Скачать 123.89 Kb.
|
Доклад-сообщение учителя начальных классов Денисенко Е.С. по теме «Системно-деятельностный подход в начальном образовании» Начиная с конца 1980-х гг. постепенно нарастает неудовлетворенность общества результатами школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. Перед образованием стоит задача фундаментальных изменений. Молодежь входит в современный мир, картина которого меняется с невиданной ранее быстротой. И до недавнего времени школьное образование по исторической традиции готовило ребенка к размеренной жизни в относительно стабильном обществе. Поэтому во всех развитых странах ведутся интенсивные поиски новых моделей образования, отвечающих новым, современным требованиям. Модернизация фактически идет непрерывно. В организацию, структуру, содержание и методы деятельности всех звеньев системы образования – от детских садов до университетов – постоянно вносятся те или иные изменения. Но постепенное обновление часто не решает накопленных кризисных проблем. Поэтому периодически назревает необходимость проведения глубоких реформ, которые как бы подводят итог предыдущему этапу развития и создают предпосылки для будущего. Актуальность исследования определяется глубоким несоответствием содержания образования и объективными запросами жизни. Осознание этого несоответствия привело к необходимости разработки современных образовательных стандартов, формированию его новых целей и ценностей, к новому пониманию образовательных результатов, определяющих качество образования в его современном звучании. Проблема личностного развития ребенка была и раньше в центре внимания нашей школы. Однако реальными ориентирами образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. За этими предметными результатами терялась личность ребенка, развитие которой – цель и смысл образования. Желаемым результатом процесса образования в начальной школе должно быть индивидуальное познавательное развитие каждого ребенка: его самостоятельности, любознательности, стремления к активным формам познания окружающего мира (опыт, эксперимент, постановка гипотезы, моделирование). Созданная в школе образовательная среда – источник приобретения каждым учащимся опыта самостоятельной организации деятельности, развития способности к ее оценке и рефлексии – умение оценивать результат и процесс своей учебной работы как бы со стороны. Эти качества для становления личности школьника, адаптирующегося в современный мир, играют важнейшую роль. Появление у младшего школьника личностных новообразований, его переход от транслируемого обучения к самообучению и саморазвитию должно быть обеспечено содержательной стороной образования. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов: системного (который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова и др.) и деятельностного (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и рдугие исследователи) Что означает «деятельность»? Деятельность- это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, предполагается нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Этот результат в истории нашей науки выступал в разных понятиях. Н.А.Бернштейн называл этот результат «образ потребного будущего». Другой ученый, П.К.Анохин, говорил о «системообразующем результате». А.Н.Леонов говорил «о результате как мотиве и ценности деятельности». Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Деятельность как система всегда имела генетически развивающий план анализа. То есть, каждый раз надо выделять психолого – возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Чему должен научиться ребенок? Есть старая притча о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Дать способы культурного мышления – вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен. Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что горе нашего образования наблюдается в обнищании души при обогащении информации. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые выстраиваются в новое поколение стандартов российского образования. 1.Конспект урока чтения в 3 классе по теме: «И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» Цели: Развивающая: развивать речь учащихся, умения общаться друг с другом, учить доказывать и аргументировать своё мнение, вести перекрестную дискуссию; Образовательная: познакомиться со стихотворением И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…», повышать словарный запас учащихся, учить работать со словарем Воспитывающая: формирование бережного отношения к природе, природным богатствам, любви к родному краю. Оборудование: учебник по чтению для 3 класса, автор Климанова Л.Ф.; на доске прикреплены фотографии и репродукции картин с весенними видами и скрытые от учащихся фотографии с изображением степи в разное время года; толковый словарь, на столе у каждого распечатка произведения Пришвина М.М. Ход урока: 1.Организация класса 2.Ситуация постановки цели и задач - Рассмотрите фотографии на доске. Какое время года здесь изображено? Докажите. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Правильно, сегодня на уроке мы будем разговаривать о весне и познакомимся со стихотворением И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» 3.Перекрестная дискуссия - Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль? Класс делится на 2 группы. Одна группа высказывает все аргументы «за», а другая «против». Доказательства приводятся по-очереди. Двумя учениками из соответствующих групп эти аргументы фиксируются на доске. - Да, у весны не простой характер. Все дарит нам и радость, и печаль. 4.Изучение нового материала - Сейчас мы прочитаем стихотворение И.С.Никитина и подумаем, какой характер весны отразил поэт в своем стихотворении. - Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения? - Какое настроение у автора? С помощью каких слов он это передаёт? - Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении? - Какому образу поэт обращается в своем стихотворении? 5.Работа со словарем. - Ребята, И.С.Никитин пишет о наступлении весны в степи. А кто из вас знает, что такое степь? Давайте рассмотрим фотографии степи. Какие характерные особенности вы заметили? Кто может сформулировать определение, что такое степь? - Теперь обратимся к словарю и проверим, правы ли мы были (слово «степь» ищут в словаре 2 ученика и зачитывают «Степь- равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерная черта – почти полное отсутствие лесов). - Пока ребята работают со словарем, давайте определим, какие фотографии подходят к теме нашего урока и почему. Уберем лишние. - Можно ли сказать, что степь в изображении поэта живая? Выберете строчки из стихотворения, доказывающий это. Как называется этот художественный прием? 6.Словесное рисование - Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили. - Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему? - Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить? - Какая строчка из стихотворения вам особенно понравилась? Проиллюстрируйте ее. 7.Составление сочинения- миниатюры о весне Прочитайте распечатку Ручей шумит, булькает, гремит и плещет. Сонную речку будит. Брызжет, щекочет теплыми струями. Просыпайся, речка, весна пришла! Сбрасывай зимние одеяла- снеговое и ледяное. И дальше беги- буди озеро. (М.М.Пришвин) -Этот текст не отрывок большого, а самостоятельный, целостный, законченный текст, только маленький. Такие тексты называются миниатюры. У писателя могут быть целые книги, состоящие из миниатюр. - Сейчас мы будем сочинять, как писатели, сочинение- миниатюру. (Работа выполняется учителем на доске и учащимися в тетради)
8, Итог урока 2.Конспект урока чтения в 3 классе по теме: «В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница» Цели: Развивающая: развивать речь учащихся, умения общаться, грамотно строить свои высказывания, аргументировать свои ответы, умение договариваться, работать в парах; Обучающая: познакомиться со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница» Воспитывающая: формирование интереса и любви к чтению Ход урока: 1.Организация класса. 2.Стуация постановки темы и цели - Сейчас я вам прочитаю описание одного животного, а вы попробуйте угадать, о ком идет речь и почему. Это животное- земноводное. Может достигать длины до 17 см. Сверху окрашено в зеленый, оливковый или темно-коричневый цвет с грязно- белым или желтоватым оттенком и темными пятнами снизу. Основная пища этих животных- насекомые. Маленькие детеныши появляются из икринок и называются …? Летом, в болоте, вы ее найдете, Зеленая квакушка. Кто это? (лягушка) На доску вывешивается несколько фотографий с изображениями лягушки. - Какие признаки помогли вам угадать? Что вы знаете о лягушках? Сформулируйте тему нашего урока. - Мы сегодня познакомимся со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница» 3.Изучение нового материала - Прочитайте еще раз название сказки. Вы можете предположить, о чем эта сказка? - А разве лягушки путешествуют? - Сейчас мы прочитаем сказку и проверим ваши предположения Чтение сказки учителем. - Куда же совершила лягушка путешествие? - Удалось ли ей путешествие на юг? Почему? - Где жила лягушка? -Как ей жилось в родном болоте? Какие слова из текста доказывают, что ей жилось хорошо. -Почему лягушка боялась крякнуть? - Что вы можете сказать о лягушке, какая она? - Почему вдруг лягушка решилась отправиться в дальние края? - Почему при появлении уток лягушка спряталась? - Значит, какая она была? -Как объяснили утки, что такое юг? Прочитайте. -А если бы вас спросили, что такое юг, то как бы вы объяснили? -Каким образом лягушка отправилась в путешествие? -Что можно сказать о лягушке, какая она? -Почему утки согласились нести толстую лягушку на такое большое расстояние? - Нравилась ли лягушке лететь? Почему? -Когда же лягушка забыла об осторожности? -Какая еще была лягушка? 4.Коллективное сочинение синквейна о лягушке - Давайте перечислим все то, что мы говорили о лягушке. Дети называют, учитель записывает на доске (например, жизнерадостная, осторожная, изобретательная, находчивая, сообразительная, любопытная, хвастливая и др.) - Теперь вспомним, что такое синквейн. 1-ая строчка- одно слово (тема) 2-ая строчка – два прилагательных 4-ая строчка- четыре слова, продолжающие мысль 5-ая строчка- одна строча (вывод, оценка, синоним темы) Лягушка Находчивая, хвастливая Придумала, летела, хвасталась Однажды забыла об осторожности Путешественница 5. Работа в парах - Сейчас в парах вам нужно обсудить, составить и записать в тетрадях синквейн о лягушке. Чтение нескольких синквейнов. Обсуждение. 6. Выборочный пересказ - Какой момент из сказки вам понравился больше других? Почему? - Что бы вы нарисовали к этому моменту сказки? - Расскажите понравившийся момент от имени лягушки 7.Итог урока 3.Конспект урока чтения в 3 классе по теме: «В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница» (2 урок, продолжение) Цели: Развивающие: развивать речь учащихся, умение договариваться, общаться друг с другом, умение продуктивно работать в творческих группах, умение выслушивать друг друга, взаимоуважение Образовательные: продолжение работы со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница» Воспитывающие: формирование культуры общения учащихся. Ход урока: 1.Организация класса 2.Работа с пословицами -Прочитаем пословицы, которые записаны на доске и объясним, что они означают: Хвастовство само себя наказывает. Рано, пташечка, запела, как бы кошечка не съела. Баловством хлеба не добудешь. Без беды друга не узнаешь. Не спеши языком, торопись делом. - Какая из пословиц подходит к сказке. Докажите. - Придумайте историю, когда эту поговорку можно употребить. 3.Ситуация постановки темы и цели - Ребята, у вас на столах лежит пластилин и картон. Как вы думаете, какую работу мы будем сегодня выполнять? - Чтобы приступить к выполнению этого задания, что мы должна составить в первую очередь? 4.Составление плана - Сейчас мы будем перечитывать сказку и составлять и записывать план в тетрадь. План:
5.Работа в группах, составление диафильма - А теперь приступаем к созданию диафильма. Сцену к каждому пункту плана готовит соответствующая группа. Учитель делит детей на группы в соответствии с количеством пунктов плана. Во время выполнения работы учитель помогает, дает рекомендации каждой группе. Когда работа с пластилином подошла к концу, необходимо дать учащимся следующего задания для выполнения в группе: - Выберите из текста фразу, наиболее подходящую к вашей сцене диафильма и которая соответствует нашему пункту плана. Далее все группы по порядку нумерации плана выходят к доске со своей работой и называют фразу, которую выбрали из текста и которую считают ключевой. Например: 1.Лягуша сидела на сучке высунувшейся из воды коряги наслаждалась теплым мелким дождиком. 2.-Кря, кря!- сказали утки,- уже холодно становится. Скорее на юг! - Госпожи утки!- осмелилась сказать лягушка,- Что такое юг, на который вы летите? -Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! -Возьмите меня с собой!- попросила лягушка. 3.-Я придумала!- воскликнула лягушка.- Пусть две из вас возьмут в скои клювы прутик, а я прицеплюсь к нему по середине. и т.д. В процессе ответов учитель задает вопросы: - почему именно эту сцену вы изобразили. Что бы поменяли ребята? Почему? Согласны ли вы с фразой, которую выбрали ребята? Что бы вы добавили еще? Что вам кажется лишним? 6.Итог урока Заключение Неудовлетворенность значительной части общества качеством образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной карьеры и реализации жизненных устремлений учащихся, выразились в стремлении общества и государства сформулировать новые образовательные стандарты, отвечающие современным требованиям. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информации. Обновление содержания начального образования должно идти не за счет предметно – функционально составляющей, а на основе введения содержания, обеспечивающего формирование психических новообразований, которые отражают статус ребенка- школьника младшего возраста. В начальном образовании за последние 50 лет произошло стремительное движение от проблемы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками к проблеме подготовки их к активной социальной и продуктивной творческой деятельности. На смену зуновской концепции пришли на смену деятельностный и компетентностный подходы. В ряде публикаций (А.Б.Воронцов, В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман и др.) отмечается, что в учебной деятельности происходит формирование фундаментальной способности самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, которая позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующее и творить новые виды деятельности. Методические рекомендации. Основным в работе является системно – деятельностный подход, который исключает какие – либо эталоны и образцы, а предполагает организацию поисковой активности, проблемных ситуаций, противоречии на каждом уроке. Поэтому целесообразно использовать следующие виды работ: работа в парах, работа в группе, выскажи предположение, проведи опыт, проведи наблюдение и др. Итак, теоретический анализ и опыт практической работы показал, что формирование общеучебных действий обеспечивает учебную самостоятельность и лежит в основе развития способностей человека. Их формирование необходимо и возможно в начальной школе, ведь как для строительства дома нужен фундамент, так и для организации процесса обучения необходимы действия, составляющие основу умения учиться. Список литературы: 1.Асмолов А.Т. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика, 2009,4. 2.Дронов В.П. Педагогические основы стандарта// Педагогика, 2010, 5. 3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Т.Асмолова.-М.:Просвещение,2008. 4.Скоморохова М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников// Начальная школа, 2009, 4. 5.Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. Ч.1/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.) – М.: Просвещение, 2005. 6.ТивиковаС.К. Возможности дифференцированного подхода к речевому развитию младших школьников// Начальная школа, 2009, 12. |
«Системно-деятельностный подход в начальном образовании» Введение 3 | Системно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам.... | ||
«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | Из опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание... Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки | ||
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:... Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) | Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия... Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения | ||
Урок немецкого языка по теме: «За окнами листопад» Урок разработан на базе умк «Шаги» И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, Л. В. Садомовой, в основу которого положен личностно ориентированный... | Системно деятельностный подход в обучении математики «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,... | ||
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся В основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного... Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации... | Курсы повышения Квалификации Центр дистанционного образования «Эйдос», «Системно-деятельностный подход в обучении информатике в условиях реализации фгос», г.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Системно-деятельностный подход к организации урочной деятельности в начальной школе» | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся... «Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности» | Деятельностный подход, который Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода |