Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»





Скачать 376.16 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»
страница1/3
Дата публикации24.01.2015
Размер376.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


министерство образования и науки

российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии
УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМК Юранёва И.Н.

________________________

«__7__»__сентября__2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Современная экология и глобальные экологические проблемы
Аннотированная магистерская программа

«Гидробиология и ихтиология»


Квалификация (степень) выпускника

«магистр»

Форма обучения

очная

Город Сыктывкар

Год 2011
министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Современная экология и глобальные экологические проблемы

Блок дисциплин: М2. Математический и естественный цикл

Институт естественных наук

Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация - Магистр

Форма обучения очная



Семестр

В

Всего учебных занятий

144 часа

В том числе:




Аудиторных занятий

42 часа, из них

Лекций

14 часов

Практических (семинарских) занятий

28 часов

Занятия, проводимые в интерактивной форме

14 часов

Самостоятельная работа студентов

62 часа

КСР

4 часа

Текущий контроль: контрольные работы

2 часа

Форма итогового контроля

экзамен (36 часов), семестр В


Город Сыктывкар

Год 2011
Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

доцент каф. биологии, доцент __________ Голикова Е.А.

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана

аннотированной магистерской программы «Гидробиология и ихтиология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______20___ г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

доцент _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________20___ г.
Председатель УМК Института естественных наук

доцент ____________ И.Н. Юранева

(подпись)
)

I. Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина относится к циклу математических и естественных дисциплин.

  1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной науки, рассматривающей различные стороны взаимодействия всех компонентов природы и членов сообщества.

2. Задачи курса:

2.1. Определение закономерностей организации науки, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы.

2.2. Ознакомление с научными основами рациональной эксплуатации биологических ресурсов.

2.3. Получение представлений о прогнозировании изменений в природе, возникшие под влиянием деятельности человека.

2.4. Ознакомление с практикой определения допустимых пределов воздействия человека на окружающую среду.

2.5. Формирование представлений о сохранении среды обитания живых организмов, в том числе и человека, и разработке рекомендаций путей развития человеческого общества.

II. Место дисциплины в структуре ООП:

Цикл М.2., математический и естественный цикл. Перед изучением курса студент должен иметь достаточные знания в области естествознания, основных положений биологической экологии, основ учения о биосфере и природоохранной деятельности в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки.

III. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения курса у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать экологическую грамотность и творчески подходить к решению экологических проблем.

Формируются компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-14.

ОК-4 - понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ПК-1 - понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

ПК-2 - знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

ПК-4 - демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку;

ПК-5 - демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов;

ПК-14 - планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией.

Компоненты формируемой компетенции

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основы учения В.И. Вернадского о биогеохимической роли живого вещества, роли человека в эволюции биосферы;

  • биосферные функции человечества;

  • исторические типы взаимодействия общества и природы, социоэкосистемы и их компоненты;

  • экологические особенности человека как биологического и социального существа;

  • основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;

  • причины изменений природной среды под влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях управления процессами в экосистеме;

  • основные черты кризисных экологических  ситуаций;

  • экологические принципы рационального природопользования;

  • механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами;

  • политические, правовые и экономические механизмы управления качеством социальной и природной среды обитания человека;

  • духовно-нравственные аспекты экологической проблемы и принципы формирования экологической культуры;

  • экологические аспекты современных концепций развития цивилизации;

  • основы экологической составляющей национальной и международной безопасности.


Владеть

  • знаниями в понимании взаимосвязи биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания;

  • представлениями о пределах толерантности организмов и популяций;

  • представлениями об экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;

  • представлениями о популяциях в экологии, закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности;

  • пониманием механизмов воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессовым воздействиям среды;

  • пониманием механизмов влияния загрязнения природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

  • пониманием физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

  • представлениями о связи качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека.


Уметь:

  • давать оценку экологических последствий деятельности человека: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем;

  • объяснять причинно-следственные связи экологических и эволюционных явлений, влияние человека на экологические явления;

  • обосновывать этические походы к решению экологических проблем;

  • применять экологические принципы охраны природы и правила экологической культуры в бытовых, производственных социальных ситуациях.


IV. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

144

Семестры

В










Аудиторные занятия (всего)

42

42










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

14

14










Семинары (практические занятия)

28

28










Лабораторные работы
















Самостоятельная работа (всего)

62

62










Контроль самостоятельной работы

4

4










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Контрольная работа




+










Вид аттестации (зачет, экзамен)

36

36










Общая трудоемкость 144 час

4 зач. ед.

144

144


























V. Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Форма текущего контроля по теме, разделу

В том числе

Лекции

Пратич работа

Лаборатор. работа

Интерактивная форма

Раздел I. Введение в современную экологию

1

Тема 1. Предмет и задачи современной экологии.

7




1

2

-

-

4

2

Тема 2. Системный подход в изучении современной экологии.

7




1

2

-

-

4

Раздел II. Глобальная экология




3

Тема 3. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы, роли человека в изменении окружающей среды.

7




1

2

-

-

4

4

Тема 4. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.

9




1

2

-

-

6

5

Тема 5. Глобальные социально-экологические проблемы современности

9




1

2

-

1

6

6

Тема 6. Постиндустриальная эпоха в развитии человечества. Концепция устойчивого развития.

9




1

2

-

1

6

Раздел III. Социальная экология




7

Тема 7. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты.

7




1

2

-

2

4

8

Тема 8. Поведение человека в естественной и социальной среде.

7




1

2

-

2

4

9

Тема 9. Экология человека в социальной среде.

7




1

2

-

2

4




10

Тема 10. Экология труда.

7




1

2

-

2

4




11

Тема 11. Численность, динамика, особенности размещения населения на Земном шаре.

7




1

2

-

1

4




12

Тема 12. Демография и социальная структура населения.

7




1

2

-

1

4




13

Тема 13. Миграции населения.

7




1

2

-

1

4




14

Тема 14. Экологические проблемы урбанизации.

7




1

2

-

1

4




Интерактивная форма

-

-

-

-

-

14

-




Итого

104




14

28







62





VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Введение в современную экологию
Тема 1. Предмет и задачи современной экологии.
Содержание учебного материала.

Возникновение и развитие современной экологии. Современная экология: структура, предмет, цели и задачи. Функции современной экологии: теоретическая, природоохранная, прагматическая, прогностическая, мировоззренческая, методологическая. Философско-методологические основы современной экологии. Основные точки зрения о месте современной экологии в ряду биологических наук.
Тема 2. Системный подход в изучении современной экологии.
Содержание учебного материала.

Системный подход как общенаучный метод. Принципы системного анализа в экологии. Законы существования экосистем. Сферы человеческих экосистем. Антропоэкономический подход в оценке человеческих экосистем. Целенаправленность и способность экосистем к самовосстановлению. Стресс, пределы и способность экосистемы к самовосстановлению. Взаимозависимость и взаимодействие в экосистемах. Этические взгляды на экосистемы (концепция покорения природы, концепция технического оптимизма, концепция «Природа знает лучше», концепция экологического эффекта, концепция целостной экосистемы). Возможности устойчивого развития экосистем.
Раздел II. Глобальная экология
Тема 3. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы, роли человека в изменении окружающей среды.

Содержание учебного материала.

Работы Томаса Мальтуса об опережающем росте народонаселения по отношению к росту средств существования, Адама Смита и В.В. Докучаева о роли взаимодействии человека и природы, введение А.И. Воейковым понятия «емкость Земли для человека». Появление понятия «ноосфера» в работе Тейяр де Шардена и его последующее развитие. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ее эволюции. Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду.
Тема 4. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.

Содержание учебного материала.

Работы У.Ловеллока о Гее - глобально скореллированном организме. Глобальные модели и «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Дж. Форестера, Дениса и Донеллы Медоуз и Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы и Д.Л. Арманда и Ю.К. Ефремова о взаимоотношении человека и природы. Работа Комиссии Брутланд. Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды. Конференции глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге. Основные итоги и материалы. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. Концепция устойчивого ресурсопользования Д.И. Люри.
Тема 5. Глобальные социально-экологические проблемы современности.

Содержание учебного материала.

Понятие глобальной проблемы. Возрастающее значение экологических проблем, их взаимосвязь с другими глобальными проблемами: демографической, энергетической, экономической. Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда человечества: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор. Пути решения глобальных проблем
Тема 6. Постиндустриальная эпоха в развитии человечества. Концепция устойчивого развития.

Содержание учебного материала.

Индустриальное и постиндустриальное общество. Центральная роль экологических проблем в постиндустриальном обществе. Осознание необходимости устойчивого развития. Препятствия к его достижению. Мировой опыт устойчивого развития при различных типах использования территории. Экономические и правовые основы рационального природопользования. Социальное управление природопользованием, охраной природной среды и экологической безопасностью. Охрана и рациональное использование природных ресурсов.
Раздел III. Социальная экология
Тема 7. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты.

Содержание учебного материала.

Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.
Тема 8. Поведение человека в естественной и социальной среде.

Содержание учебного материала.

Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения. Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека. Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
Тема 9. Экология человека в социальной среде.

Содержание учебного материала.

Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Общество как среда обитания человека. Факторы социальной среды. Социальная среда и качество жизни. Социальная среда как фактор физического и социального здоровья человека. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья. Социальное здоровье: понятие, факторы, пути сохранения и укрепления. Здоровье человека как социальная ценность. Социальная болезнь: понятие, социальные и биологические факторы, пути преодоления. Проблемы социопатий. Экология социопатий.
Тема 10. Экология труда.

Содержание учебного материала.

Гигиеническое значение физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей). Экология и гигиена жилища. Экология и безопасность рабочего места. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере: охрана труда. Особенности трудовых отношений в разные эпохи, в разных регионах мира. Население и рынок труда. Трудовые ресурсы и рынок труда. Особенности структуры занятого населения в разных странах. Проблема перепроизводства и безработицы.
Тема 11. Численность, динамика, особенности размещения населения на Земном шаре.

Содержание учебного материала.

Популяционный подход к изучению населения человечества. Динамика численности населения мира. Распределение населения по континентам и типам стран. Плотность населения и показатели, ее измеряющие. Связь между географией плотности населения и типами хозяйственного использования территории. Влияние природной среды на плотность населения. Экологические последствия повышения плотности населения при различных типах хозяйствования. Понятие емкости территории. Типы размещения населения: очаговое, выборочное, сплошное.
Тема 12. Демография и социальная структура населения.

Содержание учебного материала.

Процессы естественного воспроизводства населения, их значение в развитии общества. Показатели, характеризующие рождаемость, семейную структуру, воспроизводство населения, среднюю продолжительность жизни. Таблицы смертности населения, их анализ. Половой и возрастной состав населения. Типы семей и их величина. Типы воспроизводства населения. Понятие о демографическом переходе. Типы демографической структуры в различных странах. Социальный состав населения. Характерные черты социального состава в странах различного типа. Специфика экологического мышления и поведения представителей различных социальных групп.

Тема 13. Миграции населения.

Содержание учебного материала.

Экологическая роль миграций. Подвижность населения и ее виды. Сущность переселений, их значение в жизни общества. Показатели интенсивности и эффективности миграций, приживаемости мигрантов. Типология миграций по причинам, географической направленности, характеру мест выбытия и прибытия. Природные условия мест выбытия и прибытия как один из факторов миграций. Проблемы адаптации мигрантов. Главные направления международных миграционных потоков. Маятниковые и сезонные миграции.
Тема 14. Экологические проблемы урбанизации.

Содержание учебного материала.

Урбанизация. Сельское и городское расселение. Расселение как одна из форм территориальной организации общества. Факторы, определяющие характер расселения. Особенности развития расселения в разные исторические эпохи. Современные типы и формы расселения. Функции городов. Основные исторические этапы формирования городского расселения. Стадии урбанизации. Проблемы регулирования урбанизации. Экологическая ситуация в городах, основные вредные факторы. Благоустройство городов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс гидробиология (Экология водных беспозвоночных)...

Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200....
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconПрактикум по гидробиологии и ихтиологии Аннотированная магистерская...
...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Региональные экологические проблемы»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социальные водно-экологические...

Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки
В рамках курса «Частная ихтиология» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся систематики рыб, разнообразия их внешнего и...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология»
Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки
Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconО. В. Захарова глобальные проблемы современности
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036401. 65 "Таможенное дело" очной формы обучения Тюмень,...
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические проблемы Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Современная...
Юманова Н. Н. Современная денежная кредитная система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск