«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1)





Скачать 385.34 Kb.
Название«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1)
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер385.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Протокол

заседания межшкольного педагогического совета по теме

«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1)

05.11.2013 г. №2

Председатель Осьмаков Игорь Николаевич, директор школы

Секретарь Пендик Юлия Николаевна, учитель географии

Общее количество членов педагогического совета – 34 человека.

Присутствовали: учителя МОУ «Ракитянскокая средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»-____ чел.,

МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»-____ чел.,

МОУ «И-Кошарская средняя общеобразовательная школа»-_____ чел.,

МОУ «Бориспольская начальная общеобразовательная школа»- __чел.,

МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа» - ___ чел.

(Явочный лист прилагается)

Форма проведения педагогического совета: проблемная деловая игра

Цель: изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода (слайд 2).

Повестка дня (слайд 3)

  1. Метапредметный подход как один из ориентиров новых образовательных стандартов. (Остапенко Л.И.)



  1. Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения.

(Скирденко М.Н.)

2.1. Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования (Пенская О.Н.)

2.2. Средства развития метапредметных УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы (Бойко О.Н.)

  1. Практическая часть

Алгоритм разработки фрагмента метапредметного урока (работа в группах).

  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия.

По первому вопросу повестки дня «Метапредметный подход как один из ориентиров новых образовательных стандартов» слушали Остапенко Л.И., заместителя директора по учебно-воспитательной работе (слайд 4).

« Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?»
М. Половкова (слайд 5)

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель (слайд 6). Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей  — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Таким образом, Ю.В. Громыко и его последователи выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация» и т.д.

В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. «Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».

Метапредметный подход в Научной школе А.В. Хуторского определяется тремя ключевыми направлениями:

1) выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных первосмыслов. «Фундаментальные образовательные объекты - узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них». Такими объектами являются, например, число, время, алгоритм, буква и т.д.

2) на основании ФОО выделение учебных метапредметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела. «Метапредмет - КОРНЕВАЯ ОСНОВА (ЯДРО) содержания образования и соответствующих видов учебной деятельности».

3) обеспечение метапредметной деятельности. Во-первых, как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем (происхождение жизни, отличие живого от неживого и т.д.). Во-вторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами – целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и т.д.).

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.

Никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы — знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

(Слайд 7) В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает определенные требования к метапредметным результатам в начальной школе. Этот список значительно расширяется для среднего и старшего звена.



Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения (см. рисунок). При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского является наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.

Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике. Каким образом, на каких уроках формировать навыки целеполагания? Где в учебном плане найти место для рефлексии? На каком учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятия «время»? в каком классе? по какой теме? Как проверить метапредметные результаты средствами учебных предметов?

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

Как уже было отмечено, в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

Что же такое метапредметы и метапредметные связи?

Так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, то сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, от того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Многие ещё не до конца поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов. Конечно, многие учителя уже свободно ориентируются в метапредметном подходе. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Поэтому сначала важно понять, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках. Какую литературу учителю нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

(Слайд 8) Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий:

  • развивающее обучение Эльконина-Давыдова;

  • мыследеятельностная педагогика;

  • коммуникативная дидактика;

  • эвристическое обучение;

  • логико-смысловое моделирование;

  • школа Щетинина;

  • критическое мышление;

  • ТРИЗ (АРИЗ);

  • технологический компонент личностно-ориентированного урока;

  • общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.).

Метапредметы не вытесняют и не замещают обычные предметы: учащиеся ни в коей мере не ограничены в своих возможностях дальнейшей социализации. Более того, успешное обучение по метапредметам предполагает хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Но если на обычных учебных предметах превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Реализовать метапредметность учитель может при проведении элективных курсов, семинарских занятий, исследовательской и проектной деятельности, а так же при выполнении творческих работ.

На данный момент рекомендуется использовать метапредметные темы (“Пространство и время”, “Ценности нашей жизни”) или использовать метапретметные связи в предметных темах.

Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Например, при изучении рассказа “После бала” Л.Толстого говорить не только о самом тексте и его содержании, а в первую очередь о любви, свободе, ответственности. Литература Восточной Сибири – вообще кладезь для использования метапредметной связи. При изучении произведения Алексея Смирнова “Черника – хранитель тысячелетий” поговорить не только по содержанию текста, но и о чернике, как ягоде, её лечебных свойствах. При изучении лирики Лермонтова уделить особенное внимание Кавказу (рассмотреть всё: от политической ситуации до болезней, которые лечили и лечат на курортах Кавказа).

С пониманием и практическим применением междисциплинарных связей на уроках никогда не было и сейчас нет проблем. Учителя активно используют их в своей практике, особенно эти связи сильны в начальной школе, к примеру, предмет «Окружающий мир» лучше всего показывает взаимосвязь таких дисциплин, как биология, география, ботаника, зоология, физика. В старших классах идет интеграция литературы и истории, биологии и химии… С метапредметным подходом куда сложнее, это пока не совсем привычное понятие в работе рядового учителя… Поэтому, самый трудный предмет при реализации новых образовательных стандартов — это сам учитель, изменение его менталитета, его подходов к структуре и проведению урока. Для этого необходима серьезная работа. Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться.

(Слайд 9) Таким образом, метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. (Буклет).

(Слайд 10) По второму вопросу повестки дня «Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения»

слушали Скирденко М.Н., заместителя директора по научно-методической работе.

Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью, урока является в первую очередь преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.

В качестве критериев эффективности урока можно рассматривать такие как:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

  • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

При структурировании метапредметного урока следует помнить общую закономерность, согласно которой постоянными этапами учебного занятия являются организационный в начале урока и этап выдачи домашнего задания. Все же остальные этапы урока варьируются в зависимости от того, в какой технологии работает учитель и на какой стадии находится изучение материала. На таком уроке вся деятельность выстраивается вокруг некоторой мыслительной организованности (знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д.)

Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов

Предмет

Метапредмет

Базовые сведения по одной науке

Сведения из разных наук

Узконаправленность

Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне

Знания разрознены

Формирование целостной картины мира

Недостаточно философское осмысление мира обучающимися

Философское осмысление мира обучающимися

Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

Предметоцентризм

Интегративность

Предметность

Предметность + надпредметность
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconСтатья для участия во II всероссийской научно-практической конференции...
Управление процессом внедрения и реализации новых образовательных стандартов в маоу «Кондратовская сош»
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Системно – деятельный подход как основа реализации новых образовательных стандартов
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconМмуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Об итогах проведения методического семинара «Практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов»
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconКонфуций: Тот, кто, обращаясь к старому
Первый опыт реализации новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconВ уроке использован фрагмент мультфильма «Ничуть не страшно!»
Фрагмент открытого урока «Страшные истории» для презентационных мероприятий по обмену опытом инновационных образовательных практик...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации новых образовательных стандартов
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фрагмент открытого урока «Путешествие» для презентационных мероприятий по обмену опытом инновационных образовательных практик «Инновационное...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconВ рамках методического сопровождения реализации новых стандартов...
«Урок в условиях фгос», предназначен для учителей и «Разрабатываем ооп школы в условиях реализации фгос», предназначен для администрации...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconИнструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности...
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Деятельностный урок как форма развития личности учащихся в условиях внедрения и реализации новых образовательных стандартов
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План проведения I межмуниципального семинара-практикума «Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода в свете реализации...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconУрок в формате 3d арапова Светлана Андреевна, учитель английского языка маоу «Гимназия №33»
Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа ниу вшэ «Инновационное развитие современной школы: практика...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) iconМетапредметный подход в преподавании физики
Ананичева С. В., методист кафедры физико-математического образования огбоу дпо уипкпро


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск