Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка





Скачать 326.32 Kb.
НазваниеСмысложизненный аспект становления я-концепции подростка
страница1/3
Дата публикации04.03.2016
Размер326.32 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи


Попова Татьяна Анатольевна


СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ

Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА


Специальность 19.00.07. – педагогическая психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва - 2009
Работа выполнена на кафедре социальной психологии

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор

Чудновский Виль Эммануилович

Официальные оппоненты доктор психологических наук, профессор

Прихожан Анна Михайловна

кандидат психологических наук , доцент

Кирсанова Вероника Геннадьевна
Ведущая организация ГОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии.
Защита состоится «17» сентября 2009 года на заседании Диссертационного совета Д 212.155.06 при ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу:105005, г. Москва, ул.Радио, 10-а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу:105005, г. Москва, ул.Радио, 10-а

Автореферат разослан «___»_августа 2009г.
Автореферат размещен на сайте университета: www.mgou.ru

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор Л.П. Крившенко

Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Формирование у учащихся норм общечеловеческой нравственности, устойчивой личностной позиции – одна из наиболее важных задач современного процесса образования. Особую сложность представляет решение этой задачи по отношению к подростковому возрасту. Трудности, связанные с присущей этому возрасту резкой сменой ранее выработанных представлений о себе и окружающем мире, как бы накладываются на сложности переходного периода в социальном развитии общества (Г.А.Вайзер, 2001). В этих условиях большую значимость приобретает проблема становления Я-концепции подростка, которая существенно обуславливает его поведение, эмоциональное самочувствие, весь процесс становления личности. Особую роль в формировании Я-концепции подростка играют смысложизненные ориентации: фундаментальные характеристики феномена смысла жизни – контекстуальность и интенциональность (Д.А.Леонтьев, 2003), формирование структурных иерархий, оптимально способствующих позитивному становлению личности (В.Э.Чудновский, 2006). Смысложизненный аспект формирования Я-концепции включает в себя изучение взаимовлияния феноменов смысла жизни и акме (А.А.Бодалев, 2001); сугубо практические исследования особенностей становления смысложизненных ориентаций у подростков «группы риска» (Т.А.Шульга, 2008), атипично развивающихся школьников (Е.Е.Вахромов, 2008), детей и подростков, живущих в условиях дефицита общения (А.В.Суворов, 2008) и целый ряд других. Вместе с тем, недостаточно изучена значимость смысложизненных ориентаций как психологического механизма становления Я-концепции вообще и у учащихся подросткового возраста в частности, что и определило актуальность данного исследования.

Цель исследования: изучить влияние смысложизненных ориентаций на процесс становления Я-концепции в подростковом возрасте.

Объект исследования: особенности становления Я-концепции в подростковом возрасте.

Предмет исследования: смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка.

Гипотезы исследования:

  1. Основу смысложизненного аспекта становления Я-концепции составляет феномен Я-экзистенциального, воплощающий в себе рефлексивное отношение человека к собственной жизни.

  2. Существует взаимосвязь между смысложизненными ориентациями подростка и содержанием основных составляющих Я-концепции

  3. Влияние смысложизненных ориентаций на становление Я-концепции существенно изменяется на протяжении подросткового возраста.

В соответствии с целью и гипотезами были определены задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ состояния проблемы исследования в философской, педагогической и психологической литературе, с целью выявления содержания, структуры, факторов, влияющих на становление Я-концепции подростков и их смысложизненных ориентаций, а также подбора методов и методик, адекватных целям эмпирического исследования.

2.Изучить особенности Я-концепции подростка, дать их содержательную характеристику.

3.Провести экспериментальное изучение компонентов Я-концепции подростка в их взаимосвязи со смысложизненными ориентациями.

4.Провести монографическое изучение Я-концепции и смысложизненных ориентаций у отдельных подростков.

5.Проанализировать полученные в исследовании данные, разработать практические рекомендации по организации психологической поддержки процесса становления у подростков позитивной Я-концепции.

Методологическая основа исследования.Работа выполнена в рамках субъектного и возрастного подходов к становлению личности. Мы основывались на закономерностях возрастного психического развития, выявленных в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Н.С.Лейтеса, Д.И.Фельдштейна и других авторов. Существенный интерес для цели нашего исследования представляли положения о значимости рефлексивного отношения к жизни для становления личности (С.Л.Рубинштейн, 1973), для рассмотрения процесса развития как формы существования личности (Л.И.Анцыферова, 1981), принципы формирования стратегии жизни личности (К.А.Абульханова-Славская, 1991), исследование психологии смысла (Д.А.Леонтьев, 2003), характеристика феномена устойчивости личности как условия ее «психологического суверенитета» (Л.И.Божович,1968, 2009), положение о «ядре субъективности» существенно определяющего процесс становления личности (В.Э.Чудновский, 1988, 2006).

Методы исследования. Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы экспериментальные и не экспериментальные методы: наблюдение, беседа, метод экспертов, учебный курс «Хочешь ли ты быть хозяином своей судьбы?» как метод психологического воздействия, метод монографического изучения личности, анкетирование, контент-анализ мини-сочинений и анкет, методы статистической обработки данных. Для изучения основных компонентов Я-концепции использовались: мини-сочинения, «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д.Харриса, в модификации А.М.Прихожан, методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, Тест-опросник самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантилеева, методика «Самооценка» Т.Дембо, С.Я.Рубинштейн, в модификации А.М.Прихожан, опросник «Кто Я» М.Куна и Т.Макпартленда. Для исследования составляющих Я-экзистенциального использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (исследование осмысленности жизни и ориентации в смысловом пространстве жизни), «Анкета о смысле жизни» В.Э.Чудновского (выявление представлений о смысле жизни подростков), «Методика исследования системы жизненных смыслов» В.Ю.Котлякова (исследование «смысловых профилей»), тест-интервью Е.И. Головахи и А.А.Кроника «Психологические часы» (изучение реализованности жизненных планов), модифицированный нами для подростков графический тест Е.А.Максимовой «Пространство моей жизни» (исследование ориентации подростков в смысловом пространстве жизни).

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 179 учащихся гимназии №4, г.Дзержинский, Московской области. Школьники 6,7,8 классов в возрасте от 12 до 15 лет (среди них 90 мальчиков и 89 девочек).

Этапы исследования. Первый этап – теоретический анализ проблемы, подбор методик, проведение констатирующего эксперимента, с целью выявления показателей сформированности феноменов Я-концепции и смысла жизни у подростков экспериментальной и контрольной групп. Второй этап - формирующий эксперимент, включающий проведение учебного курса в экспериментальной группе. Третий этап – контрольное исследование показателей после формирующего эксперимента и интерпретация результатов. Изучение и сравнительный анализ содержательного понятия смысл жизни у школьников, влияния осмысленности жизни на составляющие Я-концепции подростка. Завершение монографического изучения личности отдельных учащихся. Обобщение, систематизация и статистическая обработка полученных материалов.

Научная новизна исследования. Впервые изучен смысложизненный аспект становления Я-концепции в подростковом возрасте. Показано, что одной из основных составляющих позитивной Я-концепции подростка является рефлексивное отношение к жизни - Я-экзистенциальное, которое, сформировавшись, существенно обусловливает проявления базовых компонентов Я-концепции (Я-социальное, Я-умственное, Я-физическое, обобщенная самооценка, поведенческая составляющая, когнитивная составляющая). Выявлена значимая взаимосвязь феномена осмысленности жизни (основной экспериментальный показатель уровня сформированности смысложизненных ориентаций) с содержательными характеристиками Я-концепции подростка. Предложена модель позитивной Я-концепции подростка, задающая основное направление психолого-педагогической поддержке ее становления.

Показано, что с возрастом увеличивается влияние феномена осмысленности жизни на становление Я-концепции подростка. Выявлены гендерные различия в формировании у подростков рефлексивного отношения к жизни: показано, что у девочек становление Я-экзистенциального идет более быстрыми темпами.

Разработаны практические рекомендации, направленные на организацию психолого-педагогической поддержки процесса становления Я-концепции в подростковом возрасте.

Теоретическая значимость. Исследование содержит новые данные о смысле жизни и смысложизненных ориентациях как психологических феноменах. Показана взаимосвязь смысложизненных ориентаций с содержанием базовых компонентов Я-концепции подростка. Вводится понятие Я-экзистенциального, воплощающее в себе рефлексивное отношение к жизни. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки концепции «экзистенциальной педагогики», которая должна быть направлена на воспитание у подростка отношения к жизни как к «целостному пространству», включающему в себя единство настоящего, прошлого и будущего существования человека. Для разработки теоретических проблем психологии воспитания и становления личности представляются значимыми приведенные в исследовании факты, свидетельствующие о том, что неустойчивость Я-концепции подростка может быть благоприятной психологической почвой для позитивного ее становления. Полученные данные о взаимосвязи феномена осмысленности жизни с содержанием базовых компонентов Я-концепции, гендерных различиях и возрастной динамике становления Я-экзистенциального дополняют представления о психологии возрастного развития подростка и имеют важное значение для педагогической психологии.

Практическая значимость исследования. В результате проведенного исследования разработаны практические рекомендации по организации психологической поддержки становления у подростков позитивной Я-концепции. Разработанный и апробированный автором учебный курс может быть использован педагогами и школьными психологами в воспитательной работе с подростками. На основе проведенного учебного курса подготовлена программа воспитательной работы, целью которой является повышение значимости экзистенциального Я в становлении Я-концепции. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций по общей и возрастной психологии, педагогической психологии в разделах «Психология воспитания» и «Психология развития».

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Феномен Я-экзистенциальное как один из основных компонентов Я-концепции подростка, включающий в себя: представление о смысле собственной жизни и отношение к ней как единому смысловому пространству; осознание своего места на этом пространстве в настоящем, прошедшем и будущем; потребность в активной реализации собственного будущего.

  2. Двухуровневая модель взаимодействия компонентов Я-концепции подростка, отражающая основную направленность ее позитивного становления.

  3. Особенностью Я-концепции подростка является неустойчивость, которая может быть благоприятной психологической почвой для становления позитивной Я-концепции и формирования Я-экзистенциального.

  4. Наличие существенных гендерных различий в формировании у подростков смысложизненных ориентаций: у девочек формирование Я-экзистенциального Я идет более быстрыми темпами.

  5. Практические рекомендации по организации психолого-педагогической поддержки становления у подростков позитивной Я-концепции для педагогов, школьных психологов.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивались репрезентативностью данных; комплексным характером примененных методов, сочетающих экспериментальные методики с углубленным монографическим изучением отдельных подростков; использованием методов статистического анализа и компьютерной обработки данных.

Апробация результатов исследования. Содержание и ход эксперимента докладывались на заседаниях кафедры социальной психологии МГОУ; в работе круглого стола «Проблема личности: вчера и сегодня», на конференции «Л.И.Божович и современная психология развития» Психологического института РАО (1999г.); симпозиуме «Социальная психология-XXI век», г.Ярославль (1999г.); на XIII, XIV научных симпозиумах «Психологические проблемы смысла жизни и акме» Психологического института РАО (2008, 2009гг); на семинаре «Роль нестандартных уроков в создании обучающей среды», в МОУ гимназия №4 г.Дзержинский (2008г.); на 4 Международной научно-практической конференции МГОУ«Левитовские чтения» (2009).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографического списка из 212 наименований. В приложении представлены полученные материалы и результаты исследования, не вошедшие в основной текст диссертации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, изложены гипотезы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определены методологические основы и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе изложен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблемам Я-концепции и смысложизненным ориентациям как фактору становления личности. Можно выделить две ветви в исследованиях проблемы Я-концепции:1.Непосредственное изучение феномена Я-концепции 2.Исследования, посвященные более общей проблеме «Я».

Проблему Я-концепции рассматривали представители интеракционистской, функциональной, психодинамической, когнитивной, гуманистической психологии. В работах У.Джеймса, Ч.Кули, Д.Мида, М.Розенберга Я-концепция характеризовалась как совокупность представлений о самом себе, сопряженных с их оценкой, т.е. как особая форма самосознания. С точки зрения Э.Фромма «Я» является активным центром, организующим структуру всех видов реальной и потенциальной деятельности человека, «когнитивисты» (Л.Фестингер, А.Бем) рассматривали проблему Я-концепции с точки зрения теорий когнитивного диссонанса и самовосприятия. Представители гуманистической психологии (Г.Олпорт, К.Роджерс, Р.Бернс) стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения. В теории самоактуализации А.Маслоу проблема Я-концепции выступает как необходимость более полного познания самого себя, своей природы, максимальном использовании своих возможностей и внутренней «синергии» личности. Наибольший вклад в изучение Я-концепции внес Р.Бернс, который рассматривал ее как динамическую систему представлений о собственном Я, включающую в себя три структурных элемента: когнитивный («образ Я»), эмоционально-ценностный, проявляющийся в системе самооценок, и представления о характере реализации собственной личности в конкретной деятельности. Большой заслугой Р.Бернса является обстоятельная разработка проблемы практической значимости Я-концепции и ее роли в воспитании.

В отечественной психологии проблема Я и Я-концепции исследовалась как проявление самосознания С.Л.Рубинштейном, А.В.Петровским, И.И.Чесноковой, В.В.Столиным. А.В.Петровский выделяет среди множества образов Я три стороны: представления о собственной внешности, своих способностях, социальной значимости, далее он характеризует эмоциональную сторону Я-концепции и представление о своих волевых качествах. По мнению И.С.Кона структура Я представляет собой не случайный набор компонентов, а систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. В работах И.С.Кона впервые встречается термин «Я-экзистенциальное», которое по мысли автора является компонентом структурной модели «самости» и представляет регулятивно-организующий принцип индивидуального бытия.

Проблема смысла жизни и смысложизненных ориентаций издавна интересовала философов и психологов. Оригинальный вклад в рассмотрение этой проблемы внесли разработки В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка, Ж.-П.Сартра, В.Франкла, П.Тиллиха и многих других.

В отечественной психологии в последние годы достаточно интенсивно велись исследования смысла жизни как психологического феномена, имеющего свою специфику возникновения, свои этапы становления, существенно обуславливающего жизнь человека, его судьбу (В.Э.Чудновский, 1997, 2006). Опубликованы материалы симпозиумов, посвященных психолого-педагогическим, философским, социологическим аспектам проблемы смысла жизни (1997, 2001, 2002, 2004, 2006).Большой вклад в разработку данной проблемы внесло исследование Д.А.Леонтьева «Психология смысла» (2003). Появились разработки конкретных аспектов данной проблемы, непосредственно связанные с практикой жизни: смысложизненный аспект процесса образования (В.Э.Чудновский, 2009), возрастной аспект проблемы смысла жизни (Г.А.Вайзер,2001), особенности становления смысложизненных ориентаций у детей и подростков «группы риска» (Т.И.Шульга, 2008), смысл жизни и профессия (Д.Н.Завалишина, 2004), смысложизненные ориентации в многомерном пространстве труда учителя (Л.М.Митина, 2008), смысл жизни и проблема педагогического творчества (Е.А.Максимова, 2001) и целый ряд других. Практические аспекты проблемы смысла жизни обобщены в подготовленом коллективом авторов пособии для студентов педагогических ВУЗов «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога» (2008).

Большой интерес для цели нашего исследования представляют работы, посвященные рассмотрению концепции «экзистенциальной педагогики» (М.И.Рожков, О.С.Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, В.Н.Дружинин, А.В. Шершнева, Е.В.Журавская, Л.В.Байбородова и другие). Согласно данной концепции объектом экзистенциальной педагогики является субъективное отношение ребенка к событию в его жизни, ее предмет - педагогическое сопровождение этого события, помощь в развитии его личности и индивидуальности. Главная задача экзистенциальной педагогики – стимулировать саморазвитие ребенка на основе рефлексивной оценки происходящих событий, воспитывать умение самостоятельно выбирать свою жизненную позицию и нести ответственность за ее реализацию. Несомненно, такая направленность – позитивное явление в современной педагогике. Вместе с тем, авторы этих работ, на наш взгляд, недостаточно реализуют принцип формирования у учащихся рефлексивного отношения к жизни, который существенно обуславливает содержание и эффективность методов педагогического воздействия.

Оценивая в целом состояние исследований проблемы Я-концепции и путей ее становления, следует отметить, что в зарубежной и отечественной литературе существует немало интересных разработок, раскрывающих отдельные аспекты данной проблемы. Однако имеющиеся результаты недостаточно обобщены, мало исследован смысложизненный аспект становления Я-концепции.

Для целей нашего исследования особый интерес представляют сформулированные Д.А.Леонтьевым наиболее общие характеристики смысла как психологического феномена: контекстуальность (смысл чего-либо определяется всегда через отношение к более широкому контексту), и интенциональность (смысл чего-либо указывает направленность движения) (Д.А.Леонтьев, 2003). Именно эти характеристики, по-нашему мнению, составляют основу «экзистенциального Я» как психологического феномена. При рассмотрении данной проблемы из экзистенциальной философии и психологии (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, С.А.Франк, Н.А.Бердяев, А.Камю и многие другие) мы берем идею «несовпадения человеком с самим собой», поиска смысла своего существования, открытия себя как конкретного бытия – в мире. Понятие Я-экзистенциальное сформулировано нами в исследовательских целях, при этом имелась в виду возможность экспериментального изучения смысложизненного аспекта становления Я-концепции подростка. Данный феномен мы понимаем как «единицу», основную «клеточку» экспериментального изучения избранной проблемы исследования. Основной направленностью исследования является экспериментальное и эмпирическое изучение места Я-экзистенциального в целостном процессе становления Я-концепции подростка. Мы исходим из того, что общим экспериментальным показателем Я-экзистенциального является феномен «осмысленности жизни» (Д.А.Леонтьев ,1993)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconПояснительная записка Спецкурс «функционально-игровой аспект становления компьютерного дискурса»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconГенезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма
Специальность 09. 00. 13 – философская антропология, религиоведение, философия культуры
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconКонспект урока в 10-м классе. Тема: «Значение спорта в жизни подростка»
Цель: развитие коммуникативной культуры и социально-культурной образованности учеников, позволяющих участвовать в социально- бытовой...
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconФормирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития
Й, новых смыслов совместного развития в системе «Человек – Общество – Природа» посредством многостороннего и междисциплинарного анализа...
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconI-iv классы пояснительная записка
Идея становления человека как гражданина получила отражение в законах Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»,...
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconУрок-презентацию в 7 классах по теме: «Социальная среда подростка»
Фигурина Н. Н., учитель истории и обществознания, провела урок-презентацию в 7 классах по теме: «Социальная среда подростка»
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 12 Развитие...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 12 Развитие подростка и подростковый кризис
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconКак важно знать достаточные статистики: история моего знакомства с юрием владимировичем линником
Понятие достаточности — один из фундаментальных вкладов Рональда Фишера в статистику на заре ее становления как математической дисциплины....
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconШелестюк Е. В. Лингвокультурный аспект языковой политики
Шелестюк Е. В. Лингвокультурный аспект языковой политики // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №36 (290)....
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconВнеклассное мероприятие по английскому языку для 10 класса по теме...
Открытое внеклассное мероприятие по английскому языку для 10 класса по теме «Музыка в жизни современного подростка»
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconРазвитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга

Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconПредисловие ко второму изданию «Рабочей концепции одаренности»
Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной...
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconЛ. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение:...
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации...
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconФизиологические и психологические особенности подростка
Цель: Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями подросткового периода
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconПроблемы становления социально-экономического развития германии мударов...
Из всех стран Европейского союза выделяется немецкая экономика, которая не только самая крупная, но и наиболее открытая. Рассмотрение...
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка iconПрограмма дисциплины концепции современного естествознания
Поэтому студентам, изучающим юридические науки необходимо иметь ясные представления о методах естественнонаучного познания, знать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск