Скачать 149.55 Kb.
|
Метапредметный подход в преподавании физики Ананичева С.В., методист кафедры физико-математического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения необходимо в учебный процесс по физике включить метапредметность. Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):
Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.
Метапредметное обучение Предполагает новые формы работы с детьми:
Метапредметное обучение
Основные идеи метапредметного подхода:
Метапредметный подход при преподавании физики рассматривает использование интегрированных уроков с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.) и обобщающих уроков. Интегрированные уроки проводят с использованием следующих приёмов, например: - При объяснении природы тока в электролитах «Физика – 8» привлекают знания обучающихся об электролитической диссоциации и электролизе из курса химии. - После объяснения условия плавания тел в жидкости в 7- 8 классах школьникам в качестве упражнения, предлагают задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики. Сведения полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления, расширения и закрепления знаний. - Перед изучением теплоты сгорания топлива по «Физике-8» предлагают домашнее задание: повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения. - Учащимся предлагают домашние задания по повторению ранее изучаемого материала по смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут рассмотрены на следующем уроке. Задание должно быть конкретным. Организация такого повторения имеет свою специфику. Так, давая задание, нужно предварительно объяснить, как работать с опорным материалом (прочитать и усвоить, сравнить с тем явлением как описано и рассказано в учебнике, выписать в тетрадь определение, дать ответы на вопросы). В любом из этих случаев используемый материал необходимо повторить, пользуясь по возможности теми формулировками и обозначениями которые были введены в смежном курсе. Если же обозначения иные, то необходимо показать идентичность. Обобщающие уроки физики обладают большой возможностью для систематизации знаний и навыков в отработке программного материала. Повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары. Например, семинар по теме: « Тепловые двигатели и охрана природы» в 8 классе рекомендуется проводить учителям нескольких предметов (физика, химия, биология) (двигатели ветряные, электрические, H2 – водородные). Для подготовки и проведения семинара рекомендуется разбить ребят на группы. В тексты физических диктантов, самостоятельных и контрольных работ рекомендуется учителям включать 1-2 вопроса из другой области знаний. Развитие общеучебных умений и навыков школьников – важная задача модернизации процесса обучения. Общеучебные умения – это умение работать с учебником, справочниками, составлять план, писать конспект, тезисы доклада, пользоваться различными источниками. Эти умения нужны не только для успешного обучения в школе, но и для будущей трудовой деятельности в народном хозяйстве, на производстве, умением применять эти знания в незнакомых условиях. Школьники формируют умения: пересказать содержание учебного параграфа, умело строить рассказ по картинке, сфоктазировать рассказ, устно рецензировать ответ учащихся, составлять простой план, сложный и т.д. Общеучебные измерительные навыки – цена деления, округления чисел, пользование весами, приборами для измерения тока – успешным будет формирование этих умений, если все учителя будут это восполнять с 1-11 класс. Кооперирование усилий учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности. В ФГОС большое внимание уделяется проблеме обучения школьников естественнонаучным методам познания в процессе их исследовательской деятельности на основе межпредметных связей. Одной из форм организации исследовательской деятельности может быть курсовая работа. Курсовая работа по физике может стать составной частью системы научно-исследовательской деятельности учащихся (например, в 8-9 классе). Выполнение курсовой работы ставит перед учениками ряд целей как образовательного, так и развивающего характера. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны научиться:
Виды курсовых работ. Таблица 1.
Требования к написанию и защите курсовой работы:
Защиту курсовых работ рекомендуется проводить в виде небольшого доклада, который обсуждается в присутствии учащихся: на недели физики, на конференциях, на специальных уроках, посвящённых защите курсовых работ. В методике преподавания физики принято делить естественнонаучные методы познания на экспериментальные и теоретические. К первой группе относятся: наблюдение, измерение и эксперимент. Наиболее важные методы, относящиеся ко второй группе, это выдвижение гипотезы, моделирование, абстрагирование, идеализация, классификация и мысленный эксперимент. Одним из путей решения проблемы обучения учащихся естественнонаучным методам познания является проектно-исследовательская деятельность. Исследовательские работы могут быть различных типов: исследование какого-либо явления, построение установки для наблюдения какого-либо явления, создание модели какого-либо явления, повторение эксперимента, аналогичного историческому опыту и т.д. Примеры выполнения исследовательских проектов различных типов. Таблица 2.
Исследовательский проект рекомендуется выполняться учащимися 7- 11 классов. Учителю рекомендуется совместно с ребятами разрабатывать методологический аппарат исследования – формулировать цели и гипотезы исследования, выбирать методы и определять этапы работы. Это оформляется в виде программы исследования. Далее начинается индивидуальная исследовательская работа или работ небольшой группы учащихся над одной темой. Ведущими принципами в организации этой деятельности выступают принципы единства научности и доступности, добровольности и положительной мотивации, обеспечения познавательной самостоятельности и свободы в творческих проявлениях. Наблюдение даёт возможность накапливать первоначальные данные об объекте исследования при минимальном воздействии на него исследователя. В результате регулярных наблюдений накапливается материал, который необходимо систематизировать, применяя метод классификации. Во время работы над проектом при проведении наблюдений обучающим рекомендуется: 1) заносить результаты в таблицу (табл. 3); Таблица 3.
2) обобщать знания о методе наблюдения и записывать в общую схему организации наблюдений природных явлений;
3) отрабатывать навыки наблюдения за природными объектами самостоятельно и оформлять в виде отчётов (протоколы наблюдений, дневники наблюдений, исследовательские проекты и т. п.) Для объективной проверки гипотезы рекомендуется применять эксперимент в работе над проектом. Примеры экспериментов, проводимых учащимися при работе над исследовательскими проектами, могут быть следующие:
При проведении эксперимента в ходе проектной деятельности учащимся рекомендуется многократное повторение эксперимента и запись результата в общую схему постановки эксперимента.
Метод эксперимента тесно связан с моделированием и служит для объективной проверки границ применимости теории в действительности. С моделированием тесно связан метод идеализации – мысленное конструирование понятий об объектах, которых нет в реальном мире, но есть их близкий прообраз или аналог (идеальный газ, математическая точка, химический элемент и т.д.). Рекомендуется создавать учащимся модели в ходе проектной деятельности для изучения физических процессов, идущих в биологических системах. Например, создав модель установки для изучения кровообращения, учащиеся могут сравнивать скорость движения воды и вязких жидкостей (например, растительного масла). Изменение цветового восприятия глаза, пораженного катарактой, учащиеся анализируют с помощью модели катаракты, состоящей из источника света, дифракционной решетки, кюветы, куда наливается сначала прозрачная вода, после этого – чай и, наконец, мутная взвесь мела в воде, имитирующая помутнение или пожелтение хрусталика. По итогам проектно-исследовательской деятельности рекомендуется проводить научную конференцию учащихся, уроки семинары, в рамках которой заслушиваются все отчёты. В процессе исследовательской деятельности на основе межпредметных связей учащиеся овладевают методами естественнонаучного познания, которые располагаются на трёх ступенях познания:
Рекомендации для учителей физики:
Литература.
|
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1) | Метапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет» Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | ||
Тема: Метапредметный подход В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения... | Программа методической недели была такова ... | ||
Выступление на педсовете: «Метапредметный подход в истории и обществознании» На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по... | О проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики... Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления... | ||
Программа по использованию икт на уроках физики Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий... | Программа по использованию икт на уроках физики Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий... | ||
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для... Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики | Урок: метапредметный подход. Общие сведения Данный урок прослеживалась интеграция с другими предметами (экология). Использование знаний об охране ресурсов полезных ископаемых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Плохо, что учитель зачастую далек от понимания... | 1 Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований... | ||
Эвристический подход при изучении физики Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах... Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей... | Гоу впо «московский педагогический государственный университет» Автор-разработчик:... Обучение будущих учителей применению средств икт в преподавании учебных тем школьного курса физики |