Парадигма-в методологии науки-совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
Системно(структурно)-функциональный подход-метонаучный подход, предмет исследования-система, элементы которой имеют определённую ф-цию по отношению к целому.
Компративистика(сравнительно-историческое языкознание)-лингв. дисциплина, изучающая языки с т. зр. их родства друг с другом
Позитивизм-парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания
Методы социологических исследований-способы построения и обоснования социологического знания. Номотетический метод-генерализующий метод познания, целью которого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов. Идеографич.-описывает уникальные явления.
Культурный плюрализм - концепция, согласно которой гетерогенность культуры обусловлена сосуществованием этнических и других меньшинств, сохраняющих и поддерживающих свою идентичность в обществе. Сохранение культурных различий, которые входят в противоречие с основными ценностями и нормами господствующей культуры.
Онтология-учение о бытии, выступающее базовым компонентом философской системы. Раскрывает сущностные хар-ки культуры(«?»что).
Гносеология-философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания к объекту познания, т.е."субъект — объект".Узнаём по методологии.
Морфология культуры -понимание различных культур не как единой общечеловеческой культуры, а как ряда живых организмов, каждый из которых вырастает из своего уникального способа переживания жизни.
Аксиология-философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих конкретные деяния и поступки. Учение о ценностях.
Антропология-наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Изучает обычаи, традиции, ритуалы, формы поведения людей.
«Понимающая социология»-направление соц-ии, суть которой состоит в установлении культурных смыслов социальной деятельности людей.
Homo ludens–человек играющий(Хёйзинге).
Артефакт–прогресс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него состоянии и возникающий обычно в ходе его исследования.
Cultura animi-культура поклонения, почитания; воспитания, образования, развития. Возделывание души (Цицерон).
Рациовитализм -линию христианского экзистенциализма.
Субкультура – совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо соц. группы, сущ-щий относительно независимо от культуры общества в целом. Культурная подсистема господствующей системы.
Маргинальная культура-совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична.
Тип культуры-множество культур, имеющих сходство. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур.
Идеальный тип-методологическая категория, предложенная М. Вебером. Абстрактная конструкция, не имеющая аналога в реальности.
Европоцентризм–установка, согласно которой европейская культура является эталоном.
Географический детерминизм–учение о том, что географич фактор является определяющим.
Суперсистема-по П.Сорокину-социокультурная система самого высокого уровня, сфера действия которой распространяется на многие общества. Система систем.
Эклектика-направление в античной философии, характеризующееся соединением элементов разных философских систем и стиранием различий между ними. Разнородное соединение чего-либо.
Мимесис-социальное подражание, «приобщение через имитацию к социальным ценностям»
Осевое время-философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. 8-2 века до н.э.
Культурогенез-процесс зарождения культурной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей, протекающие постоянно, а не только на этапе зарождения культуры.
(Культурная) диффузия-процессы проникновения разных.
Аккультурация-процесс взаимовлияния культур.
Флуктуации-волновое колебание (Сорокин)
Пассионарий-(Л.Гумилёв) человек, способный вобрать в себя большое количество энергии из окруж среды.
Неоэволюционизм-школа антропологии, функциональности и эволюционизма.
Культурный лаг- неравномерное развитие разных современных культур, запоздалой духовной и развитой научной.
Синергетика-о процессах самоорганизации в социокультурных системах. Точка, после которой.
Бифуркация –
Семиотика – наука о знаковых системах.
Семантика-смысл м/у означающим и означаемым.
Синтактика-различие внутри знаковых систем.
Прагматика-отношения знаковых систем с теми, кто их использует.
Интертекст-текст, содерж-ий явные или скрытые цитаты.
Гипертекст-иерархический текст, где есть система ссылок, читатель выбирает маршрут.
Семиосфера-знаковая сфера.
Герменевтика-искусственное толкование текста.
Герменевтический круг-дв-ние от части к целому и наоборот.
|