Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 474.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации10.02.2014
Размер474.69 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего образования по биологии (2004 г.) и на основе авторской программы по биологии для 6—9 классов (авторы В. В. Пасечник и др.). Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у учащихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека. Как и в предыдущих курсах, в содержании огромное значение отводится функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма и его целостности, взаимосвязи строения и функций на различных уровнях организации, связи организма с окружающей средой. Функциональный подход позволяет системно формировать указанные общебиологические понятия.

Изучение предлагаемого содержания начинается с формирования общих представлений о науках, изучающих человека, и их методах, раскрывается значение знаний о человеке для сохранения здоровья. Особое внимание уделено изучению материала о месте человека в системе органического мира и основных этапах его эволюции. Изучение данного материала послужит в дальнейшем основой для формирования общебиологических понятий о процессах эволюции и развитии жизни на Земле. Изучение сведений о расах человека позволит внести вклад в формирование антирасистских убеждений.

В процессе формирования общебиологических понятий следует учитывать, что большинство из них формируется на основе анатомических и физиологических понятий. Нет необходимости перечислять их по всем темам курса. Однако следует отметить, что основной чертой построения содержания данного курса является ориентация не столько на анатомическую и физиологическую составляющую, сколько на углубление знаний о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых учащиеся получили в курсе биологии 6 класса и далее развивали в процессе изучения соответствующего содержания в 7 классе.

В первой теме обобщаются представления о строении организма человека как сложной саморегулирующейся системе. Расширяются представления об уровнях организации человека и процессах жизнедеятельности, происходящих на них; о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Сведениями о существенных для организма общих закономерностях являются понятия единства строения и функций органов, а также понятие гомеостаза.

В последующих темах курса, в свете формирования представлений о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, изучаются строение и функции отдельных систем органов, осуществляющих движение, кровообращение, дыхание, пищеварение. Рассматриваются анатомические и физиологические связи, действующие внутри каждой системы; выясняется роль нервных и гуморальных факторов, обеспечивающих приспособление деятельности каждой системы к общим потребностям организма; раскрываются конкретные методы исследования в изучении каждой системы органов; приводятся сведения санитарно-гигиенического характера. Тема «Обмен веществ и превращение энергии» носит обобщающий характер. Здесь прослеживаются и обобщаются представления о связи между организмом и окружающей его внешней средой.

Предлагаемый курс не утратил своей гигиенической направленности. В нем находят отражение сведения по гигиене дыхания, питания, труда, гигиене детей школьного возраста и др. Эти разделы органически связываются с анатомо-физиологическими понятиями. В кратком виде рассматриваются симптомы и особенно профилактика некоторых болезней. Определенное место занимают практические вопросы по научному обоснованию первой помощи при несчастных случаях, сообщаются некоторые сведения медицинского характера.

Важную роль в раскрытии содержания курса играют сведения из истории науки. Значение их состоит в том, что они делают более интересным содержание учебного предмета, часто способствуют патриотическому воспитанию. Изложение вопросов истории научных открытий может стать основой для проблемного изучения учебного материала.

В содержании курса находит отражение формирование системы специальных умений: учебно-лабораторных, санитарно-гигиенических и научно-исследовательских. Последовательность их формирования определяется главным образом последовательностью развития понятий. Особое место занимает формирование научно-исследовательских умений, связанных с проведением учащимися ряда самонаблюдений.

Сложность понятий по физиологии нервной и эндокринной систем побудила к их постепенному формированию во всех темах курса, начиная с первой, где даются пропедевтические сведения о регуляции процессов жизнедеятельности человека. Учащимся трудно овладеть этими понятиями, пока не изучены сами физиологические процессы питания, дыхания, выделения и т. д., поэтому в завершение дается обобщающая тема «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма».

Изучение материала об анализаторах и проявлениях высшей нервной деятельности отделено от освоения знаний о строении нервной системы. При этом усилена ориентация на раскрытие взаимосвязи жизнедеятельности организма человека и окружающей среды.

Завершается курс рассмотрением особенностей размножения человека, вопросов его онтогенеза, а также проблем взаимодействия человека с окружающей средой. Впервые в курсе биологии, посвященном изучению организма человека, в отдельной теме рассматриваются вопросы адаптации человека к природной и социальной среде; раскрывается зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; указывается на необходимость соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как на основу безопасности жизни.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов Биология. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.-256 с.. (Линия жизни)

В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов Биология. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. » 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.

Содержание программы

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (3 ч)

Значение знаний о человеке для сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека(4 ч)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная, их строение и функции. Органы и системы органов человека.

Процессы жизнедеятельности организма человека. Гомеостаз. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Демонстрации: строение и разнообразие клеток организма человека; ткани организма человека; органы и системы органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный рефлекс и др.; определение собственного веса и измерение роста.

Лабораторная работа:

• Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Глава 2. Опора и движение (6 ч)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц.

Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.

Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Самонаблюдения: работа основных мышц; роль плечевого пояса в движениях руки.

Лабораторные и практические работы:

  • Изучение микроскопического строения кости.

  • Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

  • Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

  • Выявление плоскостопия (выполняется дома).

  • Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.


Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови.

Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека (СПИД, аллергия). Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».

Лабораторная работа:

  • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).


Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце: его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания цервой помощи при кровотечении.

Демонстрации: модели сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные и практические работы:

  • Измерение кровяного давления.

  • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

  • Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

  • Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.

Глава 5. Дыхание (5 ч)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.

Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Демонстрации: модель торса человека; таблицы «Система органов дыхания», «Механизм вдоха и выдоха», приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Лабораторные и практические работы:

  • Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

  • Определение частоты дыхания.

  • Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.

Глава 6. Питание (6 ч)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Демонстрации: таблица «Пищеварительная система и модель «Строение зуба» и модель торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнным желез; движение гортани при глотании.

Лабораторные и практические работы:

  • Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

  • Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.

  • Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углево дов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».

Практическая работа:

• Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрации: модель почки; рельефная таблица «Органы выделения».

Практическая работа:

• Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

Глава 9. Покровы тела (4 ч)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрации: таблицы «Железы внешней и внутренней секреции», «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система», гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; модели головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

Лабораторные и практические работы:

  • Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

  • Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.

  • Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической систем автономной нервной системы при
    раздражении.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек, обнаружение слепого пятна, определение остроты слуха, зрительные иллюзии.

Лабораторные и практические работы:

  • Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).

  • Изучение изменения размеров зрачка.

Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского,) П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; тесты на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».

Лабораторная работа (самонаблюдение):

• Определение собственного веса и измерение роста.

Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».

Практическая работа:

• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск