Скачать 1.38 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.В.2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 Библиотечно-информационная деятельность 2. Авторы программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии 4. Цели освоения дисциплины Цели освоения дисциплины - формирование адекватного восприятия и систематизированного представления о литературном процессе XI – XXI вв., о высших достижениях древнерусской, русской классической и литературы начала XXI века; - воспитание способности самостоятельно анализировать и понимать произведения литературы, не только в художественном, но и в историческом, общественно-политическом контексте. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к циклу гуманитарных, обеспечивающих теоретическую подготовку будущего специалиста. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: истории русской и зарубежной литературы, библиотековедение, библиотечно-информационное обслуживание, библиографоведение. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-1: наличие культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК-2: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. ОК-8: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. ПК-2: готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлятворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры. ПК-28: готовность к аналитико-синтетической переработке информации. ПК-30: готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка. ПК-40: способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды. ПК-41: готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: основные этапы развития и современных тенденциях развития отечественной литературы как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста (библиографа); 2) Уметь: анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры, стиля; использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств; бережно относится к традициям российской словесности. 3) Владеть: навыки использования опыта крупнейших отечественных писателей для освоения профессии журналиста (библиотекаря) как «человековедческой» – «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений и т.д. 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет_____6_____ зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); ____216_____ часов.
8. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература ХVIII века. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература ХIХ века. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература ХХ века: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Современная отечественная литература Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. 10. Темы для самостоятельного изучения
Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9. 11. Образовательные технологии Интерактивные формы занятий:
Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9. Для УМК, состоящего из нескольких дисциплин указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, №1/3 – Дисциплина №1, тема №3. Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, компьютерная симуляция, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов и т.п. 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Практические занятия по древнерусской литературе «Слово о полку Игореве» 1. История открытия и публикации «Слова о полку Игореве». 2. Композиция «Слова…». 3. Особенности жанра. 4. Образы «Слова о полку Игореве» (образ Русской земли, образы князей, образы природы). Средства их создания. 5. Фольклор и книжность в «Слове о полку Игореве». 6. Особенности ритмической организации повествования в «Слове…». 7. Переводы «Слова о полку Игореве». Сравнить переводы одного и того же эпизода разными поэтами. Литература. 1. «Слово о полку Игореве». – текст 2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. с. 128-133. 3. Кусков В.В. История древней русской литературы. 4. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. – Л., 1967 (конспект с. 12-14, 21-24, 32-44). 5. Рыбаков Б. Автор «Слова о полку Игореве». – М., 1971, с. 86-169, 202-289. 6. «Литературное обозрение», 1985, № 3-9 (публикации материалов об изучении «Слова…»). «Повесть о Петре и Февронии». 1. Проблема времени создания повести. 2. Особенности жанровой природы повести. 3. Трансформация русской волшебной сказки в содержании повести. 4. Образ Февронии в повести. 5. Антибоярская направленность «Повести о Петре и Февронии». Литература. 1. «Повесть о Петре и Февронии» - текст. 2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 3. Кусков В.В. История древней русской литературы. 4. Дмитриева Р.П. О структуре «Повести о Петре и Февронии». – Л., ТОДРЛ, 1976, т. xxx, с. 247-270. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История... Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной... Методические рекомендации составлены на основе гос впо по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | Ситаров В. А. Дидактика Библиотечная педагогика : Программа курса для студентов, обучающихся по направлению подготовки 07190062 – Библиотечно-информационная... | ||
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История... М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... |