Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития





Скачать 453.67 Kb.
НазваниеФормирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития
страница1/3
Дата публикации25.02.2015
Размер453.67 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Пересунько Анастасия Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ экологической культуры ПОДРОСТКА на основе концепции устойчивого развития
13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Оренбург

2012

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: Тавстуха Ольга Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Теплов Дмитрий Львович, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, кафедра биологии и биотехнологий, профессор

Галькиева Зинфира Хайдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет», кафедра иностранных языков, доцент

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Защита состоится «20» декабря 2012 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета

Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, д. 19, аудитория 333.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Текст автореферата размещен на сайте сайте ВАК Минобрнауки РФ referat_vak@mon.gov.ru и на официальном ОГПУ www.ospu.ru «19» ноября 2012 г.


Автореферат разослан «19» ноября 2012 г.



Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин

Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современное развитие мирового сообщества, обусловленное доминированием социально-экономических приоритетов над экологическими, привело к неустойчивому состоянию биосферы и возникновению экологических проблем. Характерные для начала XXI века радикальные общественные перемены, связанные с глобализацией, мировым экономическим кризисом и увеличением экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами, и технологизация производства и быта определили значительное истощение природных ресурсов, обеднение биоразнообразия экосистем, загрязнение воды, воздуха и почвы, негативные климатические изменения, ухудшение состояния здоровья людей.

Глобальная экологическая ситуация настоятельно диктует необходимость перехода к устойчивому развитию и объединения усилий мирового сообщества как условий выживания человечества и сохранения биосферы. Стратегия устойчивого развития императивно предполагает расширение ответственности человека за происходящее в социоприродной среде на основе исполнения нравственного долга перед собой, природой, обществом.

Разрешение конфликта в системе «Человек – Общество - Природа» возможно путем поддерживания гармонии с окружающей средой и внутренне сбалансированных социально-экономических отношений. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образованию в интересах устойчивого развития, реализующему свои педагогические установки в контексте преодоления разобщенности естественнонаучного и гуманитарного знания и способствующему осознанию недопустимости экологических дефицитов и признанию безнравственным удовлетворение текущих потребностей за счет будущих поколений.

В связи с этим необходимым становится формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития, актуализирующей единство знаний, ценностей, действий, отношений, новых смыслов совместного развития в системе «Человек – Общество – Природа» посредством многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни на уровне понимания, изменения способов экологически безопасного взаимодействия для сохранения этого мира для настоящих и будущих поколений.

Проблема формирования экологической культуры значима в подростковом возрасте как наиболее благоприятном для самоопределения, самовыражения, позитивного признания взрослыми активности подростка в осуществлении им общественно значимой деятельности, являющейся средством вхождения в мир ценностей, оценки важности и возможности своего участия решении экологических проблем, исполнения своих нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, человеческих взаимоотношений, здоровья, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что наполнение экологического образования идеями устойчивого развития выводит его за границы собственно экологической проблематики за счет широко понимаемой социальной справедливости и обеспечивает возможность предупреждения экологических проблем и планирование действий по их предотвращению, выступая основой формирования экологической культуры подростка и требуя поиска педагогических средств, позволяющих эффективно организовать данный процесс.

Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы:

- общие аспекты формирования культуры рассмотрены в трудах Е.Я. Басина (психология культуры), П.С. Гуревича (общие положения культуры), И.А. Ильина (философия культуры), Д.С. Лихачева (экология культуры), Л.Б. Соколовой (культура деятельности);

- психолого-педагогические основы формирования экологической культуры отражены в исследованиях З.Х. Галькиевой (экологическое мировоззрение), С.Н. Глазачева (концептуально-теоретические основы формирования экологической культуры), И.Д. Зверева (экологическое сознание), Б.Т. Лихачева (структура экологической культуры), Л.В. Моисеевой (экологическое развитие личности), О.Г. Тавстуха (методология и основы развития экологической культуры);

- основные положения концепции устойчивого развития рассмотрены в работах Н.С. Касимова (триада «экономика – экология – социология»), Н.М. Мамедова (культура устойчивого развития), Н.Н. Марфенина (взаимосвязь экологических и социальных проблем), Н.Н. Моисеева (стратегия устойчивого развития), А.Д. Урсула (устойчивое развитие цивилизации);

- концептуальные основы экологонаправленной деятельности рассмотрены А.В. Гагариным (природоориентированная деятельность учащихся), С.С. Кашлевым (эколого-педагогическая деятельность педагога), Е.В. Титовым (исследовательская деятельность старшеклассников);

- концептуальные основы экологического образования в интересах устойчивого развития нашли отражение в работах Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного (концепция экологического образования), И.Т. Суравегиной (концепция общего среднего экологического образования), В.Г. Рындак (непрерывное экологическое образование), Д.Л. Теплова (экологическое воспитание);

- теории ориентации личности в мире ценностей представлены в исследованиях Е.В. Бондаревской (личностное саморазвитие), А.В. Кирьяковой (развитие ценностного потенциала личности), В.Н. Сагатовского (целостность внутреннего мира), В.П. Тугаринова (социологическая теория ценностей), В.А. Ядова (социальное здоровье как ценность);

- особенности организации дополнительного образования детей изложены в работах В.И. Андреева (творческое саморазвитие), А.Я. Журкиной (внеучебная деятельность), С.В. Сальцевой (самоопределение учащихся), А.И. Щетинской (теоретические основы дополнительного образования).

За последние годы проведен ряд исследований по проблеме: М.В. Аргуновой (экологическое образование в интересах устойчивого развития), Н.Н. Демидовой (теория и методика формирования геоэкологической культуры), Д.С. Ермакова (формирование экологической компетентности учащихся), С.А. Степанова (экологическое образование для устойчивого развития).

Теоретический анализ позволяет отметить, что в отечественной педагогической науке проблема формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития разработана недостаточно. В связи с чем имеются объективные причины, обусловливающие необходимость конкретизации научного представления о структуре и содержании понятия «экологическая культура подростка» с точки зрения основных положений концепции устойчивого развития, о возможностях его формирования в процессе экологического образования.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:

- объективной потребностью общества в личности, способной решать проблемы сбалансированного развития природы и способов жизнедеятельности людей, и недостаточной обращенностью системы образования к формированию у подростка ответственности за жизнь природы и человечества в настоящем и будущем;

- традиционным содержанием экологического образования и необходимостью обновления его идеями устойчивого развития для формирования экологической культуры подростка;

- потребностью образовательной практики в формировании экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения исследуемого процесса в современной педагогической науке.

Разрешение данных противоречий связано с разработкой в теории и практике проблемы: каковы содержание, технологии, приёмы, формы формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития в экологическом образовании.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития».

Цель исследования: обосновать процессную модель формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития.

Объект исследования: экологическое образование подростка.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития.

Гипотеза исследования: экологическое образование, обеспечивающее осознание подростком личной ответственности за состояние социоприродной среды и учет социально-экономических и экологических последствий своих действий, выступает базовой компонентой процессной модели формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития, при:

- определении экологической культуры подростка как интегральной характеристики личности, аксиологической доминантой которой выступают экокультурные ценности, лежащие в основе дополнения научной картины мира современной картиной жизни и отражающиеся в личностных смыслах экологоориентированной деятельности как средстве сохранения жизни природы и человечества в настоящем и будущем;

- введении в содержание экологического образования ориентиров устойчивого развития, определяющих его гуманитарный, универсальный и опережающий характер;

- включении подростка в экологоориентированную деятельность, позволяющую приобрести индивидуальный опыт учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных и проектно-созидательных действий в решении реальных жизненных ситуаций.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Уточнить структуру и содержание понятия «экологическая культура».

2. Определить идеи обновления содержания экологического образования на основе концепции устойчивого развития, направленного на формирование экологической культуры подростка.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологической культуры подростка.

4. Разработать научно-методическое обеспечение исследуемого процесса.

Методологическую основу исследования представляют теории и концепции: устойчивого развития, экологического образования, экологического образования в интересах устойчивого развития, экологической культуры. В качестве специальной методологии выступает совокупность коэволюционного, аксиологического и системно-деятельностного подходов к исследованию и преобразованию педагогической действительности.

Теоретической основой исследования выступили:

- на философском уровне: концептуальные основы развития цивилизации (Д. Белл, Л.Р. Браун, Д. Медоуз, А. Тоффлер, Д. Форрестер), концептуальные основы устойчивого развития (Г.Х. Брундтланд, В.И. Данилов-Данильян, В.А. Лось, Н.М. Мамедов, Н.Н. Марфенин, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин); положения о взаимодействии человека и природы (Н.А. Бердяев, Э.В. Гирусов, В.Н. Лопатин, М.К. Мамардашвили, А. Швейцер), положения о сущности, структуре, концептуальных основаниях культуры (М.М. Бахтин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман);

- на общенаучном уровне: концептуальные идеи образования для устойчивого развития (Ж.Делор, Д.С. Ермаков, Н.М. Мамедов, Н.Н. Марфенин), психологическая теория деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), теория ориентации личности в мире ценностей (В.И. Андреев, С.Н. Батракова, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова), идеи коэволюционного подхода в образовании (И.П. Гетманов, Р.С. Карпинская, Е.Е. Нагорных, Ю.А. Никитина, Е.В. Орлов)

- на конкретно-научном уровне: концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (И.В. Вагнер, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров), исследования в области теории и методологии экологического образования (М.В. Аргунова, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Л.В. Моисеева, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин), исследования в области теории и методологии формирования экологической культуры (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Л.М. Горбунов, В.А.Игнатова, С.А. Степанов, О.Г. Тавстуха), понятие экологоориентированной деятельности (А.В. Гагарин, А.В. Иващенко, В.И. Панов, Г.П. Сикорская, Д.Л. Теплов).

Базой исследования послужили ГАОУ ДОД «Оренбургский областной детский эколого-биологический центр» г. Оренбурга, МОБУ ДОД гг. Орска, Новотроицка, МБОУ ДОД г.Кувандыка; МОБУ «Лицей №3» г. Оренбурга. Исследование проводилось с 2007 по 2012 годы и включало в себя четыре этапа. Разными видами эксперимента было охвачено 340 подростков.

На первом этапе (2007 – 2008 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы; обосновывались тема, объект, предмет, цель и задачи исследования; определялись стратегия, программа и методы исследования (теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы).

На втором этапе (2008 – 2009 гг.) проводилась констатирующая часть опытно-поисковой работы; выявлялись уровни сформированности экологической культуры подростка. Методы: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

На третьем этапе (2009 – 2011 гг.) проводился формирующий эксперимент, в ходе которого уточнялась рабочая гипотеза; апробировались педагогические условия формирования экологической культуры подростка; обосновывались критерии и показатели уровней сформированности изучаемого феномена. Методы: педагогический эксперимент, педагогическое и психологическое тестирование, педагогическое наблюдение, моделирование, формирующий эксперимент.

На четвёртом этапе (2012 год) анализировались, обрабатывались количественные и качественные результаты проведенного исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов работы; разрабатывались методические рекомендации по внедрению их в практику. Методы: статистическая обработка экспериментальных данных, педагогическая интерпретация результатов работы.

Научная новизна результатов исследования заключена в следующем:

1. Уточнено понятие «экологическая культура» за счет выявления аксиологических оснований концепции устойчивого развития; учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных, проектно-созидательных действий как деятельностных средств предотвращения возможных социоприродных конфликтов; равнозначности экологической, экономической и экологической составляющих картины жизни. Экологическая культура подростка понимается как интегральная характеристика личности, аксиологической доминантой которой выступают экокультурные ценности, лежащие в основе дополнения научной картины мира современной картиной жизни и отражающиеся в личностных смыслах экологоориентированной деятельности как средстве сохранения жизни природы и человечества в настоящем и будущем.

2. Определены идеи обновления содержания экологического образования на основе концепции устойчивого развития (гуманитаризации, метапредметности, футуристичности), уточняющие его гуманитарный, универсальный и опережающий характер и составляющие содержательную основу формирования экологической культуры подростка.

3. Разработана процессная модель формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития; последовательные и закономерные связи между процессом формирования экологической культуры подростка и условиями, реализуемыми в экологическом образовании, описаны в процессно-деятельностных категориях (цель, методологические основы, содержание, этапы, результат).

4. Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию процессной модели формирования экологической культуры подростка: введение в содержание экологического образования ориентиров устойчивого развития, понимание экокультурных ценностей как аксиологической доминанты экологической культуры подростка, включение подростка в экологоориентированную деятельность.

5. Определены этапы формирования экологической культуры подростка («Знаю», «Ценю», «Действую»), соотносимые с педагогическими условиями, методологическими подходами (коэволюционным, аксиологическим, системно-деятельностным), технологиями (учебно-исследовательской деятельности, рефлексивно-оценочного обучения, проектно-созидательными) и методами, компонентами (когнитивным, ценностно-смысловым, деятельностным) и критериями (интеллектуальным, аксиологическим, практическим).

Теоретическая значимость результатов исследования:

1. Выявление и обоснование диагностических параметров и инструментария изучения уровня сформированности экологической культуры подростка позволит проектировать систему отслеживания результативности формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития в процессе экологического образования.

2. Результаты экспериментальной работы углубляют разрабатываемую в педагогической теории проблему формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития, позволяют обогатить содержание раздела общей педагогики «Дидактика».

3. Определение идей обновления содержания экологического образования на основе концепции устойчивого развития (гуманитаризации, метапредметности, футуристичности) расширяет круг научных представлений о сущности и особенностях экологического образования учащихся в современных условиях.

Практическая значимость результатов исследования заключается в:

- разработке авторской дополнительной образовательной программы «Будущее создается в настоящем», служащей основой освоения содержания экологического образования в интересах устойчивого развития;

- систематизации методов (раскрывающих самоидентификацию субъекта в экологическом пространстве, направленных на конструирование личностных смыслов, направленных на сотворческое взаимодействие с природой) и приемов (эколого-познавательных, эколого-смысловых, эколого-созидательных) формирования экологической культуры подростка;

- разработке проблемных ситуаций экологически безопасного взаимодействия (познавательных, смысловых, созидательных), служащих основой осуществления экологоориентированных учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных и проектно-созидательных действий;

- подготовке методических рекомендаций («Полевой дневник», «Полезное лето», «Игры по-серьезному»), обеспечивающих сопровождение экологоориентированной деятельности;

- определении критериально-оценочного инструментария сформированности экологической культуры подростка (критерии, уровневые показатели), обеспечивающего отслеживание динамики результатов исследования.

Основные теоретические, методические положения и практические результаты могут использоваться в практике образовательных учреждений различного типа и вида в процессе экологического образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Структура и содержание экологической культуры подростка интегрируют когнитивный компонент (система естественнонаучных и гуманитарных знаний, на основе которых картина мира дополняется современной картиной жизни), ценностно-смысловой компонент (совокупность экокультурных ценностей, отражающаяся в личностных смыслах деятельности), деятельностный компонент (учебно-исследовательские, рефлексивно-оценочные и проектно-созидательные действия).

2. Идеи обновления содержания экологического образования на основе концепции устойчивого развития (гуманитаризация как дополнение естественнонаучного знания гуманитарным (обусловливает гуманитарный характер экологического образования через понимание мира человека, природы, общества как общего мира); метапредметность как синтез научных знаний и нравственных установок (определяет универсальный характер экологического образования - дополнение картины мира современной картиной жизни); футуристичность как направленность на оптимистически вероятностное будущее (выявляет опережающий характер экологического образования – прогнозирование и предупреждение проблем сбалансированного развития социоприродной среды) обеспечивают совершенствование процесса формирования экологической культуры подростка.

3. Процессная модель формирования экологической культуры подростка носит целостный, закономерный, целенаправленный, управляемый характер, выступает прогностическим основанием и структурно отражает в единстве цель (сформировать экологическую культуру подростка), подходы (коэволюционный, аксиологический, системно-деятельностный), взаимосвязанные и взаимодополняющие этапы («Знаю», «Ценю», «Действую»), технологии (учебно-исследовательской деятельности, рефлексивного обучения, проектно-созидательные) и приемы (эколого-познавательные, эколого-смысловые, эколого-созидательные), критерии (интеллектуальный, аксиологический, практический) и адекватные им показатели, результат (экологическая культура подростка).

4. Эффективность формирования экологической культуры подростка в процессе экологического образования в интересах устойчивого развития обеспечивают педагогические условия: введение в содержание экологического образования ориентиров устойчивого развития, определяющих его гуманитарный, универсальный и опережающий характер; понимание экокультурных ценностей как аксиологической доминанты экологической культуры подростка, обусловливающей выбор цели деятельности, норм и правил поведения личности в окружающей среде; включение подростка в экологоориентированную деятельность, позволяющую приобрести опыт учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных и проектно-созидательных действий в решении реальных жизненных ситуаций.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической, философской наук, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных экспериментальных данных количественным и качественным их анализом, отсроченной проверкой результатов, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики (критерий Пирсона).

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития; определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития; организации и проведении опытно-поисковой работы по систематизации полученных результатов; обосновании и апробировании процессной модели формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования содержатся в 16 публикациях автора и обсуждались на научно-практических конференциях: международных (Оренбург, 2008, 2010; Самара, 2009; Москва, 2011; Новомосковск, 2011); всероссийских (Чебоксары, 2011; Марий Эл, 2012); межрегиональных (Оренбург, 2007, 2008, 2010). Положения исследования апробированы в процессе педагогической деятельность и посредством организации опытно поисковой работы на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Оренбурга (ГАОУДОД «Оренбургский областной детский эколого-биологический центр»), дополнительных образовательных учреждений эколого-биологической направленности гг. Орска, Новотроицка, Кувандыка.

Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования и включают введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографию (247 источников, в том числе на иностранном языке - 9) , приложения (4). Изложение материала проиллюстрировано таблицами, диаграммами, рисунками.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определен научный аппарат (цель, объект, предмет, гипотеза), сформулированы задачи, обозначены методы и этапы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития» раскрыты основные понятия («устойчивое развитие», «образование для устойчивого развития», «экологическое образование в интересах устойчивого развития», «экологическая культура»), теоретически обоснована процессная модель.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития icon«Формирование экологической культуры школьников»
Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития icon1. Формирование концепции Устойчивого развития 6
Панельные данные как метод исследования влияния различных факторов на уровень выбросов 24
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития icon1. Формирование концепции Устойчивого развития 6
Панельные данные как метод исследования влияния различных факторов на уровень выбросов 24
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconМетодическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой»
Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconПрограмма формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconНаправление конкурс методических разработок фио участника Васильева Светлана Алексеевна
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconУстойчивого развития умных городов
Международная конференция «Информатизация и технологическая модернизация образования» в содружестве XXXIII- международной конференции...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconДоклад об экологической ситуации на территории
Государственная политика в области экологического развития на территории Республики Калмыкия, разработка региональной экологической...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconОтчет о результатах оценки соответствия Проекта Канкунской гэс критериям...
Методика оценки соответствия гидроэнергетических Проектов критериям Устойчивого развития
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconПрограмма по биологии разработана с учетом возрастных особенностей...
Приказом директора мбоу «Кадниковская средняя общеобразовательная школа» от 28. 08. 2014 №92
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconТеоретические основы формирования экологической культуры младших...
Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconУстойчивое развитие человечества
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и понятий о становлении основных предпосылок и идей устойчивого...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития icon«Защита окружающей среды Черного моря: новые требования» *
Пачэс постоянно уделяет внимание защите окружающей среды. Ее действия в этом направлении осуществляются в рамках концепции устойчивого...
Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития iconКонспект урока в 10-м классе. Тема: «Значение спорта в жизни подростка»
Цель: развитие коммуникативной культуры и социально-культурной образованности учеников, позволяющих участвовать в социально- бытовой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск