Скачать 172.76 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).В7.2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература» 1.1 Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии Гафаров Р.М.
Хотя классические произведения русских критиков постоянно привлекаются к анализу художественных текстов, все же оценка литературно-критических статей, объяснение позиции того или иного критика представляет определенную проблему для студентов филологических факультетов, которые в скором будущем станут преподавать литературу в школе и опираться на эти самые литературно-критические статьи. Подобное умение самостоятельно истолковать содержание критической работы требует специальных знаний, которые давались в ныне отмененном курсе «Истории русской литературной критики». Традиционно в курсе истории русской литературной критики охватывается период с 18 по 19 века. В рамках обозначенного периода рассматривается история становления критики в России И.В. Кулешовым как автором неоднократно переиздававшегося учебника «История русской критики XVIII-XIX веков», а также В.Н. Недзевецким в книге «История русской литературной критики. Курс лекций» (М., 1994). Такие хронологические рамки имеют свое оправдание: именно в XVIII столетии возникает в России литературная критика как самостоятельная область литературной жизни, и в XIX веке происходит окончательное становление собственно критических жанров, специфических приемов анализа художественного произведения и основные критические школы со своей философско-эстетической методологией и принципов критического осмысления литературного процесса. Критика двадцатого века представляет собой развитие достижений той или иной критической школы, сформировавшейся во второй половине XIX века. В связи с этим и мы в своей программе ограничиваемся рассмотрением истории критики на протяжении XVIII-XIX веков. В ходе же рассмотрения того или иного этапа развития критики предполагается и определение некоторых теоретических аспектов.
О специфике жанров литературной критики, основных понятиях, на которых базируется художественная критика (анализ в единстве формы и содержания, историческая обусловленность жанровых форм, связь литературной и общественной жизни и т.д.), о том вкладе в развитие литературной критики в России, который внесли представители разных поколений русских теоретиков художественной литературы.
Объяснить отличие критических подходов классицистов, сентименталистов, романтиков, представителей реализма 19 века; показать закономерность выработки историзма в толковании явлений искусства; назвать достоинства и недостатки той или иной критической системы.
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. 1. Сходство и отличие критических методов от методов литературоведческого анализа. Близость критики к художественному творчеству. Наличие критического элемента в русском фольклоре, специфические формы русской теоретико-литературной мысли в Древней Руси (по А.С. Курилову), знание древнерусскими книжниками достижений западноевропейской эстетической мысли. 2. Своеобразие классицизма как художественного метода и связанное с этим понимание классицистами сущности и задач художественной критики. Критика как форма литературной полемики в статьях Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Задача приобщения русского читателя к новым художественным формам и развитие литературно-теоретической мысли в литературе классицизма. Своеобразие сентиментализма, новое понимание сущности литературной критики. Становление критических жанров в творчестве Н.М. Карамзина. 3. Эпоха романтизма и проблемы выработки системы литературно-критических понятий. Разработка понятий рода, школы, литературного направления, народности. Развитие жанра обзора в творчестве А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Греча. Становление историзма в оценках литературной жизни. 4. Основные этапы критической деятельности Н.А. Полевого. Достоинства критического метода, основные критические принципы Полевого. Своеобразие романтического миропонимания, отношения к искусству. 5. Некоторые аспекты философии Шеллинга. Поиск объективных законов развития искусства представителями философской критики (Одоевский, Веневитинов, Шевырев, Киреевский) в соответствии с диалектикой Шеллинга. Философская оснащенность критических статей любомудров. Критика Н.И. Надеждина – высшее достижение философской критики. Своеобразие историзма Надеждина. Идея развития художественных форм и их историческая обусловленность как основа резко-отрицательного отношения критика к современному романтизму. 6. Проблема периодизации критической деятельности В.Г.Белинского. Движение критика от идеалистической критики к реально-исторической. Некоторые аспекты философии Гегеля, Фейербаха. Особенности реализма середины XIX века. Эстетические принципы «натуральной школы». Выработка Белинским основных путей анализа художественного произведения. 7. Развитие критического наследия Белинского в трех направлениях: эстетическая критика Анненкова, Боткина, Дружинина; органическая критика Григорьева, реальная критика Добролюбова, Чернышевского, Писарева. Отличительные особенности эстетической критики, главные критические выступления Анненкова, Дружинина, Боткина. Их понимание истинной художественности. 8. Значение диссертации Чернышевского в философском обосновании критических подходов представителей «реальной» критики. Принципы «реальной» критики в изложении Добролюбова. Взгляд представителей «реальной» критики на взаимоотношение художественного произведения и реальной действительности. Социологизм в толковании художественных образов. Роль философии Л. Фейербаха в понимании характера и его обусловленности социальной действительностью. Крайности «реальной» критики в позиции Писарева – «разрушителя эстетики». 9. Своеобразие органической критики А. Григорьева. Взгляд критика на произведение как на живой организм. Особенности вводимой в критический обиход терминологии А. Григорьева. Отношение критика к эстетической и реальной критике. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Вопросы для самопроверки можно разбить на два раздела: 1 Раздел: 1. Литературная критика. Природа, предмет критики. 2. Предпосылки возникновения литературной критики в России. 3. Критика эпохи классицизма. Критическая деятельность Тредиаковского, Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. 4. Сентиментальная критика. Н.М. Карамзин как первый русский критик. 5. Русская критика начала 19 века. Первые литературные обзоры А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Греча, В.К. Кюхельбекера. 6. Русская критика 1820-х годов. Становление романтизма как одна из главных тем критики той поры. Обзорные статьи А. Бестужева. 7. Романтическая критика Н.А. Полевого. 8. Философская критика. Программные статьи Д. Веневитинова («Анаксагор. Беседа Платона»), В. Одоевского («Опыт теории изящных искусств…»), С. Шевырева («Разговор о возможности найти единый закон для изящного»). 9. Ранние работы И. Киреевского как образцы философской критики («Нечто о характере поэзии Пушкина», «Обозрение русской словесности 1829 года»). 10. Критика Н.И. Надеждина. 11. Эстетическая критика (П.В. Анненков, А.В. Дружинин, В.П. Боткин). 12. «Органическая критика» А. Григорьева. 13. Критика Н.И. Надеждина. Переходный характер статьи «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Эстетическая критика (П.В. Анненков, А.В. Дружинин, В.П. Боткин). Логика оправдания лирики в статье «Стихотворения Лермонтова». «Органическая критика» А. Григорьева. Призрачная и реальная реальность как объект художественного осмысления. Смысл сопоставления комедии Грибоедова «Горе от ума» и Гоголя «Ревизор» (статья «Горе от ума»… Сочинение А.С. Грибоедова»). Общая характеристика «реальной критики» Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Принципы и подходы «реальной критики» в формулировках Чернышевского и Добролюбова. 14. Н.Г. Чернышевский как критик. 15. Н.А. Добролюбов как критик. Позиция Добролюбова в полемике с Писаревым по поводу драмы Н. Островского «Гроза». 16. Д.И. Писарев. Своеобразие эстетической позиции («разрушение эстетики»). 17. Достоинства позиции Д. Писарева в полемике с М. Антоновичем по поводу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2 раздел: 1. Жизненный и творческий путь В.Г. Белинского. Проблемы периодизации творческой деятельности великого русского критика. 2. Характеристика первого периода критической деятельности В.Г. Белинского. Философско-эстетическая позиция критика в период «телескопских бдений». 3. Оценка Белинским истории русской литературы в статье «Литературные мечтания». «Народность» как основное аксиологическое понятие. 4. История жанра повести и место Гоголя в истории русской литературы в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». 5. «Примиренческий» период в творчестве Белинского. Принципы анализа художественного произведения, сформулированные в статье «Горе от ума». Сочинение А.С. Грибоедова. 6. Призрачная и реальная реальность как объект художественного осмысления. Смысл сопоставления комедии Грибоедова «Горе от ума» и Гоголя «Ревизор» (статья «Горе от ума»… Сочинение А.С. Грибоедова»). 7. Логика оправдания лирики в статье «Стихотворения Лермонтова». 8. Переходный характер статьи «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. 9. Спор Белинского с К.С. Аксаковым о художественных особенностях гоголевской поэмы «Мертвые души». 10. Учение о пафосе в 5 статье цикла «Сочинения Александра Пушкина». 11. Характеристика главного героя пушкинского романа «Евгений Онегин» (по материалам 8 статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина»). 12. Идея обусловленности характера обстоятельствами жизни в оценках образа Татьяны Лариной в 9 статье цикла «Сочинения Александра Пушкина». 13. Основные идеи статьи «Взгляд на русскую литературу 1846 года». 14. Генезис «натуральной школы» в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». 15. Обзор творчества основных представителей «натуральной школы» в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». 16. Оценка гоголевского влияния на развитие русской литературы в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». 17. Белинский о раннем творчестве Ф.М. Достоевского (по материалам последних статей «Взгляд на русскую литературу…» 1846, 1847 годов. 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1. Эстетические взгляды В.Г. Белинского московского периода. Статья «О русской повести и повестях г. Гоголя»
Литература:
Практическое занятие № 2. «Мертвые души» Н.В. Гоголя в оценке современной ему критике.
Литература:
Практическое занятие № 3. Цикл статей В.Г. Белинского «Стихотворения Александра Пушкина».
Практическое занятие № 4. Д. Писарев и М. Антонович о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
А) основная задача статьи, какие причины, по мнению критика, вызвали к жизни образ Базарова и «базаровщину»; Б) что пишет критик о Базарове как о «складывающемся» типе в русской литературе; В) каков взгляд Писарева на отношение писателя к герою своего произведения; Г) антропологический принцип писаревской критики. Ее психологизм, специфические особенности. 5. Статьи М.Н. Каткова и Н. Страхова о романе И.С. Тургенева. Литература:
Практическое занятие № 5. Н. Добролюбов и Д. Писарев о драме Н.А. Островского «Гроза». 1. Критическая история «Грозы» до ее появления в печати. Статья Н.А. Добролюбова «Темное царство». 2. Творческая история пьесы А.Н. Островского «Гроза». 3. Первые отклики на пьесу (А. Пальховский, Л.Н. Толстой, Ап. Григорьев, Н.Ф. Павлов, П.В. Анненков, П.И. Мельников-Печерский и др.). 4. Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»: а. структура статьи. б. особенности жанра пьесы. в. анализ конфликта. г. характер Катерины. 5. Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»: а. полемичность статьи; б. отношению к мнению Добролюбова; в. оценка образа Катерины. Литература:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература:
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Классицистическая критика Критика сентиментальная Романтическая критика Философская критика Критика реалистическая Антропологическая критика Эстетическая критика Реальная критика Органическая критика Романтический род Романтическая поэзия |
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии... Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... |