Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования»





НазваниеОтчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования»
страница1/10
Дата публикации23.09.2014
Размер1.64 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Право > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






КАРЕЛЬСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ «ОСОБАЯ СЕМЬЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования

в городе Петрозаводске и районах Республики Карелия

Материалы исследования по проекту
и практический опыт

ПЕТРОЗАВОДСК

2007

ББК

У
Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования в городе Петрозаводске и районах Республики Карелия . - Материалы исследования по проекту и практический опыт.– Петрозаводск, 2007 г.

Материалы данного сборника подготовлены организаторами, партнёрами и экспертами проекта: Ключарёвой Р.А., Звягиной О.М., Милюковой И.А, Федоровой Н., Григорьевой Г.Ф.

Сборник материалов под общей редакцией

Ключарева Р.А. и Алексеевой Е.Н.

Данная публикация стала возможной благодаря финансовой поддержки  Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках Программы поддержки гражданского общества "Диалог" (АЙРЕКС)"
"This study/report/audio/visual/other information/media product (specify) is made

possible by the generous support of the American people through the United States

Agency for International Development (USAID). The contents are the responsibility of

[insert recipient name] and do not necessarily reflect the views of USAID or the

United States Government."

Точка зрения, отражённая в данном издании, может не совпадать с точкой зрения Программы Поддержки Гражданского Общества «Диалог», реализуемой Советом по Международным Исследованиям и Обменам (IREX).


Сборник является некоммерческим проектом и распространяется на безвозмездной основе
 Программы поддержки гражданского
общества "Диалог" (АЙРЕКС)", 2007

 КРООРИДИ «Особая семья», 2007

 ПетрГУ, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. Р.А. Ключарева. Аналитическая записка…………………………………………………..….5

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «Интеграция детей с ограниченными возможностями

в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования» ………………………………………………………………………………….7

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Р.А. Ключарева. Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями КРООРИДИ «Особая семья».в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования». ………………………………………………………...27

3.2. О.М. Звягина. Готовность детей и молодежи с ОВЗ к инклюзивному образованию и предпочтения детей и молодежи с ОВЗ в формах образования; (Условия создания системы) ……………………………………………………………………………...……….33

3.3. Результаты фокус-групп 1…………………………………………………………………. 49

3.4. Результаты фокус-групп 2 …………………………………………………………………...67

3.5. И.А. Милюкова. Готовность специалистов к работе в системе инклюзивного образования (Результаты экспертного опроса) …………………………………………..89

3.6. Н.Л., Фадеева Обработка данных Гид-интервью ……………………………………………..102

3.7. Г.Ф. Григорьева Нормативно-правовая и материально-экономическая база образовательных учреждений РК для организации инклюзивного образования ……….111

3.8. Р.А Ключарева. История успеха. ………………………………………………………....115

3.9. Е.Н. Алексеева. Успешный опыт инклюзивного образования в общеобразовательных школах в г. Петрозаводске и Республике Карелия. Проблемы обучения в современном обществе ……………………………………………………………………………………..119

3.10. Ключарева Р.А. Опыт создания инновационной модели в Республике Карелия Центре «СЕРДЦЕВИНА» на базе Карельской региональной общественной организации родителей, имеющих детей-инвалидов «ОСОБАЯ СЕМЬЯ» ……………………………125

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1, 2, 3. Графики ………………………………………………………………..139

Приложение 4. фото по исследованию……………………………………………………...146

Проект: «Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования».
I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА.
Завершена реализация проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад-школа-техникум-ВУЗ) инклюзивного образования», который с марта по декабрь 2007 года осуществлялся Карельской региональной общественной организацией родителей, имеющих детей инвалидов «Особая семья» в партнёрстве с факультетом политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета.

Проект реализовывался на территории г. Петрозаводска и Республики Карелия и позволил выявить:

- обеспечивают ли нормативно-правовые акты РК включение детей- инвалидов в общий образовательный процесс?

- готова ли законодательная и исполнительная власть способствовать созданию системы непрерывного инклюзивного образования?

- готовы ли специалисты к работе в системе инклюзивного образования?

- готово ли общество к поддержке системы инклюзивного образования?

- что является главным препятствием к созданию системы непрерывного образования в РК: отсутствие безбарьерной среды; неготовность общества к идее инклюзии; несовершенство законодательной базы?

- какая модель интеграции (комбинированная, частичная, временная, полная) является наиболее приемлемой для РК

- готовы ли высшие и средние учебные заведения к инклюзивному обучению?

- готовы ли родители детей-инвалидов к включению детей в общий процесс образования?

Возможность создания системы зависит от взаимодействия властей на всех уровнях, от наличия нормативно-правововой документации, отражающей статус ребенка-инвалида и общеобразовательного учреждения, условия для детей инвалидов в общеобразовательном учреждении, прописанных функций оказания помощи детям-инвалидам. Поскольку создание системы непрерывного инклюзивного образования невозможно без анализа и учета мнений представителей общества, то группа вопросов касается готовности разных групп общества – от самих детей и их родителей до специалистов и простых граждан – к инклюзивному образованию.

За время реализации проекта было проведено: 2 семинара; прикладное социологическое исследование, нацеленное на изучение потребности и доступности для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) непрерывного инклюзивного образования; изучен имеющийся опыт инклюзивного образования в общеобразовательных школах Республики Карелия (РК); экспертное полустандартизированное интервью по вопросам доступности непрерывного инклюзивного образования для детей с ОВЗ в Республике Карелия и подготовленности к такому виду образования как самих семей, так и системы образования и общества в целом; 2 фокус-группы с молодыми людьми инвалидами с детства; а также стандартизированное интервью инклюзивного образования 117 молодых человека и гид- интервью 116 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенность проекта заключалась в объединении усилий некоммерческой организации, занимающейся проблемами детей и молодых людей с инвалидностью в области доступного образования и исследовательской группой, сталкивающейся с трудностями доступного высшего образования инвалидов с детства. Такое взаимодействие позволило разработать предложения по улучшению ситуации в направлении интеграции детей и молодых людей с ОВЗ в процесс непрерывного инклюзивного образования с учётом мнений самих инвалидов с детства, их родителей и экспертов.

Предлагая идею проекта, мы знали, что идея трудновыполнимая сама по себе. Вроде бы образование доступно для детей с инвалидностью, но в тоже время имеется группа инвалидов, которую именуют «необучаемыми», и опросы показали, что дети, молодые люди, их родители, и эксперты хотели бы изменить действующие стереотипы, так как они противоречат желаниям исследуемой группы.

Цель проекта - вовлечение государства и общества в диалог по вопросам инклюзивного образования, изменение социальной политики в области образования детей с ОВЗ в г. Петрозаводске и Республике Карелия с последующей разработкой региональных рекомендаций в системе непрерывного инклюзивного образования – перспективна. Полученные результаты нашли отклик у представителей власти и руководителей специальных образовательных учреждений, от деятельности которых зависит внедрение разработанных рекомендаций. Ещё предстоит большая работа по продвижению разработанных рекомендаций в нормативно - правовые акты заинтересованными организациями и объединениями в целях построения системы инклюзивного образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями.

В процесс исследования включилось более 120 участников из числа представителей законодательной и исполнительной власти, государственных и муниципальных, а также образовательных учреждений, учреждений среднего, специального и дополнительного образования, реабилитационных центров, руководителей общественных организаций и благотворительных фондов. Возможно, что при консолидации общих усилий, инвалид с детства сможет получить доступное образование и самореализоваться в обществе.

Выражаем искреннюю признательность детям, молодым людям с ОВЗ и их родителям, всем, кто смог поддержать нас, и внёс существенный вклад в реализацию данного проекта.

Особая благодарность Программе поддержки гражданского общества «Диалог», реализуемой Советом по международным исследованиям и обменам (IREX) за финансовую поддержку.
С уважением, председатель КРООРИДИ «Особая семья» Р.А.Ключарёва.

II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Обоснование необходимости проекта

  • Выявление потребностей

В октябре 2003 года, объявленного Европейским сообществом Годом инвалидов, состоялись парламентские слушания в Государственной Думе РФ по теме «Детская инвалидность в России – необходимость совершенствования законодательства». Во время слушаний международные и российские общественные организации представили специальный доклад «Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию».

Реабилитация силами гражданского общества поддержана как наилучшая альтернатива для большинства стран международными организациями, в том числе Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной организацией труда и ЮНЕСКО. Одна из проблем реабилитации – это инклюзивное обучение детей-инвалидов. Этот подход является новым для Карелии, и его не просто осуществить на практике.

В ходе практической деятельности Организация-заявитель постоянно сталкивается с проблемой обучения детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа. Проблема инклюзивного обучения детей с ОВЗ – это действительно социальная проблема. Однако на сегодняшний день она не осознается как общественная потребность, «т.к. провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной». В то же время часть общества в РК - общественные организации, объектами, деятельности которых являются дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, отдельные представители власти, специалисты осознают эту проблему как предмет анализа и готовы к практическим преобразованиям данной сферы. Именно эта готовность и заинтересованность стала основой «социального запроса» исследования «Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования».

  • Ситуационный анализ

Предварительный теоретический анализ проблемы показал, что в отечественной науке уже создана оригинальная концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом российской специфики, разработаны и апробированы вариативные модели интеграции, показана необходимость разработки правовой базы процесса интеграции, подготовки и переподготовки специалистов. Также существует и общепедагогическая теория процесса непрерывного образования, разработанная российскими учеными.

Анализ законов и нормативно-правовых актов показал наличие документов самого общего характера, но в то же время выявилось отсутствие подзаконных актов, регулирующих интеграцию детей-инвалидов в процесс общего образования.

Первичный анализ практического опыта в области инклюзивного образования показал, что на территории РК имеется, но не обобщен, не доведен до широкого круга общественности. В то же время предварительные исследования показали готовность НКО, представителей власти, специалистов к действиям по организации инклюзивного образования.

Наличие проблемной ситуации связано с тем, что существуют противоречия между:

    • достижениями науки и внедрением их в практику;

    • осознанием частью общества необходимости инклюзивного образования и непониманием важности этого процесса другой частью населения РК;

    • осознанием обществом потребности в инклюзивном образовании и недостатком информации о возможности интеграции;

    • несоответствие между потребностью в интеграции и имеющимися возможностями на законодательном, исполнительном, финансовом, профессиональном и др. уровнях.


Описание проблемы, ее актуальность

По данным Министерства здравоохранения и социального развития на 1 марта 2006 г. на учете в учреждениях образования республики Карелия состоит 1657 детей-инвалидов, что составляет 59 % от общего количества детей-инвалидов. В Калевальском районе все дети-инвалиды, кроме одного, состоят на учете в органах образования, в Лоухском районе - 83 % детей-инвалидов, в Пряжинском районе - 82 % детей-инвалидов. 1171 ребенок-инвалид или 41 % от общего числа всех детей-инвалидов не состоит на учете в учреждениях образования. Следовательно, им не предоставляются услуги по дошкольному и школьному воспитанию. Более половины детей-инвалидов не охвачены образовательными услугами в Сегежском районе (61 %), г. Сортавала (54%), г. Петрозаводске (50%). Возрастной анализ неохваченных образовательными услугами детей-инвалидов показал, что 604 ребенка являются детьми дошкольного возраста, старше 7 лет - 359 детей, в том числе из них детей старше 16 лет - 208.

По данным министерства образования и по делам молодежи РК 22% детей-инвалидов, не охвачено обучением, эти дети не могут принимать участие в учебном процессе (рассчитанном на здоровых детей) из-за особенностей состояния здоровья. Индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями не учитываются при разработке учебных программ. В законодательстве прописано, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями должен иметь индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), одним из разделов которой является школьная реабилитация. Однако исполнение данной программы никем не контролируется. ИПР не обеспечена социальными и финансовыми нормативами республиканского уровня, не обеспечена доступность образования с комплексом реабилитационных услуг.

В то же время в РК имеется положительный опыт организации интегрированного обучения детей-инвалидов в школах. Мониторинг ОУ, проведенный министерством образования РК в 2004 г. показывает, что 41% детей-инвалидов учится в общеобразовательных учреждениях в т.ч. коррекционных классах.

Предпосылки интеграции существуют и на законодательном уровне. ФЗ «О социальной защите инвалидов» - ст. 10,18,19 и Закон РК «Об образовании» от 15.04.2005 Ст.3 К расходным обязательствам РК в области образования относится социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов:

- обеспечение специальными учебными пособиями и литературой, а также услугами сурдопереводчиков;

- компенсация затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому;

- воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Согласно ст.5. республиканская исполнительная власть передает органам местного самоуправления муниципальных районов полномочия по предоставлению мер социальной поддержи и социального обслуживания инвалидов в виде субвенций, исходя из числа инвалидов и финансового норматива.

Кроме того, с 2004 года на территории РК при поддержке Финского фонда детей и молодежи (FCYF) общественные организации республики совместно с ПетрГУ, успешно организовывают обучение детей молодежи со специальными нуждами и их интеграцию в общество. Петрозаводский педагогический колледж в 2007-2008 г. планирует организовать инклюзивное обучение инвалидов. Сказанное позволяет говорить о том, что проблема инклюзивного образования актуальна для Карелии, в республике заложена основа для интеграции детей и молодых людей с инвалидностью в процессы образования, есть активная заинтересованность власти в решении этой проблемы и готовность общественных сил к практическим преобразованиям.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconРегиональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Родничок» комбинированного вида» г. Северодвинск
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconПроблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья

Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconМатериалы к итоговой контрольной работе по курсу «Эстетика» (Академия — 2012)
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconОтчёт о работе городской инновационной площадки за 2013 год
Обеспечение непрерывного образования, эффективной социализации и достойного трудоустройства лицам с ограниченными возможностями здоровья...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconОтчёт о работе городской инновационной площадки за 2013 год
Обеспечение непрерывного образования, эффективной социализации и достойного трудоустройства лицам с ограниченными возможностями здоровья...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconАннотированная программа дисциплины
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconАннотированная программа дисциплины/ модуля
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconТематическое планирование по проекту для детей с задержкой психического...
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconПрограмма внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «педагогика среднего...
Программа курса предусматривает установление связи между отдельными звеньями в системе непрерывного образования: детский сад-школа...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconРеферат «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными...
Содержание деятельности и результаты Мероприятия №2 «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconРадциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство...
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconКонспект познавательной викторины «Что мы знаем о профессиях» в подготовительной группе
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями кроориди «Особая семья». в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад школа техникум вуз) инклюзивного образования» iconПрограмма дисциплины История цивилизации для направления 010100....
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск