Скачать 384.52 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература (2 курс, 3 семестр) 2. Автор программы: канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии Иванова Л.Л. 4. Цели освоения дисциплины Цель курса – выявить и охарактеризовать специфику литературного процесса в России в первые десятилетия 19 столетия. Задачи курса – показать становление нового литературного направления (романтизм) в контексте творческого соперничества с классицизмом и сентиментализмом; дать характеристику литературному направлению романтизм; объяснить своеобразие ведущих романтических жанров; охарактеризовать творчество К. Батюшкова, В. Жуковского, И. Крылова, А. Бестужева-Марлинского, К. Рылеева, А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, В. Белинского; дать общую характеристику поэзии пушкинского круга (П. Вяземский, А. Дельвиг, Н. Языков и т.д.), романтической прозе (Н. Полевой, Ф. Булгарин, А. Одоевский, Н. Павлов и т.д.); показать своеобразие литературы романтизма; показать постепенное вызревание реалистической направленности в творчестве крупнейших представителей данного периода; объяснить какие обстоятельства общественной жизни, литературного процесса способствуют утверждению принципов реализма в русской литературе в 30-40-е годы. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Программа «История русской литературы: часть 2» написана в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к вузовскому курсу истории литературы. В ней сочетается общая характеристика литературного процесса на уровне историко-культурного и философского обобщения и анализ творчества ряда отдельных писателей, в творчестве которых отразились основные черты эпохи. В программе учитывается новейший литературоведческий материал. Она написана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и рассчитана на подготовку студентов факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций по направлению 032700.62 Филология, профиль «Отечественная филология: русский язык и литература». В связи с этим в программе излагается ряд лекционных тем, дается система вопросов для подготовки практических занятий, для самостоятельного овладения содержанием курса. В программе нашли отражение и методическое обеспечение курса, система контрольных вопросов и заданий. Место курса в общей системе подготовки специалиста обусловлено принципом преемственности. Курс «История русской литературы: часть 2» является начальным звеном в изучении студентами-филологами необыкновенно богатого талантами, гениальными художественными прозрениями, чрезвычайно широкого по охвату философских, социальных проблем, по объему художественного материала столетия в истории русской литературы. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-9: способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ПК-1: способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-5: способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: основные этапы литературного развития в России в первой трети 19 века, этапы творческого развития, основные темы в творчестве крупнейших русских писателей первой половины 19 столетия, какие значительнейшие литературные объединения существовали в этот период в России, какое значение в успехах литературы имела журналистика, специфические признаки романтизма как литературного направления, своеобразия реализма А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. 2) Уметь: охарактеризовать объективные причины появления романтизма, назвать его отличительные черты; показать, как романтический метод реализуется в художественных произведениях первых десятилетий 19 века русских писателей; объяснить реалистическую основу произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, написанных на втором этапе творческого развития; назвать основные мотивы творчества крупнейших писателей начала 19 столетия; проанализировать художественные произведения в единстве формы и содержания и определить идейно-тематическое содержание. 3) Владеть: навыком работы с критической литературой, навыком анализа художественного текста, навыком выразительного чтения. 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины составляет ___9___ зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); _____324______ часа.
8. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления/ Литературное творчество В.А. Жуковского. Творческий путь К.Н. Батюшкова. Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза. Творчество К.Ф. Рылеева. Басенное творчество И.А. Крылова. Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А. Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова. Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта. История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского. Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова». Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени». Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В. Белинский о раннем творчестве Гоголя. Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя. Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя. Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека. Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю». 10. Темы для самостоятельного изучения
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской... Квн «Волшебный мир искусства» в подготовительной группе детского сада комбинированного вида №122 города Пензы | Рабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология» Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная реклама и рекламные агентства для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История... Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика... | ||
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 18 Устное народное... ... |