Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие»





Скачать 313.91 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие»
страница1/3
Дата публикации23.11.2014
Размер313.91 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие»

для направления 080100.68 Экономика подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет Мировой экономики и Мировой политики

Программа дисциплины

«Энергоэффективность и устойчивое развитие»

Для направления 08100.68 «Экономика», подготовки магистра

Для магистерской программы «Мировая экономика»

Специализация «Глобальные проблемы и устойчивое развитие»

Авторы программы:

Митрова Т.А. к.э.н. (mitrovat@rambler.ru)

Мельникова С.И. (s.melnikova@inbox.ru)

Одобрена на заседании кафедры «___» _____________ 20 ____ г.

Зав. кафедрой Л.М. Григорьев
Рекомендована профессиональной коллегией

«Экономика»

Председатель «___» ________________ 20____г.
Зарегистрирована УС факультета мирвой экономики и мировой политики

«___» _____________ 20____ г.

Ученый секретарь Т.Б. Коваль _____________________________ (подпись)

Москва 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 Экономика подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Энергоэффективность и устойчивое развитие».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ

Образовательной программой по направлению 080100.68 «Экономика» подготовки бакалавра

Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.68 «Экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.
Курс направлен на исследование вопросов устойчивого развития и энергоэффективности как ключевых факторов современного развития мировой энергетики, как в России, так и за рубежом, включая представление о крупных энергетических системах; системе базовых образующих понятий об основных энергоресурсах и их потоках; комплекса вопросов, связанных с развитием энергоэффективности и энергосбережения, основных критериях их оценки; развития возобновляемой энергетики и сектора нетрадиционной добычи: прогнозирования перспектив мировой энергетики.

2 Цели освоения дисциплины

В процессе курса, слушатели развивают понимание основ устойчивого развития мировой энергетики и комплекса вопросов, связанных с энергоэффективностью и энергосбережением, как основных трендов современного развития энергетики в целях снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. В рамках дисциплины предусмотрена подготовка реферата, направленная на овладение современным международным понятийным аппаратом в сфере энергетики, а также на развитие методологических навыков сравнительного анализа.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

  • особенности энергетики как отрасли;

  • особенности производственных и экономических процессов в основных подотраслях энергетики;

  • особенности производственной цепочки для всех основных энергоресурсов и специфику статистического учета для каждого из них;

  • основные принципы и подходы устойчивого развития в сфере энергетики и энергоэффективности.


Уметь:

  • анализировать основные подходы и меры в области устойчивого развития и энергоэффективности;

  • оценивать результативность применяемых мер с использованием различных оценочных индикаторов;

  • осуществлять комплексный анализ применяемых мер в области устойчивого развития;

  • анализировать прогнозные подходы в области устойчивого развития;

  • анализировать регулятивные меры по повышению энергоэффективности;

  • выбирать стратегию и приоритетность наиболее эффективных мер в области устойчивого развития для конкретной страны/компании.


Иметь навыки (приобрести опыт):


  • использования различных международных систем учета, баз данных и предоставления информации в сфере энергетики;

  • перевода различных данных в требуемый формат, а также приведение различных данных к единым (балансовым) единицам измерения;

  • использование различных индикаторов энергоэффективности и энергосбережения, применяемых в международной практике;

  • сравнительный анализ используемых мер и инструментов энергоэффективности в региональном, страновом и пр. аспектах.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

СК-М5

Контроль знаний в рамках курса основан, прежде всего, на выполнении исследовательских и практических заданий (домашних и в аудитории). Это способствует формированию у студента навыков самостоятельной организации своей работы, её постоянной проверки и перепроверки и ответственности за принятые решения.

Способен самостоятельно организовать собственную научную и прикладную деятельность

ИК-М1.2 н/пр (Э)

Значительная часть материала курса рассчитана на работу со статистической и аналитической информацией, базами данных, прогнозами развития энергетики и результатами исследований, что требует от студента определенных навыков и умения правильно организовать свою работу. Также развитию подобной компетенции способствуют домашние задания, надлежащее выполнение которых требует от студента правильной организации его внеаудиторного времени.

Способен использовать методы, методики и формы предоставления данных, принятые в экономике мировых энергетических рынков

ИК-М 3.2 (Э)

Мировая энергетика, прежде всего в своей информационно-статистической и методологической части имеет ярко выраженную специфику и различные региональные подходы. В процессе обучения студенты должны овладеть этими подходами и методами, а также умением проводить сравнительный анализ при унификации различных подходов..

Способен использовать конкретные статистические системы, модели, методы и индикаторы в области устойчивого развития и энергоэффективности

ИК-М 7.1 (Э)

В силу того, что данный курс имеет ярко выраженную прикладную и практическую направленность, ключевой компетенцией для студентов является уверенная способность ориентироваться в основных источниках данных, системах их предоставления, методах оценки и сравнительного анализа.


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра по направлению «Мировая экономика».

Для специализаций «Глобальные проблемы и устойчивое развитие» является дисциплиной по выбору.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Теоретические вопросы глобального контроля и управления в мировой экономике;

- Экономическая роль национальных государств в глобальной экономике;

- Экономический рост, циклические колебания и финансовые шоки в современной мировой экономике;

- Современная компания в условиях конкуренции - влияние на характер международной торговли;

- Статистические методы прогнозирования во внешнеэкономической деятельности;

а также в ходе проведения научно-исследовательского семинара.
5 Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа




Лекции

Семинары

Практические занятия






Энергетика и устойчивое развитие

22

4







18



Мировая энергетика: основные понятия энергоресурсов, единицы измерения, потоки

20

2







18



Нефть и нефтепродукты: основные понятия, потоки, единицы измерения

20

2







18



Природный газ: основные понятия, потоки, единицы измерения. Нетрадиционные углеводороды

22

4







18



Уголь: основные понятия, потоки, единицы измерения

22

4







18



Декарбонизация энергетики, снижение антропогенного воздействия как фактор устойчивости

22

4







18



Электроэнергетика: основные понятия, потоки, единицы измерения

20

2







18



Возобновляемая энергетика: основные понятия, современные тренды, инвестиции, прогнозы

22

4







18



Прогнозирование развития мировой энергетики

20

4







16



Основные международные прогнозы развития мировой энергетики, сравнительный анализ

18

2







16



Энергоэффективность: основные понятия, индикаторы, барьеры, международная практика

22

6







16



Деловая игра по энергоэффективности

18

2







16



Основные меры и инструменты в реализации программ по энергоэффективности: регулятивные, экономические и пр.

20

4







16



Реализация программ по энергоэффективности и энеергосбережению в России

20

4







16




Итого:

288

48







240


6 Формы контроля знаний студентов

Тип контроля
Текущий

Форма контроля

1 курс

Параметры

1

2




Реферат




*

Реферат по проблемам устойчивого развития и энергоэффективности в России и за рубежом. Презентация результатов

Выполняется индивидуально.

Объем: 7-10 страниц

Срок: 5-7 неделя модуля

Итоговый

Экзамен




*

Устный экзамен.



6.1 Критерии оценки знаний, навыков


Оценка знаний студентов проводится по 10 бальной шкале. Составные элементы средневзвешенной оценки и удельные веса оценок:

  • оценка за работу в аудитории – 20%;

  • оценка за реферат – 30%;

  • оценка за экзамен – 50%.

Выполнение реферата является обязательным условием допуска к экзамену.

Итоговая оценка строится как средневзвешенная величина в пределах 10 баллов.


Таблица оценок

ECTS оценки

10-бальная шкала

Критерии

A+

отлично

10

Эта оценка может быть установлена только тогда, когда все критерии выполнены на высоком уровне.

A

отлично

9

Эти оценки могут быть установлены только при условии полного соблюдения всех требований и высоких результатов по всем критериям.

A-

отлично

8

B+

Хорошо

7

Эта оценка может быть установлена только при условии полного соблюдения четырех из пяти критериев и требований, указанных выше. Один из критериев может быть выполнен частично.

B-

Хорошо

6

Эта оценка может быть установлена только в случае полного соответствия 4 из 5 критериев требований.

C+

Удовлетворительно

5

Эта оценка может быть установлена только при полном соответствии 3 из 5 критериев и требований. Два критерия могут быть удовлетворены частично.

C-

Удовлетворительно

4

Эта оценка может быть установлена только с полного соответствия с 3 из 5 критериев требований.

F

Неудовл.

3

Работа не отвечает требованиям для большинства критериев

F

Неудовл.

2

F

Неудовл.

1



6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценка по курсу формируется из следующих составляющих:

  • работа на лекциях;

  • текущий контроль;

  • итоговый ответ на экзамене.

При оценке работы студентов на лекциях учитывается активность студентов в дискуссиях и правильность решения практических задач и кейсов. Оценки за работу на лекциях и семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на лекциях и семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = Ореферат ;
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,3·Отекущий + 0,2·Оаудиторная
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

7 Содержание дисциплины
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconУчебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления
«Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconРабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Программа: для общеобразовательных учреждений: «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconКнига учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconПоложение о проведении конкурса научно-практических работ школьников...
Настоящее Положение о Конкурсе научно-практических работ «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» (далее – Положение) устанавливает...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется...
Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» icon«Энергоэффективность и энергосберегающие технологии в России» 24...
«Ритц-Карлтон» состоялась конференция риа «рбк» «Энергоэффективность и энергосберегающие технологии в России»
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconУстойчивое развитие человечества
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и понятий о становлении основных предпосылок и идей устойчивого...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconРоссийской федерации
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-исследовательский...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconКорпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и развитие в России
Ша и Канаде. Правда, оно в основном охватывало вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала,...
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconНаучная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» iconЭколого-хозяйственная сбалансированность и устойчивое развитие Ростовской области
Работа выполнена на кафедре социально-экономической географии и природопользования геолого-географического факультета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск