Скачать 1.42 Mb.
|
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ТЕМ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ 3.1. Учебный модуль «Методика изучения кинематики в курсе физики средней школы» ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Автор-разработчик: Пурышева Наталия Сергеевна, зав. кафедрой теории и методики обучения физике МПГУ, доктор педагогических наук, профессор. Специальность: 032200 - физика ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения физике» Общие положения 1. Цели учебного модуля:
2. Задачи учебного модуля
3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетентностного подхода): В результате изучения модуля студент должен приобрести ключевую, базовую и специальную профессиональные компетентности в области обучения учащихся кинематике, а также использования традиционных и ИК технологий в обучении, т.е.: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ приемами использования ЦОР различных типов для решения задач обучения кинематике, воспитания и развития учащихся при обучении кинематике. 4. Инновационность комплекта УММ: По целям обучения Наряду с традиционными ставится цель содействия развитию у студентов профессиональной компетентности (ключевой, базовой и специальной) в области методики обучения у учащихся основной и средней (полной) школы кинематике, развитию у студентов информационной компетентности, связанной с использованием ИКТ в процессе обучения физике. По содержанию обучения Наряду с традиционным содержанием обучения студенты изучают возможности ЦОР для решения различных дидактических задач обучения кинематике; в содержание включено обучение студентов организации исследовательской деятельности учащихся при изучении кинематики, организации дифференцированного обучения учащихся при включении их в индивидуальную и групповую работу. Инновационность содержания проявляется и в том, что студенты обучаются формированию у учащихся ключевых компетенций. По методам обучения Инновационность методов обучения студентов заключается в организации их исследовательской деятельности при решении методических проблем. По формам обучения Инновационность форм обучения проявляется в усилении их самостоятельной работы, в использовании групповой работы и деловой игры на практических занятиях. По средствам обучения В качестве новых средств обучения используются ЦОР, во-первых, при проведении демонстрационного компьютеризированного эксперимента по наблюдению и исследованию равномерного и равноускоренного движений; во-вторых, при обучении учащихся решению графических задач, исследованию графиков движения при изменении его характеристик. Они используются при обсуждении всех вопросов, поставленных на семинаре. При этом возможны различные сочетания ЦОР и реальных демонстраций. В частности, при рассмотрении методики изучения свободного падения целесообразно продемонстрировать опыт с трубкой Ньютона, а при обсуждении методики изучения движения тела в поле тяготения использовать и реальный эксперимент и ЦОР. Рабочая программа 1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом.
При изменении графика учебного процесса следует откорректировать объемы всех видов учебной деятельности с сохранением общего количества часов, отводимых на дисциплину по учебному плану. 2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю 2.1. Лекционные занятия
2.2. Практикум 2.2.1. Практические занятия, семинары
2.2.2. Лабораторные занятия
2.2.3. Самостоятельная работа
2.2.4. Коллоквиумы
Темы рефератов 1. Использование ИТ для проверки знаний учащихся по кинематике. 2. Использование лаборатории L-micro в эксперименте по кинематике. 3. Комплексное использования реального и компьютерного модельного эксперимента при формировании у учащихся понятия ускорения. 4. Формирование у учащихся информационной компетентности при изучении кинематики. 5. Формирование у учащихся коммуникативной компетентности при изучении кинематики. 6. Использование справочных материалов, содержащихся в ЦОР при обучении кинематики (ЦОР по выбору студента). 7. Экспериментальные задачи по кинематике на основе компьютерных моделей. 8. Формирование у учащихся модельных представлений с помощью ЦОР. 9. Использование НИТ для формировании у учащихся исследовательских экспериментальных умений при изучении кинематики. 10. Сравнительный анализ проверочных заданий по кинематике, представленных в ЦОР. 11. Использование ЦОР при обучении учащихся решению графических задач по кинематике. 2.3. Практики Педагогическая практика в школе – 7 семестр Педагогическая практика в школе – 10 семестр. 3. Требования к обязательному минимуму содержания программы Содержание лекционного материала
4. Промышленностью выпускается специальное оборудование для эксперимента по кинематике. К нему относятся тематические наборы: модель системы отсчета, прибор для демонстрации законов механики на воздушной подушке; универсальные комплекты: универсальный комплект по механике поступательного и вращательного движений для работы с компьютерной измерительной системой, универсальный комплект демонстрационный по механике на базе комбинированной цифровой системы измерений. Для выполнения лабораторных работ созданы: универсальный комплект для основной средней (полной) школы и учреждений начального профессионального образования (набор лабораторный «механика»), комплект для основной средней (полной) школы (набор лабораторный по механике), отдельные приборы для опытов по механике. Кроме этого, разработаны электронные пособия, которые могут быть использованы как для демонстрации явлений и моделей, так и для организации исследовательской деятельности учащихся: ЦОР «Открытая физика» (ООО «Физикон»), ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы» (ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»), «Электронное издание «Физика. 7-11 классы» (ООО «Физикон»), ИУМК «Физика-10». Автор А.А.Шаповалов. 4. Литература (основная и дополнительная) 4.1. Основная
4.2. Дополнительная
5. Перечень используемых ЦОР ЦОР
ИУМК
Прочие ЦОР
6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Текущий контроль проводится на занятиях, анализируется выполнение студентами заданий к семинарским занятиям и отчеты о выполнении лабораторных работ. Промежуточный контроль осуществляется на зачете, итоговый контроль – на экзамене. 7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе В ходе проведения занятий следует использовать современную компьютерную технику и современную видеопроекционную аппаратуру; применять ЦОР. Во время лекции преподаватель демонстрирует разные по дидактическому назначению типы ЦОР и образцы их использования для решения разных дидактических задач при изучении кинематики. В частности, целесообразно продемонстрировать модели различных видов механического движения, обратив внимание студентов на возможность их использования для иллюстрации объяснения учебного материала (например, равномерного и равноускоренного движения, движения в поле тяготения), для организации исследовательской деятельности учащихся (например, исследование зависимости скорости равноускоренного движения от времени) что позволяет развивать у учащихся когнитивную и информационную компетентности. Демонстрация возможностей изучения одного и того же явления (движение тела, брошенного под углом к горизонту) с использованием разных методических приемов, в том числе, с использованием компьютерной модели («Открытая физика») может являться для студентов образцом организации групповой работы учащихся, способствующей развитию их коммуникативной компетентности. Целесообразно продемонстрировать компьютерные тестирующие программы и программы по обучению решению задач. На практических занятиях (семинары и лабораторные занятия) используется сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы студентов. Возможны также разные формы сочетания аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Так, при формировании у студентов профессиональной компетентности в области конструирования учебного процесса с использованием средств обучения, в том числе ЦОР, целесообразна организация групповой работы. Студенты, получив от преподавателя соответствующие задания, разрабатывают конспекты уроков во внеаудиторное время, а во время занятия представляют свои разработки и участвуют в обсуждении заданий, подготовленных и представленных другими группами студентов. При работе в группе, каждый студент выполняет индивидуальное задание (кто-то планирует урок, кто-то подбирает необходимые средства обучения, кто-то разрабатывает проверочные задания и пр.), а обсуждение результатов выполнения заданий проводится коллективно. При этом у студентов формируется не только профессиональная компетентность в области конструирования учебного процесса по кинематике, но через собственную деятельность формируются и такие ее составляющие, как умение организовать групповую работу учащихся, научить их представлять результаты работы, сформировать у них рефлексивные умения, коммуникативную и информационную компетентности. При выполнении лабораторных работ деятельность студентов может быть организована в другой форме. Студенты во внеаудиторное время в процессе самостоятельной работы готовятся к выполнению работы в соответствии с теми заданиями, которые предложены им в описании, а на занятии выполняют работу, объединившись в группы. Полный комплект учебно-методических материалов модуля размещен на сайте МПГУ в разделе «Проект НФПК» 3.2. Учебный модуль «Использование ЦОР в процессе преподавания физики в профильной школе на примере изучения разделов «Электродинамика» и Оптика»» |
616. 831 005. 1 + 616. Работа выполнена в гоу впо «Пензенский государственный университет» и гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический... | Педагогическая концепция Баухауза и ее традиции в современном художественном образовании Ведущая организация: гоу впо «Московский педагогический государственный университет» | ||
Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления... | ||
Гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | Гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | ||
Гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | Автор: Гусарова София Игоревна Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | ||
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии | Гоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос науч практ конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / Гоу... | ||
Кафедра экономической географии экономическая и социальная Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | ||
Лучевая диагностика в стоматологической имплантологии Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» | Программа для руководящих работников образовательных учреждений Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | ||
Изучение влияния скорости подъема ковша на долговечность рукояти... Работа выполнена в гоу впо «Уральский государственный горный университет» и в гоу впо «Магнитогорский государственный | История мировой литературы и искусства Печатается по решению ученого совета гоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» |