Скачать 317.59 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.7 Литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература» (3 курс, 6 семестр) 1.1 Автор программы: Иванова Л.Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ. 1.3 Пояснительная записка: Курс " Литературоведение " является основным образовательным курсом для студентов – филологов (бакалавриат). Его главное назначение в том, чтобы привить аудитории представление о литературе как феномене, где осуществляется закон "единства формы и содержания". Важно дать студентам знания об основных научных методах исследования литературных процессов, явлений и фактов, об эстетико-теоретических категориях как основе размышлений о мировом и отечественном литературном процессах. Лекционный и практический курс позволяет расширить у слушателей терминологический запас, усвоить умозрительные теоретические основы практического анализа художественного текста. Программа состоит из нескольких разделов. Раздел 1 - ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК РОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. УЧЕНЫЕ-ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Раздел 2 - СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СЮЖЕТ. КОМПОЗИЦИЯ. ПОЭТИКА. АВТОР. Раздел 3 - ТИПОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. РОД. ЖАНР. МЕТОД. СТИЛЬ. Необходимо учитывать то, что студенты на 1 курсе знакомились с дисциплиной «Теория литературы», им знакомы азы предмета, есть навыки анализа текста, определенный терминологический запас. Чтение «Теории литературы» на выпускном курсе предполагает обобщение накопленных за годы образование знаний, умений и навыков. Преподавание курса опирается на опыт изучения студентами «Истории литературы» (отечественной и зарубежной), «Литературной критики», ряда спецдисциплин. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК РОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. УЧЕНЫЕ-ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Раздел включает в себя 6 час. лекций и 2 час. практических занятий. Темы лекций и их краткое содержание. 1 лекция. Литература как вид искусства. Искусство слово как знаковая система. Эстетическая природа литературы. Целостность и эстетическая ценность художественного мира. Коммуникативная природа литературы. Литература как способ духовного общения. Креативность. Парадигмы художественности. 2 лекция. Литературоведение как наука. Понятие научного метода в науке о литературе. Основные научные методы и школы. Биографический метод. Филологический метод. Мифологический метод. Историко-культурный метод. 3 лекция. Психологический метод. Психоаналитический метод. Интуитивистский. Структурализм. Марксистко-ленинская критика. Западное литературоведение. Постмодернистические концепции. Проблемы ГЕРМЕНЕВТИКИ. Интерпретация художественного текста. Раздел 2 - СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СЮЖЕТ. КОМПОЗИЦИЯ. ПОЭТИКА. АВТОР. Лекция 1. Структура произведения. Автор - текст - читатель. «Внутренний мир» литературного произведения. Художественное время, пространство, событие. Лекция 2. Последовательность событий: сюжет и фабула. Элементы сюжета и источники их развития (ситуация - конфликт - коллизия). Сюжет и мотив. Лекция 3. Композиция. Постановка проблемы. Принципы, приемы, элементы композиции. Единство содержания и формы, единство сюжета и композиции. Лекция 4. Автор и герой. Границы художественного мира произведения. Художественный образ. Литературный персонаж. Характер. Тип. Система образов. Лекция 5. Поэтика художественного произведения. Основы поэтики. Метафоризация. Поэтический синтаксис. Понятие «исторической поэтики». Раздел 3.ТИПОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. РОД. ЖАНР. МЕТОД. СТИЛЬ Лекция 1. Постановка проблемы: род, жанр, вид. Основы типологической классификации произведений. Эпика: эпический мир, герой, эпический стиль. Драма: пространственно - временная организация сюжета, природа конфликта, драма и театр. Лирика: субъективная структура лирического произведения, рефлексия и лирическое событие, образный язык лирики. Лекция 2. Понятие художественного метода. Стиль. Постановка проблемы, споры в литературоведении. Историзм метода: от классицизма к постмодернизму. Характеристики основных методов. Стиль литературного произведения: автор и стиль, стиль как «лицо», «типическое своеобразие». Творческая индивидуальность писателя. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие №1. Тема: Природа искусства. Литература как искусство. Литературоведение как наука. 1. Художественная словесность и другие виды искусства. 2.Ситуация «Лессинг - Гердер» в истории вопроса. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность. Гердер: поэзия как «энергетическое» искусство. 3. Сообщение студентов на тему : «Мифологическая школа». 4.Сообщение студентов на тему «Структурализм». 5. Терминология. Терминологические словари. Вопрос для коллективного обсуждения: Что позволяет рассматривать литературу как предмет научного исследования? Рекомендуемая литература:
Практическое занятие №2. Тема: Структура художественного произведения. Сюжет. Композиция. Поэтика. (На примере цикла повестей А.С. Пушкина «Повести Белкина» ). 1. Теоретические основы цикла. 2.Теоретические основы анализа художественного произведения. 3.Единство формы и содержания. Сюжет и композиция (« Метель»). 4. Проблема автора. Автор-повествователь. 5. Стиль. Творческая индивидуальность автора. Вопрос для коллективного осуждения: Каковы теоретические основы анализа художественного текста? Почему знание теоретических основ позволяет нам глубже раскрыть смысл произведения? Рекомендуемая литература:
Практическое заняти №3. Тема: Структура художественного произведения (на примере повести Ф.М. Достоевский «Кроткая»). 1. Мир художественного произведения. 2. Художественное время, пространство, событие. 3.«Внешнее и внутреннее: предметное и смысловое событие. 4. Сюжет и мотивы. Вопрос для коллективного обсуждения: как теоретические основы анализа сюжета помогают нам глубже понять творческую индивидуальность писателя? Рекомендуемая литература:
Практическое занятие № 4. Тема: Структура художественного произведения («Художественный мир» Л. Петрушевской). В помощь написанию дипломных работ. 1.Цели и задачи научного исследования. 2.Постановка проблемы. 3. Рабочая гипотеза. 4.Отбор материала. 5.Структура работы. 6.Методы исследования. 7. Основная терминология. Вопрос для коллективного обсуждения: Во имя каких целей художественное произведение становится предметом научного исследования? Как соотнесены в процессе работы над дипломным проектом историко-литературный, теоретический, критический аспекты исследования? Рекомендуемая литература:
Практическое занятие № 5. Тема: Основные категории (типологические группы) произведений. Понятие рода. Жанр и вид. 1. Эпос как род. Понятие «эпической дистанции» (на примере романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»). 2. Драма как род. Понятие драматургического конфликта (на примере драматургии Шекспира, Мольера, Островского, Чехова - по выбору студента). 3.Лирика как род. Субъективизм лирики. Понятие лирического сюжета. Понятие лирического героя (на примере творчества Байрона, Гейне, Блока, Цветаевой - по выбору студента). Вопрос для коллективного обсуждения: Каковы основные КРИТЕРИИ деления художественных произведений по родам? Выдерживаются ли эти критерии в современном искусстве? Рекомендуемая литература:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | ||
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История... М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии... Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,... |