Скачать 153.6 Kb.
|
Системно – деятельный подход как основа реализации новых образовательных стандартов. Происходящие изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Эти изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают и школу. Она тоже вынуждена и должна измениться, поскольку общество и государство предъявляют ей требование: в процессе реформирования превратиться в школу будущего. Каждый, кто читал роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», не задумывался, почему моряк из Йорка сумел прожить 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен после кораблекрушения, оставшись в живых единственным из своего экипажа. Сегодня, объясняя причину удачливости Робинзона или его реального прототипа Александра Селькирка, 4 года прожившего в одиночестве на необитаемом острове в Тихом океане, мы можем постараться ответить на этот вопрос: литературный герой и его прототип обладали ключевыми компетентностями, позволившими им выжить в экстремальной ситуации. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Задача школы сегодня - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Попробуем выявить, какие изменения происходят в образовании. ( слайд 1)
Традиционный подход определяет цели образования, ориентируясь на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности, опираясь на имеющиеся знания. Т.е. происходит перенос акцента - от знаний, умений и навыков (ЗУНов) по предметам - на формирование обще учебных умений и на развитие самостоятельности учебных действий. Но знаний никто не отменяет. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Изменение акцентов породило потребность в пересмотре основных принципов образования. (слайд 2) Методологические основы
Рассмотрим некоторые дидактические принципы Новой школы:
Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Задача учителя: при введении нового материала организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами "додумались" до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети - роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель - дирижером.
Каждый ребенок развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых. Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся и обеспечить им продвижение вперед своим темпом, часто выделяют лишь два уровня - максимальный ( "высоким") уровнем трудности, и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик, обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. (А. А. Леонтьев) Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Работа ведется на высоком уровне трудности но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от "двойки", что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.
Это тем более важно в условиях реализации принципа минимакса, когда работа ведется на высоком уровне трудности. Ни в коем случае нельзя допустить возникновения у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на "хороших" и "плохих", "умных" и "глупых". Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы.
Итог: Изложенные выше принципы являются результатом преемственности и непрерывности их развития в дидактике прошлого. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику, выводя ее на качественно новый уровень. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель - ученик". Сразу же возникает множество вопросов: - Какой должна быть структура урока? - Как его подготовить? - Как добиться того, чтобы дети включались в деятельность, а. не ждали, пока учитель сам им все расскажет? и т.д. Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Ведь психологи утверждают, что мы усваиваем в потоке информации 30% того, что увидели; 50% того, что услышали; 70% того, что обсудили с другими; 80%того, что испытали на собственном опыте; 90%того, чему научили кого-нибудь. Рассмотрим: Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
Остановимся на каждом поподробнее:
Учебная задача ставится перед учащимися в форме проблемной ситуации. Она, с одной стороны, способствует осознанию целесообразности введения нового понятия, а с другой - активизирует и делает осмысленным сам процесс учебных действий. При постановке учебной задачи необходимо выполнение следующих требований: - учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия; - учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия. Отсюда видно, что обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с "преодолимой трудностью", то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, "открыть" новый способ действия.
Таким образом, учебные действия - это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и "открытие" нового знания.
Приведу пример. Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Создадим проблемную ситуацию: «Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок. Я думаю, что все без труда ответят, в каком случае учащиеся лучше запомнят определение. Нетрудно проследить, что приемы и методы работы на каждом из перечисленных этапов не являются новыми ни для педагогической теории, ни для практики обучения. Новым здесь является лишь понимание того, что все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. С целью иллюстрации вышесказанного, предлагаю вашему вниманию фрагменты конспекта урока алгебры в 10 классе. Конспект
|