Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы»





Скачать 457.69 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы»
страница1/5
Дата публикации02.01.2015
Размер457.69 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФБиБТ

_____________/В.А. Сапожников/

«_____» _____________201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина М3.Б.4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы»
Укрупненная группа 020000 Естественные науки
Направление 020400.68 «Биология»
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии

Кафедра Биофизики

Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Красноярск

2011
Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020400.68 «Биология» по укрупненной группе 020000 Естественные науки
Программу составили ____проф. Хижняк С.В.______________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____биофизики
«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________
Заведующий кафедрой _______проф. Крастасюк В.А. ___________________

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)


1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

Обострение локальных и глобальных экологических проблем требует распространения знаний о них среди широких масс населения. Однако особенно опасно незнание данных проблем среди лиц, принимающих решения и тем самым влияющих на состояние биосферы и, следовательно, определяющих будущее человечества.

Цель дисциплины: сформировать экологическое мышление для анализа и решения экологических проблем.
1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины заключаются в расширении знаний об основах общей и прикладной экологии, принципах рационального природопользования и охраны природы, получении сведений о современных проблемах экологии и глобальных экологических проблемах.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.

ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов;

ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основы учения о биосфере; процессы, протекающие в биосфере; механизмы функционирования биосферы; пути и механизмы взаимодействия человечества с биосферой

Уметь: прогнозировать экологические последствия реализации социально-значимых проектов; планировать и проводить мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией

Владеть: навыками анализа и прогноза развития экосистем, а также анализа и прогноза воздействия человечества на биосферу, в том числе – с применением информационных технологий
1.3 Межпредметная связь

Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Биология», «Экология». Курс «Современная экология и глобальные экологические проблемы» служит основой для освоения студентами таких дисциплин, как «Менеджмент окружающей среды», «Учение о биосфере», «Проблемы устойчивого развития биосферы», «Радиоэкология водных экосистем», а также в подготовке магистерских диссертаций.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 2 зачетных единицы, что составляет 72 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 20 часов.

Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: реферирование, подготовка к экзаменам.
Форма отчета – «экзамен». Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

(2) 72

(2) 72

Аудиторные занятия:

(0,44) 16

(0,44) 16

лекции

(0,22) 8

(0,22) 8

практические занятия (ПЗ)

(0,22) 8

(0,22) 8

Самостоятельная работа:

(0,56) 20

(0,56) 20

реферат

(0,56) 20

(0,56) 20

Вид промежуточного контроля (экзамен)

экзамен

(1) 36

экзамен

(1) 36


3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)
Дисциплина «Современная экология и глобальные экологические проблемы» представляется четырьмя модулями, каждый из которых раскрывает фундаментальные основы функционирования биосферы и взаимодействия между человечеством и биосферой. Тематический план занятий, их объем и формируемые на уровне модулей компетенции приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1

Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ или ПП

зачетных единиц

(часов)

ЛР

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Раздел 1.

Энергетические принципы биологической эволюции

0,11 (4)







0,06 (2)

ОК-4; ПК-1,

ПК-2;ПК-4;

ПК-5, ПК-14


2

Раздел 2.

Биосфера. Подходы к изучению и управлению


0,11 (4)







0,11 (4)

ОК-4; ПК-1,

ПК-2;ПК-4;

ПК-5, ПК-14


3

Раздел 3.

Ноосфера, представление о ноосфере





0,11 (4)




0,28 (10)

ОК-4; ПК-1,

ПК-2;ПК-4;

ПК-5, ПК-14


4

Раздел 4.

Мониторинг биосферы и дистанционное зондирование

измерение экологического следа





0,11 (4)




0,11 (4)

ОК-4; ПК-1,

ПК-2;ПК-4;

ПК-5, ПК-14



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Содержание разделов и тем лекционного курса приведено в табл. 3.2.
Таблица 3.2

Содержание разделов и тем лекционного курса




п/п

№ раздела

дисциплины

Темы лекционного курса


1

2

3

1

Раздел 1.

Энергетические принципы биологической эволюции

Тема 1.1 Потоки энергии и циклы вещества в биосистемах различного типа.

Тема 1.2. Круговорот вещества и трансформация энергии в простой экосистеме.

Тема 1.3. Энергетический принцип экстенсивного развития.

Тема 1.4. Экспериментальные эволюционные машины

Тема 1.5. Распространение резистентности к лекарствам у патогенных организмов.

Тема 1.6. Энергический принцип экстенсивного развития в развитии экосистем (ЭПЭР). Энергический принцип интенсивного развития (ЭПИР).
(аудиторные часы – 0,11 (4ч))

2

Раздел 2.

Биосфера. Подходы к изучению и управлению


Тема 2.1. Концепция биосферы.

Тема 2.2. Универсальный принцип эволюции биосферы и ее компонентов.

Тема 2.3. Глобальный биотический круговорот.

Тема 2.4. Иерархический подход к моделированию биосферы

(аудиторные часы – 0,11 (4ч))



3.3 Практические занятия

Трудоемкость семинарских занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» составляет 0,22 з. е. (8 часов). Семинарские занятия проводятся согласно графику учебного процесса и самостоятельной работы (прил. 1).

Содержание семинарских занятий и распределение часов семинарских занятий по модулям представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3

Распределение часов семинарских занятий по модулям





п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

11


Раздел 3.

Ноосфера представление о ноосфере


Тема 3.1. Пути к ноосфере.

Тема 3.2. Концепция бесприродного технического мира (БТМ).

Тема 3.3. Биосферика как интегральная наука о развитии биосферы, ее переходе в ноосферу

Тема 3.4. Концепция «Гея» - планета Земля как живой организм.

Тема 3.5. Об угрозе потери устойчивости биосферы как целостной системы.
(аудиторные часы - 0,11 (4 ч))

12

3


Раздел 4.

Мониторинг биосферы и дистанционное зондирование, измерение экологического следа


Тема 4.1. Необходимость применения дистанционного зондирования в мониторинге.

Тема 4.2. Приборы для дистанционного зондирования.

Тема 4.3. мониторинг лесных экосистем.

Тема 4.4. Мониторинг пожаров.

Тема 4.5. Мониторинг биотических и техногенных воздействий на лесные экосистемы.

Тема 4.6. Измерение экологического следа
(аудиторные часы - 0,11 (4 ч))



3.4 Лабораторные занятия

«учебным планом не предусмотрено».
3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по курсу «Современная экология и глобальные экологические проблемы» включает написание реферата, подготовка презентации по теме реферата, подготовка к выступлению по выбранной теме. Трудоемкость написания реферата и подготовки к выступлению с докладом − 0,56 з. е. или 20 часов.

Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1).

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов(сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/).

Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы.

Написание и защита реферата:

В рамках изучения курса студент должен подготовить реферат по одной из предложенных преподавателем тем или предложить свою.

Задание по написанию реферата выдается лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point.

Примерные темы рефератов:


  1. Радиоактивные загрязнения:

Плюсы и минусы атомных электростанций (2 чел)

Чернобыль: экологические последствия (3 чел)

ГХК и его воздействие на окружающую среду (3 чел)

Проблема ввоза и переработки отработанного ядерного топлива (2 чел)

  1. Парниковый эффект

Причины, вызывающие парниковый эффект (3 чел)

Экологические последствия парникового эффекта - глобальное потепление климата ( 3 чел)

  1. Загрязнение среды агропромышленным комплексом (3 чел)

  2. Экологические последствия ядерной войны

Физические и химические основы ядерной зимы (2 чел)

Биологические последствия (2 чел)

  1. Озонная дыра (истощение озонового слоя)

Причины истощения (3 чел)

Биологические результаты этого истощения (3 чел)

  1. Загрязнение нефтью и нефтепродуктами

Общее загрязнение нефтью, включая океаны (3 чел)

Загрязнение России и Сибири (Ямал, Татарстан, Чечня) (3чел)

  1. Что наиболее опасно для жителя Красноярска?

Загрязнение воздуха (КРАЗ, автотранспорт) (3 чел)

Загрязнение воды (3 чел)

Загрязнение пищи – отдельно о Березовке (3 чел)

  1. Загрязнение атмосферы и гидросферы промышленными выбросами (фотохимический смог) (3 чел)

  2. Польза и вред развития энергетики

Во всем мире (2 чел)

В стране (2 чел)

В крае (2 чел)

Возобновляемые источники энергии (3 чел)

  1. Кислотные дожди (3 чел)

  2. Радон и здоровье жителей Красноярска и края (4 чел)

  3. Роль лесов в сохранении биосферы (леса-легкие планеты) (3 чел)

  4. Безотходные производства: миф или реальность? (3 чел)

  5. Экологическая доктрина России (2 чел).

  6. Экологические законы России и Конституционные права (2 чел)

  7. Киотский протокол. Вклад и роль России (2 чел)

  8. 21-й век: экологические катастрофы или устойчивое развитие (обзор состояния проблемы (2 чел)

  9. Проблемы сохранения ненарушенных природных территорий (Красноярский край, Россия, мир) (3 чел.)

  10. Обзор типов загрязнения биосферы (атмо-, гидро-, литосферы) (3 чел.)

  11. От биосферы к ноосфере (Вернадский, Моисеев) (2 чел.)

Пояснение: в скобках справа указано максимальное количество человек на данную тему или подтему.

При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний используемых в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы.

Реферат включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы.

  2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста.

  3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объём данного раздела не должен превышать одной страницы.

  4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов.

  5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2−3 абзаца) приведенных данных.

  6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями.

  7. Приложения.


Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32−2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20−30 страниц.

Реферат сдается на проверку преподавателю согласно Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» (прил. 3).

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на семинарских занятиях в интерактивной форме, т.е. в том числе и с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся.

Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, закупленной по программе развития СФУ. В частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, базами данных, библиотеками и т. д.

Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (прил. 3).
3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы

зачетных единиц
Применяемая в дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» модель рейтинговой системы оценивания, построенная по модульному принципу, предполагает систематическую подготовку студентов к занятиям, так как происходит оценивание результатов каждого вида учебной работы.

Итоговая рейтинговая оценка студентов по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» формируется путем определения средневзвешенного оценочного значения по результатам текущей работы (50 %) и итоговой аттестации (50 %). В прил. В приведена трудоемкость модулей и всех видов учебной работы в относительных единицах.
4. Образовательные технологии

При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Красноярского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами). В частности, предусмотрены

  • Разработка нормативов допустимого остаточного содержания нефтепродуктов в почвах Ванкорского и Юрубчено-Тохомского месторождений;

  • Экологическая экспертиза проекта строительства Ферромарганцевого завода в Красноярском крае;

  • Оценка воздействия проектируемого енисейского каскада ГЭС на экосистему р. Енисей;

  • Моделирование процессов биологического самоочищения р. Енисей от органических загрязнений.

Предусмотрено также практическое освоение студентами техники разработки имитационных компьютерных экологических моделей с использованием языка Visual Basic for Applications (VBA), входящего в комплект поставки MS Office.

Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением, приведенными в п. 5 настоящего издания.

Удельный вес интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 40 % аудиторных занятий, лекции составляют 50 % аудиторных занятий.
5. Учебно-методические материалы по дисциплине

5.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы

Основная литература

  1.  В. Г. Калыгин. Промышленная экология: учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Калыгин. - 4-е изд., перераб. - М. : Издательский центр "Академия", 2010. - 432 с (5 экз.)

  2. Экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Сиб. федерал. ун-т ; сост.: О. А. Кузнецова, Г. А. Сорокина, Е. В. Кузнецов. - Красноярск : СФУ, 2012. - 31 с. (7 экз.)

3. Печуркин Н. С. Энергетическая направленность развития жизни на планете Земля. (Энергия и жизнь на Земле) : монография/Н. С. Печуркин; Сибирский федеральный университет [СФУ]. – 2010 - 403 с. (10 экз.)

  1. Экология города. / Под ред. В.В. Денисова – Ростов н/Д, М.: МарТ, 2008. - 832 с.(3 экз.)

  2. Акимова, Т. А. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: учебник для вузов : рекомендовано Министерством образования РФ / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с (15 экз.)


Дополнительная литература

  1. История и методология биологии и биофизики : учеб. пособие / В. А. Кратасюк [и др.]. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 172 с. – (История и методология биологии и биофизики : УМКД № 1314-2008 / рук. творч. коллектива В. А. Кратасюк).

  2. Воскресенский, В.С. Влияние факторов городской среды на функциональное состояние древесных растений: монография / В.С. Воскресенский, О.Л. Воскресенская – Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. – 195 с.

  3. Экология. Конспект лекций. / А.А. Горелов – М.: Высшее образование, 2008. - 192 с.

  4. Экология человека. / Н.Ю. Кeлинa, H.B. Бeзpyчкo – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 394 с.



Электронные издания (Приложение 4)

  1. История и методология биологии и биофизики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс по дисциплине / В. А. Кратасюк, И. Е. Суковатая, И. В. Свидерская [и др.]. – Электрон. дан. (165 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – (История и методология био-логии и биофизики : УМКД № 1314/599-2008 / рук. творч. коллектива В. А. Кратасюк). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Pentium-1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 225 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Adobe Reader 7.0 ; Microsoft PowerPoint 2003 или выше. – (Номер гос. регистрации в ФГУПНТЦ «Информре-гистр» 0320902463).

  2. История Земли и Жизни на ней [Электронное издание] / К.Ю. Еськов - http://warrax.net/51/eskov/cover_eskov.html

  3. Понятие о биосфере. Современные концепции биосферы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://flex4launch.ru/biology/1010-ponyatie-o-biosfere-sovremennye-kontseptsii-biosfery.html

  4. СТО 4.2-07-2010. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности [текст] / Т. В. Сильченко, В. К. Младенцева, Л. В. Белошапко. – Введ. впервые 22.10.2010 г. – Красноярск : ИПК СФУ, 2010. – 57 с.

  5. Каталог лицензионных программных продуктов, используемых в СФУ. / А. В. Сарафанов, М. М. Торопов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2008. – Вып. 1–3.


Информационные ресурсы
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические...
Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200....
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа дисциплины «Экология»
Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconСодержание введение 2
Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в сфере их решения
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа педагога поповой Любови Михайловны учителя биологии...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений среднего (полного образования) Экология 10-11 классы....
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconЭкология и устойчивое развитие россии
«экология» приобрело популярность у общественных деятелей и политиков, литераторов, деятелей науки и искусства. Экологические проблемы,...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет биология, 11 класс, тема урока «Глобальные экологические проблемы человечества»
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconУчебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)...
Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни....
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические проблемы оренбургской области»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск