План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7





Скачать 288.18 Kb.
НазваниеПлан Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7
страница1/3
Дата публикации29.04.2015
Размер288.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
Тема: “Гуманистическое направление в воспитании и

образовании в деятельности В.А. Сухомлинского”.
План

Введение. 3

I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А. Сухомлинского.

4

II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. 7

1. Отношение к ребенку. 7

2. К прекрасному через прекрасное. 11

3. Научные знания и знания человеческие. 15

4. Трудовое воспитание 17

Заключение. 19

Список литературы 20

Введение.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова

одного из самых замечательных педагогических деятелей современности -

Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко

всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской

практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его

в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”. “Воспитание точно

отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим,

тогда оно имеет силу. “[4 стр. - 16]

В реферате на тему “Гуманистическое направление в воспитании и

образовании в деятельности В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы:

что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну

крестьянина, рядовому сельскому учителю подняться к вершинам педагогической

науки? И многие другие.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4

вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография педагога и

рассмотрены ведущие направления партийно-государственной образовательной

политики 50 – 70 гг.

Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А.

Сухомлинского.

В заключении сделаны выводы.


Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А.

Сухомлинского.

Школьная система, которая функционировала в то время, приспосабливалась

к современным социально-политическим, экономическим, идеологическим

реалиям.

Направления образовательной политики определялись партийными съездами и

постановлениями ЦК КПСС. Каждый из «государственных планов», согласно

которым жила страна, включал систему мероприятий в сфере образования,

«увязанных» с решением народнохозяйственных и культурных задач очередного

«этапа строительства социализма и коммунизма».

Одним из ведущих направлений партийно-государственной образовательной

политики оставалась «борьба за всеобуч». Полвека осуществления всеобуча

это, действительно, борьба: за финансирование образовательной системы,

строительство школьных зданий, подготовка педагогических кадров, выпуск

учебной и методической литературы и т.д.

Создание системы учебных заведений, которая гарантировала конституционное

право гражданина на получение среднего образования — большое достижение

советского общества. В официальной идеологии оно связывалось с руководящей

ролью коммунистической партии, с ее заботой о подрастающем поколении и

молодежи.

В обосновании очередного «социального заказа» к образовательной сфере на

«данном этапе строительства социализма (коммунизма)», включая всеобуч,

неизменным оставался тезис о «воспитании нового человека» как цели партийно-

государственной политики. При этом в «модели» «нового человека»

акцентировалась официальная установка на формирование единой идеологии

(«основ марксизма-ленинизма», «диалектико-материалистического

мировоззрения», «научного мировоззрения»), которая обеспечивала бы

«морально-политическое единство советского народа». Под таким углом зрения

происходил отбор знаний из отечественной и мировой культуры, осуществлялось

конструирование содержания общего образования, содержание учебных дисциплин

«достраивалось» задачами «текущего момента»: планами «коммунистического

строительства». Таким образом, каждый из этапов осуществления всеобуча был

вместе с тем этапом дальнейшей идеологизации и политизации сознания

подрастающего поколения и школьной молодежи.

Следующая реформа готовилась по указанию брежневского ЦК не только

Академией педагогических наук, были подключены ведущие ученые Академии

наук, возглавившие предметные комиссии по естественным и гуманитарным

учебным дисциплинам, которые разрабатывали новые учебные программы.

Концепция Центральной Комиссии по подготовке реформы предполагала, наряду с

существенными принципиальными изменениями научного содержания учебных

предметов, сохранение того ценного, что удалось достигнуть на предыдущем

этапе реформирования школы. Однако трудный переход на новые учебные

программы (1966-1975 гг.) вытеснил проблемы связи обучения с жизнью, с

производительным трудом новыми актуальными задачами переобучения сотен

тысяч учителей-предметников, подготовки и издания миллионов новых

учебников, методической литературы и мн. др. Идеал школы, где труд и

обучение соединены, признавался и обосновывался идеологически и тогда,

когда принимался Закон 1958 г., и тогда, когда реформировалось содержание

общего образования — школы в массе своей возвращались к типичной школе

«книжного обучения», а значит и к хроническим ее проблемам неуспеваемости,

второгодничества, перегрузки обязательным для усвоения материалом, в

конечном итоге, к тому, что задачи «воспитания нового человека»,

«подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой на «качество знаний,

умений, навыков».

Однако, отдельные педагогические коллективы, благодаря все более

последовательному и многоаспектному осмыслению особенностей «природного

материала», с которым работает педагог, сумели создать школы — истинные

образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского

села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, —

приобрела не только всесоюзную, но и мировую известность.

Внешне биография В.А. Сухомлинского мало чем отличается от биографий

многих его сверстников и современников.

В.А. Сухомлинский – педагог, полностью сформировавшийся в условиях

советской действительности - ему не пришлось, как известным советским

педагогам старшего поколения, перестраивать свое мировоззрение. Родился

Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине

(теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли

его детство и юность.

Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в

1933 году окончил семилетку.

Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг.

Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда,

поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический

институт.

С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический путь В.А.

Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного

села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1938

году.

Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает

преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года младший

политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом

остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого

лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла

признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы

в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и

стал заведующим РАЙНО.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948

году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и

бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году

это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы

войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать

его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие

годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило

время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и

В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина,

многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент

Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный учитель УССР. В

1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же

году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук

СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей,

1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн.

Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970

года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»

- доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.

Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о

разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности

всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из

которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого

сплава.
Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

1. Отношение к ребенку.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и

многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута

высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к

личности ребенка.

Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он

отвечал: ”Любовь к детям!”

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по

Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь

дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него

воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена

благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце

ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся,

ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что

учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их

товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в

потемках.”[3, стр. - 21]

В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В

Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим

принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний

в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он

признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в

определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного

воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал

следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел

ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание,

выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для

выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал

гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко

услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное

поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».

[5, стр. - 12]

“Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир

ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в

зависимости от того, учат или не учат дети уроки”. [5, стр. 9].

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом

оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть

для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя,

взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что

необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно

из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная

доброта с мудрой строгостью родителей.

Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым

ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных

классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит,

оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в

самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял

веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,

внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и

аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый

класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание -

хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за

труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода,

год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».

Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою

скорость.

Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей

обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя

счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство

неполноценности».

Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по

поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он

совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый

поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно

написать в дневнике.

Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных

результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению

«трудных» подростков.

В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги,

рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания.

Сухомлинский считал, что коллектив – это всегда идейное объединение,

которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему

взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности,

дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский

коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо

пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconТворчество В. А. Сухомлинского – неиссякаемый источник духовности
Рао, профессор мгпу, педагог-гуманист современности, считает, что «творчество В. А. Сухомлинского есть высшая ступень современной...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 icon“Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В. А. Сухомлинского”
Тема: “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В. А. Сухомлинского”
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconРеферат по курсу «История медицины» на тему: «Вклад Н. И. Пирогова...
«Вклад Н. И. Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии. Н. И. Пирогов, его педагогическая и общественная деятельность»
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconУрок Особенности морали задание 1
Задание прочитай «Сказку о Человеке и Стрекозе» великого русского педагога в а. Сухомлинского. Что отличает человека от всего животного...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconВопросы к экзамену по общей педагогике руководитель д п. н., профессор...
Основные педагогические категории: образование, обучение, воспитание, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность,...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти слова В. А. Сухомлинского актуальны и сегодня. Именно от нас во многом зависит будущее наших учеников и именно поэтому профессия...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconПлан введение Первые шаги Философские мысли о возникновении жизни Религиозные взгляды на жизнь
В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться,...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из важных побудительных сил учения является мотив достижения успеха. По словам Сухомлинского «интерес к учению есть только...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окончила СамГУ. Принимала участие в конкурсе «Учитель года», в котором заняла 2-е место. Заповедью в своей работе считаю слова В....
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Овича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Общая и экспериментальная психология, Введение в педагогическую деятельность, Педагогическая психология
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconКалендарный план по курсу по разделу «Педагогика» направлениЕ
Педагогическая деятельность как специфический вид человеческой деятельности и её особенности
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconРабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь»
Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни М.: Московский центр качества образования, 2010. 120 с
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconТема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике
Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,...
План Введение. 3 I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В. А. Сухомлинского. 4 II. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского. 7 iconРегиональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия»
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск