Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий





Скачать 135.24 Kb.
НазваниеМинистерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
Дата публикации26.06.2013
Размер135.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института изобразительных искусств

и музейных технологий __________________ /В.И. Семенова/

«____» _______________ 20___г.


Рабочая программа
ОД.А.10 Семиотика

для аспирантов специальности

24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов»

очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

_____________________________/Семенова В.И./

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела

«____»_____________2011г., протокол № ________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Зав. кафедрой ______________________________/Семенова В.И./

«______»___________ 2011 г.

Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Евсеева О.Ю./

«______»_____________2011 г.

Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов

«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник научного отдела ____________________ / Балина Л. Ф. /

«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./

«______»_____________201__ г.

Семенова В.И. Семиотика. Рабочая программа для аспирантов специальности 24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).


© В.И. Семенова, 2011.

1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Семиотика как наука о знаках и знаковых системах является востребованной современными гуманитарными науками не только в качестве самостоятельной дисциплины, но и в плане методологии научного исследования, так как интерес к описанию закономерностей развития культуры привел к пониманию единства социальной знаковой деятельности и к необходимости изучения проблем знакового характера социальной деятельности, в том числе музейного дела.

Основная цель курса – приобретение зна­ний о способе исследовании общих и специфических свойств знаков и знаковых систем, их классификации и назначения каждой в духовной культуре.

Задачи курса:

- освоение общетеоретических знаний о знаках и знаковых системах;

- изучение и классификация знаковых систем;

- изучение интегральных семиотических систем (обряды, ритуалы, игры, дизайн, музейная экспозиция).

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История и философия науки, Теория и история культуры, Музееведение.

1.3. Компетенции формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать основные термины, понятия и категории семиотики;

- знать общие черты развития семиотики как научного знания;

- владеть навыками применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа культуры, основами прогностики знаков и пониманию знаковой природы явлений культуры.

    2. Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 36 часов, из них: 12 – лекционных, 12 – семинарских, 12 – самостоятельная работа.

    3.Тематический план.





      Темы

      Всего часов

      виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

      из них в интерактивной

    1. форме

      Формы контроля

      лекции*

      семинарские занятия*

      самостоятельная работа*

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      1

      Развитие семиотики как научного знания

      6

      2

      2

      2

      2

      Собеседование, опрос

      2

      Основные группы и виды знаков

      6

      2

      2

      2

      2

      Собеседование, опрос

      3

      Семиотические системы

      6

      4

      2

      2

      2

      Опрос, к/р

      4

      Семиотические системы в сфере прикладных искусств

      6

      4

      6

      2

      2

      Реферат



      Итого:

      36

      12

      12

      12

      12





      из них часов в интерактивной форме



      6

      6



      12





    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

    1

    Развитие семиотики как научного знания

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка к семинару.

Консультация по теме

    2

    2

    Основные группы и виды знаков

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка к семинару.

Консультация по теме

    2

    3

    Семиотические системы

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка к семинару.

Консультация по теме

    2

    4

    Семиотические системы в сфере прикладных искусств

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

    6



    ИТОГО







    12



4. Содержание дисциплины
Тема 1. Развитие семиотики как научного знания.

История термина «семиотика». Понимание знака в античной философии (Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский). Теория знака в раннесредневековой европейской фолософии (Бл. Августин) и позднем средневековье. Осмысление знаковых явлений и их природы в Новое время (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Берели, Э. Кондильяк, Б. Больцано, Гегель, А. Шопенгауэр).

Рождение современной семиотики. Исследование природы знака, типов знаков и их исторически развивающихся разновидностей, Работы Ч.С. Пирса, Г. Фреге, Ч.У. Морриса, Ф. де Соссюра. Вклад в семиотическую теорию Л.С. Выготского.

Семиотика ХХ в. и гуманитарные науки (К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ю.В. Рождественский). Семиотика как эмпирическое и теоретическое знание.
Тема 2. Основные группы и виды знаков.

Условность знака. Понятие условной коммуникаии. Миметичность знака. Понятие материала и фактуры знака. Модальность знаков. Основные виды модальности социальной знаковой деятельности.

Знаки и метафора. Различение знаков по временному характеру их применения. Различение знаков по их отношению к своим референтам.

Типы знаков. Знаки частные, общезначимые, профессионального пользования.
Тема 3. Семиотические системы.

Интегральные семиотические системы как средства социализации человека.

Специальные семиотические системы. Знаки прогностики. Знаки неприкладных искусств. Знаки прикладных искусств. Знаки управления.

Образование и становление знаковых систем, изучение закономерностей развития и функционирования семиотических систем в их современном состоянии. Законы семиотики.

Исследование объективных закономерностей функционирования семиотических систем, становления и развития знаковых систем в связи с увеличением социальной информации, изменения общественного сознания, обусловленных техническим прогрессом.

Тема 4. Семиотические системы в сфере прикладных искусств.

Семиозис традиционной культуры. Приметы. Гадания. Знамения. Язык. Музыка. Изображение. Танец. Архитектура. Костюм. Дизайн утвари. Единицы измерения. Единицы ориентирования. Сигналы (средства сигнализации и управления). Средства счета. Игры. Обряды.

Функциональные категории знаков. Знак рефлексивный. Знак-сигнал. Знак социализированный.

Разряды знаковых образований. Знаковая система. Ансамбль знаковых систем. Семиотическая система.

Семиотика костюма. Семиотика архитектуры. Семиотика музея. Семиотика музейной экспозиции.
5. Семинарские занятия
Тема 1. Развитие семиотики как научного знания.

  1. Понимание знака в античной философии (Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский).

  2. Теория знака в раннесредневековой европейской фолософии (Бл. Августин) и позднем средневековье.

  3. Осмысление знаковых явлений и их природы в Новое время (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Берели, Э. Кондильяк, Б. Больцано, Гегель, А. Шопенгауэр).

  4. Становление семиотики в трудах Ч.С. Пирса, Г. Фреге, Ч.У. Морриса, Ф. де Соссюра. Семиотика ХХ в. и гуманитарные науки (Л.С. Выготский, К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ю.В. Рождественский).


Тема 2. Основные группы и виды знаков.

  1. Знак как средство и способ коммуникации.

  2. Структура и свойства знака.

  3. Виды знаков.

  4. Типы знаков.


Тема 3. Семиотические системы.

  1. Интегральные семиотические системы как средства социализации человека.

  2. Специальные семиотические системы.

  3. Развитие семиотических систем и законы семиотики.


Тема 4. Семиотические системы в сфере прикладных искусств.

  1. Семиозис традиционной культуры.

  2. Функциональные категории знаков.

  3. Разряды знаковых образований.

  4. Заслушивание и обсуждение рефератов.


6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1.Примерная тематика контрольных работ и рефератов

Семиотика и структурализм К. Леви-Строса.

Семиотика культуры У.Эко.

Психологические предпосылки знаковой деятельности человека (Л.С. Выготский).

Семиотика культуры Лотмана.

Семиотика костюма.

Семиотика архитектуры.

Семиотика музея.

Семиотика музейной экспозиции.
6.2. Примерные вопросы к зачету

  1. Понимание знака в античной философии.

  2. Теория знака в раннесредневековой европейской фолософии и позднем средневековье.

  3. Рождение современной семиотики.

  4. Семиотика ХХ в. и гуманитарные науки.

  5. Семиотика как эмпирическое и теоретическое знание.

  6. Знак как средство и способ коммуникации.

  7. Семантический треугольник.

  8. Что такое нулевой знак?

  9. В чем отличие языка от других знаковых систем?

  10. В чем различие знака и кода?

  11. Универсальные характеристики семиотической системы.

  12. Назовите три измерения семиозиса по Ч. Прису.

  13. Знаки и метафора.

  14. Интегральные семиотические системы как средства социализации человека.

  15. Специальные семиотические системы.

  16. Виды знаков.

  17. Функциональные категории знаков.

  18. Семиотика музейной экспозиции.


7.Образовательные технологии.

Для формирования у аспирантов профессиональных компетенций в дисциплине применяются следующие технологии:

Традиционная технология – практические занятия (обобщающие, проблемные, занятия-визуализации)

Комбинированные технологии ((«критическое мышление», сопоставление разных концепций знака, структуры семиотической системы и пр.).

Прикладные технологии (применение базовых понятий семиотики при анализе культурных текстов).

В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал закрепляется посредством работы на семинарских занятиях и трансформируется в практические компетенции при выполнении реферата.
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1.Основная литература

  1. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Весь мир. 2002.

  2. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения. Учебное посбие. М.: Наука, 2004.

  3. Лободанов А.П. Основы семиотики. Семиотика искусства: Лекции по семиотике. Вып. 1-4. М. Изд-во Моск. Ун-та, 2007. 215 с.

  4. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа, культура. Курс лекций. М.: Академия, 2004.

  5. Никитина Е.С. Учебное пособие для вузов. М.: Трикста, 2006.

  6. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М. : Молодая гвардия, 1995.


8.2.Дополнительная литература

  1. Ароматы и запахи в культуре. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2003.

  2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.

  3. Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. – Санкт-Петербург : ТОО ТК «Петрополис», 1996.

  4. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – Москва : 1983.

  5. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-тест-семиосфера – история. М., 1996.

  6. Панов Е.Н. Знаки. Символы. Язвки. М.: Знание, 1983.

  7. Степанов Ю.С. Семиотика. Антология. М.: Академическая книга, 2001.

  8. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – Москва : Политиздат, 1989.

  9. Федорова Л.Л. и др. Семиотика. Хрестоматия. Учебно-методический модуль. М.: Издательство Ипполитова, 2005.

  10. Эко У. Заметки о романе «Имя розы» // Эко У. Имя розы. М. 1990.


8.3.Интернет-ресурсы

  1. http://www.oboishikova. ru/yazikoz/znak_system/index.html

  2. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm

  3. http://irbis.losev

  4. http://www.classes.ru/grammer/

  5. http://go.semiotics/ru/lib/

  6. http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya

  7. http://philosophy.ru/

  8. http://filosof.historic.ru/

  9. http://abuss.narod.ru/

  10. http://analytic.ontologically.com

  11. http://www.philosophypages.com

  12. http://plato.stanford.edu

  13. http://labazov.livejournal.com/


9.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие доступного для студента выхода в Интернет во время лекционно-семинарских занятий и консультаций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий icon«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconМинистерство культуры российской федерации тюменская государственная...
Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор)
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 070105 «Дирижирование...
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconМинистерство культуры российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий колледж искусств
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080801....
Тема Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий (тгакист) 22
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Менеджмент...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий icon«Основы вокальной методики»
Составитель: Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия...
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Министерство культуры российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий iconМинистерство здравоохранения российской федерации государственное...
«дагестанская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения российской федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск