Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности»





Скачать 227.82 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности»
страница1/3
Дата публикации05.01.2015
Размер227.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.

“____”______________201… г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ »



Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профили подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Бузулук 2011

Рецензент:

Кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С.

Рабочая программа дисциплины «Глобальные проблемы современности» / Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 18 с



Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400.62 - Биология в 6 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.
Составитель ____________ Криволапова Е.В.

(подпись)
05.04.2011 г.

©Криволапова Е.В., 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011

Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………...

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.....................

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………….....................

6

4.1

Содержание разделов дисциплины..................................................................

6

4.2

Структура дисциплины.....................................................................................

9

4.3

Лабораторные работы………………………………………...........................

10

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………........................

10

5

Образовательные технологии..........................................................................

10

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………

10

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................

11

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................……...

11

7.1

Основная литература…………………………………………........................

12

7.2

Дополнительная литература…………………………………........................

12

7.3

Периодические издания.....……………………….………….........................

13

7.4

Интернет-ресурсы............................................................................................

14

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………................

15

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................…………………….…….

15

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...........

16




Лист согласования рабочей программы дисциплины……………..............


18



  1. Цели и задачи дисциплины



Основной целью преподавания дисциплины «Глобальные проблемы современности» студентам, обучающимися по направлению подготовки 020400-Биология является изучение

Цель освоения дисциплины «Глобальные проблемы современности» - способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить студентов к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания; изучение причин возникновения, сущности и возможных путей решения основных экологических проблем современности.

Лабораторные работы, предусмотренные программой ставят своей целью связать общие глобальные проблемы с региональными и местными, что делает их личностно значимыми, воспитывает активную жизненную позицию.

Задачами дисциплины являются:


- ознакомить обучающихся с причинами возникновения глобальной проблемы современности.

- способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу.

- научить прогнозировать появление источников глобальной проблемы экологии.

- приводить примеры влияния местных проблем, элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья, аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций.

-способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Глобальные проблемы современности» относится к относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин по выбору студента Б.3.2.12.6.2.

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Геоэкология», «Общая биология»

Освоение данной дисциплины является дополнительной для последующего изучения студентами других биологических дисциплин: «Системная экология», «Экология животных», «Радиоэкология», «Современные направления экологии» и подготовки к итоговой государственной аттестации.


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19).

б) профессиональных (ПК): демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • подходы к решению глобальных и региональных экологических проблем;

  • основные направления международного сотрудничества в области решения глобальных экологических проблем;

  • пути перехода к устойчивой эколого-экономической системе хозяйствования.

  • изучить три этапа экологической экспертизы: исследовательский постановка проблемы, составление методики экспертизы, проведение наблюдений и измерений в экосистемах; аналитический – построение модели (план экосистемы, описание, графики, диаграммы, уравнения изменений параметров основных факторов),

  • проблемы Глобальной экологии, знать кризисы Земли, уметь моделировать, прогнозировать, анализировать последствия этих проблем, знать особенности животного, растительного мира территории г.Бузулука;


Уметь:


  • охарактеризовать сущность глобальных экологических проблем и механизмы их формирования;

  • анализировать причины возникновения глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

  • охарактеризовать сущность концепции устойчивого развития и её роль в решении глобальных экологических проблем


Владеть:

  • методами оценки воздействия на окружающую среду;

  • навыками использования полученных теоретических знаний при выборе оптимальных путей решения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

  • понятийным аппаратом дисциплины;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).


Приобрести опыт деятельности


    • исследовательской работы по изучению условий развития организма, созданию благоприятных условий для развития.



  1. Содержание и структура дисциплины (модуля)


4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля


Модуль 1

1

Понятие и виды глобальных проблем

Глобальные проблемы - это проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу земли, Мировой океан, околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли.



Выполнение домашнего задания (ДЗ)

2

Проблемы войны и мира.


Проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества: разоружение и предотвращение новой мировой войны, преодоление разрыва в уровнях социально – экономического развития между экономически развитыми и развивающимися странами, обеспечение занятости экономически активного населения.



Выполнение домашнего задания (ДЗ)


Модуль 2

3


Демографическая проблема

Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – общество»: эффективного использования достижений научно – технической революции, развития культуры, образования, здравоохранения и др.





4

Продовольственная проблема

Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – природа»: сохранения и восстановления экологического равновесия, обеспечения потребности человечества в природных ресурсах, использование ресурсов Мирового океана, мирного освоения космического пространства

защита лабораторной работы (ЛР)

5

Экологическая проблема

Продолжает ухудшаться естественная среда обитания человека, это ведет к нарушению ранее сложившихся связей и отношений в природе, исчезновению растений и животных, что подрывает стабильность мировых экологических систем.


Выполнение домашнего задания (ДЗ)

6

Проблемы использования Мирового океана

Проблема использования Мирового океана - глобальная проблема, состоящая в том, что с развертыванием хозяйственной деятельности и освоением новых морских транспортных путей воды Мирового океана все больше загрязняются с опасными последствиями для всего живого.

Коллоквиум

7

Энерго – сырьевая проблема


История развития человечества теснейшим образом связана с получением и использованием энергии. Все процессы добычи, переработки и транспортировки топлива охватывает топливная промышленность, которая является составной частью топливно-энергетического комплекса (ТЭК).


Тестирование


Модуль 3

8

Проблемы отсталости развивающихся стран

В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют еще проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.


Выполнение домашнего задания (ДЗ)

9

Проблемы мирного освоения космоса

Космос – среда для человека новая, пока еще не обжитая. Но и здесь возникла извечная проблема засорения околоземного пространства обломками космических аппаратов. Причем различают наблюдаемый и ненаблюдаемый космический мусор, количество которого неизвестно.



Коллоквиум


Итого

18


4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72часа)

Виды работ

Трудоемкость в часах

Полный срок обучения, семестр 6

Сокращенный срок обучения

семестр 6

Общая трудоемкость

72


72

Аудиторная работа

36

18

-

Лекции

Лабораторные занятия

18

18

-

Самостоятельная работа

36

-

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат, (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самоподготовка:

проработка и повторение лекционного материала и материала учебников

)

22

-

Самостоятельное изучение разделов

14

-

Переаттестация

-

72

Вид итогового контроля


зачет

экзамен
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconРабочая программа учебной дисциплины глобализация и глобальные процессы...
Рабочая программа учебной дисциплины глобализация и глобальные процессы современности
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconРабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconКонкурса студенческих рефератов по теме «Перспективы развития лесопромышленного...
Конкурса студенческих рефератов по теме «Перспективы развития лесопромышленного комплекса и глобальные проблемы современности» (далее...
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconРабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconО. В. Захарова глобальные проблемы современности
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036401. 65 "Таможенное дело" очной формы обучения Тюмень,...
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» icon«Глобальные проблемы XXI века» очень актуальна на сегодняшний день....
Ирония истории – полное несовпадение целей человечества в социальной сфере и полученных им результатов
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconПрограмма дисциплины «культурология» для студентов экономического...
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б. 4 «Современная экология...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconПротокол № от 13 февраля 2012 г
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconСистемно(структурно)-функциональный подход
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconПроблема ценности (социально онтологический аспект)
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconАнализ выживаемости знаний студентов по предмету «Философия» (тестовый контроль)
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconУчебно-методический комплекс культурология
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconАттестационные педагогические измерительные материалы
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...
Рабочая программа учебной дисциплины «глобальные проблемы современности» iconИнструкция по работе с системой дистанционного обучения
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск