Скачать 2.13 Mb.
|
Региональная общественная организация ученых«БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»Научное издание ----------------------------------------------- «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Н.Г.Белинский ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ Вып. 104. – 2012 г. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания, - физической культуры и спорта учащихся и студентов САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Редакционная коллегия выпуска: Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор педагогич. наук, проф. Ю.А.Гагин; доктор психол. наук, проф. В.Н.Панферов; гран-доктор психо-логии, канд. педагогич. наук, проф. И.В.Курис; канд. психол. наук, проф. И.Г.Станиславская; канд. психол.наук, проф. М.В.Чиковани. Ответственный за выпуск:канд. психол. наук, профессор И.Г.Станиславская Редакция вестника: Главный редактор - И.П.ВолковЗам. гл. редактора - Д.Н.Давиденко Секретарь - Л.Г.Минина Адрес редакции : 190121. Г. Санкт-Петербург. Ул. Декабристов, 35 СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. Кафедра психологии. Тел. 714-66-27. Факс 550-02-11. Е-mail: Volkov_bpa@rambler.ru WWW. baltacademy.ru В 36 © Балтийская Педагогическая Академия© Волков И.П.
членов РООУ БПА по секциям культурно-исторической психологии и отделения валеологии и акмеологии В 43162014 – 75 Без объявленияС 96 (03) – 2012«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ» Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА») Основано в июле 1995 года. Гос. лицензия ЛП СПБ в г.Санкт-Петербурге № 00-5832.Рег.2160\2000. ISSN 1818-6467 (Vestnik BPA) ------------------------------------------------------------------------------------------------- Подписано к печати 29.02.2012 г. Печать ризографическая. Зак.02. Тираж 100 экз. Формат бумаги 60х90. Изд. РООУ БПА. СОДЕРЖАНИЕ: От редакции …………………………………………………………… 5 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛЬНЫЙ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ:
НОВОЕ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ - ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:
НАША ПАМЯТЬ:
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ:
В Президиуме РООУ БПА……………………………………………… 124 Сведения об авторах……….……………………………………………. 125 От редакции. В советские времена для Запада мы были «империей зла», а теперь стали «донором». К счастью наше российское общество начинает оживать от постсоветской каталепсии. Оставаясь пока в неведении своего будущего, российская педагогическая наука не забывает своего прошлого. Известно, что человек без памяти – кретин, а у нас память в норме. В наступивший век электронных СМИ с его тотальной властью денег, космических полётов, возрождением религиозного мышления, навязывания народу манипулятив-ных избирательных технологий и пр., российская государственная образо-вательно-воспитательная система, к сожалению, утратила свою националь-ную самобытность и былую патриотичность. Публичное упоминание о чем-то исконно «русском» в прессе ныне расценивается как русский национа-лизм, якобы подобный немецкому фашизму. Почему так? И, тем не менее, педагогика в России выживает. Из педагогических достижений прошедших двух десятилетий укажем на организацию в РФ многовариантного школьного обучения с учётом местных условий, внедрение ЕГЭ для выпускников школ и поступающих в ВУЗы, оживление кружковых форм научно-технического творчества детей и секционной спортивной работы. Как позитивный факт отметим введение в школьную программу трех обязательных в неделю уроков физической культуры. В 2011-2012 гг. наметились также существенные подвижки в совершенствовании законодательной базы народного образования. В проекте нового ФЗ «Об образовании» предусмотрены статьи, направлен-ные на возрождение в РФ среднего профессионального образования (ПТУ), новой структуры университетского образования с учетом приоритетных задач подготовки инженеров и технических специалистов для народного хозяйства, и др. Государством осуществляется повышение стипендий студентам, зарплат школьным учителям и преподавателям вузов, пенсий по старости, и др. Однако на фоне этих перемен ужасающими воспринимаются статисти-ческие данные об имущественной поляризации нашего общества на богатых и бедных, о коррупции в правительстве, о замерзающих на улицах бомжах, о детской заболеваемости и беспризорности, подростковой преступности, проституции и суицидности (по офиц. данным только в 2011 г. в РФ покончило жизнь самоубийством более 1,5 тыс. подростков и около 3,5 тыс. покушались на суицид). Мы живем в эпоху перемен. Отечественная теория и практика вос-питания нашей молодёжи ныне нуждается не столько в традиционной духовной, нравственно-религиозной поддержке церкви и общества, сколько в в коренном научно-методическом и морально-правовом обновлении своих научных основ с учетом нового общественного строя, роли и места России в современном мире. Будем же помнить В.Г.Белинского: «Воспитание – вели-кое дело: им решается участь человека». АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, ОЗДОРОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ---------------------------------------------------------------- РОССИЯ НА ПОРОГЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН И.П.Волков, Д.Н. Павел Спустя 20 лет после развала советской государственной образо-вательной и учебно-воспитательной системы, в результате перестройки сис-темы нашего образования на западный лад, развитие отечественной педагогики - науки о народном образовании и воспитании молодёжи, утеряло в РФ значение приоритетной государственной задачи. С печальным состоянием отечественного образования, не говоря уже о состоянии воспитательной практики, согласился и уволенный с должности министра образования и науки РФ Александр Фурсенко (2004-2012). Согласно опросам общественного мнения А.Фурсенко оказался самым нелюбимым россиянами правительственных чиновником. И это из-за возросших, но не удовлет-воренных социальных ожиданий россиян к совершенствованию воспитания и обучения нашей молодёжи в эпоху строительства нового общества. * * * Православная вера – спаситель воспитания. В постсоветский период новые власти в РФ сделали все возможное, что бы имя А.С.Макаренко (1888-1939), основателя самой передовой в послевоенную эпоху советской педагогической науки, было вычеркнуто из отечественной истории образования и воспитания подрастающего поколения. Но этого у кремлевских властей не получилось. Педагогику спасла вера русского народа в общечеловеческие и нравственные ценности. На помощь воспитанию пришла РПЦ – Российская Православная Церковь. В тот критический период слома государственной машины для возврата России из социализма в капитализм, обращение сознания народа к вере предков спасло Россию от гражданской войны. Пользуясь услугами американских советников, тогдашние кремлевские власти во главе с Б.Н.Ельциным быстренько поменяли социалистическую идеологию с её верой в «человека труда» на капиталистическую с её верой во «власть доллара». Новоявленная в 1991 году «кремлевская власть» РФ в одночасье отка-залась от веры в коммунистический миф о «светлом будущем» и в возникшую духовную пустоту тут же заполнил церковно-православный миф. Но именно РПЦ в лице патриарха Алексия II, а не Ельцинская команда, спасла народы России от американской колонизации, ибо наша народная память прочно хранит Православную веру предков. Вот сейчас вера предков спасает Россию, объединяя нас в единый народ. А в те смутые годы (1986-1993) вера в помощь Неба и Земли помогла сохранить российскую государственность, защитила нас от хищников американского глобализма. Бывший директор ЦРУ США А.Даллес (1953-1961), главный идеолог холодной войны с СССР, уже в 1945 году призывал Запад морально и экономически дезорганизовать Советскую Россию изнутри, внедрить своих людей в правителство, расчленить Россию на протектораты, «насаждать культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность» (см.: «Вестник БПА, 2010, вып. 94, с. 123-140).Однако, не получилось, Россия вновь выжила, а Даллес уже умер. Отказ общества в 90-е годы от научного атеизма и возврат массового народного сознания к Православной вере не спас нас от экономического кризиса и краха советской промышленности, но спас от утраты российской самобытности. Быстро заменив тоталитарный социализм на дикий капита-лизм, наше «обновленное» общество быстро восстановило разрушенные большевиками церкви. Денежный станок заработал на всю мощь, вызвав в 1998 г. девальвацию рубля. Государство поспешно, по-чубайсовски, возро-дило и узаконило частную собственность. Поток западных товаров и дол-ларов хлынул в голодную страну. Но сохранив, ценой отказа от «прогнив-шего» социализма, свою государственность, постсоветская Россия вновь, как и в царские времена, оказались заложницей буржуазной идеологии с её влас-тью богачей и социальной несправедливостью. В каком же состоянии ныне находится наша педагогическая наука и общественная воспитательная практика спустя четверть века после слома советского образования? Стало ли нашему народу и детям от этого лучше? Данная проблема до сих пор является темным пятном постсоветской истории, власти бойкотируют исследования по этим проблемам, но «шила в мешке не утаишь». * * * Россия в эпоху перемен. На рубеже ХХI века в нашем обществе возникло масса новых неизученных педагогических проблем и трудностей в воспитании молодёжи, успешное решение которых возможно лишь на основе научного атеистического подхода. Ныне советская атеистическая эпоха сменилась в России эпохой информационного общества, в котором религиозная вера в божью небесную помощь преобразовалась в сугубо личностную ценность. Быстрые темпы развития современной техногенной цивилизации с её рыночной экономикой, спутниковым телевещанием, космическими полётами, новыми технологиями, мобильной связью, властью денег, нагнетают спешку и напряженность жизненного ритма, порождают социальную конфликтность, что чувствуется ныне во всём. В этой жизненной суете под колпаком СМИ оказалась и вера в бога. Но религия не может спасти людей от ошибок, в выборе охраняющих душу смыслов действий и поступков в социуме. Экранная зависимость лишила многих из нас истинной веры в самих себя, способности отличить явную ложь от правды, честность от обмана, законность от беззакония, чиновничий произвол от коррупции, и пр. В результате возврата РФ в конце ХХ века в «адамо-смитовский капитализм» с тотальным оцерковлением сознания граждан РФ, наши дети и школьники стали заложниками, но теперь уже экранной зависимости, компьютерных игр, гиподинамии, вредных привычек. Взрослые и пожилые люди стали искать утешения в «зелёном змие» и под куполами церквей. Для большинства граждан земная власть денег ныне заменила небесную власть богов и политических идеологий. Под влиянием инициируемой США целенаправленной пропагандистской компании в 80-90-е годы общественное сознание наших трудящихся было дезинформировано и переориентировано с социалистических и коммунистических идеалов на буржуазные, денежные, капиталистические. Идея «светлого коммунистического будущего» в сознании народа померкла. Назревший благодаря гайдаровским инициативам политический кризис советской власти, в конце в 1991 году завершился крахом и «Беловежскими соглашениям» о роспуске СССР. Подскользнувшись на ошибках и предательстве кремлевских партократов, Советская Россия покатилась в бездну буржуазной морали. В сфере деловых отношений вера честному слову коммуниста в горбачевско-ельцинские времена незаметно подменилась верой слову бизнесмена, подкрепленному всесилием «зелёненьких-$». Рубль в 1998 году девальвировался. И, тем не менее, спустя двадцать лет именно русский народ снова выжил в этом очередном для России социальном катаклизме. * * * Кредо России – в социальной справедливости. Чем же может похвастать наша постсоветская педагогическая наука в её нынешней ориентации на капиталистический строй. Наше нынешнее постсоветское капиталисти-ческое государство похоже забыло о воспитательном влиянии трудовых традиций и военных подвигов нашего народа, о том, что светлое будущее нашей страны – в детях, а не в долларах и в бизнесе? Однако первый неудачный исторический опыт с социалистическим строительством для российской государственности не прошел даром. От капиталистического удара мы согнулись, но не упали, - именно на ошибках и учатся. Советские достижения и неудачи в образовании и воспитании молодёжи ныне воспринимаются нами как поучительные и полезные исторические уроки. Мир помнит, что именно благодаря народной вере в справедливость Советский народ в кратчайшие исторические сроки достиг всеобщей грамотности, осуществил индустриализацию страны, победил фашизм в ВОВ (1941-1945), а в послевоенный период быстро восстановил государственную экономику, создал передовую в мире систему народного образования и воспитания молодёжи, стал первым в освоении Космоса, - всего этого уже не вычеркнешь из истории нашего народа и государства. И если человек создан по образу и подобию бога, то и бог способен испытывать наши чувства и мысли, - иначе, зачем нужен бог? Вспоминая о советском партийно-большевистском беспределе и вранье 80-х годов, когда разрушенные храмы были складскими помещениями, когда по партийной дурости запрещалось таинство крещения детей, тайно воровалось народное добро, когда русская интеллигенция направленно унижалась и претеснялась как классовый враг в угоду партийному чванству, думаешь не о том, что социализм плох, а капитализма лучше, а о том, каково человеческое качество личности тех людей. которые взяли тогда и по-прежнему берут на себя ответственность решать судьбы народа и государства. Теперь-то мы хорошо знаем, что когда эти люди не оправдывают народных ожиданий, наш духовный Спаситель, живущий внутри нас, приходит на помощь не с небес, а из глубин души каждого (Л.Н.Толстой). Но вероятно не христианский Бог, а сатана побудил экономистов создать рынок, а земных инженеров создать СМИ и электронные телекоммуникации. С их помощью власти управляют сознанием народа, превращая его в толпу - «родимое пятно» Капитализма. Но несмотря на рухнувший тоталитарный советский строй, идеи социализма и коммунизма уже прочно поселились в общественном сознании нашего народа. * * * Советская забота о детях – не миф, а реальность. Государственная и общественная (профсоюзная) забота о подрастающем поколении в 60-70-е годы была не декларативной, а реально действующей, народно поощряемой и партийно контролируемой. Подрастающее поколение было ограждено от целенаправленной враждебной буржуазной пропаганды и морального развращения соблазнами капиталистической денежной морали - фарцовки, уличной проституции, тунеядства, и др. Школьники в своей массе не смотрели «убойных» телефильмов, были ограждены от уличного порносекса, наркотиков, курения и пивного алкоголизма, не страдали ТV-экранной и компьютерно-игровой зависимости, и т.п.. Какая-то могущественная сила, называемая Советской властью, питаемая ещё свежей памятью о Великой победе над фашисткой чумой в ВОВ (1941-1945), оберегала наших детей от буржуазного растления. Пионерская и комсомольская организации, ДОСААФ, всеобщее школьное обучение, служба призывной молодежи в армии и на флоте, организованный досуг и спорт воспитывали у молодёжи советский патриотизм, - не в пример нынешним порядкам и дедовщине в армии. Подготовка молодёжи к труду и обороне осуществлялась посредством государственной системы БГТО и ГТО. Учебные заведения профессионального образования успешно решали задачи подготовки трудовых резервов (ФЗО, РУ, ПТУ). Межнациональные взаимоотношения в стране в 60-70-е годы прошлого века строились на принципах дружбы, взаимопонимания, братства народов наших республик. Семья была устойчивой, предателей Родины жестко карали, советский народ не вымирал, а жил верой в своё будущее. А что происходит теперь с нашими детьми, молодёжью, пенсионерами? Печально, но факт - наша нынешняя постсоветская педагогическая наука, оскопленная в 90-е годы западни- ческой образовательной практикой, ныне бессильно плетется в хвосте «Болонского процесса». * * * Будущность России - в её молодёжи. Какое будущее ждет Россию, когда растёт детская суицидность?. Только в 2011 году зафиксировано 1,5 тыс. случаев детских самоубийств плюс 3,5 тыс. прерванных и неудавшихся суицидных попыток. Рождаемость в РФ сокращается, коренное население вымирает. Более половины трудового населения относится к бедным и нищенствует. Тысячи детей подвергаются насилию со стороны педофилов, ещё тысячи исчезают бесследно. В правительственном почёте у нас теперь олигархи, а массовая нищета правительством замалчивается. В РФ миллион бездомных, зимой бомжы замерзают на городских помойках и улицах. В стране более двух миллионов молодых наркоманов, и столько же детей-инвалидов от рождения. И хотя успехи наших инвалидов-параолимпийцев утешают, но факты упадка массовой народной физической культуры и духовного благосостояния трудящихся очевидны. Стихия компьютерных игр превращает наших детей в информационных рабов-невротиков со сниженным иммунитетом. Сильно поредевшее мужское население спивается (в РФ женщин на 12 млн. больше, чем мужчин). Молодежь, взрослые, старики, - все теперь страдают экранной зависимостью. Но как с этим бороться? Ничего из этих негативных явлений в РФ ныне не изучается, наука в «загоне», а профилактических мер в государственном масштабе не предпринимается. Разве что подумывают об инкубаторах для особо одаренных детей. Печально, но факт - власти РФ упорно поворачивают внимание общес-тва на более благополучный Запад и США, - дескать, вот кому надо подра-жать. А раньше было наоборот – подражали нам. Идейно близкими примерами для подражания являются коммунистический Китай, социалистическая Франция, Швеция, и пр. Но почему же ныне мы не желаем вновь стать самими собой? Кто и что нам мешает в этом? И в то время как всё нарастающая информатизация образования обрекает наших детей и учащихся на гиподинамию - болезнь обездвиженности от учебно-сидячего образа жизни, наше Российская, бывшая Советская педагогическая наука закрывает глаза на все эти негативные социальные явления. Зачем тогда нужна государственная педагогическая наука, если её игнорировать? Чего же ждать нам – учителям и воспитателям, в будущем от государственно неуправляемой воспитательной теории и практики? Делать доклады с высоких трибун о важности воспитания большого ума не нужно. А вот воспитывать их в духе наших социокультурных традиций нелегко, требуются и ум, и сердечность родителей и учителей, а главное – научные знания. Согласно официальным данным 96% российских школьников ныне имеют отклонения в физическом развитии и здоровье. Эти печальные фак-ты заставляют усомниться в правильности осуществляемых, начиная с 1991 года в России, государственных западно-ориентированных реформ в области образования, здравоохранения, педагогической науки. В период послевоен-ного расцвета советского государства массовая физическая культура, школь-ный, сельский и городской спорт и спартакиады, были желанным образом жизни советской молодёжи. Спорт стоял на страже военно-патриотического воспитания молодёжи. Советские спортсмены прославляли наше отечество на Олимпийских играх, а в Москве на Воробьёвых горах уже гордо возвыша-лись строящиеся корпуса МГУ им. М.В.Ломоносова. Советское образование той эпохи считалось передовым в мире, а где оно сейчас? Однако в конце ХХ века что-то сломалось в духовно-управленческом ме-ханизме нашей российской государственности. В народе говорят, что власти «зажрались», оторвались от народа. Такое на Руси бывало и не раз. Нынеш-няя российская политическая и бизнес-элита, владеющая основными акти-вами и средствами производства, пользующаяся поддержкой правительства и большинства в Госдуме, своими действиями вновь возбуждает народное недовльство, протестные стереотипы которых являются национальной чер-той русского характера. И, слава богу, что власти и Госдума это уже учитывают. * * * |
Балтийская педагогическая академия Волков И. П., Оганян К. М., Грановская Р. М., Советова О. С., Соловьева Е. А., Годлиник О. Б., Рудкевич Л. А | Балтийская педагогическая академия Волков И. П., Оганян К. М., Грановская Р. М., Советова О. С., Соловьева Е. А., Годлиник О. Б., Рудкевич Л. А | ||
Исследовательский реферат Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «научное общество учащихся» | Конкурс рефератов дистанционной школы «Юный исследователь» Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «научное общество учащихся» | ||
Ноу впо «Волгоградский институт бизнеса» Волгоградская региональная общественная организация обеспечения гражданских прав и свобод, личной и имущественной безопасности граждан... | Б алтийский институт психологии и менеджмента (Латвия) балтийская... Целью конференции является привлечение учёных и профессионалов всех стран для обсуждения приоритетных проблем психологии, бизнеса... | ||
«гражданское содействие» Региональная общественная благотворительная организация помощи Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному... | Информация о продолжении деятельности общественного объединения Кемеровская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» «союз молодежи... | ||
Положение о межрегиональном конкурсе проектов «Живая вода» Организаторы конкурса: Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество», Межрегиональная общественная... | Темы рефератов экологические проблемы Ставропольского края Органы... Ставропольская региональная общественная организация Экологический Конгресс Ставрополья | ||
Доклад о состоянии с правами человека в Нижегородской области в 1999... ... | Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов... Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых | ||
Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов... Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых | Реферат по курсу «История медицины» на тему: «Вклад Н. И. Пирогова... «Вклад Н. И. Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии. Н. И. Пирогов, его педагогическая и общественная деятельность» | ||
Положение об областном конкурсе на лучшее сочинение и реферат «iii... Андрея Первозванного проводит Епархиальный отдел образования и катехизации, огоу ао «Православная гимназия» и Астраханская региональная... | Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями... Карельская региональная общественная организация родителей, имеющих детей инвалидов «особая семья» |