Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность
страница1/11
Дата публикации02.10.2013
Размер1.38 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.В.2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 Библиотечно-информационная деятельность
2. Авторы программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии

4. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины - формирование адекватного восприятия и систематизированного представления о литературном процессе XI – XXI вв., о высших достижениях древнерусской, русской классической и литературы начала XXI века;

- воспитание способности самостоятельно анализировать и понимать произведения литературы, не только в художественном, но и в историческом, общественно-политическом контексте.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к циклу гуманитарных, обеспечивающих теоретическую подготовку будущего специалиста.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: истории русской и зарубежной литературы, библиотековедение, библиотечно-информационное обслуживание, библиографоведение.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-1: наличие культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОК-2: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-8: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

ПК-2: готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлятворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры.

ПК-28: готовность к аналитико-синтетической переработке информации.

ПК-30: готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов

информационного рынка.

ПК-40: способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды.

ПК-41: готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные этапы развития и современных тенденциях развития отечественной литературы как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста (библиографа);

2) Уметь: анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры, стиля; использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств; бережно относится к традициям российской словесности.

3) Владеть: навыки использования опыта крупнейших отечественных писателей для освоения профессии журналиста (библиотекаря) как «человековедческой» – «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений и т.д.
7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет_____6_____ зачетных единиц
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

____216_____ часов.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

071900.62 Библиотечно-информационная деятельность, очная форма обучения

2


3

4

216/ 6

80

38

42

20

10

10


12

12


26

30




136

60

76


зачет

экзамен


8. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1.

Древнерусская литература и русская литература 18 в.

14/2

4

10




20

2.

Русская литература 19 в.

18/6

6

12




30

3.

Русская литература рубежа 19 -20 вв.

16/4

6

10




28

4.

Русская литература 20 в.

16/4

4

12




26

5.

Современная отечественная литература

16/4

4

12




32


9. Содержание разделов дисциплины
Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика.

Русская литература ХVIII века. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм.

Русская литература ХIХ века. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр.

Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей.

Русская литература ХХ века: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия.

Современная отечественная литература

Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.
10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Древнерусская литература и русская литература 18 в.

«Хождение Афанасия Никитина за три моря»,своеобразие памятника.

Проблема отцов и детей в повести XVII века

Теоретические труды Ломоносова и Сумарокова

Ода как ведущий жанр поэзии классицизма

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

тестирование

…..

20

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

……

2

Русская литература 19 в.

Романтизм как литературное направление, своеобразие русского романтизма

Проза Пушкина

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева

Поэзия «чистого искусства»и некрасовская школа

Позднее творчество Толстого Л.Н.

вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


30

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


3

Русская литература рубежа 19 -20 вв.

Основные литературно- художественные течения в литературе рубежа веков, отличие русского модернизма от западноевропейского

вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


28

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


4

Русская литература 20 в.

Горький. «Жизнь Клима Самгина»

Тема гражданской войны в литературе ХХ века

вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


26

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


5

Современная отечественная литература

«Возвращенная литература»

Современная драматургия.

Литература русского постмодернизма.

«Массовая литература».

Смеховая литература конца ХХ века

вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


32

- выполнение тестов

- защита рефератов



Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9.
11. Образовательные технологии
Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

Древнерусская литература и русская литература 18 в. 4 часа

Просмотр и обсуждение фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»

Русская литература 19 в. 6 часов

Просмотр и обсуждение фрагментов киноверсий по произведениям писателей 19 века, спектаклей по мотивам произведений Островского, Чехова

Русская литература рубежа 19 -20 вв. 4 часа

Просмотр и обсуждение фильма по мотивам произведения Сологуба «Мелкий бес»

Русская литература 20 в. 4 часа

Работа в группах по теме «Основные литературно-художественные течения концп 19-начала 20 века в русской литературе»

Современная отечественная литература 4 часа

Дискуссия по теме «Литература современного постмодернизма»


Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9.

Для УМК, состоящего из нескольких дисциплин указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, №1/3 – Дисциплина №1, тема №3.

Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, компьютерная симуляция, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов и т.п.
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Практические занятия по древнерусской литературе
«Слово о полку Игореве»
1. История открытия и публикации «Слова о полку Игореве».

2. Композиция «Слова…».

3. Особенности жанра.

4. Образы «Слова о полку Игореве» (образ Русской земли, образы князей, образы природы). Средства их создания.

5. Фольклор и книжность в «Слове о полку Игореве».

6. Особенности ритмической организации повествования в «Слове…».

7. Переводы «Слова о полку Игореве». Сравнить переводы одного и того же эпизода разными поэтами.
Литература.
1. «Слово о полку Игореве». – текст

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. с. 128-133.

3. Кусков В.В. История древней русской литературы.

4. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. – Л., 1967 (конспект с. 12-14, 21-24, 32-44).

5. Рыбаков Б. Автор «Слова о полку Игореве». – М., 1971, с. 86-169, 202-289.

6. «Литературное обозрение», 1985, № 3-9 (публикации материалов об изучении «Слова…»).
«Повесть о Петре и Февронии».
1. Проблема времени создания повести.

2. Особенности жанровой природы повести.

3. Трансформация русской волшебной сказки в содержании повести.

4. Образ Февронии в повести.

5. Антибоярская направленность «Повести о Петре и Февронии».
Литература.
1. «Повесть о Петре и Февронии» - текст.

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы.

3. Кусков В.В. История древней русской литературы.

4. Дмитриева Р.П. О структуре «Повести о Петре и Февронии». – Л., ТОДРЛ, 1976, т. xxx, с. 247-270.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История...
Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Методические рекомендации составлены на основе гос впо по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconСитаров В. А. Дидактика
Библиотечная педагогика : Программа курса для студентов, обучающихся по направлению подготовки 07190062 – Библиотечно-информационная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск