Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки





Скачать 353.84 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер353.84 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа
  1   2   3
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины

Устойчивое развитие

Рекомендуется для направления подготовки

022000 «Экология и природопользование»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Устойчивое развитие» - обязательная дисциплина базовой общеобразовательной части (Б.3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты природных комплексов от чрезмерной эксплуатации и загрязнения с использованием комплекса правовых, организационных экономических и других мер.

Цель дисциплины – формирование у студентов представления о современной международной стратегической концепции сбалансированного развития с учетом социальных интересов, решения экономических задач с учетом экологических ограничений.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Устойчивое развитие» относится циклу Б.3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная часть)) ФГОС подготовки бакалавра по направлению 022000 «Экология и природопользование».

Курс способствует обобщению полученных знаний по дисциплинам профессионального цикла на основе всей совокупности фундаментальных представлений о развитии человечества и природопользования, полученных при изучении цикла социальных, экономических дисциплин, таких как «Экономика», «Социология», «Правоведение», а также естественнонаучных дисциплин, таких как: «География», «Биология», профессиональных дисциплин: «Основы природопользования», «Экономика природопользования», «Экология человека», «Социальная экология» и др. В связи с этим в программе учтен базовый объем знаний и навыков. Темы курса содержат специализированную информацию и способствуют освоению в дальнейшем профессиональных дисциплин профессионального цикла магистерской подготовки. Изучение дисциплины рекомендуется на завершающем этапе обучения бакалавра.

«Входные» знания, умения и готовности обучающегося. Для успешного освоения курса студенты должны иметь базовые знания фундаментальных разделов гуманитарных и естественных наук; знать историю природопользования, основные формы природопользования, способы решения экологических проблем, основы экономики, правоведения и социологии, владеть иностранным языком для сбора и обработки информации в области экологии и природопользования.

Изучение дисциплины «Устойчивое развитие» в представленном объеме и содержании рекомендуется на завершающем этапе бакалавриата.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • социальные, экономические и экологические противоречия в развитии человечества и способы их преодоления согласно рекомендациям мирового сообщества;

  • объем понятия «устойчивое развитие» и его эволюцию;

  • объективные предпосылки становления концепции устойчивого развития;

  • основные международные решения в области устойчивого развития, в том числе, основные международные конвенции, относящиеся к областям решения социальных и экологических проблем;

  • фундаментальные условия реализации концепции устойчивого развития;

  • управленческие, экономические и правовые способы содействия устойчивому развитию;

  • индексы устойчивого развития;

  • международные стандарты качества;

  • стратегию ЕЭК ООН образования в интересах устойчивого развития.


Уметь: применять полученные знания при решении типовых профессиональных задач в сфере управления природопользованием:

  • использовать международную нормативно-справочную информацию в своей работе;

  • соотносить предполагаемые действия в области природопользования с рекомендациями международных конвенций и других договоров, ратифицированных РФ;

  • планировать решение профессиональных задач в области экологии и природопользования с учетом основных положений концепции устойчивого развития;

  • в рамках своей компетенции на практике решать задачи, сформулированные соответствующими национальными и международными программами, в частности «Повестки дня на XXIвек»;

  • грамотно использовать индексы устойчивого развития для определения программы последующих действий;

  • разъяснять содержание концепции устойчивого развития окружающим, способствуя реализации задач непрерывного образования.


Владеть: методами согласования социальных, экономических и экологических задач развития социума, предприятия, региона на доступном системном уровне.

4. Структура и содержание дисциплины Устойчивое развитие
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)







8

1-15

Лекц.

Практ.

Самост.

Всего

Контр. работа

1

Раздел 1




1-4

10

8

18

36







Тема 1. Введение




1

2




2

4







Тема 2. Объективные предпосылки появления концепции устойчивого развития




2

2

2

4

8







Тема 3. Возникновение концепции устойчивого развития




3

2

2

4

8







Тема 4. Конференция ООН по окружающей человека среде




4

2

2

4

8







Тема 5. Конференция ООН по окружающей среде и развитию




5

2

2

4

8







Раздел 2




6-8

6

6

12

24

Контр. работа




Тема 6. Повестка дня на XXI век




6

2

2

4

8







Тема 7. Международные конвенции




7

2

2

4

8







Тема 8. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию




8

2

2

4

8







Раздел 3




9-15

14

14

20

48

Контрольная работа




Тема 9. Фундаментальные условия реализации концепции устойчивого развития




9

2

2

2

6







Тема 10. Экологическая политика




10

2

2

4

8







Тема 11. Индексы устойчивого развития




11

2

2

4

8







Тема 12. Устойчивое развитие регионов




12

2

2

4

8







Тема 13. Образования в интересах устойчивого развития




13

2

2

2

6







Тема 14. Устойчивое развитие России




14

2

2

2

6

Контр. работа




Тема 15. Эволюция представлений о сущности парадигмы устойчивого развития




15

2

2

2

6







Всего часов

 

 

28

26

54

108





Основное содержание курса
Раздел 1 - Возникновение концепции устойчивого развития

Тема 1. Введение: социальные, экономические и экологические противоречия в развитии человечества и тенденции их преодоления

  • Геополитические, идеологические и религиозные противоречия, военно-политическое противостояние, холодная война, разрушительные военные конфликты, терроризм.

  • Коренные социально-экономические противоречия, обусловленные классовым расслоением общества.

  • Неравенство как фундаментальная проблема: международное, гендерное, межвозрастное, социальное, этническое, религиозное и пр.

  • Экологический кризис: сущность, причины

  • Интеграция мирового сообщества (глобализация)

  • Международное сотрудничество

Тема 2. Объективные предпосылки появления концепции устойчивого развития. Деятельность Организации Объединенных Наций. Интеграция Мирового сообщества.

  • Предвестники концепции устойчивого развития. Роль идей В.И.Вернадского. Представление о целостности биосферы. Теория «ноосферы». Становление экоцентрического мировоззрения.

  • Процесс интеграции мирового сообщества. Геополитические противоречия. «Цивилизационные разломы».

  • Опасность межгосударственных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов и военных решений международных споров.

  • Учреждение ООН (1945) и последующие шаги, направленные на предотвращение конфликтов посредством изучения причин обострения международных отношений.

  • Действия ООН по демократизации общественных отношений, распространению принципов равенства и справедливости, повышению уровня образованности и взаимного уважения. Изучение деклараций ООН: о правах человека (1948); о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960); о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963); о ликвидации неграмотности в ходе десятилетия развития ООН (1964); о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965); о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (1965); о правах инвалидов (1975); о воспитании народов в духе мира (1978); о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981); об искоренении насилия в отношении женщин (1993); о борьбе с терроризмом (Венская декларация, 2004);о правах коренных народов (2007).

  • Успехи международного сотрудничества по пути интеграции мирового сообщества. Позитивные и негативные последствия глобализации мира.

Тема 3. На пути к концепции устойчивого развития

  • Эволюция экологических проблем: охрана природы, охрана и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, экологический кризис.

  • Суть экологических ограничений.

  • Изначальное противостояние экономических и экологических проблем, целей, задач.

  • Роль ЮНЕСКО в привлечении внимания к экологическим проблемам в период с 1946 по 1972 гг.

  • Роль Международного союза охраны природы и других экологических организаций (WWF, Greenpeace и пр.) в популяризации идей охраны природы и экологической безопасности

  • Возрастание антропогенного воздействия на биосферу. Угроза исчерпания ресурсов, перенаселения планеты, недопустимого загрязнения окружающей среды.

  • Комплекс мер по охране и улучшению природной среды”, рекомендованный Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС) и резолюция 17-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/1831 (XVII)Экономическое развитие и охрана природы (1962)

  • Прогнозы развития человечества. Доклад «Римского клуба»

Тема 4. Конференция ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972)

  • Стокгольмская декларация (1972)

  • Учреждение Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

  • Конференция ООН по экологическому образованию (Тбилиси, 1977)

  • «Всемирная Хартия Природы» совокупность программных положений, принятых в 1982 году на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Тема 5. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992)

  • Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Доклад «Наше общее будущее» (1987). Концепция устойчивого развития как альтернатива развитию, основанному на неограниченном экономическом росте.

  • Первоначальное определение сути устойчивого развития. Содержание понятия.

  • Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992)

  • Основные решения: Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Повестка дня на 21 век. Параллельный Глобальный форум, созванный общественными организациями.

  • Основные принципы, изложенные в Декларации по окружающей среде и развитию. Смысл «принципа предосторожности». Примеры его применения.

Раздел 2 - Программа действий

Тема 6. Повестка дня на XXI век

  • Состав основных задач, от решения которых зависит обеспечение устойчивого развития.

  • Социальные и экономические аспекты: По выбору преподавателя или студентов знакомство с содержанием следующих разделов: Содействие устойчивому развитию посредством торговли. Обеспечение позитивного взаимодействия между торговлей и окружающей средой. Обеспечение надлежащего притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны. Поощрение экономической политики, способствующей устойчивому развитию. Борьба с нищетой. Изменение структур потребления: сосредоточение внимания на нерациональных структурах производства и потребления; разработка национальной политики и стратегий, призванных стимулировать изменение нерациональных структур потребления. Динамика населения и устойчивое развитие: комплексная национальная политика в области окружающей среды и развития, с учетом демографических тенденций и факторов. Охрана и укрепление здоровья человека. Содействие устойчивому развитию населенных пунктов.

  • Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития. По выбору преподавателя или студентов знакомство с содержанием следующих разделов: Защита атмосферы. Планирование и рациональное использованию земельных ресурсов. Борьба с обезлесением. Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой. Рациональное использование уязвимых экосистем: устойчивое развитие горных районов. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов. Сохранение биологического разнообразия. Экологически безопасное использование биотехнологии. Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов. Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию. Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов. Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов. Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод. Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов

  • Укрепление роли основных групп населения. По выбору преподавателя или студентов знакомство с содержанием следующих разделов: Глобальные действия в интересах женщин в целях обеспечения устойчивого и справедливого развития. Учет интересов детей и молодежи в процессе обеспечения устойчивого развития. Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин. Укрепление роли неправительственных организаций: партнеры в процессе обеспечения устойчивого развития. Инициативы местных властей в поддержку Повестки дня на ХХI век. Укрепление роли трудящихся и их профсоюзов. Укрепление роли деловой деятельности и промышленности. Научные и технические круги. Усиление роли фермеров.

Тема 7. Международные конвенции в различных областях охраны окружающей среды, сопряженных с устойчивым развитием

  • Анализ ряда фундаментальных международных конвенций, в том числе: «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой»; «Договор о нераспространении ядерных вооружений», «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Вашингтон, 1973 (СИТЕС)», «Конвенция ООН по морскому праву», «Венская конвенция об охране озонового слоя», Монреальский протокол к конвенции, «Конвенция по биологическому разнообразию»; «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» и др.

  • Организационные предпосылки выполнения решений международных конвенций

Тема 8. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002)

  • Подготовка к саммиту

  • Основные решения

  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию

  • План выполнения решений

  • Оценка эффективности саммита

Раздел 3- Методы реализации устойчивого развития

Тема 9. Фундаментальные условия реализации концепции устойчивого развития

  • Демократизация общества

  • Международное сотрудничество

  • Взаимное согласование решения социальных, экономических и экологических задач

  • Научно обоснованное прогнозирование

  • Принцип предосторожности

  • Учет, инвентаризация

  • Стандартизация

  • Планирование

Тема 10. Экологическая политика

  • Неистощительное развитие в долгосрочном, межпоколенном плане. Концепция экономического развития при оптимальном использовании ограниченных ресурсов и использования экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов

  • Составляющие экологической политики

  • Административные возможности решения задач устойчивого развития

  • Система добровольной сертификации продукции, работ и услуг

  • Методы усиления самоконтроля: экологический аудит, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза

  • Экономические приемы предотвращения экологических проблем

  • Значение охраны окружающей среды для упрочения экономики, создания новых рабочих мест, стимулирования научно-технических и административных инновационных решений

  • Нормативно-правовые способы создания условий реализации устойчивого развития.

Тема 11. Индексы и индикаторы устойчивого развития

  • Сферы и задачи использования индексов и индикаторов

  • Предназначение Индикаторов устойчивого развития

  • Индикаторы устойчивого развития: экологические, экономические, социальные, институциональные

  • Система экологических индикаторов «Организации экономического сотрудничества и развития» (ОСЭР)

  • Индикаторы мирового развития Всемирного банка

  • Индекс развития человеческого потенциала

  • Показатели «экологического следа»

  • Индекс экологической устойчивости

Тема 12. Устойчивое развитие регионов

  • Общие и специфичные задачи определения параметров устойчивого развития на различных уровнях: глобальном, региональном, национальном, территориальном и пр.

  • Примеры программ устойчивого развития региона

  • Урбанизация и сельские регионы

  • Традиционное природопользование

  • Сохранение традиционных культур

  • Обсуждение показателей и критериев устойчивого развития региона проживания

Тема 13. Образования в интересах устойчивого развития

  • Роль образования в достижении целей устойчивого развития

  • Суть «Болонской декларации» и «Болонского процесса» сближения и гармонизации систем образования стран Европы

  • Содержание Стратегии ЕЭК ООН образования в интересах устойчивого развития

  • Десятилетие ООН образования в интересах устойчивого развития

  • Принцип непрерывного образования

  • Анализ достоинств и недостатков парадигмы репродуктивного типа обучения. Альтернативные подходы.

  • Перспективы совершенствования образования, просвещения и воспитания

Тема 14. Устойчивое развитие России

  • Концепция перехода России к устойчивому развитию (1996)

  • Экологическая доктрина России (2002)

  • Климатическая доктрина Российской Федерации (2008)

  • Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (2007)

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008)

  • Концепция развития здравоохранения до 2020 года

  • Построение демократического общества. Расширение гражданских прав и обязанностей.

  • Роль населения в решении общегосударственных задач

  • Совершенствование системы образования и воспитания в России

Тема 15. Эволюция представлений о сущности устойчивого развития

  • Первоначальные представления о сущности и условиях реализации устойчивого развития

  • Современное представление об устойчивом развитии, как форме сбалансированного решения текущих задач с учетом экологических ограничений и принципа социальной справедливости.

  • Международная конференция Рио+20 (2012)


5. Рекомендуемые образовательные технологии

Рекомендуются активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игр, разбор ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

  1. Лекционные занятия – традиционная форма проведения занятий; предполагается использование средств мультимедиа должна перемежаться с активным обсуждением изучаемых вопросов

  2. Семинарские занятия – анализ и активное обсуждение информации, в том числе найденной в сети Интернет по теме занятия. Использование полученных знаний применительно к конкретным ситуациям своего города, своего района, к себе лично. Целесообразно проводить дискуссии, дебаты, «мозговые атаки», деловые игры, целью которых должно быть экстраполяция общих положений концепции устойчивого развития к конкретным ситуациям, объектам, действиям.

  3. Самостоятельная работа – обязательное условие обучения; предполагает изучение международных документов: деклараций, международных конвенций, а также инициативный поиск новой информации, главным образом через в сети Интернет.


Во второй части курса по темам № 12 и 13 целесообразно привлекать к проведению семинарских занятий представителей территориальных органов исполнительной власти, журналистов, депутатов.

В курсе «Устойчивое развитие» необходимо активнее использовать интерактивные формы проведения занятий, используя для этого все доступные формы творческого освоения материала: самостоятельный поиск необходимых данных, эссе, дискуссии, дебаты, разработку собственных проектов Плана действий на местном уровне, индикаторов устойчивого развития, статей в СМИ, проведения деловых игр, имитирующих сложности принятия решений и решения противоречий. В учебном процессе такие интерактивные занятия должны составлять не менее 50% семинарских занятий. Активность студентов должна в значительной мере поддерживаться творческим настроем преподавателя.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине «Устойчивое развитие» предусматривает изучение основной и дополнительной литературы по курсу, действующих нормативных документов и международных соглашений в сфере планирования развития мирового сообщества, снижения экологического риска, взаимного согласования социальных, экономических и экологических задач развития. Также анализируется содержание конкретных международных и национальных документов, например, договоров, конвенций, Экологической доктрины, указов, федеральных законов.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




п/п

Раздел дисциплины

Основная литература (номера источников)

Дополнительная литература (номера источников)

1

Раздел 1










Тема 1

1-5

10, 29, 33, 50, 53, 57




Тема 2

1-5

20-24, 25, 30, 34, 38, 52, 59,




Тема 3

1-5

23, 25, 29, 30, 38, 52, 55, 56,




Тема 4

1-5

21, 25, 38, http://www.un.org/russian/




Тема 5

1-5

21, 25, 41. http://www.un.org/russian/

2.

Раздел 2










Тема 6

1-5

6, 7, 25, 52, http://www.un.org/russian/




Тема 7

1-5

21, 25, 43. 58, http://www.un.org/russian/




Тема 8

1-5

16, 19, 21, 25, 30, http://www.un.org/russian/

3.

Раздел 3




Контрольная работа




Тема 9

1-5

1, 26, 27, 37




Тема 10

1-5

8,9, 11, 13, 33, 26, 27, 37, 52




Тема 11

1-5

26, 56,




Тема 12

1-5

52, 59




Тема 13

1-5

17, 18, 27, 31, 51, 52, 54,




Тема 14

1-5

15, 26, 32, 36, 52, 55




Тема 15

1-5

1,3, 20-24, 28, 30, 33, 34, 35, 39, 52, 57


Примерные типы письменных работ и форм устного контроля:

  • обсуждения докладов студентов по предложенной тематике;

  • вопросы для самоконтроля по каждой из тем курса;

  • тестирование с помощью программных средств;

  • итоговая аттестация.


Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ).

В начале занятий студенты получают сводную информацию о формах проведения занятий и формах контроля знаний. Тогда же студентам предоставляется список тем лекционных и практических заданий, а также тематика рефератов и эссе.

При подготовке письменных работ в обязательном порядке должны быть представлены: план работы; список использованной литературы, оформленный согласно действующим правилам библиографического описания использованных источников.

Для подготовки реферата должны использоваться только специальные релевантные источники. Кроме рефератов, тематика которых связана с динамикой каких либо явлений за многие годы, либо исторического развития научных взглядов на какую-либо проблему, следует использовать источники за период не более 10 лет.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления
«Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки
Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки
Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины «основы геоинформатики»...
Целью курса является также овладение практическими навыками работы с основными геоинформационными пакетами и возможностями их применения...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование...
Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки
Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины геология рекомендуется для направления подготовки
Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется...
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется...
Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется...
Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск