Аннотированная программа дисциплины/ модуля





Скачать 61.09 Kb.
НазваниеАннотированная программа дисциплины/ модуля
Дата публикации07.09.2013
Размер61.09 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени

М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

(Н.Д.Котовчихина)

Решение заседания кафедры

Протокол № _1_

«_03__» сентября_2012 г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

«Эстетика и поэтика школы “чистого искусства” в русской литературе»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Литературное образование

Квалификация: бакалавр/магистр

Составитель: Шевцова Л.И., д.ф.н., проф.

Москва-2012

Цель: 

Системное изучение литературно-критических направлений середины ХIХ века, повлиявших на развитие художественного метода

Задачи:

 Уяснить основные положения теории «чистого искусства» и её роли в литературном процессе середины ХIХ века

Изучить основные критические работы А.В. Дружинина, В.П. Боткина, П.В. Анненкова.

Объем в ЗЕ: ____________2____________________________

Время изучения: курс______4______семестр_______8__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Введение в литературоведение, История русской литературы

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- Знать основные положения теории «чистого искусства» и её роль в литературном процессе середины ХIХ века

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование активных методов обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой заданий, опрос, классификация

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Краткое содержание курса

Основные разделы, их краткое описание

Гносеологические корни эстетических принципов «артистической школы»
Эстетическая система В. Г. Белинского и ее влияние на теоретические воззрения А. В. Дружинина.

Понятие "чистого искусства" в статьях А.В. Дружинина: "чистое" в значении совершенного, идеального, абсолютно художественного.

Защита идеала красоты в статьях В.П. Боткина.

П.В. Анненков как теоретик и критик школы «чистого искусства».
Основные положения “артистической” теории искусства А. В. Дружинина.
Позиция литературного “триумвирата”: Боткина, Анненкова, Дружинина.

– Суждения А.В. Дружинина об искусстве как сфере свободного волеизъявления творческой личности, устремленной к высокому духовно-нравственному идеалу.

– Предмет и “пафос” художественного отражения в эстетике Дружинина.

– Теория "искусства для искусства" в критических статьях и переписке А. В. Дружинина.

– Понятие "чистого" искусства в критике Дружинина. Связь этого принципа с художественным совершенствованием литературы, с борьбой против “дидактического” направления в литературе и искусстве.

– “Вечное” и скоропреходящее в эстетике А.В. Дружинина.

– А. В. Дружинин о мировоззренческих основах литературы и искусства.

Идея развития искусства и литературы в эстетической системе А. В. Дружинина, соотношение общечеловеческих и национальных форм в литературе и искусстве. Традиции и новаторство.

– А. В. Дружинин о национальной самобытности литературы и искусства как важнейшем условии развития художественности.

– "Направления" и "периоды" литературного развития в системе эстетических представлений А. В. Дружинина.

Вопросы развития западноевропейской и русской литературы в критических статьях А.В. Дружинина (типологический и исторический аспекты).

А.В. Дружинин о развитии национальных литератур, о смене и связи литературных периодов. Античная литература в характеристиках А.В. Дружинина.

Средневековый период развития западноевропейской литературы в статьях Дружинина. Эпоха Возрождения.

Новая и новейшие эпохи в развитии западноевропейских литератур (классицизм, сентиментализм, романтизм)



Концепция связи в критике А.В. Дружинина “старой” и “новой” русской литературы на основе единства национальных признаков и взаимодействия с общеевропейским развитием словесного искусства

Основные периоды и типология русской литературы XVIII-XIX веков в критических анализах А.В. Дружинина.

Характеристика ведущих тенденций русского литературного процесса 40-50-х годов XIX века в статьях А.В. Дружинина.

А.В. Дружинин о сатирико-обличительных, критических элементах в русской литературе 40-50-х годов XIX века
Критические статьи А.В. Дружинина, посвященные русским писателям как составная часть литературного процесса 40-50-х годов XIX века.


  1. Творческий гений Пушкина в трактовке А.В. Дружинина

  2. Поэт «любящий» и «многосторонний» (борьба за Н.В. Гоголя)

  3. Русские прозаики в критических оценках А.В. Дружинина (Л. Толстой, Н. Щедрин, А. Писемский, И. Тургенев, И. Гончаров). Проблема художественного совершенствования литературы в изображении русского быта.

  4. А.В. Дружинин о крупнейших поэтах 40-50-х годов (М. Лермонтов, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов).

  5. Раскрытие связи национального с подлинной художественностью в пьесах А.Н. Островского.

  6. Поэтика (жанровые и структурно-стилевые особенности) критических статей А.В. Дружинина.

Основные понятия

Поэтика, типология, эстетика, критический метод, идеал, «чистое искусство», жанровые признаки, стиль, литературный процесс, сатира, дидактика, традиции и новаторство.


Вопросы к зачету

  1. Принципы «артистической» школы А.В. Дружинина в статье «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения».

  2. А.В. Дружинин о «Сне Обломова».

  3. А. В. Дружинин о таланте А.А. Фета.

  4. Значение «Писем об английской литературе» А.В. Дружинина для русского читателя середины ХIХ века.

  5. Теория «чистого искусства» в статьях А.В. Дружинина.

  6. Споры о «чистом искусстве» в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения» в 50-х гг. ХIХ века.

  7. «Пушкинское» и «гоголевское» направление в статьях Н.Г. Чернышевского и А.В. Дружинина.

  8. Эстетическая программа П.В. Анненкова.

  9. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в оценке критика А.В. Дружинина.

  10. Творчество А.Н. Островского в статьях А.В. Дружинина.

  11. Литературный процесс 40-50х гг. ХIХ века.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.

Основная:

Крупчанов Л.М. История русской литературной критики 19 в. : Учеб. пособ. – М.: Высшая школа, 2005.

Русская литература ХIХ века.1840-1860-е годы: Воспоминания, литературно-критические статьи, письмо: Учеб. пособ.-М.: Высш.шк.,2005.

Дополнительная:

1.Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин и его окружение: К биографии русского писателя и критика (1824-1864) //Русская литература, 1998. - №3.

2.Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М.: Правда, 1989.

3. А.В. Дружинин. Проблемы творчества. К 175-летию со дня рождения: Межвузовский сборник научных трудов. – Самара: СГПУ, 1999.

4. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. – Л.: Искусство, Ленинградское отделение. – 1991.

5. Елизаветина Г.Г. Н.А. Добролюбов и литературный процесс его времени (Ответ. ред. А.С. Курилов). – М.: Наука, 1989.

6. Кедрова М.М. Споры о «чистом искусстве» в русской критике 1850-х гг.//Русская словесность, 1996. - №5.

7. Недзвецкий В.А. Русская литературная критика ХVIII-ХIХ веков//Курс лекций МГУ, 1994.

8. Русская литературная критика. Под ред. В.В. Прозорова. – Саратов, 1994.

9. Шевцова Л. И. Защитник вечного и совершенного в искусстве (о критике А. В. Дружинина). Литература в школе. - №1, 2005.

10. Шевцова Л.И. Литературно-критическая деятельность А.В. Дружнина в 40-50-е гг. XIX в. Москва, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconАннотированная программа дисциплины/ модуля
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconАннотированная программа дисциплины/ модуля
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Аннотированная программа дисциплины/ модуля iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск