Скачать 135.24 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор института изобразительных искусств и музейных технологий __________________ /В.И. Семенова/ «____» _______________ 20___г. Рабочая программа ОД.А.10 Семиотика для аспирантов специальности 24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: _____________________________/Семенова В.И./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела «____»_____________2011г., протокол № ________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав. кафедрой ______________________________/Семенова В.И./ «______»___________ 2011 г. Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Евсеева О.Ю./ «______»_____________2011 г. Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов «СОГЛАСОВАНО»: Начальник научного отдела ____________________ / Балина Л. Ф. / «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./ «______»_____________201__ г. Семенова В.И. Семиотика. Рабочая программа для аспирантов специальности 24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). © В.И. Семенова, 2011. 1.Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Семиотика как наука о знаках и знаковых системах является востребованной современными гуманитарными науками не только в качестве самостоятельной дисциплины, но и в плане методологии научного исследования, так как интерес к описанию закономерностей развития культуры привел к пониманию единства социальной знаковой деятельности и к необходимости изучения проблем знакового характера социальной деятельности, в том числе музейного дела. Основная цель курса – приобретение знаний о способе исследовании общих и специфических свойств знаков и знаковых систем, их классификации и назначения каждой в духовной культуре. Задачи курса: - освоение общетеоретических знаний о знаках и знаковых системах; - изучение и классификация знаковых систем; - изучение интегральных семиотических систем (обряды, ритуалы, игры, дизайн, музейная экспозиция). 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История и философия науки, Теория и история культуры, Музееведение. 1.3. Компетенции формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать основные термины, понятия и категории семиотики; - знать общие черты развития семиотики как научного знания; - владеть навыками применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа культуры, основами прогностики знаков и пониманию знаковой природы явлений культуры.
2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 36 часов, из них: 12 – лекционных, 12 – семинарских, 12 – самостоятельная работа. 3.Тематический план.
Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Содержание дисциплины Тема 1. Развитие семиотики как научного знания. История термина «семиотика». Понимание знака в античной философии (Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский). Теория знака в раннесредневековой европейской фолософии (Бл. Августин) и позднем средневековье. Осмысление знаковых явлений и их природы в Новое время (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Берели, Э. Кондильяк, Б. Больцано, Гегель, А. Шопенгауэр). Рождение современной семиотики. Исследование природы знака, типов знаков и их исторически развивающихся разновидностей, Работы Ч.С. Пирса, Г. Фреге, Ч.У. Морриса, Ф. де Соссюра. Вклад в семиотическую теорию Л.С. Выготского. Семиотика ХХ в. и гуманитарные науки (К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ю.В. Рождественский). Семиотика как эмпирическое и теоретическое знание. Тема 2. Основные группы и виды знаков. Условность знака. Понятие условной коммуникаии. Миметичность знака. Понятие материала и фактуры знака. Модальность знаков. Основные виды модальности социальной знаковой деятельности. Знаки и метафора. Различение знаков по временному характеру их применения. Различение знаков по их отношению к своим референтам. Типы знаков. Знаки частные, общезначимые, профессионального пользования. Тема 3. Семиотические системы. Интегральные семиотические системы как средства социализации человека. Специальные семиотические системы. Знаки прогностики. Знаки неприкладных искусств. Знаки прикладных искусств. Знаки управления. Образование и становление знаковых систем, изучение закономерностей развития и функционирования семиотических систем в их современном состоянии. Законы семиотики. Исследование объективных закономерностей функционирования семиотических систем, становления и развития знаковых систем в связи с увеличением социальной информации, изменения общественного сознания, обусловленных техническим прогрессом. Тема 4. Семиотические системы в сфере прикладных искусств. Семиозис традиционной культуры. Приметы. Гадания. Знамения. Язык. Музыка. Изображение. Танец. Архитектура. Костюм. Дизайн утвари. Единицы измерения. Единицы ориентирования. Сигналы (средства сигнализации и управления). Средства счета. Игры. Обряды. Функциональные категории знаков. Знак рефлексивный. Знак-сигнал. Знак социализированный. Разряды знаковых образований. Знаковая система. Ансамбль знаковых систем. Семиотическая система. Семиотика костюма. Семиотика архитектуры. Семиотика музея. Семиотика музейной экспозиции. 5. Семинарские занятия Тема 1. Развитие семиотики как научного знания.
Тема 2. Основные группы и виды знаков.
Тема 3. Семиотические системы.
Тема 4. Семиотические системы в сфере прикладных искусств.
6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1.Примерная тематика контрольных работ и рефератов Семиотика и структурализм К. Леви-Строса. Семиотика культуры У.Эко. Психологические предпосылки знаковой деятельности человека (Л.С. Выготский). Семиотика культуры Лотмана. Семиотика костюма. Семиотика архитектуры. Семиотика музея. Семиотика музейной экспозиции. 6.2. Примерные вопросы к зачету
7.Образовательные технологии. Для формирования у аспирантов профессиональных компетенций в дисциплине применяются следующие технологии: Традиционная технология – практические занятия (обобщающие, проблемные, занятия-визуализации) Комбинированные технологии ((«критическое мышление», сопоставление разных концепций знака, структуры семиотической системы и пр.). Прикладные технологии (применение базовых понятий семиотики при анализе культурных текстов). В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал закрепляется посредством работы на семинарских занятиях и трансформируется в практические компетенции при выполнении реферата. 8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1.Основная литература
8.2.Дополнительная литература
8.3.Интернет-ресурсы
9.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие доступного для студента выхода в Интернет во время лекционно-семинарских занятий и консультаций. |
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство культуры российской федерации тюменская государственная... Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор) | ||
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 070105 «Дирижирование... | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Министерство культуры российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий колледж искусств | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080801.... Тема Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий (тгакист) 22 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Менеджмент... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | «Основы вокальной методики» Составитель: Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Министерство здравоохранения российской федерации государственное... «дагестанская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения российской федерации |