Скачать 151.6 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Учебно-методическое пособие Красноярск СФУ 2012 УДК 574.2 (07) ББК 28.081я73 У 813 Составитель: ст. преп. Шашкова Т.Л. Устойчивое развитие человечества: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т.Л. Шашкова. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2012. – 12 с. Предметом изучения данной дисциплины являются понятия о становлении основных предпосылок и идей устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке. Учебно-методическое пособие содержит указания для практических (семинарских) занятий и для самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов, обучающихся на очной форме обучения, по специальности 020801.65 экология УДК 574.2 (07) ББК 28.081я73 © Сибирский федеральный университет, 2012 ВведениеЦелью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и понятий о становлении основных предпосылок и идей устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке. Предмет включает в себя рассмотрение основных путей перехода к устойчивому развитию на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также способы реализации принципов устойчивого развития в основных секторах общественного развития. Содержание курса способствует формированию у студентов целостного мировоззрения и активной гражданской позиции, и более ясному осознанию роли и миссии специалистов-экологов в решении современных проблем развития природы и общества. Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций экологов. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Дисциплина значительно отличается от других учебных дисциплин по комплексности рассматриваемых явлений и синтезу знаний из различных наук. Многоплановость дисциплины отражает сложность реальной жизни. Анализируя различные аспекты устойчивого развития: от природных процессов до социальных, от современных проблем энергетики и сельского хозяйства до приемов экономико-правового обеспечения экологической безопасности, – нельзя ограничиваться стройной системой какой-либо одной науки. Раздел 1 Общенаучные основы устойчивого развитияСеминар 1 Экологические проблемы современности Просмотр и обсуждение фильма «Home» (свидание с планетой) Семинар 2 Ключевые принципы устойчивого развития. Обсуждение международных принципов устойчивого развития описанных в декларации, утвержденной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Сопоставление с основными принципами устойчивого развития в РФ. Работа в малых группах. Семинар 3 Триединая концепция устойчивого развития Круглый стол на тему: Экономическая, социальная и экологическая составляющие, Единство концепций. Повестка дня на 21 век. Вопросы для обсуждения: • Какие факты и примеры указывают на высокую степень зависимости современной экономики от ресурсов экосферы и экологических процессов на планете? • К каким последствиям может привести учет экологических факторов в ведущих показателях мировой и национальной экономики? • На чем основывается взаимоподдержание материально-энергетических потоков в эколого-экономической системе? • Выскажите ваше отношение к необходимости изменения структуры потребностей людей в связи с экологизацией экономики. Семинар 4 Концепция и стратегия экологического образования в России Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции. Раздел 2 Отраслевые аспекты устойчивого развитияСеминар 5 Устойчивое развитие городов Сравнение российских и европейских городов. Устойчивое развитие промышленности на примере Красноярского края и стран Европы. Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции. Семинар 6 Устойчивое развитие энергетики Энергетическое обеспечение и безопасность России и Красноярского края. Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере. Техногенные аварии и катастрофы. Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции. Семинар 7 Устойчивое лесопользование Вырождение тропических лесов. Проблемы эффективного использования лесных ресурсов России. Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции. Семинар 8 Устойчивый туризм Формы туристического развития или деятельности, которые не нарушают окружающую среду, обеспечивают долгосрочную охрану природных и культурных ресурсов, являются социально и экономически приемлемыми и справедливыми. Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции. Семинар 9 Устойчивое сельское хозяйство Зеленая революция. Негативные последствия искусственного повышения плодородия земли. Сельское хозяйство в развивающихся странах. Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции. Семинар 10 Устойчивое рыболовство Пресноводные и морские ресурсы. Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции. Раздел 3 Пространственный базис устойчивого развитияСеминар11 Условия и предпосылки перехода к устойчивому развитию Обсуждение теорий и прогнозов ведущих ученых в области устойчивого развития. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Работы Н.Н.Моисеева. Дискуссия. Семинар 12 Устойчивое развитие Российской Федерации Дискуссия на тему: «Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию». Знакомство с основными принципами и их обсуждение. Семинар 13 Индикаторы устойчивого развития Система индикаторов устойчивого развития социальной инфраструктуры на примере различных регионов. Методические подходы к разработке индикаторов устойчивого развития. Проблемы и пути использования индикаторов. Обсуждение Российского регионального опыта разработки индикаторов. Разработка предложений индикаторов устойчивого развития Красноярского края. Работа в малых группах. Семинар14 Инструменты и механизмы управления устойчивым развитием Круглый стол на тему: Экополитика: пути предотвращения катастрофических последствий экологического кризиса. Вопросы для обсуждения: • Какими способами можно предотвратить экологический кризис и исправить ошибки недальновидного природопользования, подрывающего устойчивость биосферы и негативно влияющего на здоровья людей? • Как соотносятся между собой организационные, правовые и экономические меры, направленные на обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности? • Какие государственные учреждения уполномочены в России заниматься регулированием природопользования, контролем за состоянием окружающей среды, здоровья населения, экологической безопасности? • Роль экологического образования в управлении устойчивым развитием. Указания для самостоятельной работыСамостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала при подготовке к выполнению тестов и контрольных работ, подготовку иллюстративной информации для выступления на практических занятиях и оформление реферативной работы по выбранной теме. Тема доклада на семинаре и реферата совпадает. Темы рефератов
Требования к оформлению реферата Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д. Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) и представляется в сброшюрованном виде в папке типа «скоросшиватель». Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см. Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Во введении указывается обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности; постановку целей и формирование задач; краткий обзор литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо). Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором. Подбор глав должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Заключение состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач; обобщения положений, высказанных во введении и основной части. Список используемой литературы к реферату оформляется в порядке появления ссылок на источники в тексте реферата. В него вносится весь перечень изученных авторами в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и др. Список литературыОсновной:
Дополнительный:
Интернет-сайты
Вопросы для экзамена
Учебное издание Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ Подписано в печать ……..2012 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать плоская Усл. Печ. Л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kars.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а Тел. 206-26-58, 206-26-49 |
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика... | Учебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления «Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной... | ||
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» Программа: для общеобразовательных учреждений: «Экология Москвы и устойчивое развитие» | Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Положение о проведении конкурса научно-практических работ школьников... Настоящее Положение о Конкурсе научно-практических работ «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» (далее – Положение) устанавливает... | ||
Российской федерации Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие | Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и развитие в России Ша и Канаде. Правда, оно в основном охватывало вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала,... | Научная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Эколого-хозяйственная сбалансированность и устойчивое развитие Ростовской области Работа выполнена на кафедре социально-экономической географии и природопользования геолого-географического факультета | Конференция «Проекты по охране водных ресурсов и экологическому мониторингу:... Управление охраны окружающей среды и природопользования Администрации г. Владивостока | ||
Устойчивое развитие и безопасность Учебное пособие В социоприродном аспекте под устойчивым развитием наиболее безопасный тип эволюции, направленной на сохранение цивилизации и биосферы,... | Направление Устойчивое развитие Преподаватель – Лаптев Николай Иннокентьевич Направленность программ социально-экономического развития на достижение Целей развития тысячелетия на примере вашего региона |