Скачать 474.69 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего образования по биологии (2004 г.) и на основе авторской программы по биологии для 6—9 классов (авторы В. В. Пасечник и др.). Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у учащихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека. Как и в предыдущих курсах, в содержании огромное значение отводится функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма и его целостности, взаимосвязи строения и функций на различных уровнях организации, связи организма с окружающей средой. Функциональный подход позволяет системно формировать указанные общебиологические понятия. Изучение предлагаемого содержания начинается с формирования общих представлений о науках, изучающих человека, и их методах, раскрывается значение знаний о человеке для сохранения здоровья. Особое внимание уделено изучению материала о месте человека в системе органического мира и основных этапах его эволюции. Изучение данного материала послужит в дальнейшем основой для формирования общебиологических понятий о процессах эволюции и развитии жизни на Земле. Изучение сведений о расах человека позволит внести вклад в формирование антирасистских убеждений. В процессе формирования общебиологических понятий следует учитывать, что большинство из них формируется на основе анатомических и физиологических понятий. Нет необходимости перечислять их по всем темам курса. Однако следует отметить, что основной чертой построения содержания данного курса является ориентация не столько на анатомическую и физиологическую составляющую, сколько на углубление знаний о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых учащиеся получили в курсе биологии 6 класса и далее развивали в процессе изучения соответствующего содержания в 7 классе. В первой теме обобщаются представления о строении организма человека как сложной саморегулирующейся системе. Расширяются представления об уровнях организации человека и процессах жизнедеятельности, происходящих на них; о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Сведениями о существенных для организма общих закономерностях являются понятия единства строения и функций органов, а также понятие гомеостаза. В последующих темах курса, в свете формирования представлений о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, изучаются строение и функции отдельных систем органов, осуществляющих движение, кровообращение, дыхание, пищеварение. Рассматриваются анатомические и физиологические связи, действующие внутри каждой системы; выясняется роль нервных и гуморальных факторов, обеспечивающих приспособление деятельности каждой системы к общим потребностям организма; раскрываются конкретные методы исследования в изучении каждой системы органов; приводятся сведения санитарно-гигиенического характера. Тема «Обмен веществ и превращение энергии» носит обобщающий характер. Здесь прослеживаются и обобщаются представления о связи между организмом и окружающей его внешней средой. Предлагаемый курс не утратил своей гигиенической направленности. В нем находят отражение сведения по гигиене дыхания, питания, труда, гигиене детей школьного возраста и др. Эти разделы органически связываются с анатомо-физиологическими понятиями. В кратком виде рассматриваются симптомы и особенно профилактика некоторых болезней. Определенное место занимают практические вопросы по научному обоснованию первой помощи при несчастных случаях, сообщаются некоторые сведения медицинского характера. Важную роль в раскрытии содержания курса играют сведения из истории науки. Значение их состоит в том, что они делают более интересным содержание учебного предмета, часто способствуют патриотическому воспитанию. Изложение вопросов истории научных открытий может стать основой для проблемного изучения учебного материала. В содержании курса находит отражение формирование системы специальных умений: учебно-лабораторных, санитарно-гигиенических и научно-исследовательских. Последовательность их формирования определяется главным образом последовательностью развития понятий. Особое место занимает формирование научно-исследовательских умений, связанных с проведением учащимися ряда самонаблюдений. Сложность понятий по физиологии нервной и эндокринной систем побудила к их постепенному формированию во всех темах курса, начиная с первой, где даются пропедевтические сведения о регуляции процессов жизнедеятельности человека. Учащимся трудно овладеть этими понятиями, пока не изучены сами физиологические процессы питания, дыхания, выделения и т. д., поэтому в завершение дается обобщающая тема «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма». Изучение материала об анализаторах и проявлениях высшей нервной деятельности отделено от освоения знаний о строении нервной системы. При этом усилена ориентация на раскрытие взаимосвязи жизнедеятельности организма человека и окружающей среды. Завершается курс рассмотрением особенностей размножения человека, вопросов его онтогенеза, а также проблем взаимодействия человека с окружающей средой. Впервые в курсе биологии, посвященном изучению организма человека, в отдельной теме рассматриваются вопросы адаптации человека к природной и социальной среде; раскрывается зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; указывается на необходимость соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как на основу безопасности жизни. Рабочая программа ориентирована на учебник: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов Биология. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.-256 с.. (Линия жизни) В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов Биология. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. » 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с. Содержание программы 8 класс (70 ч, 2 ч в неделю) Введение (3 ч) Значение знаний о человеке для сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Демонстрации: сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека. Глава 1. Общий обзор организма человека(4 ч) Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная, их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Гомеостаз. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Демонстрации: строение и разнообразие клеток организма человека; ткани организма человека; органы и системы органов организма человека. Самонаблюдения: мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный рефлекс и др.; определение собственного веса и измерение роста. Лабораторная работа: • Изучение микроскопического строения тканей организма человека. Глава 2. Опора и движение (6 ч) Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Самонаблюдения: работа основных мышц; роль плечевого пояса в движениях руки. Лабораторные и практические работы:
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч) Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека (СПИД, аллергия). Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация. Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови». Лабораторная работа:
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч) Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце: его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания цервой помощи при кровотечении. Демонстрации: модели сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторные и практические работы:
Глава 5. Дыхание (5 ч) Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация. Демонстрации: модель торса человека; таблицы «Система органов дыхания», «Механизм вдоха и выдоха», приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Лабораторные и практические работы:
Глава 6. Питание (6 ч) Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Демонстрации: таблица «Пищеварительная система и модель «Строение зуба» и модель торса человека. Самонаблюдения: определение положения слюнным желез; движение гортани при глотании. Лабораторные и практические работы:
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углево дов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ. Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности». Практическая работа: • Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч) Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика. Демонстрации: модель почки; рельефная таблица «Органы выделения». Практическая работа: • Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы. Глава 9. Покровы тела (4 ч) Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч) Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Демонстрации: таблицы «Железы внешней и внутренней секреции», «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система», гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; модели головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Лабораторные и практические работы:
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч) Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика. Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек, обнаружение слепого пятна, определение остроты слуха, зрительные иллюзии. Лабораторные и практические работы:
Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч) Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского,) П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; тесты на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления. Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч) Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения». Лабораторная работа (самонаблюдение): • Определение собственного веса и измерение роста. Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч) Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях». Практическая работа: • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. |