Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»





Скачать 242.58 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер242.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.

“____”______________201… г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ »



Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профили подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Бузулук 2011

Рецензент:

Кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С.

Рабочая программа дисциплины «Современная экология и глобальные


экологические проблемы» / Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 29 с
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400.62 - Биология в 4 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.
Составитель ____________ Криволапова Е.В.

(подпись)
05.04.2011 г.

©Криволапова Е.В., 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………...

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.....................

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………….....................

6

4.1

Содержание разделов дисциплины..................................................................

6

4.2

Структура дисциплины.....................................................................................

8

4.3

Лабораторные работы………………………………………...........................

10

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………........................

10

5

Образовательные технологии..........................................................................

10

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………

10

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................

11

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................……...

11

7.1

Основная литература…………………………………………........................

12

7.2

Дополнительная литература…………………………………........................

12

7.3

Периодические издания.....……………………….………….........................

13

7.4

Интернет-ресурсы............................................................................................

14

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………................

15

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................…………………….…….

15

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...........

16




Лист согласования рабочей программы дисциплины……………..............


18



  1. Цели и задачи дисциплины



Основной целью преподавания дисциплины «Современная экология и глобальные экологические проблемы» студентам, обучающимися по направлению подготовки 020400-Биология является изучение

Цель освоения дисциплины «Современная экология и глобальные экологические проблемы» - способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить студентов к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания; изучение причин возникновения, сущности и возможных путей решения основных экологических проблем современности.

Практические работы, предусмотренные программой ставят своей целью связать общие глобальные проблемы с региональными и местными, что делает их личностно значимыми, воспитывает активную жизненную позицию.

Задачами дисциплины являются:


- ознакомить обучающихся с причинами возникновения глобальной проблемы современности.

- способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу.

- научить прогнозировать появление источников глобальной проблемы экологии.

- приводить примеры влияния местных проблем, элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья, аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций.

-способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Современная экология и глобальные экологические проблемы» относится к факультативной части профессионального цикла Б.7.4

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Общая химия», «Общая биология», «Аналитическая химия», «Органическая химия», «Экология», «Физколлоидная химия».

Освоение данной дисциплины является дополнительной для последующего изучения студентами других биологических дисциплин («Экология растений, животных и человека», «Экология микроорганизмов»‚ «Энзимология»‚ «Биоэнергетика») подготовки к итоговой государственной аттестации; и должно чётко коррелировать со смежными дисциплинами путем установления межпредметных связей.

  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8).

б) профессиональных (ПК): демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4); демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • подходы к решению глобальных и региональных экологических проблем;

  • основные направления международного сотрудничества в области решения глобальных экологических проблем;

  • пути перехода к устойчивой эколого-экономической системе хозяйствования.

  • изучить три этапа экологической экспертизы: исследовательский постановка проблемы, составление методики экспертизы, проведение наблюдений и измерений в экосистемах; аналитический – построение модели (план экосистемы, описание, графики, диаграммы, уравнения изменений параметров основных факторов),

  • проблемы Глобальной экологии, знать кризисы Земли, уметь моделировать, прогнозировать, анализировать последствия этих проблем, знать особенности животного, растительного мира территории г.Бузулука;


Уметь:

  • охарактеризовать сущность глобальных экологических проблем и механизмы их формирования;

  • анализировать причины возникновения глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

  • охарактеризовать сущность концепции устойчивого развития и её роль в решении глобальных экологических проблем


Владеть:

  • методами оценки воздействия на окружающую среду;

  • навыками использования полученных теоретических знаний при выборе оптимальных путей решения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

  • понятийным аппаратом дисциплины;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).


Приобрести опыт деятельности

    • исследовательской работы по изучению условий развития организма, созданию благоприятных условий для развития.

4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

Модуль 1

1

Экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы

Изменение климата, истощение озонового слоя, выпадение кислотных дождей.

Выполнение домашнего задания (ДЗ)

2

Проблема сохранения биоразнообразия на планете.

Естественная основа жизни общества.

Демографический фактор. Взаимовлияние общества и природы

Выполнение домашнего задания (ДЗ)

3


Деградация земельных ресурсов. Опустынивание планеты


Зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества. Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития лишь в обществе




Модуль 2

4

Глобальные проявления техногенеза. Последствия антропогенного загрязнения окружающей среды.

Народонаселение как совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий: части страны, всей страны, групп стран, всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальных благ. Минимум народонаселения. Переизбыток населения.

защита лабораторной работы (ЛР)

5

Загрязнение Мирового океана


Географическая среда - растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли - часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества. Влияние на самые различные стороны жизни общества и прежде всего на развитие материального производства.

Выполнение домашнего задания (ДЗ)

6

Мировая энергетическая и сырьевая проблема


Степень воздействия природы на общество — географический детерминизм.Развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.

Коллоквиум

Модель 3

7

Демографическая проблема. Динамика современных мировых процессов роста населения

Изучение вопроса о единстве космоса и всех его составляющих, включая окружающую среду и человечество

Тестирование

8

Экологические проблемы урбанизации.

Уровень воздействия человека на окружающую среду от технической вооруженности общества. XX век — это век научно-технического прогресса. Космос увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.


Выполнение домашнего задания (ДЗ)

9

Международное сотрудничество в области решения глобальных экологических проблем. Концепция устойчивого развития


Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров; частично нарушен озоновый слой; загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.

Коллоквиум

Итого

18


4.2 Структура дисциплины


Виды работ

Трудоемкость в часах

№ семестра

всего

1

2

3

Общая трудоемкость

36


36

Аудиторная работа

18

18

18

18

Лекции

Лабораторные занятия

18


18

Самостоятельная работа

18

18

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат, (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самоподготовка:

проработка и повторение лекционного материала и материала учебников,

)

8

8

Самостоятельное изучение разделов

10

10

Вид итогового контроля


зачет

зачет
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconУчебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические...
Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной...
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200....
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconСодержание введение 2
Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в сфере их решения
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические проблемы оренбургской области»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа педагога поповой Любови Михайловны учителя биологии...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений среднего (полного образования) Экология 10-11 классы....
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconЭкология и устойчивое развитие россии
«экология» приобрело популярность у общественных деятелей и политиков, литераторов, деятелей науки и искусства. Экологические проблемы,...
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет биология, 11 класс, тема урока «Глобальные экологические проблемы человечества»
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины глобализация и глобальные процессы...
Рабочая программа учебной дисциплины глобализация и глобальные процессы современности
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconУчебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)...
Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни....
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск