Скачать 242.68 Kb.
|
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида» г.Северодвинск МИССИОНЕРСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Уроки добра и милосердия. Благотворительность в условиях современного детского сада» Фомина Людмила Дмитриевна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ № 62 «Родничок», г.Северодвинск Предисловие Происходящие на рубеже тысячелетий качественные изменения в характере развития современной цивилизации, связанные с общемировыми интеграционными процессами, внедрения в сферу образования различных наукоемких технологий и программ, затрагивают все сферы человеческой жизнедеятельности, ставя перед современным обществом ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание. Нравственное воспитание дошкольника должна решаться всеми, кто сегодня имеет отношение к детям. То, что заложим сегодня в душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Работа дошкольного учреждения в этом направлении построена таким образом, чтобы заложить в ребенке те человеческие качества, которые позволяют вырастить не только интеллектуальную, но и духовно богатую личность. Интеллект плюс характер, в который заключены нравственные основы вот цель образования сегодня. На сегодняшний день мы имеем опыт эффективного взаимодействия в решении проблемы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых дошкольников. Многолетнее сотрудничество нашего детского сада с Северодвинским интернатом для умственно отсталых детей явилось хорошей школой для воспитания у дошкольников основ заботливого отношения к окружающим людям: терпением, пониманием, любовью, уважением, милосердием, добротолюбием, нетерпимостью к дурным поступкам. Проводимые дошкольным учреждением ежегодные акции «Добро и милосердие», благотворительные акции «Поможем детям – инвалидам», «Им нужна наша помощь», «Неделя добра и милосердия», «Нам хорошо, когда мы вместе», тематические дни «Добротолюбие», «Они такие же, как мы», беседы «За добрые дела всегда похвала» и т.д., позволили сформировать у старших дошкольников осознанное отношение к окружающим их людям. Данный проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительность в условиях детского сада» можно использовать в любых образовательных учреждениях, в любых организациях. На Русском Севере особую роль в формировании человека, его образовании играли нравственные ценности. Одной из центральных является идея ценности нравственных качеств личности. Существовал своеобразный набор этикетных качеств личности, среди них: милосердие и сострадание, любовь к ближнему, помощь нуждающимся и т.д. Исторические данные говорят о том, что первый сиротский дом, называвшийся воспитательным, был открыт в Архангельске в августе 1777 года неким П.Ф.Бурениным на его собственные средства и на средства «доброхотных дателей». Заведение предназначалось для «несчастнорожденных младенцев». В 1779 году на пожертвования горожан был открыт сиротский воспитательный дом. А 21 апреля 1841 года на частные пожертвования был открыт архангельский детский приют. Этот благотворительный акт был приурочен к дню «тезоименитства Государыни императрицы Александры Федоровны». Душой всего дела и основательницей приюта была жена главного командира порта Маргарита де Травересе, которая выстроила для приюта двухэтажный деревянный дом. Время шло формы благотворительности видоизменялись и совершенствовались.В 1857 году в Архангельске образовалось женское попечительское общество, цель которого заключалась в оказании помощи бедным и в которое устраивали старух и сирот. Местный благотворитель П.К.Куйкин в 1859 году пожертвовал для приюта деревянный дом на Петербургском проспекте, а в 1861 году пожертвовал 1500 рублей, на проценты с которых содержались пансионеры в приюте, получившим название «Убежище Святого Петра». Было в Архангельске еще Кузнечевское дневное убежище, открытое в 1872 году женским попечительским обществом. В убежище находили призрение мальчики в возрасте от 8 до 15 лет. Они получали в убежище пищу, одежду и обучались в одном из приходских училищ, а в свободное от занятий время осваивали одно из наиболее употребимых ремесел. Архиепископ Нафаил 1 обратил отеческое внимание на судьбу бедных и сирот и в 1862 году предложил бесплатное обучение воспитанниками семинарии. Первая мужская воскресная школа в Архангельске была открыта 17 апреля 1860 года. Цель такой школы – распространение грамотности и «развитие нравственных начал среди ремесленных учеников». Женская воскресная школа была открыта 1 марта 1861 года в доме второго приходского училища и предназначалась для обучения грамоте дочерей горожан бедных сословий. Перечень о добродетелях Архангельска и области можно было бы продолжить, но давайте спросим себя, имеем ли мы в себе сострадание и милосердие, способность к пожертвованию, любовь к ближнему? Многое ли изменилось за полторы тысячи лет, которые отделяют нас от этих исторических дат? Меньше ли стало нуждающихся в помощи? В какой степени они нуждаются в помощи сейчас? Любовь к ближнему основывается на твердом убеждении, что все человечество – есть единая семья. Милосердие -любовь ко всем людям. «Милосердие состоит не только в той милостыне, которую вы подаете, не только в тех словах утешения, которые вами иногда говорятся страждущему человеку, но в полном нераздельном внутреннем доброжелательстве, отнесенным ко всем поступкам его, в теплом участии», писал протоиерей Валентин (Мордасов). Отсюда и сделаем выводы: на земле нет чужих все родные. «Главные дела милости телесной, общие для всех следующие, перечисляет святой праведный Иоанн Кронштадтский-алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, или имеющих недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить больного, послужить ему, и помочь его выздоровлению …». Как видим, милость является добродетелью, которая доступна всем людям. Благотворительность на Руси всегда была чем – то большим, чем простая финансовая помощь. Милосердие зависит от чего угодно, но только не от достатка. Сегодня возможность помочь другому, есть у каждого из нас. Поделись с ближним своим, если ему гораздо хуже, чем тебе. Это благодатное дело, в котором виден результат. Будущее России закладывается в дошкольном возрасте и с утратой культурных ценностей своего региона будет потеряно наше наследие. Давайте зададимся таким вопросом: кто завтра будет созидать Россию? Духовно-нравственная нация или опустошенный народ? Для того, чтобы человек стал добродетелем, его надо воспитать. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление Российской молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы, предназначенные для детей дошкольного возраста, ничего в себе не несут, и имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Что значит жертвовать творчески? Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников. Видя такую проблему, перед педагогическим коллективом была поставлена задача: разработать проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительные акции в условиях современного детского сада». Данный проект содержит в себе основную задачу – сформировать у дошкольников духовно-нравственные чувства по отношению к окружающему миру. При установлении тесного контакта с Северодвинским домом интернатом для умственно отсталых детей мы разработали план совместных мероприятий и выдвинули основные приоритеты:
Отличительной особенностью представленного проекта является то, что материал, направленный на воспитание духовно–нравственных качеств ребенка-дошкольника не нарушает структуру образовательного содержания программы «Детство», которая является базовой дошкольного учреждения, не нарушает структуру ее разделов, а именно:
Нами доказано, что внедрение инклюзивного образования детей инвалидов в дошкольную среду – доступная ступень для детей-инвалидов. Это системная и доступная интегрированная модель для образования и воспитания не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями. Инклюзивная модель образования предоставляет возможность социализации в атмосфере равенства и социальной справедливости. Пребывание ребенка-инвалида в здоровом детском коллективе поможет «особым» детям полноценно участвовать в жизнедеятельности детского сада, как в игровой, так и в специально организованной деятельности. Новизна и оригинальность данного проекта состоит:
Значимость данной работы Наш проект направлен на усиление акцентов социальной политики, а именно: мы и наши дети должны воспринимать любых инвалидов, как равных себе, обществу необходимо прививать понимание, что все люди равны, а проблемы детей инвалидов – это и наши проблемы. В нашем проекте участвует большое количество людей: сотрудники, родители, дети, которые объединены единой целью:
Проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительность в условиях современного детского сада». 1. Постановка проблемы
2. Обоснование проблемы (причины)
3. Цель проекта Путем взаимодействия двух детских коллективов воспитывать в детях – дошкольниках такие качества как милосердие, терпение, взаимопонимание, доброта. Объединить все подразделения: сотрудники, дети, родители для единой цели – делать добро безвозмездно. Введение инклюзивоного образования в дошкольном образовательном учреждении. 4.Задачи
5. Действия
6. Календарное планирование (сроки реализации, ответственный)
7. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на учебный год
8. Бюджет проекта и комментарии к нему
9. Персонал проекта
10. Результат. Высокая заинтересованность сотрудников, родителей в проведении благотворительных дней, осознанность и значимость проводимых мероприятий. Выход благотворительных мероприятий за рамки дошкольного учреждения. Дети детского дома интерната легко адаптировались в стенах дошкольного учреждения, чувствуют себя комфортно и непринужденно. У дошкольников детского сада наблюдается стойкая динамика осознанности и значимости совершать добрые поступки и делать добрые дела. 11. Критерии эффективности. Цель, поставленная нами в начале своей работы - достигнута. За три года работы в детский дом – интернат для умственно отсталых детей было передано:
Все вышеперечисленное позволило детскому интернату повысить материально-учебную и игровую базу, а остальным свершить благие дела и намерения. Активность и заинтересованность родителей и сотрудников участвовать в благотворительных акциях в среднем повысилась на 42%. Выросло понимание родителями своей роли в деле формирования гражданской позиции, духовно-нравственного воспитания своего ребенка. Сравнительная характеристика активности и заинтересованности участников проекта
Динамика роста нравственных ориентиров старших дошкольников по отношению к другим людям (период 2008-2011 год)
12.Перечень рабочей и отчетной документации:
На сегодняшний день наш проект завершен. Но в обществе не стало меньше людей, нуждающихся в нашей помощи. Дальнейшая работа детского сада заключается:
Учитывая достаточно хороший результат по взаимодействию всех заинтересованных сторон: родители, сотрудники ДОУ, сотрудники детского дома – интерната, дошкольное учреждение планирует расширить границы благотворительности за счет привлечения других структур. Активно внедрять инклюзивное образование в педагогический процесс ДОУ. Данный проект может служить примером и руководством в применении опыта работы в других дошкольных и образовательных учреждениях. Важно понимать, что, решая проблемы детей – инвалидов, надо концентрироваться не только на том, чтобы ребенок был сыт и ухожен, но и на эффективности обучения всех детей, независимо от того, болен он или здоров. Мероприятия: 1. Знакомимся с детским садом Цель экскурсии: Познакомить детей детского дома-интерната с детским садом и с детьми для создания теплых дружеских взаимоотношений. Познакомить детей детского сада с гостями - детьми из интерната. Напомнить детям правила поведения по приему гостей. Кто из нас не задавал себе вопрос: зачем я живу и что я есть среди людей? С ответа на него начинается самосознание, самоосмысление, самосовершенствование, самовыражение и еще многое других «само». А, по сути, начинается самостояние. 2. Знакомимся с детьми – нашими новыми друзьями Цель: Учить детей знакомиться с другими детьми, замечать их индивидуальные особенности. Помочь детям понять особую индивидуальность других людей. Проявлять внимание, уважение и выполнять правила вежливости. 3. Общаемся и играем вместе В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог постепенно влияет на духовно-нравственные качества детей, корректирует их поведение по отношению к сверстнику, отмечает те или иные закономерности. Цель: развивать у детей способность воспринимать реальный мир. Выражать свое мнение по поводу индивидуальных особенностей сверстника. Оценивать в игре свои поступки и поступки окружающих. Побуждать детей совершать добрые дела. Игра в коллективе с другими детьми, которые научились тебя понимать, дает возможность чувствовать себя комфортно. Но, педагог постоянно напоминает правила этикета и ищет повод одухотворить и осмыслить игру, сделать ее уроком жизни. 4. Проведение совместных мероприятий Утренник «Веселое Рождество» Цель: Доставить своим друзьям радость и веселье. Создать положительное эмоциональное настроение, обучать согласовывать свои действия с действиями других детей. Нести ответственность за другого. Общаться с детьми в духе добра и милосердия. Уметь дарить подарки, совершенствовать себя как нравственную личность. Конкурс чтецов Цель: Учить детей понимать язык мимики и жестов. Дать детям понять, что есть неговорящие дети, но они умеют выражать свои мысли, эмоции по-другому. Доставить детям – инвалидам радость от эмоциональной выразительности чтения юмористических стихов. Проявлять творчество, выразительность движений. Порадовать своими стихами других детей. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытия Мира для себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся во взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, неудач или побед. Радуем детей детского сада своими выступлениями Дети детского сада в гостях у своих сверстников Совместные прогулки Цель: Учить детей внимательно относиться к сверстникам, приходить на помощь в нужное время. Воспитывать у детей добрые чувства, потребность помогать другим, совершенствовать воспитанию нравственных качеств в каждом дошкольнике. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям людей, тебя окружающих. Мы не всегда понимаем горе другого, а рядом дети, которые берут с нас пример. День рожденья, день варенья, пирогов и угощенья … Цель: Учить детей понимать важность и значимость праздника – доставить другому человеку радость. Умение делать и дарить подарки. Желание оказывать посильную помощь. Подарок - добровольная и безвозмездная передача части собственности другому человеку. Дар имеет практическую составляющую – оказать помощь, снискать благоволение. Подарок от души, от всего сердца выше денежной стоимости. Выводы: В нашей стране для детей с тяжелыми нарушениями в психическом и умственном развитии созданы и успешно функционируют специальные учреждения, в которых они получают полноценную комплексную медико–психолого-педагогическую помощь и поддержку. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24. 11.1995 года № 181 – ФЗ предусматривает реализацию ряда мер социальной защиты инвалидов, направленных на их реабилитацию, а мировое сообщество - ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЭФ и иные международные организации закрепляют новую систему ценностей в нормативных актах, делающего инвалида – человека с ограниченными возможностями здоровья – полноправным гражданином. В новом политическом контексте специальное образовательное учреждение признается сегрегационным, (находящемся в социальной изоляции). Такая система не удовлетворяет ни правозащитников, ни родителей. Идеалом обучения ребенка-инвалида признается сначала интеграция, а затем инклюзия (включение). Дети из детского дома интерната – частые гости в нашем детском саду. Дети детского сада и сотрудники хорошо знают наших гостей и всегда им рады. В стенах детского сада они хорошо и комфортно себя чувствуют и конечно, ждут новых встреч! октябрь, 2012 |
Аннотированная программа дисциплины Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Аннотированная программа дисциплины/ модуля Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Материалы к итоговой контрольной работе по курсу «Эстетика» (Академия — 2012) Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Конспект познавательной викторины «Что мы знаем о профессиях» в подготовительной группе Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Программа дисциплины История цивилизации для направления 010100.... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Тематическое планирование по проекту для детей с задержкой психического... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья | Реферат «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными... Содержание деятельности и результаты Мероприятия №2 «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | ||
Информационно-методические ресурсы для педагогов, реализующих практику... Владимир Иннокентьевич Коренев начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, заместитель председателя... | Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11 | ||
Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями... Карельская региональная общественная организация родителей, имеющих детей инвалидов «особая семья» | Урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world» Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме |