Скачать 83.37 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой ______( Н.Д.Котовчихина) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03__» сентября_2012_г. Аннотированная программа дисциплины «Литературоведческий практикум» Направление: Педагогическое образование Профиль: Литературное образование Квалификация: бакалавр Составители: ___доц., к.ф.н.___Щалпегин О.Н._________________ Москва-2012 Цель курса: формирование у студентов навыка практического применения теоретических знаний в области литературоведения. Задачи курса: - знакомство с универсальными принципами формально-содержательного анализа художественного мира произведений различных жанров; - умение использовать в ходе исследования образной системы произведения искусства, творчества писателя специфических средств и приемов литературоведческого анализа; - свободное владение литературоведческим тезаурусом в разговоре о художественном творчестве; - умение применять полученные знания и закрепленные навыки литературоведческого анализа в смежных областях деятельности; Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______1______семестр_______1__________ Взаимосвязь с другими модулями: Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Истории русской литературы, История зарубежной литературы, курсов по выбору Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Владеет навыками литературоведческого анализа текста. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Произвести литературоведческий анализ текста по схеме. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: литературоведческий анализ текста Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер Краткое содержание курса
Основные разделы, их краткое описание
Основные понятия:литературный образ, образная система, художественная форма, композиция, композиционные приемы, изображенный мир, изобразительные и выразительные средства, фонетические, синтаксические средства создания литературного образа, тропы, композиционно-сюжетные элементы, конфликт, фабула, мотив, литературный род, жанр, стихотворные размеры, принципы и приемы психологизма, система персонажей, тип и характер, авторская система ценностей, тематика, проблематика, идея, пафос. Темы контрольных (аудиторных) работ
Контрольная работа (домашняя): Подробный целостный формально-содержательный анализ одного произведения. Вопросы к зачету 1.Универсальные принципы анализа литературного произведения (на конкретном примере). 2. Определение доминанты художественной формы и содержания в конкретном произведении. 3. Анализ незнакомого произведения сточки зрения композиции. 4. Анализ визуального ряда в незнакомом произведении. 5. Анализ незнакомого произведения малого поэтического жанра с точки зрения метрики, рифмы, строфики. 6. Анализ незнакомого произведения с точки зрения фонетических и синтаксических средств создания литературного образа. 7. Анализ системы тропов в незнакомом произведении. 8. Родовые признаки лирического произведения и принципы его анализа. 9. Родовые признаки эпического произведения и принципы его анализа. 10. Родовые признаки лиро-эпического произведения и принципы его анализа. 11. Родовые признаки драматического произведения и принципы его анализа. 12. Характеристика сюжета литературного произведения. 13. Анализ тематики, проблематики и идеи нескольких незнакомых произведений разных жанров. 14. Анализ произведений формализованных и функциональных жанров. 15. Анализ незнакомых произведений сточки зрения пафоса. 16. Анализ образной системы сточки зрения типа и характера. 17.Характеристика произведения с точки зрения психологизма. 18. Целостный формально-содержательный анализ незнакомого произведения малого жанра. 19. Сравнительно-сопоставительный анализ нескольких произведений по тематико-проблематическому признаку. 20. Сравнение художественных произведений, созданных в различных эстетических традициях. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная: Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов //Историческая поэтика. М., 2006. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфика. М., 1994. Есин А.Б. Литературное произведение: типологический анализ /пособие по спецкурсу/. М., 1992. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. Илюхин А.А. Русское стихосложение. М., 2005. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972. Литературоведческий энциклопедический словарь (под редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева). М., 1997. Щалпегин О.Н. Введение в литературоведение. Программа для студентов филологических факультетов. РИЦ МГГУ им.М.А.Шолохова, М., 2010 Дополнительная: Аристотель. Поэтика (любое издание). / Для проведения практических занятий достаточно – хрестоматийного/. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды; Общее значение слова литература.(в сборниках статей за 1841 г. Для практических занятий достаточно хрестоматийного варианта). Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1969. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989. Гоголь Н.В. О том, что такое слово // Выбранные места из переписки с друзьями // Гоголь Н.В. Избранное. Изд. Сретенского Монастыря. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства. Поэтика литературы как системного целого. //Поэтика древнерусской литературы. Л., 1987. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Поспелов Г.Н. Искусство и поэтика. М., 1984. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958. Тимофеев Л.И. Слово о стихе. М., 1987. Утехин Н.П. Жанры художественной прозы. Л., 1982. Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. М.-Л., 1968. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М.,1998. Хализев В.Е. Драма как род литературы. (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982. |
Аннотированная программа дисциплины/ модуля Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Аннотированная программа дисциплины М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | ||
Аннотированная программа дисциплины/ модуля Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | Аннотированная программа дисциплины/ модуля Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Аннотированная программа дисциплины В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку по литературному чтению (авт. Л. А. Ефросинина) в системе учебников «Начальная... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа... Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная... Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного... | Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические... Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной... |