Родина моя»

Русская народная песня «Далеко , далеко степь за Волгу ушла»

(обр. Е. Шендеровича)
II

Римский – Корсаков Н. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»

Глинка М. «Попутная песня»

Колмановский Э. «Я любля тебя, жизнь»

Украинская народная песня «Ой, на гору гозак воду носит» (обр.

Н. Лысенко)


Литература:
Ф.Абт «Школа пения». М., 1960

Ф.Абт «Практическая школа пения». М., 1923

В.Багадуров «Очерки по истории вокальной педагогики» М., Музиздат. 1956

Н.Бахуташвили Сборник упражнений и вокализов для постановки певческого голоса (учебно-методическое пособие). Л., 1978

О. Быков «Бельканто и дыхание». Журнал «Физкультура и спорт». 1998, № 12, 1999 № 1

Вокализы для сопрано / Сост. В.Томилина. М., 1973, вып. 2

Вокализы для тенора / Сост. В.Томилина. М., 1975, вып. 4

А.Вербов «Техника постановки голоса»

Вопросы вокальной педагогики вып. 1-7 (сборник)

М.Гарсиа «Школа пения»

М.Глинка «Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. М. Кифара.1997

Л. Дмитриев «Основы вокальной методики». М., 2000

Л. Дмитриев «Голосовой аппарат певца».

Г. Зейдлер «Искусство пения». М., 1957, 1958, 1964, 1966, ч. 1 и 2

Дж. Конконе 40 упражнений для баса и баритона с споровождением. М., 1964

К. Линклэйтер «Освобождение голоса» 1993

В. Лютген Ежедневные упражнения. 20 маленьких вокализов. Для сопрано». М., 1936

А.Менабени «Методика обучения сольному пению». М., Просвещение. 1987

В.Морозов «Техника резонансного пения»

И.Назаренко «Искусство пения». М., 1968

О. Павлищева «Методика постановки голоса»

Г. Панофка Искусство пения»

Г.Панофка 24 этюда вокализа для контральто, баритона или баса с ф-но. М., 1961

С.Прокофьев «Русские народные песни». М., «Музыка», 1980

Романсы и песни для тенор в сопровождении фортепиано / Сост. О.Далецкий. М., 1978

Романсы и песни для баритона в сопровождении фортепиано / Сост. О.Далецкий. М., 1982

Н. Соколовский 50 вокализов для среднего голоса. М., 1950

Н. Соколовский 20 вокализов для сопрано. М., 1950

Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано / Сост. С.Фуки, К.Фортунатова. М., 1971

Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для тенора / Сост. А.Кильчевская. М., 1972

Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для баса и баритона / Сост. Г.Аден. М., 1973

Хрестоматия для пения. Песни, романсы, арии для женских голосов в сопровождении и без сопровождения фортепиано / Сост. П.Понтрягин. М., 1975

Хрестоматия для пения. Песни, романсы, арии для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано / Сост. П.Понтрягин. М., 1977

Хрестоматия для пения. Песни, романсы, арии для тенора в сопровождении фортепиано / Сост. П.Понтрягин. М., 1979

Хрестоматия для пения. Народные песни для высоких голосов в сопровождении фортепиано / Сост. К.Тихонова, К.Фортунатова. М., 1980

Хрестоматия для пения. Арии зарубежных композиторов для сопрано в сопровождении фортепиано / Сост. А.Орфенов. М., 1982

Хрестоматия для пения. Песни народов мира для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. К.Тихонова, К.Фортунатова. М., 1982

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconМинистерство культуры российской федерации федеральное государственное...
Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование дискурсного анализа. 6
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств icon«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconМинистерство культуры российской федерации тюменская государственная...
Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор)
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий колледж искусств
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
«Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу впо мгавмиБ)
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
«Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу впо мгавмиБ)
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080801....
Тема Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий (тгакист) 22
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Тюменская государственная академия культуры и искусств iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Менеджмент...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск