Системно - деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов.
В современных условиях задача школы заключается не в том, чтобы дать ученикам объем знаний, а научить учиться. Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам. Таким образом, системно - деятельностный подход является основой ФГОС.
Стандарт определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы:
Личностные: Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение, самооценка), смыслообразование(мотивация, границы собственного «знания «и «незнания» ), ценностная и морально- этическая ориентация (ориентация на выполнение морально- нравственных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков).
Метапредметные: регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность), коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества),познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково- символических средств, общих схем, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведение под понятие)
Предметные: основы системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Системно - деятельностный подход находит отражение в признании решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели, включении содержания обучения в контекст решения жизненных задач, целенаправленной организации и планомерном формировании активной учебно - познавательной деятельности учащихся, интеграции школьных дисциплин. Таким образом, в учебном процессе основное место отводится самостоятельной, активной и разнообразной деятельности ученика.
Целью обучения при таком подходе становится не накопление знаний, а формирование умений самостоятельно добывать эти знания, а основным результатом - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, формирование универсальных способов действий.
Что же такое универсальные учебные действия? Стандарт определяет УУД как умение учиться, т.е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Выделяют познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
-Умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение;
-Умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах.
-Умение формулировать проблему и находить пути ее решения, умение выдвигать гипотезы и находить аргументы, умение строить доказательство.
Для формирования данного вида УУД на уроках истории и обществознания можно использовать следующие типы заданий: составление планов, работа с диаграммами, графиками, статистикой, документами, опорный конспект, таблицу, логические цепочки, поиск лишнего, сравнение, подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций.
Формированию познавательных УУД способствует использование ИКТ на уроках истории и обществознания: компьютерное тестирование; создание в ходе групповой работы учащимися: буклетов, брошюр, презентаций, опорных схем; использование интернет - ресурсов. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи.
- умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого, разрешать конфликты).
- умение задавать вопросы.
На уроках можно использовать такие типы заданий как выполнение заданий в парах и группах, ролевые игры, деловые игры, диспуты, круглые столы, составление рассказа, презентации, написание эссе.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию.
Типы заданий: работа с памятками, алгоритмами; учебно-исследовательская и проектная деятельность; взаимоконтроль, взаимооценка; «ищу ошибки»; дифференцированные задания; сообщения, доклады, рефераты, презентации; игры; групповая и парная работа. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
- навык оценочной деятельности.
-ценностная ориентация
- смыслообразование
Эти УУД формируются в результате использования таких типов заданий как дать оценку личности, явлению, ситуации, высказать собственную позицию, задать вопрос историческому деятелю, проекты.
Это позволяет активизировать познавательную деятельность; увеличить объем выполняемой работы на уроке; совершенствовать контроль знаний; формировать навык исследовательской деятельности ( поиск информации, умение ориентироваться в большом объеме информации, умение выделять главное), формировать навык самообразования. Таким образом, в условиях новых образовательных стандартах главное место в учебном процессе отводится самостоятельной, активной и разносторонней познавательной деятельности ученика, которая может осуществляться при использовании учителем
системно- деятельностного подхода |