Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности





Скачать 211.26 Kb.
НазваниеТворчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности
Дата публикации08.08.2014
Размер211.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы



Творчество В.А.Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности
Горбачева Л.Л.,

учитель начальных классов,

учитель-методист

Артемовской ОШ I-III ст. № 24

Творческое наследие В.А.Сухомлинского огромно, разнопланово и многоаспектно. Ш.А.Амонашвили, академик РАО, профессор МГПУ, педагог-гуманист современности, считает, что « творчество В.А.Сухомлинского есть высшая ступень современной педагогики… Эта педагогика принимает ребенка таким, каким он есть… Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и нравственности».

Опыт работы В.А.Сухомлинского приобретает в настоящее время особое значение и нуждается в повседневном осмыслении и изучении. Он основан на тончайшем умении воспитателя проникать в душу ребенка и бережно, без насилия совершенствовать ее, на постоянном общении с природой и ее способности благотворно влиять на внутренний мир человека. Чем глубже проникаешь в сущность гуманистических идей В.А.Сухомлинского, тем сильнее чувствуешь величие личности этого удивительного человека, педагога, художника слова. Хочется учиться у него по – настоящему любить детей.

В.А.Сухомлинский рано ушел от нас, сполна отдав детям свое сердце, а педагогам – громадное педагогическое наследие, умные и добрые книги. Его творчество – неиссякаемый источник духовности, который развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисциплину духа, окрыляет мысль и творчество. Его рассказы, сказки и притчи помогают подвести ребенка к самосовершенствованию в поиске смысла жизни, учат работать над собой. Рассказы В.А.Сухомлинского одинаково интересны и полезны для детей, родителей, воспитателей и учителей. Его произведения небольшие, но емкие по смыслу, несущие могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них. Художественные миниатюры далеки от политики и сиюминутного, они на все времена. Они учат читать по – настоящему, для души, наслаждаясь красотой слова, мысли, чувства, она облагораживает среду дома и класса, наполняет их прекрасными образами.

Через свои произведения В.А.Сухомлинскому удается наполнить детские сердца благородными чувствами и мир детства образцами красоты и человеческого достоинства. Рассказы В.А.Сухомлинского в руках неравнодушных взрослых помогут душе ребенка стать невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни, что является основой его психологического здоровья.

Более сорока лет тому назад В.А.Сухомлинский

писал: «Более чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека». Его мысли не менее актуальны и в наше время. Экология детской души – вот на что должно быть направлено внимание при работе с воспитанниками. Как воспитать великодушие, добромыслие, прекрасноречие, как помочь обрести здоровую и спокойную уверенность в себе? Ответ находим у В.А.Сухомлинского. Он умело влияет на детей своим художественным словом, непосредственно обращенным к чувствам ребенка. Его произведения побуждают к анализу поступков литературных героев, к ответственным выводам. В его сказках и притчах ощущается напряженная борьба за человеческое в человеке. Своим творчеством он провозглашает гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Дети вместе с героями литературных произведений задумываются о смысле жизни, о красоте труда, о нравственных основах человека. В рассказах В.А.Сухомлинского заложена мудрость, в них властвует совесть.

Из опыта работы могу предложить некоторые виды работ с произведениями В.А.Сухомлинского, которые осуществляю на уроках русского языка, чтения, природоведения, труда, изобразительного искусства. Много произведений писателя дается в учебниках для глубокого изучения. Я предлагаю вводить работу с миниатюрами на определенных этапах урока: мотивация учебной деятельности, актуализация учебной деятельности, закрепление изученного материала. Например, на уроках русского языка и чтения я беру высказывания из ранее прочитанных рассказов и предлагаю осуществить различные формы грамматических разборов, а также выполнить творческие задания: домыслить свое видение ситуации, предвидеть ее развязку, высказать свое отношение к поступку героя, поставить себя на место героя. В первом и во втором классе предлагаю детям такой вид работы как познавательное чтение (собрать слова в предложение), квазичтение и квазиписьмо (домысливание пропущенных букв в словах или слов в предложении). Провожу игру «Снежный ком», в которой по двум словам нужно составить предложение, а затем сравнить с литературным образцом. Например, два слова «музыкант играл» из рассказа «Флейта и Ветер», слова «стоит Дуб» из миниатюры «Осенний Дуб» превращаются в распространенные предложения.

На уроках природоведения при изучении темы «Растения» и «Животные» ученики знакомятся с рассказами «Птичья кладовая», « Солнышко и Божья Коровка», « Старый пень», «Дуб на дороге» и другие. Они наполняют урок нравственным началом. При изучении темы «Круговорот воды в природе» можно обратиться за помощью к миниатюре «Капля росы» и оживить путешествие этой капельки предметными рисунками .

В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он неоднократно отмечал, что только активное взаимодействие с природой воспитывает ребенка. Поэтому, каждое время года мы встречаем в природе, на экскурсиях учимся понимать ее, чувствовать ее неповторимость, изменчивость. Она будит мысли и чувства. С познавательной и нравственной точки зрения обращаемся к рассказам и сказкам: «Цветок солнца», «Весенний день в лесу», «Весенний дождь», «Осенний Клен», «Как начинается осень», « Кто зажег свечи на каштанах?», «Снежинка и капелька», «Цветок и снег», «Кусочек лета» и др.

На уроках изобразительного искусства и художественного труда тоже звучит образное литературное слово писателя. На уроках дети знакомятся с рассказами: «Сергей и Матвей», «Какие они бедные…», «Снежинка и Капелька», «Черные руки», «Куст сирени», «Осенний наряд» и другими.

Творчество В.А.Сухомлинского разнообразно, и всегда можно подобрать произведения под ситуацию, сложившуюся в классе для отработки определенных человеческих качеств в учениках. Особенно важно тщательно относиться к выбору и подготовке вопросов и заданий после чтения произведения. Можно обсудить с детьми проблемы, которые часто мешают

нормальной жизни ребенка или детского коллектива, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми напрямую. В.Г.Ниорадзе, профессор Московского Государственного Педагогического Университета, доктор педагогических наук, в своих работах утверждает: «Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев рассказов, сказок, легенд, притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему».

При каждом соприкосновении с произведениями В.А.Сухомлинского ребята взрослеют, набираются жизненного опыта, становятся лучше и добрее.

Прикоснитесь и вы, уважаемые коллеги, к неиссякаемому источнику мудрости – творчеству В.А.Сухомлинского и адресуйте его детям.

Предлагаю Вам, уважаемые учителя, материалы к урокам русского языка и чтения в начальной школе. Идеей создания таких материалов (уроков или фрагментов уроков) послужило изучение художественного творчества В.А.Сухомлинского. Все написанные им художественные миниатюры, а их более тысячи, богаты по содержанию, поэтичны, эмоциональны, насыщены многогранными оттенками мыслей и чувств. Педагог нашел самый короткий путь к сердцам детей: через сказку. Она побуждает познавать мир не только умом, а и сердцем. Будит глубокие человеческие чувства. В.А.Сухомлинский писал: «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». Произведения В.А.Сухомлинского приобщают детей к прекрасному, формируют нравственный стержень, ответственность за свои мысли и поступки, побуждают к желанию познавать свой внутренний мир и строить дружеские отношения с окружающим миром.

Предлагаемые Вам, уважаемые коллеги, материалы работы по произведениям В.А.Сухомлинского, могут использоваться во всех классах начальной школы в зависимости от предмета, темы, обучающих задач с учетом возрастных особенностей учащихся.

Учитель имеет возможность выбрать из предложенного материала столько видов работ, сколько ему необходимо для раскрытия темы урока и решения воспитательных задач или заменить другими педагогическими технологиями. Остается неизменным только один вид работы - «Мы - вдумчивые слушатели», что предполагает непосредственно знакомство с произведением В,А.Сухомлинского.

Изучение произведений проходит по темам: «Человеческие ценности» и «Времена года».

Произведения В.А.Сухомлинского можно найти в изданиях:

1. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. Сост. Сухомлинская О.В.- М., 1990.

2. Глазами сердца. Литературно - поэтический сборник. Днепропетровск,

Изд. «Инновация», 2008.

3.Книга о совести. Под ред. А.П.Выродова. Симферополь ,2003.
Произведения В.А. Сухомлинского на уроках русского языка и чтения

в начальной школе
Уроки русского языка

Тема. Времена года

Осень
Тема. Развитие орфографических навыков.

Цель: приобщать детей к прекрасному в природе ;

развивать в них способности удивляться и восхищаться красотой наступающей осени;

формировать навыки письма под диктовку.

  1. Загадка про осень.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью).

  1. Мы – вдумчивые слушатели.

«Как начинается осень». В.А. Сухомлинский.

  1. Диктант. (Выборочный диктант).

Ходит Осень лугами, берегами. Где вздохнет, там холодом повеет. Любит Осень ночами сидеть на берегу пруда. Любит Осень заходить в сады. Боятся Осени птицы. А дятлы радуются, встретившись с Осенью. Так и начинается Осень.

  1. Самоконтроль.

Подчеркнуть изученные орфограммы.

Тема. Развитие орфографических навыков.

Цель: приобщать детей к прекрасному в природе;

Развивать в них способности удивляться и восхищаться красотой наступающей

осени;

формировать навыки грамотного письма, умения находить в тексте образные

выражения.

1.Пейзажи «Осень».

- Какое время года отображено в пейзажах?

-Какие приметы вам помогли это определить?

2. Мы – вдумчивые слушатели.

«Осень принесла золотистые ленты». В.А. Сухомлинский.

3. Диктант.

Растут над прудом две березы. Пришла к березам осень. Принесла им золотистые ленты, вплела в зеленые косы. Солнышко смеется, а березы грустят.

3. Определение и запись под комментирование образных выражений.

Опустили березы зеленые косы. Ветер веет, расчесывает косы. Тихо шепчут листья березы. Это они о чем-то разговаривают. Березы грустят.

4.Самоонализ.

Тема. Состав слова.
Цель: приобщать детей к прекрасному в природе;

развивать способности удивляться и восхищаться красотой наступившей осени;

обогащать словарь учащихся;

закрепить знания о составе слова.
1.Обьяснение высказывания из текста В.А.Сухомлинского «Как начинается осень».

Осень - это дочка Деда Мороза. Старшая дочка.

2. Мы – вдумчивые слушатели.

В. А. Сухомлинский. «Осенний наряд».

3. Работа по тексту.

- Что удивило в услышанном?

- О каком природном явлении услышали?

- Как зовут Осень в рассказе?

(Бабушка с золотой косой.)

4 . Словарь. Подбор однокоренных слов к слову заморозок.

Тема. Глагол.
Цель: приобщать детей к прекрасному в природе;

развивать способности удивляться и восхищаться красотой наступившей осени;

развивать орфографическую зоркость.
1 .Выразительное чтение. Читают дети.
Добрый дуб


В дубраве дуб растет могучий,

Добру он все деревья учит.

Для насекомых и зверьков

Он теплый и надежный кров.
Жук, муха, паучок лесной

Спят в трещинах коры зимой.

На ветках птицы гнезда вьют

И песни звонкие поют.
Между корнями мышь живет

И с хрустом желуди грызет.

Дуб не жалеет желудей

Для всех своих лесных друзей.
За свою щедрость награжден

Узорною листвою он.

На крепких ветках до зимы

Его листочки видим мы.


2. Мы – вдумчивые слушатели.

В. А. Сухомлинский «Осенний Дуб».

3. Диктант. (Выборочный диктант).

Все деревья уже сбросили на землю листья. Один Дуб стоит на опушке в своем пестром убранстве. Гордится багряными, желтыми, красными листьями. Даже зима сначала удивилась, а потом залюбовалась его пышным и пестрым нарядом.

4 . Задание по тексту диктанта.

Подчеркнуть глаголы в тексте.

Объяснить знаки препинания в третьем предложении.

Тема. Предложение.

Цель: приобщать детей к прекрасному в природе;

развивать способности удивляться и восхищаться красотой осени;

развивать наблюдательность;

формировать орфографические навыки, умение строить предложение.

1 . Выразительное чтение стихотворений о клене.

(Стихи записаны на кленовых листиках).

- Разбросала Осень кленовые листья по земле. И в наш класс бросила букет листьев с осенним приветом.

Осенний кленовый листок



Лист кленовый на ладошку

Положил малыш Антошка .

Нежно лист ладонь покрыл,

Будто «здравствуй» говорил.
Лист кленовый как ладошка,

Только больше он немножко,

Красно – желтый, золотой,

Взял малыш его домой.

Не жалеет листьев клен,

Украшает землю он.

Разноцветный свой наряд

Осенью он сбросить рад.


2 . Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. «Осенний клен».

3 . Задание по содержанию текста.

- С чем сравниваются листики клена?

4 . Диктант. (Выборочный диктант).

Мы пошли в лес. Какая красота открылась перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве. Клен спит. И снится ему, будто он (дети дописывают сами по памяти) цветок одуванчика, утренняя заря, крыло иволги.

5 . Задание по тексту диктанта.

- Подчеркнуть слова, которые указывают, на что похожи листики клена.

Тема. Предложение.
Цель: приобщать детей к прекрасному в природе;

развивать в детях способности создавать воображаемую картину осени и уметь

оформить ее с помощью слов;

развивать творческие способности детей.

1 . Творческое задание.

Игра «Снежный ком».

- Познакомившись с рассказами В. А. Сухомлинского, мы представили осень во всей ее красе. Я предлагаю вам игру «Снежный ком». Постарайтесь рассказать как можно больше об осени одним предложением.

Заглянула Осень…

2 . Запись по памяти предложения.

3 . Мы – стихотворцы.

- По предложенным и записанным на доске конечным рифмующимся словам придумать стишок об осени.

---------- одежды

---------- отдала

---------- надежды

---------- тепла.

4 . Чтение поэтических образцов, созданных детьми.
Зима

Тема. Слово. Предложение.

Цель: развивать способность работать с словом, составлять словосочетания, предложения;

обогащать речь и чувства детей;

приобщать к прекрасному в окружающем мире.

1.Выразительное чтение стихотворения «Снежинки».

-Разглядывали ли вы когда - нибудь снежинку?

2.Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. «Снежинка и капелька».

(«Книга о совести»,ч.1.,с.9.)

3.Вопросы и задания.

- Почему растаяла снежинка? (От тепла.)

- Подумайте, можно ли человеческим тепло отогреть душу человека? Как? (Словом, участием, помощью, примером).

- С какими явлениями природы дружит зима?

( Снег, гололед, мороз, метель).

- Запишите словосочетания с этими словами.

4.Игра «Снежный ком».

- По словосочетанию из миниатюры «падали снежинки» составить предложение.

Тема. Слово. Предложение.

Цель: упражнять в умении рисовать словами воображаемые картины наступающей зимы;

обогащать речь и чувства детей;

приобщать к прекрасному в окружающем мире.

  1. Выразительное чтение стихотворения о зиме.

  2. Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. «Цветок и снег».

(«Книга о совести»,ч.1,с.9).

  1. Представить себя этой веточкой сирени. Какие чувства вы испытываете, глядя в окно на снежный ковер?

  2. Ассоциации к словам цветок, снег.

  3. Запись словосочетаний со словами.

цветок Снег

теплый холодный

красивый красивый

живой белый

пахучий чистый

и т. д. и т.д.

Тема. Текст.

Цель: упражнять в работе над текстом;

развивать речь учащихся посредством работы над пословицами;

воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к ее обитателям.

1.Стихотворение А.Лопатиной «Птицы зимой».

2.Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. «Девочка и Синичка».

3.Работа над текстом.

- Почему Наташе стало легче?

- Почему Синичка решила принести девочке песенку? (Это то, что она лучше всего умела делать, предоставить радость.).

- Как ты помогаешь птицам зимой?

- Представь, что птицы решили отблагодарить человека за доброту. Что они ему подарят?

3. Работа над пословицами.

Запись по памяти.

Долг платежом красен.

Как аукнется, так и откликнется.


Тема. Человеческие ценности.

Тема. Диалог.

Цель: развивать чувства прекрасного, желания изменять в себе негативные черты

характера;

наблюдать за человеческими недостатками , представленными в рассказе в образе

дерева ракиты;

формировать умения выводить мораль из содержания текста ;

развивать навыки диалогической речи.
1 . Работа по иллюстрациям.

-Знакомы ли вам эти деревья? Как они называются?

-Где приходилось вам их видеть?
2 . Мы – вдумчивые слушатели.

В. А. Сухомлинский. «Одинокая Ракита».

- Как можно назвать поведение Ракиты? (Лицемерным).

- Подумайте, почему назван так рассказ?

3 . Диктант. Запись диалога.

-Что это за голые прутики? – спрашивает Ракита.

- Да это же ты. Ракита. Это твое отражение.

- Ах, какие красивые ветви! – говорит Ракита. – Я и не знала, что я такая красивая.

4 . Задание по тексту.

- Какой отрицательной чертой характера обладает Ракита? (Себялюбие).

-Что можете посоветовать Раките, чтобы не быть одинокой?

Тема. Текст.

Цель : обогащать речь и чувства детей такими понятиями как скромность ,

Признательность, умение быть благодарным;

закреплять умения описывать предмет.

1 . Выразительное чтение стихотворения «Берегите ландыши».


На лесной опушке рос

Ландыш – ароматней роз.

Я его в лесу нашла,

Но домой не унесла.
Пусть в лесу родном растет,

Пусть он радость всем несет.

Если вдруг я загрущу,

Снова ландыш навещу.


2 . Мы – вдумчивые слушатели.

В. А.Сухомлинский. «Как Пчелка Ландыш нашла».

3 . Работа по содержанию текста.

- Какими чертами характера автор наделил Пчелку? (Трудолюбивая, признательная, умеет быть благодарной).

- Какими чертами характера автор наделил Ландыша? (Скромностью).

-Зачем Ландыш звал Пчелку?

4 . Запись описания Ландыша.

На поляне – ландыши. Каждый цветок – маленький серебряный колокольчик.

В середине – золотой молоточек. Бьет молоточек по серебру – раздается звон.

5 . Задание по тексту.

- Подчеркните имена прилагательные в записи.

Тема. Однокоренные слова.

Цель: упражнять в подборе родственных слов;

помочь понять и конкретизировать понятие «совесть», «муки

совести»;

воспитывать совестливость.

1.Беседа по рассказу В.А.Сухомлинского «Кто съел пирожок?». (Рассказ прочитан ранее.)

- Вспомним, почему братья не могли смотреть в глаза друг другу?

- Когда они радостно и прямо смотрели в глаза друг другу?

2.Работа со словом совесть.

- На доске записано слово совесть. Загляните в него и увидите слово…(весть). Подберите к нему родственные слова. (Известие, весточка, вестник…).

-Откуда мы получаем вести?

- А вот понятие слова весть из слова совесть живет в каждом из нас изначально. Когда нам становится стыдно за что- либо, это в нас говорит весть (знание о не достойном поведении).

3. Работа с фразеологизмами.

Запись в тетрадь:

Чистая совесть.

Чувствует угрызения совести.

Делать со спокойной совестью.

Не имеет ни стыда, ни совести.

Поступает по совести.

Поступает против своей совести.

Делает не за страх, а за совесть.

4. Работа с предложением.

Составление предложений:

- Со спокойной совестью я ( делаю что- то).

Тема. Антонимы.

Цель: упражнять в подборе антонимов;

формировать орфографические навыки учащихся;

воспитывать человеческие качества.

1.Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Красивое и уродливое». («Книга о совести» ,ч.2.,с.9.)

2.Работа по тексту.

- Скажите словами из текста, что самое красивое, а что самое уродливое.

(Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее. Самое

уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.)

-Запишите по памяти эти высказывания.

3. Упражнение в подборе антонимов.

Лесть (правдивость)

Распря (миролюбие)

Безделье (трудолюбие)

Трусость (смелость)

Тщеславие (скромность)

Праздность (занятость)

Неблагодарность (доброта, сердечность)

4.Творческая работа.

- По данным антонимам придумать пословицы.

Тема. Антонимы.

Цель: упражнять в подборе антонимов;

развивать творческие способности;

воспитывать человеческие качества.

1.Чтение миниатюры В.А.Сухомлинского «Равнодушие». («Книга о

совести», ч.2,с.10.)

2.Работа по тексту.

- Чему научил тебя рассказ? (Уважать, дарить радость, заботиться.)

- Приходилось ли тебе поздравлять соседей с праздниками или днем

рождения?

3.Подбор антонимов.

Побеждай равнодушие (заботой, добротой).

Побеждай жадность (щедростью).

Побеждай ложь (правдой).

Побеждай гнев (мягкостью).

4. Запись афоризмов в тетрадь.

Тема. Однородные члены предложения.

Цель: упражнять в определении однородных членов предложения, в

расстановке знаков препинания между однородными членами

предложения;

развивать орфографические навыки;

воспитывать патриотические чувства.

1.Слово учителя.

- На уроке внеклассного чтения мы читали произведения

В.А.Сухомлинского о Родине. Я предлагаю вам вспомнить рассказ «Мне

захотелось домой.» Почему девочке очень хотелось домой, не смотря на

то, что ей там было хорошо?

2. Запись под диктовку.

И почему это домой так хочется? Наверное, потому, что тут я родилась,

тут я впервые увидела ясное солнце и синее небо, услышала пение птиц и

произнесла первое слово…

3.Орфографическая минутка. (Подчеркнуть орфограммы.)

Определение места запятых в предложениях.
Тема. Диалог.

Цель: упражнять в построении диалога;

развивать творческие способности;

совершенствовать человеческие качества.

1.Слово учителя.

Работа с пословицей.

Дерево судят по плодам, а человека по делам.

- Почему так говорят? (Главное дело, а не слово.)

2.Мы – вдумчивые слушатели.

Чтение миниатюры В.А.Сухомлинского «Как Ручеек луговую Ромашку напоил».

3.Работа по тексту.

-С кем автор сравнивает ромашку? (С маленьким солнышком.)

-Как Ручеек отреагировал на плач цветка?

(Побежал, запел, заиграл, напоил.)

4.Составление диалога.

-Как же я буду жить в сухой земле?

-Я напою землю, не плачь, Ромашка.

-Спасибо, Ручеек. Теперь я не боюсь солнца палящего.

-Ромашка, почему ты плачешь?

5.-Какие качества проявились в образе Ручейка?

(Забота, сочувствие, жалость.)
Уроки чтения
Тема. Человеческие ценности.

Тема. В.А.Сухомлинский . «Как Река разгневалась на Дождик».

Цель: развивать чувства прекрасного, желание изменять в себе негативные черты характера;

наблюдать за человеческими недостатками, представленными в рассказе;

развивать творческие способности учащихся.
1 . Загадка.

Как идет – и шестом головы не достать,

Упадет – из травы-муравы не видать. (Дождь).
2 . Мы – вдумчивые слушатели.

В. А. Сухомлинский. « Как Река разгневалась на Дождик».

3. Работа по тексту.

-Какими чертами характера автор наделил Реку?

(Высокомерная, себялюбивая, хвастливая, неблагодарная.)

- Благодаря кому Река напиталась водой, стала широкой и полноводной ?

- Какой совет дал ей Дождик ?

(Не надо забывать откуда мы течем.)

- Как это понимать?

(Уметь быть благодарным.)

4 . Инсценирование рассказа.

Тема.В.А.Сухомлинский. «Хризантема и Луковица», «Что лучше?».

Цель: наблюдать над человеческими недостатками, представленными в

рассказе;

развивать чувства прекрасного, желание изменять в себе негативные

черты характера;

совершенствовать умения выводить мораль из содержания

прочитанного.
1 .Работа с иллюстрациями.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации. На них изображены овощи, фрукты и цветы. Глядя на какие изображения, можно сказать: «Это красиво!»
2 . Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. «Хризантема и Луковица».

3 . Работа по тексту.

- Какое ваше первое впечатление от услышанного?

-Какие черты характера проявила Хризантема?

(Высокомерие, себялюбие, неуважение.)

- Как вы думаете, может ли Хризантема понять, что Луковица тоже прекрасна?

При каких условиях это может произойти ?

( Хризантема должна увидеть хорошее в других, а не будет замечать только недостатки).

4 . Мы - вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинского. « Что лучше?»

5 . Познавательное чтение.

- Познакомившись с рассказом «Что лучше?», вы можете сделать умозаключение и

продолжить высказывание –« Каждый ( необходим миру)».


Тема. В.А.Сухомлинский . «Спас лягушат».

Цель: прививать любовь к природе и ее обитателям;

развивать любознательность, наблюдательность.

1.Слово учителя.

- Перед вами рисунки с изображением лягушки и лягушат. Что вы знаете об этих животных?

2. Мы - вдумчивые слушатели.

Миниатюра В.А.Сухомлинского «Спас лягушат».

3.Работа по тексту.

-Давайте поможем Петрику ответить на его вопрос: «Откуда они взялись?»

- Кто знает, как лягушата попали в лужу?

- Как выглядят головастики? А как лягушата?

- Можно сказать, что мальчик продлил лягушатам жизнь?

- Чем отблагодарят лягушата за свое спасение людям?

4.Работа с пословицами.

- Можно ли эту пословицу соотнести с текстом?

Верь не красивым словам, а красивым делам.

Урок внеклассного чтения
Тема. В труде познается человек.

В.А.Сухомлинский. «Черные руки», «Почему мать хвалит Николая?»

Цель: развивать способности понимать и анализировать поступки других

людей;

прививать любовь к труду и людям труда;

совершенствовать навыки самостоятельного чтения.

1.Слово учителя.

Работа над пословицами.

Дело мастера боится.

С руками нигде не пропадешь.

Не игла шьет, а руки.

2.Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. «Черные руки», «Почему мать хвалит Николая?»,
«Пять дубов» ( «Книга о совести», ч.4. с. 9, 18, 22.)
Дети из творческой группы читают миниатюры и работают с классом по подготовленным заранее заданиям.

3.Работа над пословицами.

Работа в группах. Записать пословицы о труде. Объяснить, как понимаете.


Тема. В.А.Сухомлинский. «Пол будет чистым, а душа?»

Цель: развивать способности понимать и анализировать поступки других

людей;

учить разбираться в человеческих недостатках, представленных в

миниатюрах;

помочь детям заглянуть в свой внутренний мир.

1.Слово учителя.

- Мы с вами живем в очень интересном мире, который всю жизнь можно познавать, и до конца не найти ответы на интересующие нас вопросы. Оглянитесь вокруг – как много интересного! Есть еще другой не менее интересный мир. Это внутренний мир каждого из нас. Мы в нем мечтаем, спорим, рассуждаем, миримся, строим планы, но об этом никто не знает, потому что этот мир принадлежит только нам, он наш. Этот мир называют душой.
2.Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. «Пол будет чистым, а душа?»

( «Книга о совести», с. 12,ч. 4.).

3.Работа по тексту.

Рассуждения об услышанном.

- Что для девочки было важным – чистота в классе или оценка за эту чистоту?

- Как мама назвала порядки, о которых рассказывала Марийка? (Мудрыми).

- Как понимаете слова мамы?

- Что привело в ужас девочку?

- Что на это ответила ей мама? ( Пол будет чистым, дочка. … А душа?)

- Как понимаешь скрытый смысл сказанного в маминых словах?

- Что живет в душе? Чему должна научиться девочка? (Уважению старших,

заботе, сочувствию, умению видеть главное).

4.Упражнение « Ищу себя в себе».

-Поговори те со своим внутренним миром, за что вам стыдно, чем вы

гордитесь?

- Кто хочет сказать, над какими качествами ему предстоит работать?
Тема. Человек познается в труде.

В.А.Сухомлинский. «Куча мусора», «Самое красивое и самое уродливое».

Цель: совершенствовать навыки самостоятельного чтения;

учить видеть красоту человеческого труда;

1.Слово учителя.

- Народом придумано много пословиц и поговорок о труде. Они подсказывают человеку, как необходимо поступать. Подумайте, чему учат следующие народные высказывания?

- Сделал дело, гуляй смело.

- Косо, криво – лишь бы было.

- Терпение и труд все перетрут.
2.Мы – вдумчивые слушатели.

В.А.Сухомлинский. « Куча мусора», « Самое красивое и самое уродливое»

Творческая группа учащихся читает и организовывает работу по заданиям

и вопросам к текст.

3.Работа с пословицами и высказываниями о труде.

Труд облагораживает человека.

С руками нигде не пропадешь.

4. Творческая работа «Делаем сами своими руками». Рисунки.

Тема. В.А.Сухомлинский . «Как Юра воспитывал себя».

Цель: обогащать духовный мир учащихся;

прививать трудолюбие, умение работать над своими

недостатками.

1.Слово учителя.

- Как понимаете слово совесть?

- Где, по – вашем, живет совесть?

- Бывали ли в вашей жизни моменты, когда было стыдно?

2.Мы – вдумчивые читатели.

В.А.Сухомлинский. «Как Юра воспитывал себя»

(«Книга о чтении», ч. 4. с. 22).

3.Размышление над прочитанным.

- Что помогло Юре заняться своим воспитанием?

(Желание заняться чем- то интересным. Рассказ учительницы о Николае Островском.)

- Какое чувство испытывал мальчик, когда ему не хотелось браться за книгу? (Совесть. Ему становилось стыдно.)

4.Упражнение «Ищу себя в себе».

- Можно ли сказать, что совесть лечила Юру?

- Приходилось ли вам ощущать, что вас лечит совесть, чувство, которое не

дает покоя, если вы знаете, что поступаете неверно?
Урок внеклассного чтения.
Тема. Читаем о школьной жизни.

Умеешь ли ты быть счастливым?

В.А.Сухомлинский. «Жадный мальчик», «Как Митя обедал».

Цель: развивать навыки самостоятельного чтения;

познакомить с произведениями В.А.Сухомлинского о школьной

жизни.

воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи.

1.Слово учителя.

Ассоциативный куст.

- Подберем слова, которые покажут нам наше понятие дружбы.

2.Мы – вдумчивые читатели.

В.А.Сухомлинский. «Жадный мальчик», «Как Митя обедал» ( «Книга о

совести», ч. 2, с. 41, 42.)

3.Размышления об услышанном.

-О какой черте характера говорится в рассказе?

- Какое чувство сопровождало вас во время прослушивания этих

рассказов?

-Какая спасительная для души мальчика мысль мелькнула у него в голове?

-Что же отогнало эту мысль? ( Жадность).

4.Упражнение «Ищу себя в себе».

-Автор обращается к каждому из нас: «Пусть подумает над этой сказкой

тот, у кого где – то в душе поселился маленький червячок – жадность.

Это очень страшный червячок». Если хочешь, поделись своими размышлениями.


Использованная литература:

1.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. Сост. Сухомлинская О.В.-

М., 1990.

2.Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогического

сотрудничества: Кн. Для учителя.- К.:Освита,1991.- 111 с.

3.Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании.- М.: Изд. Дом Шалвы

Амонашвили, МГПУ, 2007.

4.Ниорадзе В.Г. По ступенькам скале. Уроки по выращиванию

письменноречевой деятельности у школьников. - М.: Изд. Дом Шалвы

Амонашвили, МГПУ,2006.

5.Ниорадзе В.Г. Пути выращивания письменноречевой деятельности: Кн.

для учителя.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2007.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconПлан Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность...
Тема: “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В. А. Сухомлинского”
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconВсе мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека,...
Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности,...
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности icon“Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В. А. Сухомлинского”
Тема: “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В. А. Сухомлинского”
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconПереговоры РФ и США по усыновлению сняли все вопросы. Источник: «KM. ru»
Астахов: Российско-американские дети. Источник: «Голос России»
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconАктуальность данной темы заключается в том, что развитие теории государства...
В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами. При употреблении...
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconВ год семьи более 350 сирот Северной Осетии обрели новых родителей. Источник: Интерфакс
В москве обсудили проблему детей-сирот. Источник: Новые Известия
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconГ. Йошкар-Олы реферат Проблема смысла жизни, духовности и веры в...
Почти 2 столетия назад в русской культуре диалог о проблеме смысла жизни, духовности и веры вели два великих человека: писатель Н....
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconОбразовательная программа «Ручное творчество работа с бумагой» (для детей 12-13 лет)
Программа занятий внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» составлена на основе авторской программы Т. Н. Просняковой...
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconКурсовая работа по теме: «cms siteEdit»
В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня...
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconУрок Особенности морали задание 1
Задание прочитай «Сказку о Человеке и Стрекозе» великого русского педагога в а. Сухомлинского. Что отличает человека от всего животного...
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности icon“Управление проектами в рекламе: система и личность, наука и творчество” Екатерины Ивович
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconОбразовательная область «Художественное творчество» Содержание образовательной...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconИсследовательская работа «Мусор- источник загрязнения окружающей среды»
Откуда же берется мусор? «Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора?». «Как он влияет на окружающую природу»....
Творчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности iconПризовое место
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск