Скачать 152.41 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой (Н.Д.Котовчихина) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03__» сентября_2012 г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «Художественные открытия русской прозы и поэзии» Направление: Педагогическое образование Профиль: Литературное образование Квалификация: бакалавр/магистр Составители: ___Троицкий В.Ю., д.ф.н., доц. Москва-2012 Цель – продолжить знакомство студентов с центральными проблемами русской литературы. Задачи: - дать представление о художественных открытиях русской прозы и поэзии; - помочь студентам разобраться в сложном и противоречивом потоке мнений и суждений; - привить способность самостоятельно осуществлять литературоведческий анализ. Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______1______семестр_______1__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ (использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения) Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2 уровень сложности: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3 уровень сложности: ____________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________-____ Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер 50/50 % - нормативный кластер 30/70 % - инструментальный кластер Краткое содержание курса 1. Вводная лекция. Поэзия и проза. Поэзия и проза (поэзия: греч. póiesis, от poiéo — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперёд, ср. лат. versus — стих, буквально— повёрнутый назад), два основных типа организации речи художественной, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. 2. Литературные жанры в прозе. История прозы. В прозаических произведениях текст не разбивается на ритмические группы, предложения идут одно за одним. Про́за (лат. Prosa — прямая, простая, из proversa — обращённая вперёд) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству. 3. Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни. 4. Повесть. Жанр повести. Сюжет повести. По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. 5. Новелла. История новеллы. Характеристика новеллы. Новелла в русской литературе. Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью. 6. Эпопея. Условия появления больших народных эпопей. Язык эпопеи. Эпопе́я - от эпос и др.-греч. рoieo — творю. Эпопея — слово греческое, обозначает собрание былевых сводов, являющееся в результате попытки связать разнообразные сказания об одном и том же событии. 7. Рассказ. Жанровая природа рассказа. Предельная краткость повествования. Разновидности рассказа. Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. 8. Эссе. Стиль эссе. Примета эссе как жанра. Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. 9. Биография. Разновидности биографии. Пункты биографии. Биогра́фия (др.-греч. bios — жизнь и graphο — пишу, жизнеописание) — описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография). Биография воссоздаёт историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. 10. Поэзия. Истоки поэзии. Поэтический образ. Разновидности поэзии. Истоки поэзии следует искать в истоках человеческого языка. "Поэзия и проза суть явления языка" — гласит изречение Гумбольдта. Общий ход человеческой мысли есть объяснение нового, неизвестного при посредстве уже познанного, известного, названного. Поэзия признается особым видом мышления, противопоставляемым прозе, науке; поэзия есть мышление в словесных образах, тогда как проза есть мышление при посредстве абстракций, схем. 11. Моностих. История возникновения. Моностих в ХХ веке. Моностих — литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки. Принято считать, что однострочные стихотворения возникли уже в античной поэзии, хотя совершенно достоверных подтверждений этому нет. Новую жизнь вдохнула в эту экзотическую стихотворную форму модернистская поэзия начала XX века. 12. Басня. История басни. Басня в России. Разделение басен. Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. 13. Песня. Мелодия песни. Виды песни. Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. 14. Гимн. Христианская гимнография. Национальный гимн. Гимн (др.-греч.) — торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество). Гимн встречается в сакральной поэзии многих народов и генетически восходит к молитве. 15. Стихотворение в прозе. Теория и история. Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) – промежуточный жанр между лирикой и прозой. Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом. 16. Русские поэты. Разделение по периодам. Школы и течения. Периодизация русской поэзии не совпадает в точности с границами столетий. Поэтому в список русских поэтов XVIII века включены и авторы, работавшие в самом начале XIX века, которых в первом приближении можно охарактеризовать как авторов допушкинской поры, а с несколько большей точностью — как авторов, чьё творчество хронологически и по содержанию предшествовало кардинальной реформе русской поэзии в начале XIX века. Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с полной точностью. Начало этого периода следует отнести к 1890-х гг. — между манифестами Николая Минского и Дмитрия Мережковского и появлением первых выпусков подготовленного Валерием Брюсовым поэтического альманаха «Русские символисты» (1894). Завершение Серебряного века — конец 1920-х — начало 1930-х годов. 17. Художественное чтение. Spoken word. Некоторые представители жанра. Художественное чтение — публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение — жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Прекрасными исполнителями своих произведений в России были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, С. А. Есенин, В. В. Маяковский. 18. Декламационный стих. Мело́дика стиха́. Три типа стиха в мелодическом аспекте. Мело́дика стиха́ — выделенная Борисом Эйхенбаумом в книге «Мелодика русского лирического стиха» (1922) область поэтики, изучающая интонационный аспект поэтической речи, материализованный в особом поэтическом синтаксисе, и сам предмет изучения этой дисциплины. С точки зрения Эйхенбаума, мелодика представляет собой посредующую дисциплину между фонетикой и семантикой поэтической речи. 19. Мелодекламация. История мелодекламации. Мелодекламация (от др.-греч. — песнь, мелодия и лат. declamatio — упражнения в красноречии) — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как прием мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако со средины XVIII века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр. 20. Поэтический словарь Квятковского. Поэтический словарь А. П. Квятковского — справочник по теории поэзии. Содержит около 670 терминов из области стихосложения и поэтики стихотворных текстов, информацию о русской литературной и народной поэзии, античной поэтике и риторике, формах и жанрах западноевропейской поэзии, терминологию восточных стиховых культур. 21. Поэтика. Термин «поэтика». Историческое развитие поэтики как наука. Аристотель. Поэ́тика (от греч. Подразум. — поэтическое искусство) — теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, — и шире, законы литературы вообще. Поэтика — раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства. Основные понятияПроза, роман, повесть, новелла, эпопея, рассказ, эссе, биография, поэзия, поэтический образ, поэтика, декламационный стих, мелодекламация, художественная декламация, моностих, басня, песня, гимн, стихотворение в прозе, басня, песня, мелодия песни, гимн. Темы контрольных/ курсовых работ
Вопросы к зачёту
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная: Кроме установленных программами учебников и учебных пособий к ознакомлению рекомендуются следующие издания:
Дополнительная:
|
Аннотированная программа дисциплины/ модуля Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Аннотированная программа дисциплины/ модуля Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... |